Введение Актуальность и постановка проблемы исследования, В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, которая характеризуется радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни, несущими людям не только благо, но и деструктивные явления. Резкое снижение уровня производства, инфляция и безработица привели к ломке устоявшихся взглядов, вымыванию нравственных ценностей и общественно-значимых ориентиров поведения. Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравственного облика подрастающего поколения, навязывания негативных стандартов жизни, рекламируемых средствами массовой информации. В воспитании детей и подростков образовался своего рода вакуум, который молодые люди стремятся заполнить самостоятельно, в том числе и антисоциальными способами, приобщаясь к употреблению алкогольных напитков, наркомании, токсикомании. В современных условиях нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа гуманистического воспитания молодёжи, ориентированного на нравственные ценности. В связи с тем, что нравственное воспитание является актуальной проблемой во многих государствах мира, мы обратились не только к накопленному у нас опыту. Изучение нравственного воспитания в рамках России и США, стран с различным уровнем экономического уклада, позволяет нам выявить объективные закономерности и тенденции, способствующие улучшению нравственного воспитания в нашей стране. Всесторонний анализ накопленного опыта воспитания в США представляет для нас не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Обобщение этого опыта имеет большое значение для развития и совершенствования всех форм культурного сотрудничества между странами. В педагогической науке имеется опыт анализа образовательных и воспитательных систем зарубежных стран. Вместе с тем, российский опыт изучения проблем и путей развития воспитания в зарубежных странах нельзя 4 считать в полной мере удовлетворительным. Это объясняется отсутствием чёткой системы информационного обеспечения и целенаправленной организации экспериментальных работ по проверке путей использования опыта зарубежных стран в практике отечественного воспитания. Кроме того, необходима, на наш взгляд, корректировка отношения к анализу теории и практики систем воспитания за рубежом. В прошлом преобладал критический подход, ориентированный, главным образом, на выявление кризисных явлений, негативных аспектов воспитания в зарубежных странах. Следует отметить, что разные страны перенимают опыт друг друга по нравственному воспитанию, а не слепо заимствуют практику других культур. Они приспосабливают к своим условиям только тот опыт, который согласуется с требованиями их общества. Таким образом, источником обогащения педагогической практики необходимо считать соединение истории мировой педагогической мысли и местных традиций географической среды проживания различных народов. Российская школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития родной культуры, нравственного воспитания молодого поколения, являющегося носителем своей национальной идеи и способного освоить культуру других народов. Проведённый нами анализ отечественной и зарубежной научной литературы свидетельствует, что проблеме нравственного воспитания посвящено значительное количество исследований и в России и в США. Теоретические аспекты нравственного воспитания представлены в работах учёных-педагогов начала XX века Н.И. Пирогова, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Анализ современного положения и эволюции формирования основ нравственности, ее переосмысления, изменения воспитательной работы в целом, говорит о появлении новых концептуальных подходов в решении теоретических и практических задач, которые исследованы в публикациях В.В. Веселовой, В.Я. Пилиповского, Б.З. Вульфова, В.А. Сластенина и др. В этих работах нашли отражение отдельные стороны нравственно-воспитательной 5 работы, рассматриваемые обзорно в связи со школьной реформой 80-90 годов. Проблемы нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательной деятельности рассмотрены Б.Т. Лихачёвым, Э.И. Моносзоном, З.И. Васильевой, Д.И. Гришиным, Н.М. Трофимовой. Исследования А.В. Киричуна, Н.Е. Шурковой, М.Г. Яновской, Л.И. Валиевой, В.Е. Коноваленко, А.Д. Солдатенкова, Б.И. Фонина и других посвящены разработке системы воспитания у школьников нравственных отношений. Эти ученые рассмотрели роль и значение, цели и содержание нравственного воспитания школьников, разработали методики диагностики нравственной воспитанности. Вопросам нравственного развития подростков посвящены труды О.В. Шуляповой, И.Ю. Кулагиной, Л.Н. Антилоговой др. Воспитанию ответственности уделено внимание в трудах Н.А. Минкиной, В.И. Спиранского, Ю.П. Азарова и др. Данной проблеме посвящены работы и некоторых американских учёных: У. Фостера, Д. Фея, А. Эциони. Свою точку зрения на воспитание нравственности отстаивают представители христианской педагогики: И. Куликов, А. Кураев, А. Гармаев и др. Размышления о христианском нравственном воспитании содержатся в работах профессоров нравственного богословия - И.И. Базарова, И.Л. Янышева, В.И. Несмелова, И.М. Андреева и др. Проблема духовного развития личности в качестве проблемы современного образования ставится в исследованиях В.И. Слободчикова, А.А. Корзинкина и др. Воспитательные теории педагогов религиозной ориентации и религиозных философов содержат немало оригинальных и продуктивных идей. Для глубокого понимания постановки проблемы необходимо специальное изучение работ отечественных исследователей по общим вопросам организации учебного процесса и воспитания в школах США, которые рассмотрены в трудах Н.Д. Никандрова, Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, А.Э. Бабашева, Л.И. Новиковой, Ю.А. Якобсон и др. Существенное значение при работе над данным исследованием имеют исследования известных зарубежных авторов: А. Маслоу, К. Роджерса с их теорией самоактуализации личности. Рассмотрению отличий американской культуры и, в частности, нравственного воспитания, от других культур посвящены труды С. Лэпейроуза, Г. Орфилда и др. В работах современных американских учёных (И. Гудлэнд, Т. Ликона, Р. Рилей, К. Грир, У. Глассер, Т. Сайзер, Д. Кроуфорд, К. Уилсон, А. Эциони, Р. Фогарти, У. Фостер, П. Джексон и др.) освещены методологические и теоретические основы нравственного воспитания в средней школе США, с , позиций которых раскрываются его методы и организационные формы. Нами были тщательно изучены учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари, периодические издания, выпущенные в России и США, а также материалы прессы, такие как, например, журналы «Америка», «За рубежом», «Dr. Delta Kappan», «Curriculum and Teaching», «The Educational Digest» и другие. Наиболее видное место среди этих источников занимает журнал «Вестник образования», освещающий многие актуальные проблемы средней школы, дискуссионные темы, в том числе вопросы нравственного воспитания школьников. Сегодня представляется крайне важным проанализировать, как в практике школьной жизни в начале XXI века понимается и реализуется цель улучшения нравственного воспитания в России и США. Анализ теоретических исследований и обобщение практического опыта нравственного воспитания старшеклассников в России и США свидетельствует о том, что эта острая, актуальная проблема ещё недостаточно изучена, хотя к настоящему моменту сформировались определённые стратегии нравственного воспитания. Таким образом, имеется противоречие между объективно обусловленной потребностью улучшения нравственного воспитания и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике школьного образования России. Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы нравственного воспитания подростков определили выбор темы нашего исследования «Нравственное воспитание учащихся старших классов (на примере России и США)». Проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий нравственного 7 воспитания, способствующих эффективности нравственного воспитания старшеклассников в России. Решение проблемы исследования составляет его цель — разработка модели и программы нравственного воспитания старшеклассников общеобразовательных школ России. Объект исследования - нравственное воспитание в средней общеобразовательной школе в условиях демократического общества. Предмет исследования - процесс нравственного воспитания школьников России и США, сравнение (компаративизм) и обобщение. Гипотеза исследования заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если: • средством его улучшения выступает модель нравственного воспитания старшеклассников; • сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя его структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию старшеклассников. Цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач: • выявить и обосновать психолого-педагогические основы нравственного воспитания в России и США; • проанализировать и обобщить закономерности и тенденции нравственного воспитания в России и США; • опытно-экспериментальным путём проверить эффективность модели нравственного воспитания учащихся старших классов; • определить организационно-педагогические условия, способствующие улучшению нравственного воспитания старшеклассников; • разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию системы нравственного воспитания в общеобразовательных школах России. 8 Методологической основой исследования явились: • теории нравственного воспитания личности (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, О.С. Газман, Э.И. Моносзон, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачёв, Н.Е. Щуркова и др.); • теории личностно ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); • отечественные и зарубежные гуманистические теории личности (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Браун, Т. Джонсон, К. Паттерсон и др-); • отечественные и зарубежные теории ценностей (Т.В. Чапля, П.И. Пидкасистый, М. Рокич, М. Файн, D. Ноблит и др.). В процессе решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников по нравственному воспитанию в России и США; педагогическое наблюдение; методы опроса (анкетирование, интервью, беседа); педагогический эксперимент; статистические методы обработки полученных результатов социологического и педагогического анализа фактических данных. В соответствии с логикой педагогического исследования работа над диссертацией охватила четыре этапа в период с 1998 по 2003 гг. Первый этап - (1998-1999 гг.) - диагностический: в ходе анализа философских, социологических и психолого-педагогических источников, опыта работы общеобразовательных школ выявлено состояние исследуемой проблемы в теории и практике нравственного воспитания старшеклассников в России и США, разработан научный аппарат. Второй этап (1999 г.) - прогностический: сформулированы концептуальные идеи и положения, разработана программа исследования, сконструирована модель и определена технология нравственного воспитания учащихся старших классов в России. Третий этап (1999-2001 гг.) - практический или формирующий: осуществлена апробация модели исследования и технология её внедрения в 9 России, организовано и проведено социально-педагогическое исследование проблемы на констатирующем этапе. Четвёртый этап (2001-2003 гг.) - обобщающий: сделан анализ, проведена систематизация и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, полученных в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной проверки сконструированной модели; сформулированы выводы и рекомендации; завершено литературное оформление диссертационной работы. Опытно-экспериментальная база исследования: учащиеся старших классов средних школ г. Гранте Пасса, штата Орегон, США, и учащиеся старших классов средних школ г. Рубцовска, Алтайский край, Россия. Всего на различных этапах исследования в ходе реализации его программы приняли участие 514 человек. Научная новизна работы: • выявлена совокупность характеристик, которые могут составить модель нравственного воспитания школьников; • сконструирована педагогическая модель нравственного воспитания подростков, которая ведёт к улучшению нравственного воспитания; • разработаны различные методы, принципы, формы и средства нравственного воспитания старшеклассников (методы личного примера учителя, педагогического общения, нравственного убеждения и др.; принципы субъект-субъектных отношений, личностно ориентированного подхода, гуманизма, воспитания в коллективе и др.; групповые и индивидуальные формы работы и т.д.), составляющие технологию нравственного воспитания в школах России; • создана программа нравственного воспитания учащихся старших классов, способствующая эффективности нравственного воспитания старшеклассников; • определены организационно-педагогические условия развития нравственного воспитания школьников. 10 Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнена сущность нравственного воспитания учащихся старших классов, конкретизированы его структурные компоненты и функции; выявлены и обоснованы психолого-педагогические основы нравственного воспитания учащихся старших классов в школах России и США; проанализированы и обобщены закономерности и тенденции нравственного воспитания в рассматриваемых странах. Практическая значимость исследования заключается в том, что доказана эффективность сконструированной модели и технологии нравственного воспитания старшеклассников в условиях практической деятельности современной школы; разработан инструментарий, позволяющий вести сравнительный анализ нравственного воспитания в России и США; создана методика оценки нравственных ориентации школьников; обоснованы практические рекомендации по повышению эффективности нравственного воспитания в российских школах. Результаты проведённого исследования дают возможность организовать практическую и научно-исследовательскую работу по улучшению нравственного воспитания в школах России. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на научные концепции и методологию философских и психолого-педагогических трудов российских и американских авторов; на передовой отечественный и зарубежный опыт нравственного воспитания учащихся старших классов; совокупностью использованных теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; широкой базой апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику школ; статистической репрезентативностью экспериментальных данных, подтверждающих сделанные выводы. Полученные данные исследования, их качественный и количественный анализ доказывают объективность и достоверность проведённой работы. Положения, выносимые на защиту: • модель нравственного воспитания учащихся старших классов, 11 включающая цель, принципы, методы, формы работы нравственного формирования личности подростков, реализующаяся посредством педагогического взаимодействия учителя и учащихся и воздействия на мотивационную сферу старшеклассников, способствует эффективности нравственного воспитания в школе, улучшению взаимоотношений в кругу сверстников, положительной деятельности и изменению ценностных ориентации. • эффективность процесса формирования нравственной личности школьников зависит от наличия ряда организационно-педагогических условий: обеспеченность процесса нравственного воспитания необходимой программно-методической базой; знание закономерностей и направлений нравственного воспитания; изучение индивидуальных особенностей учеников; использование разнообразных форм проведения учебных занятий; высокий уровень нравственной культуры преподавательского состава; благоприятная нравственная атмосфера в школе; чёткие единые педагогические позиции; взаимосвязь обучения и воспитания на основе педагогического сотрудничества. Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические положения и результаты исследования получили отражение в 12 статьях по теме исследования. Результаты работы обсуждались на всероссийских (Красноярск, 2001; Пенза, 2002; Новосибирск, 2002), краевых (Барнаул, 2000; Бийск, 2002) и городских (Рубцовск, 2000, 2001) конференциях. Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность и постановка проблемы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определены методология и этапы исследования, а также положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические и практические предпосылки 12 нравственного воспитания в России и США» выявлена сущность и педагогический смысл понятия «нравственное воспитание» применительно к учащимся старших классов общеобразовательной школы; обоснованы психолого-педагогические основы нравственного воспитания учащихся старших классов в школах России и США; проанализированы и обобщены закономерности и тенденции нравственного воспитания в рассматриваемых странах. Во второй главе «Пути улучшения нравственного воспитания учащихся старших классов в России» разработаны модель и технология нравственного воспитания учащихся старших классов России; раскрыты организация и методика исследования; доказана эффективность модели и технологии нравственного воспитания подростков; дан анализ результатов опытно-экспериментальной работы. В заключении обобщены результаты исследования; изложены основные выводы и рекомендации; приводится дальнейшее видение разработки поднятой проблемы. В приложениях содержится материал опытно-экспериментальной работы и программа нравственного воспитания старшеклассников в России. Общий объём работы составляет 171 машинописных страниц. Диссертация содержит 4 рисунка, 7 таблиц, 8 графиков. Список литературы включает 220 источника, из них 81 на английском языке. 13 Глава I Теоретические и практические предпосылки изучения нравственного воспитания в России и США 1.1. Сущность нравственного воспитания в общеобразовательной школе В данное время в Российской Федерации сложилась ситуация, которая характеризуется радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни, несущими людям деструктивные явления. Научно-техническая революция, не сопровождаемая соответствующим нравственным развитием общества, вызвала серьезные социальные последствия: распад традиционных нравственных норм, ориентацию на потребительство, активное наступление псевдокультуры, которая насаждается коммерциализационными средствами массовой информации. В складывающихся социально-культурных условиях именно российская школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития отечественной культуры, нравственного воспитания нового поколения. Основной трудностью, которая стоит на пути к познанию нравственного воспитания, является противоречивость, неоднозначность понимания этого сложного образования. Чтобы подойти к раскрытию сущности данного понятия, нужно начать с вопроса о том, что такое воспитание вообще. Проблема воспитания всегда занимала центральное место в общественных отношениях. Ни одно поколение не могло обходиться без воспитательного процесса. Существует несколько разных определений данной категории, но нет общепринятого. Вероятно, это объясняется тем, что оно многозначно. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: воспитание - это вскармливание, питание ребёнка. Процесс воспитания изучается с различных научных сторон, и каждая наука в зависимости от 14 предмета своего изучения по-разному трактует его сущность. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом [97, с.376]. С философской точки зрения, воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому. В психологии отмечается обращённость воспитания к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании [там же, с.377]. Говоря о воспитании, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова отмечают, что процесс воспитания в настоящее время должен быть направлен на формирование основных параметров личностного развития или параметров воспитанности. Приоритетными свойствами развивающейся личности ребёнка учёные выделяют ориентацию его на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, «самостроительство», т.е. способность к самопознанию, оценке, самопроектированию и самореализации [49, с. 19-22]. Попытку позитивного решения проблемы определения воспитания осуществили авторы современных концепций воспитания. Так, например, Е.В. Бондаревская рассматривает гуманистическое личностно ориентированное воспитание как «педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которых происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей» [75, с.29]. Можно выделить следующие современные концепции воспитания: «Социальное воспитание учащихся» (Б.П. Битинас), «Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника» (В.М. Коротков), «Целостная система воспитания» (И.П. Иванов) и др. Что касается США, следует заметить, что распространённый термин 15 «education» (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы «образ», но он также понятийно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса [44, с.47]. Поэтому образование объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). А.В. Мудрик придерживается точки зрения, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина «education» как «образование», «обучение», по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточная. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education) [87, с. 167]. В американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определяется как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и др. формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живёт; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития. «Краткий педагогический словарь» (1982 г.) воспитание трактует так: а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учёбы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учёбу [там 16 же, с.167]. Из вышесказанного следует, что, хотя в отечественной и западной педагогике нет общепринятых определений воспитания, оно рассматривается в качестве одной из основных педагогических категорий. В конструировании новых воспитательных систем отправной точкой служат цели и задачи воспитания, однако по этому поводу существуют разные суждения. Одно из них - «воспитание только нравственное» (О.С. Газман) [137, с.40]. Такое мнение имеет основание в традициях национального воспитания. Классики отечественной педагогики (К.М. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.) нравственное воспитание называли стержнем личности и считали его более значимым, чем развитие интеллекта. Анализ теоретических исследований и обобщение практического опыта нравственного воспитания в России и США свидетельствуют о том, что эта острая, актуальная проблема ещё не до конца изучена, хотя к настоящему моменту сформировались определённые стратегии нравственного воспитания. Говоря о нравственном воспитании в России и США, П.И. Пидкасистый подчёркивает, что внимание к нравственному развитию - особенность именно российской педагогики. В западном образовании термина такого нет [97, с.368]. Нам также представляется, что термины «moral education», «civil education», — это скорее объяснение некоторых моральных и правовых норм, принятых в американском обществе. Русское понятие нравственного воспитания гораздо глубже. Рассмотрим несколько наиболее существенных, на наш взгляд, определений нравственного воспитания. К.Д. Ушинский в начале прошлого века отмечал, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [127, с.95]. А.С. Макаренко более 400 раз в своих сочинениях говорит о нравственном воспитании, рассматривая его как объективно-закономерный процесс воспитания человека в обществе. В конце XX века появились работы учёных-педагогов, затрагивающие 17 проблемы нравственного воспитания школьников в современных условиях [5, 15, 17, 30, 68, 120, 123, 135 и др.]. Однако специальных работ по нравственному воспитанию в нашей стране недостаточно. Следует признать, что в наши дни не разработана именно практическая реализация роли школы в нравственном самоопределении личности. Нравственный облик личности может быть наиболее эффективным при условии разработки чётко продуманной комплексной системы, связывающей воедино семью, дошкольные учреждения, школу и учреждения дополнительного образования. Единства взглядов в определении процесса нравственного воспитания нет. Можно встретить различную трактовку содержания данного понятия у разных авторов, обусловленную, очевидно, своеобразием их теоретических концепций нравственного воспитания, с позиций которых они выявляют сущность данного понятия. Так, Б.Т. Лихачёв понимает нравственное воспитание как «процесс достижения ребенком высокой моральной воспитанности посредством педагогической организации его жизни, формирования его нравственного сознания в единстве с поступками и отношениями» [65, с.118]. Согласно позиции И.Ф. Харламова, нравственное воспитание представляет собой «сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработке на этой основе соответствующих личностно-этических качеств» [131, с.347]. На основе анализа философско-этической и психолого-педагогической литературы О.В. Шуляпова выделила различные подходы учёных к сущности нравственного воспитания: когнитивный подход (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев и др.); оценочно-эмоциональный подход (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, И.Ф. Харламов и др.); мировоззренческий подход (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко и др.); поведенческий (деятельностный) подход (К.Н. Вентцель, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачёв и др.); ценностный подход (О.С. Богданова, И.А. Каиров, СВ. Черенкова и др.) [140,
|