Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАЙДУЛЛИН Р.Д.

  • КАГЕРМАЗОВА Л.Ц., АБАКУМОВА И.В, МАСАЕВА З.В.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница25 из 38
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   38
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 20.12.2001 г.
    №195-ФЗ (ред. от 03.04.2017 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
    LAW_34661/.
    2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са- моуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. http://
    www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
    3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятель- ности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ www.consultant.ru/document/cons_doc_
    LAW_37867.
    4. «Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 г.» Утверж- дена Президентом РФ 28.11.2014 г. Пр.2753. base.garant.ru/70284810.
    5. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537. base.garant.
    ru/195521.
    13 *

    292 6. Этномир Калмыкии: сборник статей и материалов / Вступит. статья
    Дякиевой Б.Б. Элиста: АУ «Издательский дом «Герел», 2012. – 190 с. ил.
    7. Профилактика экстремизма и формирование толерантного сознания в современных условиях/ Сост. Б.Б. Дякиева, Н.Д. Михайлова. – Элиста: АУ
    РК «РИА «Калмыкия», 2013. 173 с.
    ЗАЙДУЛЛИН Р.Д.
    (г. Уфа)
    ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА
    В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Еди- ного определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: «Экс- тремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам». Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстре- мистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
    Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа
    Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе «Addressing Extremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:
    Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отноше- ние к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – де- монстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обо- значение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или

    293
    «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос.
    Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее: обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные
    (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, полити- ческих убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
    Различие сил также имеет значение при определении экстремиз- ма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов бо- лее сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением.
    Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстре- мальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или на- падение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
    Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя груп- пы экстремистов могут различаться по предпочтению насильствен- ной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализирован- ным формам насилия (вроде тайного использования пыток или не- формального разрешения зверств полиции).
    Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутству- ющий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

    294
    В российском законодательстве, а конкретно в Федеральном За- коне от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремист- ской деятельности», понятие «экстремистская деятельность (экстре- мизм)» раскрывается как:
    – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    – публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    – возбуждение социальной, расовой, национальной или религи- озной розни;
    – пропаганда исключительности, превосходства либо неполно- ценности человека по признаку его социальной, расовой, националь- ной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    – нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, националь- ной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    – воспрепятствование осуществлению гражданами их избира- тельных прав и права на участие в референдуме или нарушение тай- ны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его приме- нения;
    – воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комис- сий, общественных и религиозных объединений или иных организа- ций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
    – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атри- бутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
    – публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распростра- нения;
    – публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государ-

    295
    ственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
    – организация и подготовка указанных деяний, а также подстре- кательство к их осуществлению;
    – финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предо- ставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информацион- ных услуг.
    Интересно заметить, что такой нацисткой атрибутики не суще- ствует. Самый распространенный знак свастики был широко распро- странен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были укра- шены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно неизвестно. Его изображение до сих пор ис- пользуется во многих странах, имеющих богатую древнюю культу- ру, например, Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом и стал ассоциироваться с экс- тремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие счи- тают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.
    У свастики как символа много значений, и у большинства наро- дов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.
    Отдельно интересен пункт, в котором говорится о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. Интересен он тем, что так не говорится о простых людях, а только о госслужащих.
    Задача социальной работы состоит в предотвращении распро- странения экстремистских настроений среди подростков и молоде- жи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придержи- вающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

    296
    Профилактика экстремизма в педагогическом процессе.
    На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражда- нам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономи- ческих, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие мо- лодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социаль- ной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее созна- ния, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
    – анализ философской, исторической, социокультурной сторо- ны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
    – необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терро- ризма;
    – профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
    – разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерант- ности в учебно-воспитательном процессе;
    – совершенствование системы культурно-досуговой деятельно- сти подрастающего поколения;
    – увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
    – создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положитель- ных образцах подрастающие поколения;
    – консолидация и творческая реализация личности в среде свер- стников;
    – усиление профессиональной подготовки молодёжи, способ- ной к реализации жизненных перспектив;

    297
    – учет профессиональной подготовки молодежи в системе про- филактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
    – реализация потребности личности в самоопределении, культу- ре межнациональном общении.
    Профилактика терроризма и экстремизма проводится в образо- вательной системе. Данная работа по профилактике, в первую оче- редь, начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, пред- ставлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре то- лерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно- воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстре- мизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
    Человек становится личностью в процессе социализации. На- чальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества.
    Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию.
    В школах социальные педагоги должны брать на себя ответствен- ность за нравственное воспитание своих учеников.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Бурков А.А. Возможности профилактики националистического экс- тремизма в образовательных учреждениях [Текст] / А.А. Бурков // Педаго- гическое образование в России. 2012. № 4. С. 73-78.
    2. Нугуманова А.А. Интерференция и некоторые особенности пре- подавания второго языка в национальных отделениях вузов [Текст] /
    А.А. Нугуманова // Лингвистические психолингвистические проблемы усвоения второго языка: Материалы межвузовской научной конференции.
    25–28 ноября 2002 г., Пермь / Отв. ред. Ю.А. Левицкий; Перм. Гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – С. 174–176.
    3. Нугуманова А.А. Синестетическая метафора как результат соощуще- ний [Текст] / А.А. Нугуманова // Актуальные проблемы общего и регио- нального языкознания: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. – Уфа, 2008. С. 62–63.

    298 4. Нугуманова А.А. Работа над словом на практических занятиях по татарскому языку [Текст] / А.А. Нугуманова // Система непрерывного об- разования: школа-педучилище-педвуз материалы всероссийской научно- практической конференции. Уфа, 2002. – С. 167–169.
    КАГЕРМАЗОВА Л.Ц., АБАКУМОВА И.В, МАСАЕВА З.В.
    (г. Нальчик)
    СМыСЛОТЕХНОЛОГИИ В ПРОцЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
    АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
    Проблема осмысления действительности в настоящее время ста- новится особенно актуальной в нашей стране, как в бытовом плане, так и в научной психологии. Социально-экономические и политиче- ские преобразования, происходящие в российском обществе в по- следнее десятилетие привели к переоценке значимости многих цен- ностных ориентиров, изменению социальных стереотипов и вызвали эффект когнитивного диссонанса и необходимость переосмысления своего места в обществе, личностных идеалов, ценностей, принятия на себя ответственности за результаты жизнедеятельности у боль- шинства населения. Несоответствие сложившихся в сознании людей представлений и ожиданий с реальными изменениями социальной действительности выражается в неспособности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, непринятии на себя ответствен- ности за результаты деятельности, снижении смысловой активности, что, в итоге, является одной из основных детерминант психологиче- ской деформации личности, ее деструктивного поведения
    1
    Таким образом, можно констатировать, что сегодня в психо- логии по-прежнему остается нерешенной проблема комплексного теоретико-методологического подхода к исследованию смысловой сферы личности. Это отрицательно сказывается на практике воспи- тательной, образовательной, развивающей и коррекционной работы,
    1
    Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 79.

    299
    поскольку субъекты этого процесса имеют дело не с проявлением от- дельных компонентов сознания как элементов внутреннего мира че- ловека или смыслом жизни как данной объективной реальностью, а с продуктивно функционирующей системой индивидуализированных личностных смыслов как целостным образованием, определяющим весь процесс жизнедеятельности человека
    1
    Для разработки технологической схемы трансляции смысла в обучении как модели целостной технологии процесса актуализации личностных смыслов студентов понадобился этап разделения их на отдельные функциональные элементы (или уровни) и обозначение иерархических связей между ними
    2
    . Логика построения целостной системы технологий, ориентированных на активизацию смысло- образования учащихся или студентов, предполагает интенциаль- ность, т.е. соотношение более общих и более частных способов и приемов смыслообразования обучаемых строится по способу «сверху вниз», когда заложенные в учебный процесс технологии более высо- кого уровня (иерархия: стратегический уровень – тактический уро- вень – операциональный уровень) определяют специфику методов, способов и приемов, составляющих «шаги» технологий более низко- го порядка
    3
    . Такой подход дает возможность проследить реальную динамику смысловой активности, позволяющей произвольно стро- ить студенту свои отношения с окружающим миром, другими людь- ми и с самим собой. Создается смысловой континуум от первичных, наиболее элементарных смысловых личностных образований (лич- ностные смыслы, смысловые установки, мотивы) до уровня высших смыслов, которые определяют смысл жизни человека, его главные
    1
    Абакумова И.В. Смысл как научная категория и влияние его концептуальных интерпретаций на теорию образования и обучения // Научная мысль Кавказа. 2002. № 11. С. 112.
    2
    Масаева З.В., Эхаева Р.М. Стратегии обеспечения психологической безопасности личности.
    В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 145-
    147.
    Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц., Лечиева М.И. Индивидуально-психологические характери- стики самообеспечения безопасности. В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 147-149.
    3
    Абакумова И. В. Современные теории смысла и их влияние на общую теорию обучения //
    Ежегодник Рос. психол. общества. Психология и ее приложения. 2002. Т. 9. Вып. 3. С. 73.

    300
    жизненные ценности, инициирующие смысловую ориентацию чело- века в реальном и жизненном мирах
    1
    Описанные выше механизмы инициации смыслообразования студентов позволяют выбрать наиболее продуктивные методы фор- мирования толерантного сознания, которые обладают наибольшим смыслообразующим потенциалом и обеспечат наиболее смыслона- сыщенный воспитательный процесс
    2
    . Практика социокультурных коммуникаций убедительно показывает, что смыслы могут не только порождаться, отыскиваться, транслироваться, утрачиваться и т.п., но и осознанно или неосознанно скрываться (например, с целью мани- пулятивного влияния на партнера), проигрываться, камуфлировать- ся, вуалироваться посредством других, демонстративно транслируе- мых смыслов. Следовательно, смыслы «для себя» могут значительно отличаться от смыслов «для других»
    3
    Алгоритм совершенствования механизма формирования то- лерантности включает: во-первых, обеспечение базовых условий формирования толерантности (концептуальное осмысление поли- культурности российского общества в условиях демократии, консо- лидация всех социальных институтов российского общества в плане формирования толерантности и долгосрочная практическая реализа- ция комплекса мер, направленных на решение этой задачи)
    4
    и, во- вторых, оптимизацию образовательного направления (концептуаль-
    1
    Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно- смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии// Российский психологический журнал, М., 2011, Т.8, № 3, с.11–20.
    Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Этническая толерантность как взаимодействие культур//
    Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 4. С. 248–253.
    2
    Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Социально-педагогическое взаимодействие с детьми «группа риска» в рамках безопасного образовательного пространства. В сборнике: Развитие современ- ной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных статей студентов, маги- странтов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2016. С. 115–117.
    Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации.
    В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник на- учных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь,
    2016. С. 117–118.
    3
    Абакумова И. В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обуче- нии. // Российский психологический журнал. 2008. Том 5, № 4. С.57.
    4
    Абакумова И.В. Психологические технологии формирования антитеррористических ценно- стей в молодежной среде // Российский психологический журнал, М., 2010, Т. 7, № 5-6, С. 24.

    301
    ное осмысление в педагогической мысли и нормативных документах формирования толерантности как самостоятельной образовательной задачи, а также реализация ее в учебных заведениях всех уровней) и пропагандистского направления профилактики (нормативно- правовое обеспечение формирования толерантности в средствах массовой информации, активизация деятельности региональной власти и отдельных информационных компаний по формированию толерантности молодежи посредством СМИ)
    1
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   38


    написать администратору сайта