Главная страница
Навигация по странице:

  • НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ СОЛИДАРНОСТИ ОБЩЕСТВА ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

  • ГАРУНОВА Х.Д.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница17 из 38
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38
    ЛИТЕРАТУРА
    Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге Рос-
    1. сии: сущность, эволюция, опыт противодействия. М., 2005.

    198
    БАХШАЛИЕВ Ф.Э.
    (г. Баку)
    НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ СОЛИДАРНОСТИ
    ОБЩЕСТВА ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА
    В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    Особенностью нашего времени является глобализация социаль- ных процессов, вовлечение в них большого количества групп лю- дей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государствен- ной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свиде- тельство – развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственной деградации нашей молодёжи.
    Современный экстремизм и терроризм представляют собой раз- ветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромны- ми финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из между- народных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влия- ние на «чувство защищенности» человека.
    Профилактика экстремизма не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского обще- ства. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.
    Профилактика экстремистских проявлений должна рассматривать- ся как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий всех граждан в восстановлении и укреплении экономическо- го и политического потенциала каждой страны.
    Законодательство всех цивильных стран запрещает создания и деятельность общественных и религиозных объединений, иных

    199
    организаций, цели или действия которых направлены на осущест- вление экстремистской деятельности.
    Экстремизм быстро изменяется, осваивает все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация сла- женной работы государственных учреждений, общественных и ре- лигиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности.
    В соответствии с Федеральным Законом № 131 «Об общих прин- ципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экс- тремизма в границах муниципального образования.
    Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры. Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому за- дача всех государственных структур, органов местного самоуправ- ления, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения – вместе сообща бороться с этим злом.
    Для победы над экстремизмом и избавления от этого опаснейше- го социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологиче- ская работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнад- зорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде.
    Гражданское общество должно осознать, что экстремисты и их по собники живут в самом этом обществе, подвержены его информационно му, эмоциональному и психологическому воздей- ствию. А само это информационно-психологическое влияние обще- ства мо жет быть по своей форме различным.
    Противодействие идеологии насилия в условиях современного демократического строя, безусловно, не может быть задачей толь- ко самого государства. Идеология насилия – это тот комплекс идей, который воспроизводится именно внутри общества. Для того чтобы конкретный человек или группа людей восприняли эти идеи, нужен

    200
    целый комплекс факторов, носящих как объективный, так и субъ- ективный характер. Значительную часть указанных проблем может и должно решать государство, но следует признать, что оно не мо- жет и не должно безгранично вторгаться во все ниши общественной жизни.
    Восприятие государства как института, находящегося в ответе за все происходящее в стране, в корне противоречит идее демократии.
    Демократия предполагает активную позицию общества. При этом государство выступает как регулятор общественных отношений. За- дача государства – создавать организационные и правовые условия, а также выполнять ряд публичных функций, неотъемлемо связанных с его природой. Вместе с тем отечественный и мировой опыт проти- водействия экстремизму и терроризму показывает, что идеология на- силия начинает широко распространяться тогда, когда она находит поддержку в обществе.
    Основная задача в современных условиях – создать самовос- производящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства спо- собствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для до- стижения каких-либо целей. Такой системой могут стать институ- ты гражданского общества, образовательные структуры и средства массовой информации.
    Эта система, являясь органической частью общества, имеет до- статочный набор инструментов воздействия на общественное созна- ние, порой больший, чем государство. Привлечение общества к рас- смотрению вопросов противодействия идеологии насилия позволяет максимально выверять применяемый инструментарий, не допускать нарушений прав и интересов граждан.
    В наши дни задача заключается в том, чтобы все общество, СМИ должны более активно подключиться к антиэкстремисткой деятель- ности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты граждан от экстремистских и террористических посягательств.
    Для результативной профилактики и борьбы, необходимо изуче- ние всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений.

    201
    Экстремизм – это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.
    Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экс- тремизма в странах СНГ является то, что Содружество за относи- тельно короткий интервал времени переместилось из одного исто- рического периода в другой. При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений. Все эти временные сложности переходного периода позволили возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в це- лом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно- предупредительная работа по предотвращению проявлений экстре- мизма и возможностей террористических агрессий.
    На сегодня выделяют и различают множество форм экстремиз- ма, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, мо- ральный и др. Политический экстремизм – крайние взгляды в отно- шении политической системы, организации формы управления го- сударством, пропаганда насильственных или агрессивных способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политиче- ским партиям и позиции оппонентов.
    Националистический экстремизм – радикальные, антитолерант- ные идеи и действия в отношении представителей другой националь- ности, стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
    Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой ре- лигиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иновер- цам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.
    Проявление экстремизма в полиэтнической среде обусловлено многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального

    202
    состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного пере- мещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспри- нимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что мигра- ция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельно- сти, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напря- женность в местах концентрации мигрантов – на этой почве возника- ют локальные очаги этносоциального насилия, формируется потен- циал политического радикализма и экстремизма.
    Несколько слов о религиозно-политическом экстремизме. Анализ ситуации некоторых регионов СНГ, в том числе Северо-Кавказского, показывает, что, несмотря на принимаемые меры органами местной власти, не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с ре- лигиозным экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, нахо- дящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.
    Ясно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Надо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В по- следние годы проявления экстремистской и террористической дея- тельности уменьшили свой потенциал.
    Действующее законодательство Содружества пока все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и террориз- му во всех формах и проявлениях и нуждается в дальнейшем совер- шенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духо- венства, правозащитных и общественных организаций.
    Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений,

    203
    на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и фор- мирование в обществе толерантного сознания и единой общеграж- данской идентичности.
    Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция всего Содружества. Трудно пе- реоценить степень воздействия на общественное сознание талантли- вых художественных и документальных произведений, разоблачаю- щих сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде.
    При всей важности оперативной составляющей работы в дан- ном направлении основным становится вопрос профилактики. Се- годня в условиях криминализации общества, роста преступности – воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуеди- ная задача – пресечение преступлений экстремистской направленно- сти и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с исполь- зованием политических, юридических, идеологических, социально- экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии.
    Наиболее важным и ответственным компонентом всей анти- террористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка полити- ки государственного противодействия терроризму как социально- политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также все-

    204
    стороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.
    Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремиз- мом как приоритетную стратегическую задачу, международное со- общество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресече- нию террористических акций, совершенствует механизм координа- ции взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.
    ГАРУНОВА Х.Д.
    (г. Махачкала)
    ОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СЕКТАНТСТВА
    Всевышний Аллах не сотворил ничего одинакового в этом мире, в том числе и человека. Человек самое почётное творение Бога.
    А причиной его почётности является наличие разума. Исходя из разума, человек понимает мир, так как разум, уровень понимания и знания у всех людей отличаются, соответственно различаются и мировоз зрения. С учетом вышесказанного можно сказать, что есть количество людей, которые понимают мир в одинаковых рамках и на основании этого их причисляют к одной конфессии. Но и у каждой конфессии тоже есть группы-единомышленники, у которых понима- ние некоторых вещей одинаковое. Людей, миропонимание которых выходит за рамки мировых религий, принято называть сектантами.
    От людей, попавших в секту, исходит большой вред для общества, ибо они служат причиной раскола общества, что приводит к увели- чению конфликтности в нём.
    Актуальность темы обусловлена глобальностью проблемы раз- деления общества на большое количество групп, особенно, когда в основе убеждения этих групп лежит идеология враждебности к не- которым людям. Вопрос конфессиональной безопасности становит- ся все более актуальным. Проблема религиозного экстремизма и его профилактики стоит перед всеми государствами.

    205
    Объектом исследования является сектантство как социальное явление и формы его проявления в обществе.
    Предметом исследования является сектантство как социально- философский феномен, опасные формы его проявления в обществе и методы профилактики социально опасных форм сектантства.
    Цель исследования – исследования сектантства в его наиболее опасных формах.
    Социально-демографический состав сект обычно однороден: преобладает молодежь (от 14 до 25 лет). Называемые общим терми- ном «сектантство» секты обладают определенными особенностями в своем появлении и развитии. Попадают в секту в основном те, у кого мало знаний о своей религии. Невежественная молодежь, попадая в секту, с трудом выбирается оттуда. В худшем случае остается там на всю жизнь, проявляя враждебное отношение к своим близким, род- ственникам, желанием уйти из дома и замкнувшись в себе.
    Члены секты – закрытая социальная группа, считающая себя и только себя носителями истины. Члены секты настолько обособля- ются, что начинают смотреть на других мусульман как на неполно- ценных, либо как на немусульман.
    В истории известен случай, когда шииты обособились от осталь- ного исламского мира, но в отличие от новых сект, они никогда не считали суннитов немусульманами. Сектанты даже внешне склонны подчеркивать свою обособленность от остальных, их подчеркнутый внешний вид призван демонстрировать всем, что другой вид они считают неправильным, немусульманским
    1
    . На арабском языке ре- лигиозные течения и группы (секты) называются термином «фирак», множественное от слова «фирка», а иногда используется термин «ма- захиб» («мазхаб»), а также «таваиф/таифа» и «джама‘ат/джама‘а».
    Слово фирка переводится как отделение, разность, различие, раз- деление, рознь, раскол, разница, расхождение, партия, группа, секта и т.п.
    Мусульмане делятся на течения и группы (фирак), имея разно- гласия по вопросам вероучения и ритуалов. Некоторые разногласия являются критическими и приводят к отходу от ислама, а другие вы-
    1
    Полосин А.В. «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни» [www.islamdag.ru
    (дата обращения 17.01.2017)].

    206
    водят лишь за рамки определенной группы (фирка) или мазхаба. Есть и такие несущественные разногласия, которые считаются приемле- мыми внутри одной группы или мазхаба. Как правило, всех мусуль- ман объединяют основы религии (усуль ад-дин). Под усуль ад-дин понимаются самые главные вопросы ислама, то есть основные прин- ципы в сфере вероучения или веры, то, что является обязательным в убеждениях, из-за отрицания чего можно стать заблудшим или даже неверным. Усуль ад-дин (основы религии), как это объясняется со- временными богословами ислама, бывают двух видов: относящиеся к религии в целом и относящиеся к мазхабу (толку). Если кто-то от- вергает или отрицает основу, относящуюся к религии в целом, то он является вышедшим из религии ислам. Если же кто-то отвергает или отрицает основу, относящуюся к мазхабу, то он является вышедшим из лона мазхаба, но не выходит за рамки ислама. Все мусульмане со- гласились по поводу шести основ имана: вера в Аллаха (иляхиййат), вера в пророчество (нубувват), вера в книги, вера в ангелов, вера в предопределение судьбы и в Судный день (маад). Эти основы от- носятся к религии в целом. Если хотя бы один из них отвергается, то это является выходом из ислама. Остальные основы, добавляе- мые представителями разных течений и групп в исламе, в действи- тельности являются основами, относящимися к мазхабу. Например, имамат утверждается как основа религии шиитами-имамитами, но ее нет у суннитов и мутазилитов, поэтому отрицающий эту основу не выходит из ислама и не может быть шиитом. Поздние умеренные шиитские ученые считают имамамат обязательной основой своего мазхаба, в то время как их ранние авторитеты считали имамат осно- вой всей религии и даже вводили имамат в суть веры
    1
    Анализ истории расколов в исламе показывает, что их образова- ние является результатом сложившихся в мусульманском обществе социально – политических разногласий между различными кланами, династиями, регионами, группировками, течениями, партиями.
    В середине второй половины восьмого века в исламе уже суще- ствовало пять религиозно – политических течений – сунниты, харид- житы, шииты, мутазилиты, мурджииты.
    1
    Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы 2015 С. 11-14.

    207
    Смута в мусульманском обществе началась с убийством третьего праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) в 656 году и эта смута продолжается по сей день. В этом же году противни- ки рода Умейядов и Усмана провозгласили халифом представителя рода Пророка (мир ему и благословение) его двоюродного брата и зятя – Али (да будет доволен им Аллах). Назначениие его халифом обострило ситуацию, поскольку двоюродный брат убитого халифа
    Усмана (да будет доволен им Аллах), Муавия – наместник Сирии при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) отказался подчи- ниться назначенному халифу. Муавия требовал от Али (да будет до- волен им Аллах) наказать виновных в смерти Усмана (да будет дово- лен им Аллах). В 657 году между войском Али и Муавия произошло столкновение при Сиффине. Чтобы удалить конфликт, было решено обратиться к помощи третейского суда. Противники создания тре- тейского суда покинули лагерь Али (да будет доволен им Аллах), воздали свою самостоятельную организацию под названием харид- житы (от араб. харидж-выступающий удаляющийся). Этот раскол был первым, но не последним и выступает как особое направление до суннитского и шиитского раскола в исламе
    1
    По мнению ученого Аль-Багдади, «исламская община» объединя- ет тех, кто признает возникновение мира, единственность и вечность его Создателя, божественные атрибуты, справедливость и мудрость, отрицает
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38


    написать администратору сайта