Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Византийские источники

  • § 2. Западноевропейские источники

  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров. М. Н. Тихомиров источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в


    Скачать 1.52 Mb.
    НазваниеМ. Н. Тихомиров источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в
    АнкорИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров.doc
    Дата17.03.2018
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров.doc
    ТипРеферат
    #16782
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    ГЛАВА III

     

    ВИЗАНТИЙСКИЕ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ И ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СССР В VI—XII вв. н. э.

     

    Основные источники по истории СССР в VI—XII вв. могут быть разделены на три группы: источники византийские, западноевропейские и восточные. Из последних в особые группы должны быть выделены армянские и грузинские источники, а также еврейско-хазарская переписка. Каждая из этих групп источников освещает разнообразные части территории СССР. Особо важное значение имеют византийские и восточные источники.

    Обособившаяся с конца IV в. от Рима Восточная Римская (Византийская) империя сталкивалась на севере со многими соседними народами. На Балканском полуострове империя защи -

     

    [20]

     

    щала свои границы от многочисленных племен, переходивших через Дунай и нападавших на нее. Поэтому ранние и ценные известия о гуннах, готах и славянах мы находим прежде всего именно в византийских источниках. В них же имеются ранние известия о руссах и начальной истории Киевского государства IX—X вв. Византийские источники имеют громадное значение для истории Кавказа, а отчасти и Средней Азии, так как Византия постоянно вела войны на восточной границе и была сильно заинтересована в делах Грузии и Хазарского царства.

    Восточные источники по истории СССР имеют особенно важное значение для истории Кавказа, Средней Азии и Нижнего Поволжья, входившего в состав Хазарского и Булгарского царств. Значительно меньший интерес представляют восточные источники для истории славян и Киевского государства; о последнем восточные писатели дают немногочисленные и путанные сведения.

    Наконец, западноевропейские писатели первого тысячелетия нашей эры говорят о Восточной Европе лишь попутно и редко. Их известия относительно многочисленны только для XI— XII вв. и имеют значение для истории Киевского государства.

     

    § 1. Византийские источники

     

    Многочисленные сведения о славянах и народах Причерноморья и Кавказа, а отчасти Средней Азии, имеются в трудах византийских историков.

    В VI в. написал свои исторические труды Прокопий. Он был советником и секретарем Велизария, виднейшего византийского полководца VI в. Прокопий был свидетелем ряда важнейших событий. Его «История в восьми книгах» (более известна под названием «Истории войны») рассказывает о войнах Византии— против персов, вандалов, готов и других, народов — до 554 г. В первых двух книгах говорится о войнах с персами, в III—IV — с вандалами, в V—VII — с готами, а последняя часть является как бы дополнением к предыдущим. Прокопий пользовался различными источниками, в том числе каким - то ранним сочинением по истории Армении. Изложение современных ему событий он дает, главным образом, на основании личных наблюдений. В «Истории» Прокопия рассказывается о славянах и гуннах, наступавших на Балканский полуостров: «Гунны, Скла - вины и Анты, соседи Склавин, почти ежегодно, переправляясь через Истр, нападали с великим войском на Римские пределы».

    По словам Прокопия, к северу от Черного моря (Понта) живут «бесчисленные племена антов», говорящих на том же языке, что и «склавины» (т. е. те же славяне). Очень интересные сведения имеются у Прокопия об остатках готов у берегов Азовского моря и болгарах, которых он считает гуннами. В защиту от варваров император Юстиниан заново укрепил города в Крыму, в том числе Херсонес, и построил крепости Алустон (Алушта) и Горсувит (Гурзуф). «Страну же между Херсоном и

     

    [21]

     

    Боспором держат в своих руках варвары, преимущественно гунны».

    Дополнением к известиям Прокопия служат сочинения двух византийских историков VI в. — Агафия и Менандра. Агафий рассказывает о царствовании Юстиниана за 552—558 гг. и, таким образом, продолжает Прокопия. Менандр говорит об аварах, которые уже в 574 г. требовали дани от византийского императора. Не меньший интерес представляют упоминания о славянах в византийском сочинении VII в., «Стратегике», приписываемой византийскому императору Маврикию (582—602). В ней говорится о методах борьбы с наступающими народами, в том числе и славянами, причем сообщаются сведения об их быте и военном строе.

    Труды ранних византийских писателей чрезвычайно важны для истории СССР в период VI—VIII вв., являясь для этого периода основным источником.

     

    В IX—X вв. внимание Византии было привлечено походами руссов. При крайне малом количестве источников по истории образования Киевского государства известия византийских писателей имеют большое значение. Наиболее ранние сведения о Руси находим в посланиях константинопольского патриарха Фотия (IX в.) и в двух житиях византийских святых.

    Фотий впервые упоминает о руссах и их нашествиях на Византию. Во второй своей беседе, относящейся к 860 г., Фотий характеризует руссов как «народ неименитый, народ несчитаемый ни за что, народ поставляемый наравне с рабами, но получивший имя со времени похода против нас, незначительный, но получивший значение, уничтоженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства». Беседа Фотия отличается риторическим стилем, свойственным произведениям византийских писателей этого времени, но имеет большой исторический интерес как прямое свидетельство о первом походе Руси на Царьград. Характеристика руссов как «кочующего» народа должна быть принята критически, так как славяне жили оседло и земледелие у большей их части было основным занятием.

    Не менее интересные сведения по вопросу о начале Руси сообщают два жития, объясненные и подробно разобранные в трудах византиниста В. Г. Васильевского. Первое из них — житие Георгия Амастридского — было составлено неизвестным автором (Амастрида — город в Малой Азии, недалеко от Синопа), невидимому, не позднее 842 г. Однако в житии уже упоминается о нападении руссов на берега Черного моря («было нашествие варваров, Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого»). Руссы, «начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли наконец и до отечества святого» (т. е. Амастриды).

    В другом византийском сочинении, написанном не позднее X в., — житии Стефана Сурожского — рассказывается об осаде города Сурожа (Судака в Крыму) руссами и их князем.

    Крупный интерес представляет также так называемая «Записка готского топарха», найденная в одной византийской рукописи, на чистых листах которой были сделаны записи ее владельцем в конце X — начале XI в. Автором записей и владельцем рукописи был знатный византиец («топарх»), живший в Крыму (в Крымской Готии). В «Записке» рассказывается об опасностях переправы через Днепр, о зимнем путешествии в Крым и опасностях такого путешествия, а также о сношениях Византии с Русью в период походов Святослава на Болгарию.

     

    [21]

     

    Среди сочинений византийских писателей крупное значение для истории СССР имеют труды византийского императора Константина Багрянородного (912—959) (или Порфирородного — Порфирогенита).

    Константин Багрянородный имел определенно выраженные литературные интересы, и ему приписывается несколько сочинений. Однако не всегда ясно, что написал сам Константин и что написано по его приказу.

    Среди его сочинений наибольшее значение для истории СССР имеет книга «Об управлении империей» (название, данное издателями). В этой книге Багрянородный пишет поучение сыну с наставлением, как следует управлять Византийской империей. В связи с этим он касается соседних народов, сообщая более или менее подробные сведения о Киевском государстве, Хазарском царстве, об Иберии (Грузии) и других странах Кавказа. В сочинении есть главы, рассказывающие о Руси и славянах. Тщательно собирая известия, Багрянородный старался более или менее точно передать славянские и другие названия, что ему не всегда удавалось, так как греческий язык не имеет многих звуков, существующих в языках других народов (например, у славян и грузин). Поэтому названия, приводимые Константином Багрянородным, требуют дополнительной расшифровки и не всегда могут быть удовлетворительно объяснены.

     

    В первых 12 главах книги «Об управлении империей» говорится о печенегах, болгарах и руссах, причем доказывается необходимость для Византии жить с печенегами в мире: «когда царь Ромейский [византийский] живет в мире с печенегами, то ни Русь ни Турки не могут совершать враждебных нападений на Ромейскую державу, не могут они и требовать от Ромеев чрезвычайно больших денег и вещей в уплату за мир, боясь силы, которую царь при помощи этого народа может противопоставить им в случае их похода на Ромеев».

    В 9 главе говорится о руссах, приезжающих в Константинополь на однодеревках. Константин Багрянородный подробно описывает путь от Киева по Днепру через пороги и называет важнейшие племена восточных славян. Для истории Киевской Руси X в. эта глава имеет исключительно большое значение.

    Главы 13—25 рассказывают о турках и арабах, дальнейшие главы (26—37) говорят об Италии, Далмации и славянских землях на Балканском полуострове.

    В 38 главе говорится о печенегах, о родословии тюрков и их взаимоотношениях с хазарами. В 41—42 главах дается краткое описание Моравии и земель и городов, лежащих у берегов Черного моря между Дунаем и Волгой. Главы 43—46 рассказывают о странах Кавказа — Армении и Грузии, причем особенное внимание обращается на исторические подробности. Эти части сочинения Константина Багрянородного имеют существенное значение для истории кавказских стран. Главы 48—52 в основном посвящены славянам, живущим на Балканском полуострове. В 53 главе рассказывается история города Херсонеса (в окрестностях современного Севастополя), по - видимому, заимствованная из какого - то особого литературного источника и начинающаяся со времен римского императора Диоклетиана (III в. н. э.). Рассказ об истории Херсонеса заканчивается заметкой, что, «если бы жители Херсона когда - нибудь восстали или пожелали совершить что-либо противное царским повелениям, то все, какие окажутся в столице, херсонские корабли с их грузом должны быть конфискованы».

     

    [23]

     

    В другом сочинении Константина Багрянородного — «О церемониях византийского двора» (или «Изложение царского чина») — рассказывается о тех многочисленных и пышных церемониях, какие соблюдались при византийском дворе. Константин описывает в частности прием, оказанный княгине Ольге в Константинополе: «Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою...» и т. д. Краткая заметка о приеме Ольги имеет интерес для характеристики взаимоотношений между Византией и Русью в X в. и как свидетельство современника.

    В третьем сочинении Константина Багрянородного — «О фемах» — содержится описание Византийской империи, основанное, впрочем, на трудах более ранних авторов. В числе фем Азии описана Армения.

    Из византийских сочинений X в. для истории СССР особенно ценна «История» Льва Дьякона Он сопровождал византийского императора Василия II Болгаробойцу во время его походов на Балканский полуостров и описал в десяти книгах войны за 965—975 гг.

    В одной из глав своей «Истории» Лев Дьякон рассказывает о походах Святослава в Болгарию. В некоторых случаях автор приписывает Святославу почти те же речи, что и наша Начальная летопись. Особенно подробно говорится о знаменитой битве под Доростолом на Дунае, в которой был убит русский богатырь Сфенкел (может быть, Свенельд наших летописей). Лев Дьякон рассказывает о встрече Цимисхия со Святославом на Дунае после заключения мира, причем описывает наружность Святослава и т. д.

    Следует отметить условность терминологии Льва Дьякона, который называет русских византийским названием «скифов» и «тавроскифов». Последним именем византийские писатели обычно называли народы, обитавшие в Крыму (по названию Таврийских гор). Вместе с тем Лев Дьякон не отличается беспристрастием в своих оценках и склонен преувеличивать успехи византийцев.

    Лев Дьякон был непосредственным свидетелем войн с Русью, и его замечания очень ценны для истории Киевской Руси X в. В частности он упоминает о том, что князь Игорь был казнен древлянами (разорван между двумя деревьями).

    Византийские источники XI—XII вв. также имеют значительный интерес для истории СССР, но они уже теряют значение наиболее достоверных, а иногда и единственных источников, так как от этого времени до нас дошли русские летописи и другие письменные источники.

     

    Из трудов позднейших византийских писателей наибольшее значение имеют произведения Иоанна Скилицы, Георгия Кедрина и Иоанна Зонары. Скилица в конце XI —начале XII в. написал византийскую историю за 811—1079 гг. Кедрин писал в то же время и составил компи -

     

    [24]

     

    лятивную хронику от «сотворения мира» до 1057 г., использовав труд Скилицы и других авторов. Младшим современником указанных двух авторов был Зон ар а, написавший всемирную историю до 1118 г., которая особенно ценные сведения дает в своей последней части, рассказывающей о царствовании византийского императора Алексея Комнена.

     

    § 2. Западноевропейские источники

     

    Переходя к обзору западноевропейских источников, необходимо отметить, что они, за исключением трудов Иордана, имеют значение только для относительно позднего периода — IX—XI вв.

    Одним из важнейших сочинений по истории Восточной Европы является труд Иордана, заполняющий значительный пробел в наших источниках. Иордан (по другому написанию — Иорнанд) был секретарем при дворе готских королей в Италии VI в. Он был по происхождению аланом, а выдавал себя за гота.

    Иордан написал ряд трудов, из которых наибольшее значение имеет сочинение «О происхождении и деяниях готов». В нем Иордан останавливается на истории готов, рассказывает об их странствованиях по Восточней Европе и о громадном готском государстве IV в., существовавшем в пределах Восточной Европы. Иордан перечисляет народы, жившие к северу от Черного моря, — славян (склавин, антов), гуннов и др.

    Государство готов отличалось значительными размерами, но существовало очень недолго, будучи разрушено гуннами. Остатки готов долгое время жили в Крыму, часть которого в византийские времена (даже в IX—X вв.) носила название Готфии и имела особого готского епископа. В связи с историей готов Иордан говорит о народах, подвластных им во времена Эрманариха, в том числе о славянах: «Славяне обитают от города Новетунского и озера, называемого Мурсианским, по самый Днестр, а на север по Вислу; у них болота и леса заменяют города. Анты же считаются славнейшими между ними, живут в окрестностях Понта от Днестра до Днепра, рек, отстоящих одна от другой на несколько дней пути».

    Однако труд Иордана является не всегда достоверным источником, так как он писал с определенной тенденцией, желая возвеличить готов. Во многих случаях он преувеличивает могущество готского государства Эрманариха. Так, он сообщает, что это государство занимало будто бы пространство от Черного до Балтийского моря. Нельзя забывать и того, что Иордан писал о государстве Эрманариха полтора - два века спустя и пользовался разными легендами и преданиями. Впрочем, он пользовался историей готов, написанной Кассиодором.

    В IX—XII вв. между Русью и некоторыми странами Западной Европы происходили оживленные сношения. Киевская Русь была хорошо известна в Западной Европе, и в западноевропейских источниках этого времени мы находим о ней ряд известий.

     

    [25]

     

    Прежде всего необходимо отметить так называемые Вертинские летописи (или анналы), относящиеся к IX в. Под 839 г. в них говорится о руссах, или народе «рос», правитель которого («хакаи») отправил послов к византийскому императору Феофилу. В свою очередь Феофил, отправляя посольство к императору Людовику I, «послал с ним также неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос, и которых, как они говорили, царь их, по имени хакан, отправил к нему [Феофилу] ради дружбы». Это известие, вызывавшее большие споры, несомненно, имеет важное значение как самый ранний источник, упоминающий о Руси. Титул хакана, как мы знаем, был официальным титулом великих князей киевских. Позже он был вытеснен из обращения славянским термином «князь».

    Такой же характер имеют известия о Руси у Лиутпрандта Кремонского, который в своем отчете о посольствах (949 и 968 гг.) в Византию дает такое, несколько неясное, определение руссов: «греки по телесным признакам называют их Руссами, мы же по месту их поселения норманнами». Слово «норманны» в данном случае могло обозначать не только жителей Скандинавии, но северные народы вообще, в том числе и славян.

     

    Из источников более поздней эпохи наиболее интересны сочинения Титмара Мерзебургского и архиепископа Бруно.

    Титмар (род. в Германии в 976 г., епископ Мерзебурга) написал большое сочинение под названием «8 книг хроники». Последние две книги написаны им перед смертью (ум. в 1018 г.). Особенное значение хроника Титмара имеет для истории конца X — начала XI в., когда он писал как очевидец. В хронике описана борьба немецких феодалов с соседней Польшей, а также войны польского короля Болеслава, который в 1015—1019 гг. вторгайся в Киевскую Русь в качестве союзника Святополка Окаянного. В сочинениях Титмара помещено интересное описание Киева начала XI в. как громадного города, населенного различными народами, со множеством церквей и несколькими рынками.

     

    Титмар оставил любопытную характеристику Владимира Святого. В отличие от наших летописей он рисует Владимира человеком жестоким и хитрым: «Теперь я намерен итти в своем рассказе далее и осудить короля руссов Владимира за его несправедливый образ действий. Он взял себе жену из Греции, по имени Елену, которая была обещана прежде Оттону III и коварно отнята у него; по ее убеждению Владимир принял христианскую веру, которую он, однако, не украсил добрыми делами, ибо был безмерно чувствен и кровожаден, и причинил в особенности изнеженным грекам много вреда». Искать у Титмара исторической беспристрастности мы не можем. Тем не менее его хроника как свидетельство современника представляет крупный интерес.

     

    К началу XI в. относится письмо архиепископа Бруно. Бруно был типичным воинствующим монахом - миссионером. С полумиссионерской, полуполитической целью Бруно в 1008 г. ездил в степь к печенегам через Киев. Эта поездка описана им в письме к германскому императору. Большой интерес имеет указание Бруно на близость печенегов к Киеву. Князь Владимир сам провожал Бруно до границы, находившейся на расстоянии двух дней пути от Киева и укрепленной валами и

     

    [26]

     

    засеками. Не менее любопытны известия Бруно о печенегах, их старейшинах и родах.

    К истории Киевской Руси имеют известное отношение и сочинения западноевропейских писателей о западных славянах.

     

    Адам Бременский в «Деяниях Гамбургской церкви» (XI в.) дает много сведений по географии Скандинавии, Германии и прилегающих к Балтийскому морю славянских стран. В его сочинении, впрочем, встречается немало известий, основанных на чужих рассказах и требующих большой проверки и критики. Наибольший интерес имеет третья часть труда Адама Бременского, в которой он говорит о правлении бременского архиепископа Адальберта (1043—1072).

    «Хроника славян», написанная на латинском языке Гельмольдом (XII в.), имеет большое значение для истории XII в.

     

    Особый характер как исторический источник имеют скандинавские саги (сказания). В них мы встречаем известия о русских князьях, о стране Гардарик (под которой понимается Новгородская земля или Русь вообще), о походах скандинавов на восток, в частности в Финляндию и Карелию.

    Скандинавские саги представляют большой интерес, но наряду с этим являются очень ненадежным историческим источником, так как записаны значительно позже рассказываемых событий, по различного рода устным преданиям. Составители стремились дать не столько рассказ о действительных событиях, сколько занимательное повествование, вследствие чего в сагах имеется множество сказочных подробностей.

     

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта