Главная страница
Навигация по странице:

  • САФИНА Э.Н.

  • СЕМЕНОВА К.С.

  • СОЛНЫШКОВ А.Ю.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница14 из 38
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38
    ЛИТЕРАТУРА
    Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России. М., 2012.
    1.
    Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России // Обзор
    2.
    НЦПТИ № 5, январь 2015. С. 16–21.
    Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилак-
    3. тика в образовательной среде // Социология образования. № 10. 2013.
    С. 4–18.
    Хухлаев О.Е. Социально-психологический подход к разработке
    4. способов снижения предубежденности (этноцентризма) / Миры культур и культура мира : Материал III всерос. науч.-практ. конф. «Практическая эт- нопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», М., 2011.

    153
    САФИНА Э.Н.
    (г. Уфа)
    ПРИЧИНы МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
    И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
    Резонансное событие в новейшей истории России, произошед- шее в Москве на Манежной площади, вынуждает актуализировать необходимость усиления работы по профилактике молодёжного экс- тремизма.
    Практика показывает, что российское законодательство позво- ляет правоохранительным органам осуществлять свою деятельность по профилактике и противодействию экстремизму. Благодаря эф- фективным мероприятиям, осуществляемым правоохранительными органами, молодежный экстремизм скрыт, как бы в подполье и ждет
    «удобного момента», чтобы выйти из него,поднять голову.
    Рассматривая меры по предупреждению, противодействию и пресечению экстремизма необходимо дать определения данным поня тиям. Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ основными направлениями противодействия экстремистской дея- тельности являются:
    – принятие профилактических мер по предупреждению экстре- мистской деятельности в обществе;
    – принятие профилактических мер, таких как выявление, пред- упреждение и пресечение экстремистской деятельности, как отдель- ных социальных групп, так и личностей.
    Противодействие экстремистской деятельности является более широким понятием, включающим в себя профилактику, предупре- ждение и пресечение. «В отечественной практике правоприменения понятие «профилактика» содержательно раскрывается в принятии мер, которые представляют собой:
    Выявление – мониторинг и анализ ситуации по экстремист-
    1. ским проявлениям в определенной среде.
    2. Предупреждение – недопущение возникновения любых форм проявления экстремистской деятельности.

    154 3. Пресечение – подключение силового воздействия, направлен- ного на устранение воздействия субъекта экстремистской деятель- ности на объект».
    Рассмотрим возможные направления в деятельности педагогиче- ского сообщества в вопросах выявления и предупреждения экстре- мизма.
    Контент-анализ профилактических мероприятий, реализуемых образовательными учреждениями, показал, что многие образователь- ные организации, органы управления образованием разрабатывают профилактические программы, планы профилактики экстремизма, создают инициативные группы, пытаются проводить разнообраз- ные профилактические мероприятия. Однако стоит заметить их со- мнительную эффективность, так как содержание профилактических мероприятий не отличается большим разнообразием используемых технологий и в основном касается межнациональной розни и форми- рования толерантных отношений, и как отмечает О.Е. Хухлаев, они имеют крайне слабую связь озвучиваемых результатов и используе- мых технологий
    1
    Затруднения, с которыми сталкиваются организаторы профилак- тической работы, связаны с недостаточной осведомленностью педа- гогов и администраций образовательных организаций о сути моло- дежного экстремизма и его первопричинах.
    В 2017 году на кафедре охраны здоровья и безопасности жизне- деятельности БГПУ им. М. Акмуллы было проведено анкетирование
    32 экспертов, занимающихся профилактикой девиантного поведе- ния. Проведенный опрос актуализировал наличие у специалистов потребности в получении информации об эффективных методах ор- ганизации профилактической работы (рис.1).
    1
    Хухлаев О.Е. Социально-психологический подход к разработке способов снижения предубеж- денности (этноцентризма) / Миры культур и культура мира : Материал III всерос. науч.-практ. конф. «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», М.,
    2011.

    155
    Рис. 1. Потребности субъектов профилактики в информации
    для организации эффективной профилактической работы
    Как видно из диаграммы, задача разработки эффективных техно- логий профилактики, охватывающих весь спектр вероятных причин экстремизма, очень актуальна. Так, большинство специалистов, при- нявших участие в опросе, нуждаются в получении конкретных реко- мендаций по формам и технологиям работы с молодежью (62,8% от общего числа опрошенных). Результаты опроса показали, что экс- перты заинтересованы в понимании сути экстремизма, его причин и форм проявления (42,3%), в организации встреч для обмена опытом
    (41,5%), проведении семинаров и мастер-классов для повышения уровня компетенции в вопросах профилактики (35,4%).
    Неудовлетворенную потребность в информации у практиков можно объяснить относительно недавно начатой разработкой дан- ной проблемы в российской науке, отсутствием алгоритма перево- да научных положений в практические модели, затруднительностью рефлексии имеющегося опыта профилактики и пр. Как это часто случается в прикладных социо-гуманитарных исследованиях, четко- го подхода к наполнению понятия экстремизм содержанием, до сих пор не имеется
    1 1
    Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма. Социо- логические исследования. № 1. 2009. С. 78–88.

    156
    Экспертам также было предложено оценить причины экстре- мистского поведения молодежи (рис. 2). Для понимания сути экс- тремизма педагогам просто необходимо знать причины принятия молодыми людьми крайних идей и форм поведения.
    Рис. 2. Оценка экспертами причин экстремистского поведения молодежи
    Как видно из диаграммы, к основным причинам молодежного экстремизма эксперты относят: отсутствие репрессивного миграци- онного законодательства (52,4%), влияние средств массовой инфор- мации (51,7%), недостаток семейного воспитания (49,4%), личност- ную девиантную предрасположенность (46,7%), недостаточную ор- ганизацию досуга молодежи (45,3%) и пр. В исследовании отмечено, что существующая практика профилактической работы не в полной мере учитывает возрастные особенности. Так, лишь 22,3% опрошен- ных экспертов назвали «возраст» в числе причин экстремистского поведения. 18,7% экспертов в сфере профилактики считают, что при- чиной распространения экстремизма является недостаток профилак- тической работы в образовательных учреждениях. Мы же считаем,

    157
    что нельзя просто объяснять развитие экстремистских тенденций в молодежной среде «недостатком» профилактической работы, так как в ряде случаев сложившаяся система воспитательной работы в об- разовательных организациях может даже провоцировать проявления экстремизма. Еще одним недостатком в имеющейся практике про- филактической работы является ориентация на просвещение, однако справиться с экстремизмом, используя только арсенал просветитель- ских методов, практически невозможно.
    Так, большинство опрошенных нами респондентов отметили бю- рократизм в профилактической работе и формальный характер реа- лизуемых мероприятий (52,6%).
    Результаты проведенного исследования показали ведущую роль образовательных организаций в профилактике молодежного экстре- мизма и в то же время недостаточную эффективность традиционных форм профилактики, по сей день используемых системой образова- ния. Мы считаем, что, только приняв во внимание глубинные причи- ны экстремистского поведения можно выстроить целостную систе- му профилактики, обеспечив комплексный подход к профилактике, существенно расширив перечень профилактических мероприятий, дополнив эффективными инновационными технологиями предупре- ждения экстремизма.
    ЛИТЕРАТУРА
    Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России // Обзор
    1.
    НЦПТИ № 5, январь 2015. С. 16–21.
    Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилакти-
    2. ка в образовательной среде// Социология образования. № 10. 2013. С. 4–18.
    Хухлаев О.Е. Социально-психологический подход к разработке
    3. способов снижения предубежденности (этноцентризма) / Миры культур и культура мира : Материал III всерос. науч.-практ. конф. «Практическая эт- нопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», М., 2011.

    158
    СЕМЕНОВА К.С.
    (г. Уфа)
    РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ цЕРКОВЬ
    И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
    В настоящее время, к великому сожалению, такие явления как терроризм и экстремизм набирают все большую популярность и об- ретают масштаб глобальной проблемы, от которой зависит суще- ствование человечества и мира в целом.
    Понятия экстремизм и терроризм имеют некоторые различия в своем определении, поэтому целесообразно уточнить каждый тер- мин.
    Мы считаем, что идеология терроризма основана на привержен- ности крайним взглядам (экстремизм), поэтому полагаем, что одно явление становится вытекающим из другого, который и порождает насильственные действия, а также радикальные меры.
    Экстремизм (от лат. extremus ‒ крайний, чрезмерный) ‒ привер- женность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике)
    1
    В то время как терроризм – идеология насилия и практика воздей- ствия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействи- ем, устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий
    2
    По нашему мнению, волна терроризма, развернувшаяся в XXI веке, связана с питательной средой экстремизма, который размножа- ется на основе религиозной безграмотности, а также незнания исто- рии религий, девальвации нравственности и общественных ценно- стей у народа. Так, под видом древнейших учений, радикалы пропо- ведуют идеи, которые выдуманы для насилия, убийства и наказания для людей другого вероисповедания, называя их «неверными», т.е. приверженцы «не нашей вере».
    1
    Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Научное изд-во
    «Большая Российская энциклопедия», 2000. – Т. 2. С. 832.
    2
    Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» http://
    www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 01.04.2017).

    159
    Также, экстремистские идеи могут быть привлекательны для лю- дей, которые не способны противостоять нравственной распущенно- сти, социальному кризису, безрелигиозности и бездуховности, кото- рые царят в современном обществе.
    Общеизвестно, что политика, проводимая русской православной церковью (направленная на поддержание мира, согласия, любви и дружелюбия среди всех граждан и народов), является противопо- ложной идеям террористов, основными целями которых являются: дестабилизация обстановки в стране, признание террористической организации властями и общественностью, как самостоятельной по- литической силы и т. п.
    Так, на сегодняшний день борьба с терроризмом является общим попечением государства и Церкви. Представители Церкви являются постоянными участниками форумов и семинаров, посвященных ре- шению этих проблем. Патриарх Кирилл сообщил об обеспокоенно- сти по данному вопросу: «Присущий молодёжи максимализм не по- зволяет смиряться с недостатками окружающей действительности: безразличием, корыстолюбием, моральным убожеством. Это ведет к независимости групп молодых людей, что само по себе и есть обосо- бление, которое содействует тому, что молодые люди становятся лег- кой мишенью для экстремистских и криминальных группировок»
    1
    К сожалению, ежегодно из-за идеологии экстремистов по уни- чтожению «неверных», погибает множество неповинных христиан, разрушаются храмы, оскверняются святыни. Такое положение вы- нуждает верующих покидать родные земли. К тому же, происходит геноцид в том месте, где зародилось христианство. Безусловно, такое положение дел не может не беспокоить религиозных лидеров раз- личных стран.
    Поэтому, со стороны Русской Православной Церкви в России проводится ряд мероприятий, которые так или иначе направлены на борьбу с терроризмом:
    1. Пропаганда возрождения духовной нравственности и морали среди молодежи через СМИ и Интернет.
    1
    Гафнер В.В. Экстремизм и его профилактика в молодежной среде // Основы безопасности жизни. 2014. № 11. – С. 44.

    160 2. Просветительско-религиозная работа с молодым поколением, которая внесёт реальный вклад в построение гармоничного и про- свещенного общества. Она будет содействовать понижению степени напряженности в межнациональных конфликтах, что поможет пре- дотвратить в дальнейшем многие проблемы, которые возникают в современном мире
    1 3. Рекомендация к введению в учебный процесс предмета «Осно- вы религии», чтобы искоренить религиозное невежество и религиоз- ную безграмотность. Это необходимо для того, чтобы дети с раннего возраста понимали, где истинное вероучение, а где сектантские и ра- дикальные идеи.
    4. По мнению Патриарха Кирилла, необходимо вести проповеди и донести до общества знания о том, что ни одна религия не призыва- ет человека бороться за Бога путем насилия, оружия и убийства лю- дей. «Терроризм ‒ это, в первую очередь, философский вызов. Мы должны осознать, что происходит с людьми, которые берут в руки оружие, чтобы бороться за Бога. Глубоко убеждён в том, что развитие человеческой цивилизации, которое, к сожалению, включает сегод- ня в себя отказ от Бога ‒ от божественного, нравственного закона ‒ является силой, провоцирующей появление терроризма. Нам очень важно добиваться общего глобального нравственного консенсуса.
    На основании чего люди могут жить вместе ‒ на основании неких общих ценностей», – рассуждает Патриарх Московский и всея Руси
    Кирилл
    2
    В этом контексте необходимо отметить развитие теологического образования в России. В октябре 2015 года, решением президиума
    ВАК Министерства образования и науки России, теология была при- знана научной специальностью. А 30 мая 2016 года было выдано раз- решение на создание Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специаль- ности «Теология», а уже в августе был создан экспертный совет ВАК
    1
    Калиничев В.В. Права и свободы гражданина в условиях борьбы с терроризмом // Власть.
    2008. № 2. С. 56–59.
    2
    Патриарх Кирилл: мы победим терроризм, если сами изменимся [Электронный ресурс]. http://
    www.pravmir.ru/patriarh-kirill-otkaz-ot-boga-i-nravstvennyih-zakonov-provotsiruet-poyavlenie- terrorizma-video/ (дата обращения: 26.03.2017).

    161
    по теологии, в который вошли представители основных традицион- ных конфессий Российской Федерации
    1
    Таким образом, внесение духовного воспитания в систему про- свещения дает надежду на формирование сильное общество в ин- теллектуальном, моральном и нравственном плане. Такое общество будет базироваться на духовных постулатах и ориентирах, которые помогут создать нравственную личность, крепкие семьи и мощное государство. В противном же случае общество без моральной осно- вы неминуемо придёт к саморазрушению и самоуничтожению.
    Именно поэтому, сегодня необходимо максимально публично и широко выступать со словом мира, показывать ложность идеологии террористов, противостоять попыткам связать терроризм и религию.
    Верующие люди по всему миру должны знать, что террористы, вне зависимости от декларируемой ими религиозной принадлежности, являются слугами сатаны и врагами Господа. В этом мире своими преступными действиями они навлекают на себя проклятия людей, а в будущем их ждет суд Божий.
    Каждому человеку необходимо вести активную борьбу с экстре- мистскими настроениями, в первую очередь внутри самого себя, пу- тём истинного познания религии и мироздания, а также, возрождать нравственность и духовные начала в своей душе. Таким образом, если каждый человек начнёт осмысливать религиозные начала и раз- виваться духовно, то в мире не останется места для террористиче- ских идей и настроений.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров.
    М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. – Т. 2. –
    1023 с.
    2. Гафнер В.В. Экстремизм и его профилактика в молодежной среде //
    Основы безопасности жизни. – 2014. – № 11. – С. 43–47.
    3. Патриарх Кирилл: мы победим терроризм, если сами изменимся
    [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-otkaz-ot-boga-i- nravstvennyih-zakonov-provotsiruet-poyavlenie-terrorizma-video/ (дата обра- щения: 26.03.2017).
    1
    Международная научно-практическая конференция «Религия против терроризма» [Электрон- ный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/4632055.html (дата обращения: 31.03.2017).

    162 4. Калиничев В.В. Права и свободы гражданина в условиях борьбы с терроризмом // Власть. – 2008. – № 2. – С. 56–59.
    5. Международная научно-практическая конференция «Религия про- тив терроризма» [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/
    text/4632055.html (дата обращения: 31.03.2017).
    6. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противо- действии терроризму» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
    58840/ (дата обращения: 01.04.2017).
    СОЛНЫШКОВ А.Ю.
    (г. Москва)
    ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ»
    «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой основа- ний,.. дела не могут осуществляться... Исправление дел начинается с исправления имен»
    1
    . Снова будем искать правильные имена извеч- но существующим явлениям. Понятие экстремизм (приверженность крайним взглядам, методам действий) обозначает особый способ действий одиночного актора, а также тип поведенческого реагиро- вания субъекта на внешнюю ситуацию. При этом следует особо об- ратить внимание на то, что эта ситуация – это не «просто» отражение внешней объективной реальности (как многие из нас привыкли по- нимать). Она то, что предстаёт сознанию в виде умственной инфор- мационной модели, в которой отражается не внешний мир, а соот- ношение конкретного организма с внешним миром, причём чисто от- препарировать внешнюю реальность от субъективной в этой модели в принципе невозможно
    2
    Первым субъективным «взносом» в умственную модель теку- щего соотношения со средой могут стать любые, оставшиеся для субъекта актуальными («незавершенными»), прошлые соотношения
    1
    «Беседы и суждения», собрание цитат и диалогов Конфуция [Электронный ресурс] // Ви- кипедия Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исправление_имён (дата обращения: 10.04.2017).
    2
    Швырков, В.Б. Ведение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Ин- ститут психологии РАН. 1995. С. 31, 103.

    163
    со средой и любые «действующие» в его сознании модели о «долж- ном и недолжном». Вторым субъективным «взносом» окажется ре- зультат осмысления субъектом действительности – то, что он «пой- мет», то есть, «увидит», смоделирует в своём сознании из «достав- ленного» ему его органами чувств. Оба «взноса» будут интегрирова- ны в «тело» субъективной умственной модели соотношения субъек- та со средой и исказят её заранее неизвестным способом. Причём для субъекта искаженность этой модели останется недоказуемой, мера отклонения – неизмеряемой, и сам он воспримет эту модель как объ- ективную реальность
    1
    Ошибки относительно наглядной обыденной реальности легко исправить методом наблюдения. А ошибки в информационных мо- делях, сформированных методами обобщения и абстрагирования и состоящих из элементов, репрезентирующих непосредственно не- наблюдаемые явления, обнаружить и исправить порой не удается на протяжении череды поколений. «Картина мироустройства – это всего лишь продукт деятельности мозга, обрабатывающего сигналы органов чувств. Человек одновременно является и основным инстру- ментом познания и оценки внешней действительности, и методоло- гом личной «программы познания», и «сценаристом» своей субъек- тивной картины реальности»
    2
    В частности, инструмент познания и оценки ситуации должен быть «откалиброван», то есть, давать достоверные данные; связи между «знанием А» и «знанием Б» должны быть логически кор- ректны, а сами эти знания должны быть минимально «загрязнены» ошибочными стереотипами понимания собственных действий и дей- ствий других людей. Чем больше субъективистских «загрязнений», чем более отклоняется субъективная модель реальности от реально- сти объективной, тем чаще результаты действий и взаимодействий актора оказываются неудачными, негативными – и для него, и для других людей. Это вынуждает социальное окружение применять к нему санкции. И тем хуже и злонамеренней предстаёт это окружение
    1
    Солнышков, А. Ю. Субъективная реальность и проблемы ее теоретического моделирования //
    Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С.157–166.
    2
    Там же. С 159.

    164
    перед умственным взором «субъективистски правого» актора. Кста- ти, «умственный взор» «загрязнен» еще и личными неудачами, отри- цательные эмоции «разливаются» по всему пространству сознания, и самовосприятие нуждается в поправлении.
    Психологические защиты, спасая «образ Я» неудачника, объек- тивизируют вину – причина негатива начинает видеться не в соб- ственной недееспособности, но в «злонамеренности» социального окружения актора. Вследствие этого конфронтационные способы взаимодействия с «другими», технологически простые и уже при- вычные актору, представляются ему обоснованными, уместными, и он их начинает применять. Это вынуждает общество усугублять санкции.
    Эта положительная обратная связь, установившиеся в системе
    «актор – другие люди» быстро вынесет его за границы поведенче- ской нормы, в пространство конфронтационных отношений, тре- бующих экстремальных усилий и действий. Экстремальные техники социальных взаимодействий там, где при правильном понимании актором себя и других людей, ничего экстремального в принципе быть не может, отвечают определению понятия «экстремизм». Как снизить вероятность реализации такого сценария?
    Среди немалого количества причин, деформирующих социаль- ные отношения актора, есть две ведущих. Первая – низкое качество умственных умений, формирующих информационную модель соот- ношения актора со средой в его сознании. Это приводит к примитив- ному пониманию реальности, к субъектоцентрированности картины мира, к умственной слепоте там, где надо понимать мотивы других людей и отличать добро от зла и к плохому качеству планирования собственных действий. Вторая – неудовлетворительное качество ис- полнения актором предметной и общенческой деятельности, что при- водит к худшим (и значительно худшим) результатам, чем если эта деятельность просто исполнялась бы аккуратно. То есть, причина – в низком качестве предметных и общенческих умений.
    Названные два типа умений, при всей специфичности раз- личных видов деятельности, обладают единым и универсальным
    «ядром». Знание о его покомпонентном составе и умение осознанно

    165
    «оттачивать» исполнение каждого его компонента превращает субъ- екта в эффективного актора. Такой актор не генерирует своими дей- ствиями экстремальных ситуаций, умеет своевременно учитывать угрозу экстремального их развития и корректировать неблагоприят- ные тенденции. А если, в силу объективных причин, попадает в них, действует адекватно их сложности – экстремально. Это ни в коей мере не экстремизмом, так как экстремизм – экстремальные дей- ствия в ситуациях, не являющихся экстремальными, а также целе- направленное доведение нормальных ситуаций до экстремальности ради использования экстремальных способов действия
    1
    К сожалению, названные умения являются побочным резуль- татом обучения и социализации, формируются стихийно, нередко остаются не вполне сформированными и порождают не только и не столько экстремистов в политическом аспекте, сколько жизненных неудачников, экстремистски действующих в быту, на улице, в соб- ственных мечтах. Некоторая часть этих людей может составить со- циальную базу экстремизма.
    Не ради одного только «угашения» политического экстремизма, но для формирования деятельностно состоятельных людей, умею- щих эффективно функционировать
    2
    в обществе, целесообразно сде- лать обязательной целью обучения и социализации формирование у вступающих в жизнь людей умений организовывать и доводить до полезного результата собственные действия. Причем полезный ре- зультат целесообразно понимать только как взаимно полезный и для социальной системы, в которой функционирует актор, и для самого актора. Какие умения следует формировать?
    Универсальное «ядро» любой деятельности раскрывается в кате- гориях единичного акта деятельности (ЕАД), обоснованно претен- дующего на роль «единицы психического»
    3
    . Любую целесообразную
    1
    Суждение может быть недобросовестно интерпретировано с использованием логических уловок.
    2
    Функция (здесь) – деятельность, результаты которой полезны: непосредственно – для адреса- та действия, опосредованно – для актора.
    3
    Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию / Психология XXI века: учебник для вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Пер Сэ. 2003. С. 47.
    Безденежных Б.Н. Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности: дисс. … докт. псих. наук. М., 2004. С. 7–11.

    166
    деятельность любой продолжительности и сложности можно опи- сать или/и как единичный ЕАД, или/и как совокупность последова- тельных завершенных ЕАД, каждый из которых может содержать в своём составе любое количество «детализирующих» ЕАД, частные цели которых обеспечивают достижение цели более высокого уров- ня сложности
    1
    Покомпонентный состав ЕАД (очень кратко) следующий: после осознания, актуализации потребности, субъект исследует внешнюю среду (реально – умственную модель его соотношения со средой) на предмет возможности потребность удовлетворить. Далее, извлекает из памяти подходящие к ситуации (потребность + среда + адекват- ная деятельность) ЕАД прошлой деятельности (со всеми сопрово- ждавшими их эмоциями). Если ситуации совпадают, субъект при- меняет извлеченную модель к текущей ситуации (такой ЕАД име- нуется умением). Если – нет, субъект «компилирует» из фрагментов извлеченных из памяти близких ситуаций решение – модель того, что, как, когда делать. Решение содержит образ цели (информаци- онный эквивалент будущего полезного результата), параметры цели
    (детализированное представление об удовлетворяющих потребность свойствах цели), программу действий (модель действий, преобразу- ющих параметры текущего соотношения субъекта со средой в соот- ветствующее параметрам цели состояние).
    Далее – предметная и/или общенческая деятельность, которая со- провождается работой интеллекта по исследованию параметров те- кущей ситуации на предмет их совпадения с параметрами цели. Ког- да совпадение становится достаточным, ЕАД завершается. Нередко завершению предшествуют дополнительные ЕАД, связанные с част- ными доделками и переделками. Последние требуют эмоционально- волевой устойчивости, попросту, терпеливости (это то, что защища- ет от экстремистских побуждений).
    Процесс исполнения ЕАД регулируется эмоциями. Они сигна- лизируют психике о степени благоприятности текущей ситуации.
    1
    Солнышков А. Ю. Единичный акт деятельности как категория теории функциональных си- стем и возможности ее применения для объяснения явлений социальной реальности // Знание.
    Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 41–46.

    167
    Управляющие эмоциональные сигналы всегда опережают соответ- ствующие оценки интеллекта и не всегда осознаются субъектом.
    Если субъект убежден в примате интеллекта над эмоциями, он скло- нен игнорировать их, что не вполне правильно и может (в некоторых случаях) вывести ситуацию на экстремальный уровень (уточним: учет эмоций не означает слепое следование им). Функция эмоций: удерживать субъекта в процессе исполнения ЕАД в ситуации благо- приятного соотношения со средой (положительные), или прекращать неблагоприятное соотношение (отрицательные).
    Умелый актор «слышит» начальные слабые сигналы эмоций и умело корректирует компоненты ЕАД, оставаясь в границах эмоцио- нальной и поведенческой нормы. Достигнув полезного результата, он испытывает сильные положительные эмоции, а вовремя исправив ситуацию, не успевает испытать сильные отрицательные. Простран- ство его сознания «пропитано» эмоциональным позитивом, уверен- ностью в своей дееспособности. Неумелый актор положительные эмоции испытывает реже и они не слишком сильные (удачи редки), а отрицательные, из-за неудач, у него сильные и частые. Прежде все- го, это гнев, а также взаимообусловленные с ним: страх, отвраще- ние – в виде ксенофобии и презрение. И экстремальные ситуации у неумелого актора бывают чаще. Поэтому острая негативная реакция на объективно нормальную ситуацию становится его эмоциональной нормой, формирует его умения, «пропитывает» его сознание.
    Функция гнева – «изгнание» из текущего соотношения актора со средой того, что мешает успешному исполнению ЕАД. Или это агрес- сия по отношению к внешней помехе, или «выбрасывание» из акту- ального сознания «испорченного» ЕАД или его компонента – если причина гнева – ошибки актора. Гнев – реакция экстремальная, но если актор адекватно понимает ситуацию, действие его адаптацион- но полезное, никак не экстремистское
    1
    . Экстремистское поведение – следствие устойчивой дезадаптированности актора.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   38


    написать администратору сайта