Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаки Т. п.

  • Признаки самоактуализирующейся личности

  • Фундаментальными потребностями

  • (1896—1980)

  • А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике


    Скачать 4.54 Mb.
    НазваниеМ. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике
    АнкорА. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике.doc
    Дата28.01.2017
    Размер4.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаА. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике.doc
    ТипДокументы
    #739
    страница24 из 30
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30

    т



    Такесикаконтакт общающихся людей, осуществляемый с по­мощью прикосновения.

    Таксономия — теория классификации и систематизации сложно-организованных

    областей действительности, имеющих обычно иерархическое (последовательное расположение) строение.

    Таксономия педагогическая — построение четкой системы пед. целей, внутри к-рой выделены их категории и после­довательные уровни (иерархия).

    Такт педагогический — чувство меры в поведении и действиях учителя,

    включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообла­дание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. — одна из форм реализации пед. этики.

    Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе

    реорганизации имеющегося опыта и форми­рования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Т. име­ет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение обла­сти их применения; на др. уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

    Творчество педагогическое — выработка и воплощение педагогом в постоянно

    меняющихся условиях учебно-воспитательного про­цесса и в общении с детьми оптимальных и нестандартных реше­ний. Признаки Т. п.: наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в пед. действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, измен­чивость системы деятельности; эффективное применение имею­щегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импрови­зации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».

    Т-группа (от англ. training groop — группа тренинга), (группа соц.-психол. тренинга) —

    специальная группа людей, в к-рой проводится соц.-психол. тренинг, преследующий цель развития у его участников умений и навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психол. барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и деловому общению. Основаны К. Левиным.

    Тезаурус — словарь, стремящийся дать описание лексики данно­го языка во всем ее

    объеме; словарь учебной дисциплины, госу­дарственного образовательного стандарта.

    Тезисы — любое утверждение в споре или изложении нек-рой теории; положения,

    кратко излагающие к.-л. идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. лако­нично раскрывается содержание вопроса, темы. Составление тезисов — одна из форм самостоятельной работы над литерату­рой, при подготовке к докладам, лекциям и др. выступлениям. Умению составить тезисы надо учить учащихся со средних клас­сов школы.

    Текстовый редактор — программа для ввода, организации и проверки текстовой

    информации в компьютер.

    Телекоммуникации — передача произвольной информации на расстояние с помощью

    технических средств (телефона, телегра­фа, радио, телевидения и т. п.). Виды Т.: Интернет, почта элек­тронная, телеконференции, телекоммуникационный проект, дис­танционное (дистантное) обучение и др. Т. компьютерные начи­нают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на рас­стоянии, проведения консультаций. В системе школьного обра­зования — для повышения эффективности самостоятельной де­ятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свобод­ного доступа к базам данных, обмена информацией с партнера­ми как внутри страны, так и за рубежом. Т. технология может предоставить неограниченные возможности для решения про­блем дистанционного обучения.

    Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей,

    соразмерность) — совокупность устойчивых индивиду­альных особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.

    Меланхолик(от греч. melas — черный, chole — желчь) — че­ловек, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешеннос­тью, слабостью, инертностью нервных процессов, про­являющийся в высокой реактивности психики, склонно­сти к переживаниям, интроверсии, нек-рой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, не­достаточной инициативностью и т. д. «Меланхолический темперамент — явно тормозной тип нервной системы. Для М. каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не на­деется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» (И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 3, кн. 2, с. 86). Однако ряд качеств М. важен для многих сфер деятельности: вы­сокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (напр., работу радиста, наблюдателя, гидроакустика и т. д.); высо­кая эмоциональная чувствительность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тончайшие эмоциональ­ные сопереживания с окружающими, особенно с тонки­ми личностями и т. д.
    Сангвиник(от лат. sanquis — кровь) — человек, обладаю­щий одним из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, си­лой нервных процессов, высокой психической активнос­тью, работоспособностью. «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него мно­го интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Ког­да же такого дела нет, он становится скучным, вялым ...» (Павлов И. П. Поли. Собр. соч., т. 3. кн. 2, с. 68).
    Флегматик(от греч. flegma — слизь) — человек, обладаю­щий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой под­вижностью, но относительно большой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замед­ленных темпах психических процессов, спокойствии, ус­тойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — все­гда спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженник жизни» (И. П. Павлов. Поли. собр. соч., М-Л., 1951, т. 3, кн. 2, с. 86).
    Холерик(от греч. chole — желчь) — человек, обладающий од­ним из четырех основных типов темперамента, характе­ризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом пла­не в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроения, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении. При отсутствии надлежаще­го воспитания недостаточная эмоциональная уравнове­шенность может привести к неспособности контролиро­вать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

    Тенденция — направление, в к-ром совершается развитие к.-л. явления.

    Теории возникновения воспитания — теории, объясняющие причины

    возникновения воспитания как социально осознава­емого явления. Теория фр. этнографа Ш. Летурно (1831 — 1904) — эволюционная, социолого-антропологическая, считавше­го, что человечество является результатом слепого и бессвязного воспитания, данного ему природой и соц. бытом и отождеств­лявшего инстинктивные действия животных с воспитатель­ной практикой первобытных людей. Теория нем. политоло­гов К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) - социолого-трудовая, основную причину появления воспитания виде­ли в появлении первых орудий труда и труда как сознательной де­ятельности. Теория амер. профессора педагогики П. Монро (1869—1947) — социолого-психол., основана на признании ре­шающего значения в возникновении воспитания соц. окруже­ния и заложенной в природе человека способности к подража­нию. Теория нем. педагога К. Шмидта (1819—1864) — духовно-культурологическая, построенная на том, что воспитание возникло тогда, когда человек стал замечать и понимать необ­ходимость в знаниях и умениях. По его мнению, именно в куль­туре воплотилась идея духовности, выступающая как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества.

    Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущ­ность, закономерности,

    движущие силы воспитания, его основ­ные структурные элементы и методику.

    Теория педагогическая — научное единство знаний в области вос­питания обучения

    и образования, в к-ром пед. факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводят­ся или объясняются ими.

    Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков) — теория

    развивающего обучения, выстроенная на принципах: обу­чение на высоком теоретическом уровне трудности; быстрый темп обучения; непрерывное повторение в новых условиях (со­путствующее повторение и закрепление); воспитание положи­тельной мотивации учения и познавательных интересов; гума­низация взаимоотношений в учебном процессе; с начальной школы линейное построение учебных программ.

    Теория развития личности А. Маслоу (1908—1970) и К. Род­жерса

    (1902—1987) — психогенетический подход к развитию личности. А. Маслоу и К. Роджерс отвергают детерминизм внут­реннего или средового программирования. Психическое разви­тие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития — спонтанный, его движущей силой являет­ся стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремле­ние к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. В центре концепции Маслоу — самоак­туализирующаяся личность (это не обычный человек, к-рому что-то добавили, а обычный человек, у к-рого ничего не отня­ли). Признаки самоактуализирующейся личности: 1) более эффек­тивное восприятие реальности и более комфортабельное отно­шение к ней; 2) принятие себя, др., природы как они есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) нек-рая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оце­нок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопри­частности, эмпатии, единения с др.; 10) более глубокие межлич­ностные отношения: 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и цели, добра и зла; 13) философское, не­врожденное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творче­ство: 15) сопротивление раскультуриванию. В подходе А. Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями, согласно данной теории, являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); по­требность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (се­мья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется бо­лее высокая, в силу этого неудовольствия, жалобам не может быть конца (К. Маркс в свое время сформулировал это как закон воз­вышающихся потребностей). Сильные потребности пронизыва­ют мышление, восприятие так, что человек все сознает и вос­принимает через эти потребности. Согласно К. Роджерсу, лич­ность и ее поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, направленной на те аспекты среды, к-рые обещают конструктивное движение личности к актуализации, ее завершенности и целостности.

    Теория развития личности Ж. Пиаже (1896—1980)— когни­тивная теория

    развития личности. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях. В центре концепции — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Установить равновесие можно путем совершения действий либо по приспособлению к среде, либо по приспособ­лению среды. Производя действия, субъект находит способы или схемы этих действий, Схема действия, по Пиаже, сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Позна­вательное развитие происходит по мере постепенного превра­щения предметных действий В умственные операции за счет интериоризации предметных действий. Основные механизмы приспособления — ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция — процесс приспособления новой информации к существующим схемам действий, не изменяя их в принципе. Это способствует уточнению, совершенствованию имеющихся схем действия. Ак­комодация — пластичное изменение личности, в ходе к-рого пе­рестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые. Это приводит к перестройке, модификации имеющихся схем (понятий) и выработке новых, усвоенных понятий. Характер вза­имоотношений между этими механизмами обуславливает каче­ственное содержание умственной деятельности человека. На ран­них стадиях развития любая умственная операция — компромисс между этими механизмами. Собственно логическое мышление — как высшая форма познавательного развития — результат гармо­нического синтеза между ними. Понятиями этого подхода также являются: представление о сохранении, трансдукция, эгоцент­ризм мышления, обратимость/необратимость мышления.

    Теория развития личности 3. Фрейда — система взглядов налич­ность 3. Фрейда

    (1856—1939), основателя целого направления в науке — фрейдизма. По мнению Фрейда, в психической жизни нет перерывов и непоследовательности: каждое душевное собы­тие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Хотя Фрейд зани­мался и механизмами мышления, большее внимание он уделил подсознанию, бессознательному, к-рые и предопределяют связь прошлого и настоящего. Большая часть психики бессознательна. В ней находятся основные детерминанты развития личности, источники психической энергии, побуждения, инстинкты. Предсознание — часть бессознательного, к-рая может осознаться. Инстинкты — «исходная причина всякой деятельности». Особую роль среди них играют сексуальный инстинкт и ин­стинкт агрессии. Эти два фундаментальных инстинкта (поддер­живающий жизнь и зовущий к смерти) предопределяют основ­ные противоречия в развитии личности, разнообразие поведе­ния человека. Инстинкты — это каналы, по к-рым протекает энергия — либидо. Эта энергия подвижна, количественно изме­ряема. Катексис — процесс распределения активности, энергии по различным сферам деятельности. Обнаружение психической энергии, определение основных направлений ее трансформа­ции — основная проблема в понимании личности. Структура личности — Ид (Оно), Эго, Суперэго. Ид содержит все унаследо­ванное, все врожденные инстинкты. Др. элементы структуры личности развиваются из Ид. Но само Ид бесформенно, хаотич­но, его функционирование не подчиняется логическим зако­нам. Эго — психика, к-рая контактирует с внешней реальнос­тью. Главная задача Эго — самосохранение. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Эго конт­ролирует импульсы Ид, так что индивидуум м. б. менее непос­редственным, но более адаптированным к окружающей среде, более реалистичным. Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Суперэго — хранилище моральных норм, запре­тов, разрешений; это внутренний цензор деятельности лично­сти — ее совесть, самонаблюдение, идеалы. Суперэго родителей как бы воплощается в Суперэго ребенка; оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций, ценностей от поколения к поколению. Эго и Суперэго в значительной степе­ни остаются для личности неосознанными. Личность в своем развитии проходит оральную (ребенок от рождения до появле­ния зубов), анальную (ребенок до осознания табу), фаллическую (повышенное внимание к своим гениталиям, сексуальным воп­росам), гениталъную (с наступлением половой зрелости) стадию. На каждой из этих стадий по-своему проявляется либидо. Так, у мальчиков развивается Эдипов комплекс — стремление к об­ладанию матерью; у девочек — к обладанию отцом, к-рые по­давляются Суперэго. Бессознательное человека проявляется во снах (нередко в них — истинные желания), оговорках, спонтан­ных реакциях (прорыв Ид через Эго и Суперэго). Сексуальная, агрессивная энергия могут трансформироваться в различные формы активности. Этот процесс назван сублимацией. Высшие достижения в творческой деятельности человека связаны с та­кими трансформациями. Для подавления чувства тревожности, дискомфорта личность использует защитный механизм. Опре­деляющим для развития личности являются отношения в се­мье, в ближайшем окружении ребенка. В понимании Фрейда личность не рациональна, а влекома могущественными эмоциональными, бессознательными силами. При этом интеллект — одно из орудий, доступных Эго. Рассогласование между Ид, Эго и Суперэго, по Фрейду, — источник неврозов, психических от­клонений в развитии личности. В дальнейшем Фрейд возвел свои положения в ранг общепсихол. теории, приобретя большое влияние во всем мире, но чрезмерное внимание Фрейда к про­блеме сексуальности в жизни человека служило поводом для критики. Для Фрейда характерно объяснение психических яв­лений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознатель­ным в психике человека.


    Теория развития личности Э. Эриксона (1902—1994) — одно из наиболее

    ярких направлений социогенетического подхода. В концепции Э. Эриксона каждая стадия развития личности оп­ределяется той кризисной ситуацией, к-рая д. б. разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кри­зиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса раз­вития. Первый период — от рождения до года — стадия доверия-недоверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощуще­ния. Вторая стадия — от 1 года до 3 лет — стадия, на к-рой у ре­бенка развивается чувство самостоятельности, автономии—зави­симости. Ребенок начинает осознавать себя активно действую­щим существом. Неодобрение, запреты, негативное отношение к ребенку подрывают возможности ребенка сделать что-л. са­мостоятельно. Третья стадия — от 3 до 6 лет — стадия развер­тывания конфликта между инициативой и чувством вины, ак­тивностью—пассивностью. Характерна энергичная и настойчи­вая познавательная деятельность. Ребенок очень любознателен. Необходима поддержка родителями и др. взрослыми исследова­тельского поведения ребенка, чтобы у него не формировалось чувство вины за совершенные им действия. Четвертая стадия — от 6 до 12 лет. Конфликт: трудолюбие — чувство неполноценно­сти. Ребенок осуществляет разнообразную продуктивную дея­тельность, в результате к-рой у него складывается чувство трудо­любия и способность к самовыражению. Если постоянно что-то не получается в этот период, это порождает чувство неполноцен­ности. Пятая стадия — от 13 до 18 лет. Основная трудность — конфликт между формирующимся чувством идентичности и ро­левой неопределенностью. Основные проблемы, решаемые подростком в этот период, — «кто я?» и «каков мой дальнейший путь?». Опасность, к-рую необходимо преодолеть — размыва­ние чувства «Я». Шестая стадия — стадия ранней взрослости. Основной конфликт — между близостью и изоляцией. Седьмая стадия — взрослость. Конфликт: генеративность (целеустрем­ленность, продуктивность)—стагнация (обеднение личной жиз­ни, регрессия). Развитие у себя целеустремленности, делающей жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного раз­решения предыдущих конфликтов. Неудачи при их разрешении могут приводить к излишней поглощенности самим собой, что может вести к регрессу в развитии личности. Восьмая стадия — зрелость. Конфликт: цельность — отчаяние. Ретроспективная оценка жизни и появление либо чувства завершенности жиз­ненного пути, либо отсутствие завершенности, неудовлетворен­ность прожитой жизнью.

    Теория развития личности К. Юнга
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30


    написать администратору сайта