Главная страница
Навигация по странице:

  • ИННОВАцИОННыЕ ПОДХОДы К ПРОФИЛАКТИКЕ НАцИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница5 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    ГОГИБЕРИДЗЕ Г.М.
    профессор кафедры философии
    и социальных наук Московского городского педагогического
    университета, доктор педагогических наук, профессор
    ИННОВАцИОННыЕ ПОДХОДы К ПРОФИЛАКТИКЕ
    НАцИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
    В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    В докладе дано научно-практическое обоснование необходимо- сти формирования в образовательном и информационном простран- стве инновационной среды, способной противостоять современным вызовам в сфере распространения идеологии терроризма и экстре- мизма среди молодежи и подростков. Такой подход предполагает внедрение в практику креативных, прорывных технологий, нацелен- ных не на отражение идеологических атак зарубежных эмиссаров
    (как это происходит сегодня), а на опережение противника, т.е. на уничтожение той благодатной почвы, где взращиваются ростки экс- тремизма и терроризма.
    В отечественной и зарубежной научной литературе термин «экс- тремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного феномена не существует. Это затрудняет процесс изучения и созда- ния эффективного методологического инструментария, нацеленного на профилактику экстремистских явлений в обществе. Вот почему за основу целесообразно взять определение, используемое в россий- ском нормативно-правовом поле. Напомним, что в тексте Федераль- ного закона «О противодействии экстремистской деятельности» с учетом известных поправок дефиниция «экстремизм» рассматрива- ется как «деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо реакций средств массовой информа- ции, либо физических лиц по планированию, организации, подготов- ке и совершению действий, направленных на:
    – насильственное изменение основ конституционного строя;
    – нарушение целостности РФ;
    – подрыв безопасности РФ;
    3 *

    52
    – захват или присвоение властных полномочий»
    1
    Также это: осуществление террористической деятельности и пу- бличное оправдание терроризма; возбуждение расовой, националь- ной или религиозной розни.
    Весьма опасной и наиболее активно прогрессирующей разновид- ностью экстремизма в условиях постсекулярного общества является национально-религиозный экстремизм, осознание которого в фено- менологическом плане – сложная методологическая задача. Несмо- тря на то, что термин «национально-религиозный экстремизм» не яв- ляется бесспорным, но он уже прочно вошел в научный оборот, так как сторонники радикальных националистических и религиозных воззрений мотивируют свои действия именно защитой этнокуль- турных и конфессиональных ценностей как подлинных и исклю- чительных. Таким образом, под национально-религиозным экстре- мизмом мы понимаем радикальную идеолого-мировоззренческую и деятельностно-акторную систему, институированную на ложных, демагогических трактовках догматов религиозного учения и свойств этнической идентичности.
    Особую актуальность национально-религиозный экстремизм при- обретает именно в настоящее время, поскольку в религиозной сфере происходят масштабные изменения, и этот факт признают практиче- ски все современные исследователи. Так, например, если в прошлом столетии ученые-обществоведы достаточно часто опирались на по- пулярную в то время теорию секуляризации, то в 1999 году один из её основоположников – известный американский социолог австрий- ского происхождения Питер Бергер – вынужден был фактически от- казаться от прежних взглядов. «Предположение о том, что мы живем в секуляризированном мире, ошибочно – признает ученый. Мир се- годня, с некоторыми исключениями, столь же яростно религиозен, как и всегда… Доказательством тому служат статистические данные и результаты социологических исследований»
    2 1
    Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15
    Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. –
    2006. – 29 июля.
    2
    The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World Politics // ed. by Berger P. Grand
    Rapids, Mich.: William B. Erdmans Publishing Co., 1999. С. 96.

    53
    И действительно, по данным ежегодного глобального междуна- родного опроса ассоциации Gallup International, в 2012 году 59% жи- телей планеты считали себя религиозными людьми, 23% – нерелиги- озными и лишь 13% – атеистами. Сопоставительный анализ общеми- ровых тенденций и российских реалий показал, что россияне после распада Советского Союза довольно резко изменили свое отношение к религии и находятся теперь по этой позиции на среднестатистиче- ском уровне в мире. Так, 55% граждан нашей страны считают себя религиозными людьми, 26% – нерелигиозными, 6% – атеистами.
    Интересен и другой факт: несмотря на различные методологиче- ские подходы и методы социологических исследований, показатели религиозности московской молодежи, полученные учеными МГПУ, вполне сопоставимы с результатами опросов, проведенных между- народной ассоциацией Gallup International. Согласно нашим иссле- дованиям, 46,5% столичных респондентов в возрасте от 16 до 24 лет считают себя религиозными людьми. Агностиков и итсистов среди столичной молодежи и подростков – 38%, атеистов – 15,5%. Одна- ко, в то же время 76% из числа московских респондентов признают себя православными
    1
    . Эти противоречивые цифры свидетельствуют о том, что молодые москвичи легко идентифицируют себя с традици- онной религиозной культурой, но по факту имеют довольно смутные представления обо всех религиях, в том числе и о православии.
    Таким образом, определилась тенденция роста числа неофитов
    (новообращенных), прежде всего, за счет подростков и молодежи, практически по всем конфессиям и НРД в России. И это не случайно: мобилизационным ресурсом для любой религиозной организации яв- ляется подрастающее поколение. Именно подростки и юношество – та возрастная группа, за которую готовы бороться все конфессии.
    Вот почему сегодня во многих общинах количество молодых неофи- тов превосходит число давних и постоянных адептов. Как показы- вает практика, неофиты чаще проявляют агрессию по отношению к последователям иноконфессиональных сообществ и по отношению
    1
    Гогиберидзе Г.М. Трансформация нравственных и религиозных ориентаций молодежи в пост- секулярном обществе // Трансформация социально-политических и экономических ориента- ций в современном столичном мегаполисе. – М.: МГПУ, 2013. – С. 40.

    54
    к атеистам, но при этом слабо разбираются в основах вероучения, в традициях и обрядах, в религиозной этике. Кроме того, в процессе социологических исследований обнаружены следующие особенно- сти неофитов: их мировоззрение нередко носит эклектичный характер;
    1) многими из них движет не столько желание познать и приоб-
    2) щиться к конкретной религиозной доктрине, сколько стать таким, как все, т.е. считаться приверженцем и продолжателем религиозно- исторических традиций, ибо это становится модным фактором са- моутверждения.
    Анализ результатов оценки религиозной обстановки в России по- казывает, что на последние 2-3 года ХХ века и первые 2-3 года ХХI века пришелся пик подъема религиозности, за которым наступила стабилизация и даже некоторое снижение религиозно-мистических проявлений. Тем не менее, процесс формирования и развития ре- лигиозного сознания подростков и молодежи, далек от завершения.
    Налицо стремление идентифицировать себя с определенной кон- фессией или НРД. Таким образом, в настоящее время, несмотря на некоторый откат в количественных показателях религиозности, со- храняется и даже усиливается живой интерес молодежи к религии, причем как к традиционным конфессиям, так и к различным НРД. Не случайно известный немецкий ученый Ю. Хабермасподчеркивает:
    «религиозные объединения в странах Запада предлагают такие под- ходы к актуальным вопросам современности, которые пользуются наибольшей поддержкой населения»
    1
    . «Сегодня ни одна партия или общественное движение не пользуется таким вниманием молодежи, как религия»
    2
    , – вторит Ю. Хабермасу отечественный исследователь
    М.Ю. Зеленков.
    Отчасти такой небывалый подъем религиозного сознания у рос- сийской молодежи связан с глобальными процессами. И все-таки наше общество другое. И проблемы, и разногласия по религиозным вопросам у нас весьма специфичны. Это объясняется и разным исто-
    1
    Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. — М.: Весь мир, 2011. –
    336 с.
    2
    Зеленков М.Ю. Основы теории национальной безопасности. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 295 с.

    55
    рическим опытом, и тем, что Россия отнюдь и не Европа, и не Азия.
    Поэтому разбираться с происходящими в нашей стране процессами должны мы сами, не прибегая к готовым западным алгоритмам. На наш взгляд, спектр обоснований российского национального религи- озного ренессанса своеобразен. Это:
    – и реакция общества на освобождение от давления атеистиче- ски ориентированной советской идеологии;
    – и стремление молодых людей восполнить фрагментарность ре- лигиозного сознания;
    – и открывшиеся возможности непосредственного участия в жизни религиозных организаций;
    – и поиск выхода из кризисного состояния;
    – и желание приобщиться к традиционным духовным ценно- стям.
    В любом случае нам еще только предстоит изучить, по каким причинам и насколько далеко современная российская молодежь готова идти по пути религиозного ренессанса. Однако, уже сейчас уместно вспомнить ряд примечательных ситуаций, вызвавших до- вольно острые дискуссии в нашем обществе:
    – известные события, связанные с делом Pussy Riot;
    – школьницы и студентки, посещающие светские образователь- ные учреждения в хиджабах;
    – митинги в Санкт-Петербурге против передачи Исаакиевского собора РПЦ, в которых участвует значительное число молодежи;
    – дело ловца покемонов Руслана Соколовского, получившее ши- рокий общественный резонанс.
    Таким образом, можно констатировать, что усиление роли ре- лигиозного фактора в жизни нашего общества выразилось, с одной стороны, в стремлении людей приобщиться к традиционным на- циональным и религиозным духовным ценностям, но с другой сто- роны – в активизации деятельности экстремистских группировок, прикрывающихся авторитетом мировых религий. Подобно серфин- гистам, они стремятся взобраться на гребень самой высокой волны национально-религиозного подъема и привлечь на свою сторону, прежде всего, подростков и молодежь. Надо признать: к сожалению,

    56
    им это удается. В качестве доказательства можно привести неутеши- тельную тенденцию, обозначившуюся в последние 3-4 года, о кото- рой говорил на расширенном заседании коллегии МВД РФ в марте
    2016 года глава ведомства В.А. Колокольцев: «если число тяжких и особо тяжких преступлений снижается, то число преступлений экс- тремистской направленности постоянно растет»
    1
    Серьезную тревогу вызывает бурный рост преступлений экстре- мистского характера с использованием сети Интернет. В настоящее время две трети выявляемых в России экстремистских преступлений совершаются с опорой на ресурсы «мировой паутины». Идеологи ра- дикальных религиозных течений часто размещают экстремистские материалы в социальных сетях, внедряются в Интернет-сообщества, которые, как известно, пользуются большой популярностью в под- ростковой и молодежной среде.
    Следует также учитывать, что свои проповеди и нравоучения ра- дикалы, как правило, умело прикрывают религиозно-нравственными мотивами, благими политическими целями, желанием познакомить молодых людей с основами мировых религий. Такой арсенал «бла- городных идей» нередко срабатывает и привлекает инфантильную часть молодежи, в сознании которой не сформированы устойчивые моральные принципы, размыты представления об истинных религи- озных ценностях. Ярким примером жертвы вербовщиков от ИГ (тер- рористическая группировка, запрещенная в России) является судьба бывшей студентки философского факультета МГУ Варвары Карау- ловой, а также судьбы тысяч россиян, поддавшихся на провокацион- ные лозунги зарубежных эмиссаров.
    Активность радикальных религиозных организаций в настоящее время достигла критической отметки. Только за последние два года задержаны сотни представителей самых разных экстремистских об- щин, запрещенных в России. Так, например, в сентябре 2015 года в зале прилета международных рейсов аэропорта «Шереметьево» были арестованы Керим Хатиев и Ахмед Амирханов, причастныек
    1
    Колокольцев В.А. Выступление на расширенном заседании коллегии МВД РФ 15 марта
    2016 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/document/9663663 (дата обращения:
    16.05.2017).

    57
    экстремистской деятельности «Исламского государства». В октябре
    2015 года задержан лидер столичной ячейки «Хизб ут-Тахрир» Мир- зобах Курбонов. В том же месяце в Москве было возбуждено уголов- ное дело по ст. 239 (создание религиозного объединения, деятель- ность которого сопряжена с насилием над гражданами) в связи с об- наружением в центре мегаполиса последователей «Аум Синрикё» – экстремистской религиозной организации, запрещенной в России еще в 2007 году. Совсем недавно активисты организации «Божья воля» во главе с лидером Дмитрием Цорионовым устроили погром на выставке в Манеже. В ноябре 2015 года в столице было задержа- но 15 членов религиозной экстремистской организации «Ат Такфир валь-Хиджра», у которых в ходе обысков были изъяты самодельные взрывные устройства и запрещенная литература и т.д.
    Как показывает практика, с экстремизмом и терроризмом можно и нужно бороться двумя путями: силовым и идеологическим. Успе- хи России в первой области очевидны, а вот вторая – пока остав- ляет желать лучшего. Аресты боевиков, КТО (контртеррористиче- ские операции), запреты деятельности экстремистских организаций, правоприменение «закона Лугового» – всё это можно рассматривать в качестве силовых средств борьбы с религиозным радикализмом.
    Однако стоит учитывать, что переход радикалов к альтернативным видам миссионерской деятельности, к методам индивидуальной из- бирательной пропаганды позволяет им эффективно действовать в об- ход законов, используя накопившиеся в стране проблемы социально- экономического характера и маскируясь под маской безобидных ре- лигиозных проповедников. Нередко эмиссары от радикальных орга- низаций, не встречая достойный интеллектуальный отпор, чувствуют себя вполне комфортно на поле религиозно-идеологической борьбы.
    Ситуация зашла так далеко, что сегодня следует уже говорить не об отдельных случаях вербовки молодых людей в ряды экстремистских группировок, а об интенсивном внедрении извращенных идеологи- ческих и религиозных убеждений в сознание подрастающего поко- ления. И это уже не просто проявление национально-религиозного экстремизма, это – идеологическая и информационная война!

    58
    Для победы на любой войне, как известно, в первую очередь, не- обходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон, моби- лизовать имеющиеся ресурсы, разработать эффективную тактику и стратегию борьбы. Сегодня можно констатировать, что в этом на- правлении многое уже сделано:
    – обсуждены и приняты важнейшие документы, нацеленные на решение обозначенных проблем (Концепция противодействия тер- роризму в Российской Федерации; Стратегия национальной безопас- ности Российской Федерации до 2020 года; Стратегия государствен- ной национальной политики Российской Федерации на период до
    2025 года; Комплексный план противодействия идеологии террориз- ма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы; другие документы, федерального и регионального уровней, нацеленные на противодей- ствие экстремизму и терроризму);
    – определены цели и задачи по обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
    – разработан план мероприятий по разъяснению сущности тер- роризма и его общественной опасности;
    – созданы механизмы защиты информационного пространства от проникновения идей, оправдывающих террористическую дея- тельность;
    – запущен процесс совершенствования законодательных, норма- тивных и организационных механизмов, способствующих проведе- нию мероприятий по противодействию идеологии терроризма;
    – намечен порядок финансирования и контроля антитеррористи- ческой деятельности.
    Таким образом, проделана огромная работа, достигнуты суще- ственные результаты. Но события, происходящие сегодня в мире, ставят нас перед жесткой необходимостью перезагрузки работы с молодежью; формирования в образовательном и информационном пространстве инновационной среды, способной противостоять со- временным вызовам в сфере распространения идеологии терроризма и экстремизма. Такой подход предполагает, с одной стороны, объеди- нение усилий разных ученых (философов, социологов, политологов, юристов, религиоведов, этнологов, психологов, педагогов) для целе-

    59
    направленного изучения проблемы на основе комплексного междис- циплинарного подхода. С другой стороны – внедрение в практику противодействия идеологии терроризма прорывных, креативных технологий, нацеленных не на отражение идеологических атак за- рубежных эмиссаров (как это происходит сегодня), а на опережение противника, т.е. на уничтожение той благодатной почвы, где взращи- ваются ростки экстремизма и терроризма. Такой благодатной почвой является мировоззренческий нигилизм подростков, дистанцирован- ность определенной части молодежи от традиционных для народов
    России национальных и религиозных духовных ценностей, разрыв связей между поколениями в семьях, культурное и религиозное не- вежество. Так, например, человеку, незнакомому с основами ислама, но в силу традиций считающего себя мусульманином, легко внушить необходимость войны с неверными, вырвав из контекста Корана и исказив смысл понятия «джихад». Тем более, что в российском ин- формационном поле нередко тиражируются ложные представления о мусульманах, отягощенные различными этническими и геоклима- тическими особенностями, не свойственными современному исламу.
    Как сказал пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и привет- ствует): «не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости, и не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью, и не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости»
    1
    Формирующиеся межрелигиозные и межнациональные отно- шения нового типа ставят нас перед необходимостью поиска новых институтов согласия и взаимопонимания, которые базируются на до- стижении определенного уровня духовной культуры, так как имен- но духовный и информационный вакуум неизбежно ведет к эскала- ции экстремизма. «Национальная вражда, – по мнению академика
    Д.С. Лихачева, – одной из причин имеет низкую культуру. Люди вы- сокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны»
    2
    Что же конкретно мы понимаем под формированием в образо- вательном и информационном пространстве инновационной среды,
    1
    Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. С. 6.
    2
    Лихачев Д. Избранные работы: в 3-х томах. Том 1. – М.: Наука, 1987. С. 235.

    60
    способной противостоять современным вызовам в сфере распростра- нения идеологии терроризма и экстремизма, под комплексными меж- дисциплинарными исследованиями и опытно-экспериментальной работой по разработке и внедрению инновационных технологий? На наш взгляд сегодня необходимы:
    – фундаментальные исследования в области обеспечения рели- гиозной безопасности в целом и роли религиозного фактора в част- ности;
    – психолого-педагогическое изучение причин, побуждающих подростков к поиску новой идентичности, новых ценностей, новой религии;
    – полевые социологические исследования в регионах с повы- шенной активностью адептов НРД;
    – анализ нормативно-правовой базы России и субъектов РФ в сфере государственно-конфессиональных отношений;
    – анализ доктринальных документов НРД в соотнесении их со- держания с обеспечением религиозной безопасности;
    – мониторинг и оценка эффективности молодежных и подрост- ковых передач, транслируемых федеральными и региональными телеканалами в целях популяризации национальных и религиозных духовных ценностей;
    – разработка научно-методических рекомендаций для органов власти и силовых структур;
    – разработка учебно-методических материалов для учреждений образования и культуры;
    – организация и проведение круглых столов по проблемам опти- мизации конфессионального сегмента в контексте обеспечения рели- гиозной безопасности;
    – создание площадок публичного общественного диалога (на базе вузов, колледжей и школ) с участием представителей органов власти, традиционных для народов России конфессиональных объ- единений, молодёжных общественных организаций, экспертов в об- ласти межнациональных и межконфессиональных отношений для повышения антитеррористической грамотности молодежи и под- ростков.

    61
    В заключение хотелось бы обратить внимание на два важнейших условия формирования в образовательном и информационном про- странстве инновационной среды, способной противостоять совре- менным вызовам в сфере распространения идеологии терроризма и экстремизма.
    Во-первых, необходимо обеспечить такой уровень объединения и координации усилий органов государственной власти, правопо- рядка, безопасности, социальных институтов образования и культу- ры, традиционных для народов России религиозных объединений, национально-культурных и молодежных общественных организа- ций, чтобы добиться синергетического эффекта взаимодействия всех здоровых сил общества.
    Во-вторых, нам следует серьезно поработать над искоренением грубейших ошибок, которые были допущены и, к сожалению, имеют место в современной практике обучения и воспитания. Кампанейщи- на, формализм, бюрократизм, бессистемный и эпизодичный харак- тер – вот самые главные враги любого образовательного процесса, а тем более в такой чувствительной сфере, какой является гражданско- патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта