Нравственное воспитание. Магистерская работа диплом Содержание
Скачать 1.02 Mb.
|
Глава II МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [11. c. 83] Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности. И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. [11. c. 84] Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. [11. c. 84-85] И.Г. Щукина выделяет три группы методов: «методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).» [14. c.113] В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика. [6. c. 117] В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. [6. c. 118] В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания. 2.2. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования их готовности к самовоспитанию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ребенок со способами самопознания и регулирования своего поведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого. В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать: • «анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми; • наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении учащимися самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности; • беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них установки на самовоспитание; • анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе; • экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий получить определенную информацию от значительного числа людей за короткое время; • хронометраж времени, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как учащиеся проводят свой день, но и данные о наличии (или отсутствии) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д. Одновременно хронометраж времени выступает и стимулом самовоспитания; • обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем, другими педагогами, родителями, товарищами; • педагогический консилиум — совместное обсуждение индивидуальных особенностей учащихся всеми или несколькими педагогами, знающими их, для определения способов стимулирования самовоспитания.» [14 c. 76-77] Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях младшие подростки прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления волн, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стремление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосовершенствования.»[9. c. 169] Нравственное воспитание младших подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов. Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Практическая часть исследования с 5.04.04 по 1.05.2004 г., в школе № 33 в 6 «В» классе. Класс насчитывал 23 человека. За период практики проведена практическая работа, соответствующая проблеме «Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе». Во время практики мы наблюдали за детьми, вели записи, делали разнообразные задания по педагогике и психологии, так же провели два классных часа и воспитательное дело. Классные часы были посвящены нравственному воспитанию. На практике мы опирались на книгу «Уроки добра и красоты». Автор: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. Тема классного часа была следующая: «Помогай окружающим людям». Цель: научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 19 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д.. На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д). На втором классном часе мы разбирали такую тему: «Взаимное уважение». Цель: научить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Классный руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки. Так же мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважения к мнению друг друга, действовали сообща. В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности во внеклассной работе у младших подростков подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: 1. Личный пример учителя; 2. Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности; 3. Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания; 4. Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы. Завершая наше исследования мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. «Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления воспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующий в основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах. «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспитании младших подростков, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой. Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно- воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях. Библиография 1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г. 2. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987г. 3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г. 4. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968г. 5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г. 6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56. 7. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной деятельности коллектива. // Нравственное воспитание школьников. - 1975. - №12. - с.52. 8. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск., 1990г. 9. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. 10. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987г. 11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г. 12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г. 13. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г. 14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г. 15. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978 г. 16. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 1995г. 17. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 – с.26-37. 18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г. 19. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г. 20. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г. 21. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. - № 6 – с.64-65. 22. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002г. 23. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 1986г. 24. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 - с.104 – 115. 25. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Предлагаемые ситуации к первому классному часу. Тема: «Помогай окружающим людям». 1. Вы немного опоздали на лекцию. Входите в аудиторию... 2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей... 3. За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним с вопросом. Сделайте это. 4. Видите: стоит стол, сервированный для чаепития. Подходите, начинайте пить чай. 5. Видите: стоит стол, сервированный для ужина. Вы хозяин или хозяйка стола. Пригласите товарищей, приступите к трапезе. 6. Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор. 7. На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова для этого. 8. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как проехать на Тверскую улицу. 9. Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами. 10. Вы идете с девушкой. Подходите в дверям. Двери на пружине. Покажите, как вы будете себя вести. Пригласите партнершу для выполнения заданий. 11. Помогите, пожалуйста, девушке надеть пальто. (Одна из присутствующих играет роль ассистентки). 12. Вы постучали в дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше? 13. Вас двое юношей и одна девушка. Вы подходите к стойке кафе, чтобы выпить чашечку кофе. Как будете это делать? 15. Вы пригласили в гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Но вот — звонок. Открывается дверь. Что скажете? ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Предлагаемые ситуации к второму классному часу. Тема: «Взаимное уважение». — Выразить почтение к старику. — Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли. — Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия. — Произнести прощальные и добрые пожелания при расставании. — Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита. — Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие. — Сервировать стол на несколько персон. — Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю. — Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение. — Сказать комплимент собеседнику по поводу его суждения. — Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины). — Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину. — Преподнести и принять угощение. . Подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сценарий воспитательного дела: Сценка легенда о Вавилонской башне Ученики разыгрывают сценку 1 Автор. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь... Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого. 2 Автор. И рассеял их Господь по всей земле, и остались город и башня недбстроены. Посему дано ему имя «Вавилон», ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. Выходят ведущие. 1-й ведущий. Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с вами находимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказали ребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню, зависит только от вас, уважаемые участники нашей встречи. Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово «здравствуйте» на четырех разных языках. Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка). В результате должно получиться четыре команды (далее будем называть их «народами»). 2-й ведущий. Прошли века, и возродилась идея построить башню. Но это может получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие на разных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем «народам» придется пройти большие испытания, чтобы проверить, сумеют ли они найти общий язык, даже если говорят на разных языках. Каждому народу будет предложено выполнить задание. Если «народ» правильно его выполняет, то получает часть башни, которую предстоит достроить всем вместе. 1-й ведущий. «Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первого задания. Каждому «народу» необходимо придумать свое название. Название должно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов. 2-й ведущий. А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, в Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются.. В Бурятии говорят «санбойна», при этом вытаскивают кинжал из ножен, убирая его за спину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и прикладывают руку к сердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед. 1-й ведущий. Время на подготовку 3 минуты. «Народы» готовятся и выполняют первое задание. 2-й ведущий. Во все времена между народами развивались торговые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов. Рассказ 2 учеников о жестах: 1 ученик рассказывает о жестах, другой ученик показывает их. 1 ученик: жест в Японии «большой палец в верх» означает старший по положению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии положись на меня. Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает я. Когда нам нужно сказать тише мы заменяем это слово на жест «поднимаем указательный палец в верх и прикладываем ко рту». Этот жест используется как в России так и в Японии. 1-й ведущий. Например, в Америке жест «ноль», образованный большим и указательным пальцами правой руки, означает «о'кей», т.е. «все в порядке». Такой же «ноль» в Японии означает — «деньги». А вот в Португалии, Испании и некоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее — там он воспринимается как нечто непристойное. 2-й ведущий. Второе задание будет следующим: «народу» необходимо купить что-либо у другого «народа», объясняясь языком жестов, можно использовать пантомиму. Участники первой команды должны показать, изобразить, что они хотят купить, участники второй команды за 30 секунд должны догадаться, о чем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе. 2-й ведущий. Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например: В Париже это Эмфелевая башня. В Москве это Кремль и т.д. Теперь вам народам придется придумать своё чудо света. На подготовку 3 минуты. 1-й ведущий. Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, что один из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можно одним только способам – узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен. 2-й ведущий. Задание следующее: от каждого «народа» выбирается «пленник» и тот, кто будет его «спасать». Предварительно «спасатель» ощупывает руку «пленника», стараясь запомнить ее. Затем «спасателю» завязываются глаза, и он из четырех разных рук пытается угадать руку своего соплеменника. Участники выполняют задание. 2-й ведущий. Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашей встречи. Каждый «народ» набрал определенное количество частей башни, и теперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надо основательно, чтоб башня получилась крепкая и никакая сила не смогла разрушить ее. Дети «строят» башню. 2-й ведущий. Вы построили высокую башню, а для того, чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент, основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами? Ребята отвечают (взаимопонимание, доверие между народами). 1-ведущий. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людьми, и был мир во всем мире? Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное на ваш взгляд Ребята выполняют задание. 1-й ведущий (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел па благо всему человечеству. |