Главная страница

Учебник по гимнастике. Гимнастика учеб. М. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно


Скачать 5.14 Mb.
НазваниеМ. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно
АнкорУчебник по гимнастике
Дата06.03.2023
Размер5.14 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГимнастика учеб.doc
ТипДокументы
#972736
страница30 из 31
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
Глава 20. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА

В ОБЛАСТИ ГИМНАСТИКИ

20.1. Методическая подготовка студентов на занятиях по гимнастике

Методическая подготовка студентов представляет собой еди­ную систему, которая складывается из проведения лекционного курса, семинарских, обзорно-методических и практических заня­тий, самостоятельной работы и учебной практики. Эта система предполагает следующую последовательность.

На I курсе: составление комплекса упражнений гимнасти­ки и его проведение на группе; подбор и проведение отдельных общеразвивающих упражнений без предметов, на гимнастичес­кой стенке и гимнастической скамейке; выполнение заданий пре­подавателя по проведению строевых упражнений, отдельных уп­ражнений художественной гимнастики без предмета и с предме­том, танцевальных комбинаций; подбор музыкального произве­дения в соответствии с характером исполняемых упражнений; со­ставление комбинаций из упражнений без предмета и с предме­тами на 16, 32 счета; выполнение заданий по оказанию помощи и страховки при выполнении отдельных гимнастических упражне­ний; установка и сборка гимнастических снарядов; использова­ние технических средств обучения.

На II курсе: выполнение заданий преподавателя по напи­санию и проведению комплекса общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, вдвоем и в сопротивлении; выпол­нение заданий по обучению отдельным акробатическим упражне­ниям, опорным прыжкам, упражнениям на гимнастических сна-

418

рядах и их страховке; составление плана отдельных частей урока и их проведение в процессе занятий.

На III курсе: подготовка к педагогической практике в об­щеобразовательной школе, написание конспекта урока по гимна­стике для детей различных возрастных групп, проведение учебно­го урока с дальнейшим его обсуждением. Подготовка студентов к внеклассной работе по гимнастике с детьми различных возраст­ных групп; практическое судейство соревнований по гимнастике на материале классификационной программы категории «Б», ху­дожественной гимнастики и акробатики; использование средств и методов ритмической гимнастики на учебных и внеклассных занятиях с детьми начальных, средних и старших классов. Подго­товка к работе в спортивно-оздоровительном лагере: изучение и практическое проведение примерных массовых гимнастических выступлений без предметов и с предметами; овладение методи­кой организации физкультурных праздников с детьми различного возраста.

На IV курсе: выполнение заданий преподавателя по про­ведению учебно-тренировочного урока в гимнастической секции общеобразовательной школы или ДЮСШ.

Вся система методической подготовки студента должна быть направлена на:

владение голосом для подачи распоряжений и команд;

умение сочетать показ и объяснение техники исполнения гим­настических упражнений и их назначения;

правильный выбор места для показа и проведения упражне­ний;

владение гимнастической терминологией для объяснения уп­ражнений;

оказание помощи и страховки при выполнении упражне­ний;

определение причин ошибок и способов их устранения при изучении и выполнении упражнений;

умение терминологически правильно записывать вольные уп­ражнения без предметов, с предметами, упражнения на снаря­дах и акробатические упражнения;

составление комплексов упражнений для подготовительной части урока, для разминки в тренировочных занятиях, для физ­культурных пауз, физкультминуток, гимнастики до занятий, под­вижных перемен, для занятий с лицами различных возрастных групп;

подбор упражнений, методов и приемов для укрепления здо­ровья, повышения физической подготовленности, изучения и развития спортивных и профессиональных психомоторных спо­собностей у школьников юных спортсменов, учащихся средних и высших учебных заведений, воспитание их в спортивном, про-

419




фессиональном и гражданском плане; проведение уроков по гим­настике с различными категориями занимающихся;

умение оценить качество исполнения гимнастических упраж­нений в соответствии с правилами соревнований по спортив­ной, художественной гимнастике, акробатике и спортивной аэро­бике;

умение использовать в учебном процессе технические средства обучения.

Методическая подготовленность студентов закрепляется и про­должает совершенствоваться после окончания высшего физкуль­турного учебного заведения на практической работе в качестве учителя физической культуры, педагога-тренера. Здесь формиру­ется их методическое мастерство.

20.2. Основы методического мастерства

учителя физической культуры (педагога-тренера)

в области гимнастики

Методическое мастерство учителя физической культуры (педа­гога-тренера) в области гимнастики является составной частью педагогического мастерства спортивного педагога, которое пред­ставляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мыш­ления, профессионально-педагогических знаний, навыков, уме­ний и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебные задачи»1.

Специфика педагогического процесса, его структура и содер­жание выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей. Педагогическое мастерство представляет со­бой сложную структуру слагаемых (схема 9), содержащую как ми­нимум следующие четыре подсистемы:

  1. педагогическую технологию,

  2. педагогическое творчество,

  3. знание предмета,

  4. педагогический стиль.

Методическая подготовленность учителя в области гимнасти­ки характеризуется его умением рационально использовать систе­му средств (слово, гимнастические упражнения, музыка, усло­вия, в которых проводятся занятия), методов и методических при­емов для решения оздоровительных, образовательных, воспита­тельных и спортивных задач в учебно-тренировочном процессе.

1 Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя: Методическое пособие // ВПА. — М., 1975.

420

421

Его мастерство характеризуется следующими основными показа­телями:

  1. Собственным отношением к своему труду, основанным на чувстве профессионального долга, на хорошей теоретической, методической и практической подготовленности в области гим­настики, на умении формировать у своих учеников глубоко осоз­нанное и активное отношение к занятиям. О степени сформиро-ванности такого отношения судят: по интересу, проявляемому учениками к занятиям, по их взаимоотношениям с учителем, по точности и быстроте выполнения его команд, распоряжений, просьб, по посещаемости занятий и текущей успеваемости, по желанию заниматься в школьной секции гимнастики, по актив­ности участия в спортивных школьных соревнованиях, в их су­действе и в других мероприятиях, проводимым учителем.

  2. Умением учителя убеждать учеников в безграничных возмож­ностях средств и методов гимнастики в укреплении здоровья, в повышении физической и умственной работоспособности, в вос­питании личностных свойств, в развитии способностей, необхо­димых в учебе, труде и спорте. Способностью учителя формиро­вать у занимающихся твердое убеждение в необходимости ценить свое здоровье как бесценное личное и общественное достояние, уберегать учеников от вредных привычек и увлечений, прививать им любовь к систематическим занятиям физическими упражне­ниями, формировать у них здоровый образ жизни.




  1. Умением учителя общаться с родителями своих учеников: делиться с ними своими наблюдениями за склонностями, спо­собностями, обучаемостью и воспитуемостью, интересами и жиз­ненными устремлениями их детей; получать от родителей сведе­ния, необходимые для индивидуализации учебно-воспитательных воздействий на учащихся.

  2. Систематическим изучением у своих учеников способностей, необходимых им в учебе, в занятиях избранным видом спорта, в овладении предполагаемой или уже избранной профессией.

Методическое мастерство учителя наиболее отчетливо прояв­ляется при организации и проведении уроков гимнастики.

Перед уроком важное значение имеет бодрый, уверенный на­строй учителя, основанный на тщательной предварительной орга­низации, продуманности методики его проведения. Сюда же вхо­дят: своевременная подготовка спортивного зала (проветривание, влажная уборка и др.); проверка исправности гимнастических сна­рядов; инструктаж помощников, обучение их правилам страхов­ки и помощи при выполнении вновь изучаемых упражнений.

В ходе урока методическое мастерство учителя проявляется: в твер­дом управлении занимающимися от начала и до его окончания (см. гл. 13); в удачном выборе способов размещения учащихся в зале и при их перемещении во время выполнения упражнений в ходьбе и

беге; в выборе собственного места в зале, чтобы можно было хоро­шо видеть всех занимающихся, а они, в свою очередь, видели бы своего учителя; в способности своевременно подмечать ошибки в исполнении упражнений и находить способы их устранения; в пре­дупреждении нарушений дисциплины и порядка; в использовании создающихся в ходе урока благоприятных возможностей для воспи­тательных воздействий на своих учеников; в мобилизации учащихся на преодоление трудностей в процессе овладения вновь изучаемыми упражнениями; в создании условий для расслабления, кратковре­менного отдыха, успокоения от чрезмерных эмоциональных возбуж­дений; в убедительной аргументации требований, предъявляемых к занимающимся, и доведение их до точного исполнения.

При обучении гимнастическим упражнениям методическое мас­терство учителя проявляется: в умении пользоваться гимнасти­ческой терминологией; осуществлять дифференцированный, ин­дивидуальный и личностный подход к занимающимся с учетом их способностей и отношения к уроку, к изучаемому упражне­нию; в умении создавать четкое представление о вновь изучаемом упражнении, опираясь на теорию отражения; в удачном подборе подводящих и подготовительных упражнений, музыкального со­провождения, словесных воздействий на занимающихся; в учете условий, в которых проводятся занятия; в соблюдении принци­пов обучения, воспитания и спортивной тренировки (см. гл. 6).

При решении оздоровительных задач методическое мастерство учителя проявляется в умении подбирать доступные для выполне­ния и в то же время достаточно трудные и эффективные по воз­действию на занимающихся упражнения, методические приемы, музыкальное сопровождение, собственные словесные воздействия на занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей в состоянии здоровья и в соответствии с ними дозировать нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организ­ма (см. разд. 17.3), опорно-двигательный аппарат (формирование осанки); осуществлять постоянный контроль за состоянием здо­ровья, фиксировать его изменения по числу пропущенных уроков по болезни, по жалобам самих учащихся, по заявлениям родите­лей, по сведениям других учителей, школьного врача и учитывать эти изменения в ходе занятий.

В решении образовательных задач методическое мастерство учи­теля определяется его способностью обогащать учащихся систе­мой современных знаний в области гимнастики и смежных с ней дисциплин, формировать у них двигательные умения и навыки, используя передовую методику, добиваться глубокого осмысле­ния учебного материала и на этой основе формировать убеждения. Примерами такого подхода могут быть следующие:

1. Объяснение техники исполнения упражнений, опираясь на за­коны механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии.


422

423

  1. Ознакомление с вновь изучаемым упражнением, опираясь на теорию познания.

  2. Системно-структурный подход к изучению каждого ученика как личности, его способностей и деятельности.

При решении воспитательных задач методическое мастерство учителя проявляется: в научности обучения гимнастическим уп­ражнениям, в умении использовать их в сочетании с музыкой, словесными воздействиями на занимающихся и условиями, в ко­торых проводятся занятия, с целью воспитания прежде всего со­знательного и активного отношения к занятиям гимнастикой, развития у них воли, чувства собственного достоинства, товари­щества, коллективизма, любви к красоте собственного тела, дви­жений и др., в умении изобретать собственные методы и методи­ческие приемы обучения и воспитания, свою технику воспита­тельных воздействий на учеников.

В развитии способностей у занимающихся гимнастикой мето­дическое мастерство учителя характеризуется умением анализи­ровать технику изучаемых упражнений, определять требования, которые они предъявляют к гимнастам, использовать средства и методы гимнастики при изучении и развитии способностей к это­му виду спорта, изучать особенности взаимосвязей между ними, возможности компенсации слабо развитых способностей за счет хорошо развитых, за счет дополнительных усилий самого занима­ющегося и методического мастерства учителя; умением оценивать тренируемость способностей, обучаемость и воспитуемость каж­дого ученика, прогнозировать способности, осуществлять спортив­ную ориентацию, консультацию и отбор лиц, желающих зани­маться гимнастикой со спортивной направленностью.

После урока методическое мастерство учителя выражается в умении: анализировать и критически оценивать качество прове­денного им урока, объективно соотносить то, что удалось сде­лать, с тем, что было запланировано в конспекте урока; оцени­вать свое поведение, взаимоотношения с учениками, допущен­ные при этом ошибки и находить способы их устранения; давать общую оценку проведенному уроку.

Исходя из изложенных выше критериев методического мастер­ства учителя можно определить качество урока.

Высокое качество урока характеризуется способностью учите­ля: подбирать упражнения, музыкальное сопровождение, словес­ные воздействия на учеников, четко организовывать условия, не­обходимые для успешного решения поставленных задач; твердым, уверенным управлением занимающимися от начала и до оконча­ния урока, его высокой педагогической и моторной плотностью, эмоциональностью и активным, сознательным отношением уче­ников к выполнению заданий учителя; творческим использова­нием принципов дидактики, воспитания и спортивной трениров-

ки; анализом техники исполнения вновь изучаемых упражнений с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиоло­гии, психологии; индивидуальным и личностным подходом при взаимодействии с учениками; тщательным критическим анали­зом качества проведенного урока.

Среднее качество урока проявляется в том, что учебный мате­риал преподносится на уровне готовых, изложенных в учебниках или эмпирических по преимуществу правил и выводов из мето­дических пособий. Обучение упражнениям осуществляется: без достаточной опоры на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии; без указаний на основное назначение изучаемого упражнения, на его многофункциональность. Урок проводится по шаблону, выработанному практикой, другими бо­лее опытными педагогами (копирование). Этот уровень качества урока характеризуется недостаточной педагогической и моторной плотностью, пониженной эмоциональностью и активностью уча­щихся, слабой опорой учителя на принципы дидактики, воспи­тания и спортивной тренировки. Здесь преобладают фронтальный и групповой методы проведения урока, а при взаимодействии учи­теля с занимающимися слабо учитываются их индивидуальные особенности.

Низкое качество урока характеризуется тем, что учитель сооб­щает ученикам лишь самые элементарные сведения из устарев­ших методических пособий по гимнастике, устанавливает свои, не всегда достаточно аргументированные правила и порядки. При обучении упражнениям даются лишь операционные сведения о них (см. гл. 6). Уроки проводятся по шаблону, с низкой педагоги­ческой и моторной плотностью, они не эмоциональны, не вызы­вают у занимающихся интереса. Работая с одной группой, учитель упускает из поля зрения другие, что не позволяет упреждать слу­чаи нарушения дисциплины и порядка, халатного выполнения заданий. При взаимодействии с учениками не учитываются их ин­дивидуальные особенности. Отсутствует критический анализ про­веденного урока.

424

ПРИЛОЖЕНИЕ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые спе­циалисту по физической культуре, и не включает термины, ис­пользуемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастер­ства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медлен­ный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тема­тические группы.

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

Общие понятия

ЭЛЕМЕНТ — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризу­ющееся законченностью и невозможностью расчленения на составляю­щие элементы.

СОЕДИНЕНИЕ — совокупность последовательно и слитно исполня­емых элементов, при этом выполнение элемента в соединении каче­ственно отличается от его изолированного выполнения.

КОМБИНАЦИЯ — совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как пра­вило, соскок) элементами.

Характеристики движений

ОДНОИМЕННЫЕ — движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

РАЗНОИМЕННЫЕ — движения, противоположные: по направле­нию стороне конечности — правой влево или левой вправо; с разно­именным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

ПООЧЕРЕДНЫЕ — движения, выполняющиеся сначала одной ко­нечностью (рукой или ногой), затем другой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ — движения, выполняющиеся одно за дру­гим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амп­литуды.

426

ОДНОВРЕМЕННЫЕ — движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметрич­ными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асим­метричными.

Предлоги

на — указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;

в — указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;

с — ставится между элементами, выполняемыми одновременно.

СОЮЗ «и» — ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.

Группы элементов

УПОРЫ ПРОСТЫЕ — выполняются опорой только руками.

УПОРЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются: с дополнительной опо­рой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела — руками (рукой), согнутыми ногами, носками.

ВИСЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.

ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ — выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ — выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.

Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.

КОНКРЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ

Основные

БЕГ — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага — см. Шаг: мягкий — с без­опорной фазой и более эластично; перекатный — с безопорной фазой и более эластично; пружинный — состоит из ряда подскоков с поочеред­ными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, нос­ки оттянуты; острый — выполняется менее резко, свободная нога выно­сится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий — маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.

ВИС — положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.

427

ВОЛНА — целостное движение с последовательным выведением впе­ред и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (рука­ми).

ВСКОК — прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.

ВХОД — из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.

ВЫКРУТ — переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, вы­полняемый вращением в плечевых суставах.

ВЫХОД — из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.

ГРУППИРОВКА — положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.

ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ — выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружи­ну; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение вы­полняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.

КАЧ — колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.

КРУГ — а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) дви­жение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над сна­рядом или полом.

КУВЫРОК — вращательное движение тела с последовательным ка­санием опоры и переворачиванием через голову.

КУРБЕТ* — прыжок с рук на ноги.

МАХ — движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание — несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных на­правлениях; взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направ­лении с возвращением в и. п.; отмах — махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах — движение ногой или ногами над по­лом или снарядом.

МОСТ — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).

МОСТ* — выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.

НАКЛОН — отведение туловища или головы относительно верти­кального положения; разновидности: пружинящий — выполняется не­сколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь — выполняется с касанием пола руками (рукой).

ОБОРОТ — круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приве­денными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.

ОПУСКАНИЕ — спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).

ПЕРЕКАТ — вращательное движение тела с последовательным каса­нием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).

ПЕРЕВОРОТ — вращательное движение тела с полным переворачи­ванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различа­ют П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-

вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.

ПЕРЕЛЕТ — перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.

ПЕРЕСКОК — а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.

ПЕРЕХОД — перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).

ПОВОРОТ — движение тела вокруг своей продольной оси; П. туло­вища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота — поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.

ПОДСКОК — небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием в указанном направлении.

ПОДЪЕМ — переход в упор из виса или более низкого упора.

ПРИСЕД — положение на согнутых ногах опорой на носках; полу­присед — положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю сто­пу; упор присев — сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.

ПРЫЖОК — свободный полет после толчка ногами или одной но­гой.

РАВНОВЕСИЕ — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.

РОНДАТ — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.

САЛЬТО — безопорное вращательное движение тела после отталки­вания или отпускания рук.

СЕД — положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и суще­ственную опору руками.

СКРЕЩЕНИЕ — два одновременных встречных перемаха; разновид­ности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перема­ха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).

СОСКОК — спрыгивание со снаряда.

СПАД — переход из упора в вис или более низкий упор.

СТОЙКА — а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.

УПОР — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.

УПОР — вертикальное положение тела с опорой прямыми, направ­ленными вниз руками

ХВАТ — способ держания за снаряд; перехват — изменение X.

ШАГ — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновиднос­ти Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с корот­ким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в верти­кальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги впе­ред опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный — как перекат-


428

429

ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый — с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание пристав­ного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляе­мой ноги.

ШПАГАТ* — сед с предельно разведенными ногами; Ш. пра­вой (левой) — указана нога, находящаяся впереди.

Дополнительные

Основные положения рук

ВПЕРЕД

ВВЕРХ

ВНИЗ (в и. п. не указывается)

НАЗАД (до отказа)

ВПРАВО или ВЛЕВО

В СТОРОНЫ

Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения

(ДУГАМИ) ВПЕРЕД — см. также правила сокращений

(ДУГАМИ) КВЕРХУ

(ДУГАМИ) КНИЗУ

(ДУГАМИ) НАЗАД

(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО

(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ

ДУГОЙ — а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продол­жающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде — движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из ниж­ней точки.

ВНЕ — а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.

ВНУТРИ — а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) по­ложение гимнаста внутри брусьев или лестницы.

ПРОДОЛЬНО — плечевая ось параллельна оси снаряда.

ПОПЕРЕК — плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.

СТОЯ — а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).

ЛЕЖА — положение, при котором гимнаст находится в горизонталь­ном состоянии или ближе к горизонтальному.

СИДЯ — положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).

СПЕРЕДИ — лицом или передней поверхностью туловища к удержи­ваемому снаряду или опоре.

СЗАДИ — спиной к удерживаемому снаряду или опоре.

БОКОМ — указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.

ПРОГНУВШИСЬ — прямое туловище, слегка отведенные назад пле­чи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предус­мотрено техникой исполнения).

СОГНУВШИСЬ — тело согнуто в тазобедренных суставах почти мак­симально.

УГЛОМ — прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.

ВЫСОКИМ углом — прямые ноги максимально приведены к туло­вищу и находятся в положении, близком к вертикальному.

С ЗАХВАТОМ —• прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.

МАХОМ — выполняется за счет инерции движения гимнаста.

СИЛОЙ — выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимна­ста.

РАЗГИБОМ — выполняется за счет ускоренного разгибания в тазо­бедренных суставах.

ПЕРЕВОРОТОМ — выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).

ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») — а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.

НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опо­рой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).

ДВУМЯ (устар. «вперед») — характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.

ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).

УЗКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги расставлены в стойке вдвое мень­ше, чем в стойке ноги врозь.

ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке широко разведены в стороны.

430





КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса

Общие задачи урока

Образовательные

  1. Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).

  2. Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).

  3. Совершенствовать выполнение изученных акробатических элемен­тов в комбинации (мальчики, девочки).

Оздоровительные

  1. Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.

  2. Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.

Воспитательные

  1. Формировать навыки дружной и согласованной работы при выпол­нении учебных заданий в группах.

  2. Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.

Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:

гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.



432

433













434

435













436

437




438

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Часть первая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ 5

1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


написать администратору сайта