Главная страница
Навигация по странице:

  • МОРОВА Н.С.

  • МОШКИН В.Н., ВАСИЛЬКОВ И.Е.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница28 из 38
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   38
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь // На- циональный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 10.03.2017).
    2. Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» // На- циональный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 10.03.2017).
    3. Студенты белорусских вузов могут стать мишенью для вербовщиков
    ИГИЛ // Белтелерадиокомпания [Электронный ресурс]: http://www.tvr.by/
    news/obshchestvo/studenty_belorusskikh_vuzov_mogut_stat_mishenyu_dlya_
    verbovshchikov_igil// (дата обращения: 10.03.2017).

    327
    МОРОВА Н.С.
    (г. Йошкар-Ола)
    НОВыЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМы
    ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
    В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    По оценке экспертов, экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем мирового масштаба. Это связано с многообразием экстремистских проявлений, неоднород- ным составом организаций экстремисткой направленности, трудно- стями в изучении эффективности способов и приемов, применяемых ими для деструктивного воздействия на личность.
    Среди главных причин возникновения экстремизма можно вы- делить:
    – значительное имущественное расслоение населения, что при- водит к «сбою» в функционировании общества как целостного орга- низма, объединенного общими целями, идеями и ценностями;
    – нарастание социального напряжения;
    – снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе на всех уровнях и во всех формах, способствующее утрате нравственных ценностей;
    – бездуховность, размытое представление об истории страны, ее прошлом, настоящим и будущем, утрата чувства гордости и ответ- ственности за судьбу Отечества.
    Обобщая вышесказанные причины возникновения экстремизма, можно сказать, что с наступлением осени 2008 года, «многое из того, что казалось недавно стабильным, рухнуло или сильно зашаталось, породив море проблем. В центре почти каждого из них оказался че- ловек, нередко без средств к существованию, без сил активизации своих внутренних резервов». Именно такие молодые люди чаще дру- гих попадают в «сети» экстремистов.
    Молодёжь представляет собой особую категорию населения, ко- торая в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей действительности наиболее подвержена деструктивно-

    328
    му влиянию, а значит и накоплению, и реализации негативного про- тестного потенциала. К числу таких особенностей, присущих только этой группе, можно отнести социально-психологические, физиоло- гические, демографические и иные характеристики, делающие ее наиболее уязвимой ĸ воздействию идеологии экстремизма и терро- ризма. Это хорошо понимают вдохновители и организаторы ради- кальных течений, прилагая большие усилия для расширения круга своих единоверцев.
    Экстремистское поведение в молодёжной среде – явление чрез- вычайное, нередко влекущее за собой серьезные последствия для любого государства, общества, личности. Социологи отмечают, что проявления экстремизма среди молодёжи РФ в последние годы стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Тот факт, что количество пре- ступлений экстремистской направленности в молодёжной среде за период с 2003 по 2013 годы возросло в 5,7 раза, свидетельствует о массовости этого явления и серьезности создавшегося положения.
    Отсюда вытекает актуальность проблемы профилактики молодежно- го экстремизма и поиска новых путей и способов его предотвраще- ния как на уровне государства в целом, так и каждого его региона.
    По мнению представителей информационно-аналитического цен- тра РФ «Религия и общество», вербовщиков разного уровня в рядах запрещенной в РФ ИГИЛ насчитывается до 90 тысяч человек. Рос- сия как огромная и многонациональная страна их интересует прежде всего. По подсчетам российских спецслужб, уже сегодня на стороне
    ИГИЛ воюет 1700 россиян, а по заявлениям независимых экспертов – не менее 2000 человек. Представители Исламского государства сами открыто заявляют, что русский язык стал у них третьим по популяр- ности после арабского и английского. Вербовочный работой на тер- ритории РФ занимаются не менее 5–7 тысяч человек, которая делит- ся на 3 основные части – наводка, создание мотива и вербовка.
    Как видно из представленного списка, особой «популярностью» у идеологов экстремизма пользуется интернет, которым владеют не менее 90% молодежной аудитории. Данная проблема актуали- зировалась в середине прошлого века, а ныне обрела новые черты

    329
    в связи с широким распространением кибертехнологий. Согласно идеям М.Кастемса, разработавшего теорию сетевого сообщества, не индивиды, а деловые, финансовые, информационные сети фактиче- ски вершат судьбы современного мира. Что же в этом является наи- более привлекательным для молодежи?
    Исследователи выделяют пять наиболее важных позиций:
    – способность представить себя не только в роли пассивного ре- ципиента, но и в роли генератора идей, что позволяет управлять про- цессами, происходящими в виртуальной реальности;
    – возможность стереть социальные, материальные, возрастные, половые, национальные и др. характеристики, выступая на данной коммуникационной площадке в максимальном количестве ролей;
    – вероятность быстрой передачи информации без каких-либо пространственно-временных ограничений в любой конец земного шара;
    – гарантия анонимной и физической безопасности, что не всегда возможно в случае реального, а не виртуального обучения;
    – отсутствие «энергетических затрат» как материальных, так и психологических, и возможность в любое время «выйти из игры».
    В последние годы социологи выявляют даже своеобразную
    «моду» среди подростков на привлекательность подобных действий в интернет-пространстве. Отмечается все возрастающая тенденция использования на аватарке в социальных сетях вместо своего лица – черепа с костями. Второй разновидностью является значок, где пере- черкнут силуэт человека или демонстрируется избавление от другого человека через его «выбрасывание» в мусорную корзину.
    Вовлечение в такую идеологию прежде всего направлено на под- ростков и молодежь, которым предлагается бросить вызов заста- релому и несправедливому миру и открыть свое сердце для новых ультранационалистических идей. При этом происходит противопо- ставление одних народов другим, что позволяет закладывать ростки экстремизма, ведущие к подрыву национальной безопасности.
    Ситуация зашла настолько далеко на всех континентах земного шара, что требуется «скорая помощь» в таких направлениях, как:

    330
    – поиск новых психологических механизмов, способных ока- зать сопротивление столь сильному деструктивному воздействию на детей и подростков;
    – анализ эффективного мирового опыта, демонстрирующего по- ложительные примеры противостояния пагубному психологическо- му воздействию на несформировавшуюся личность.
    Нельзя не согласиться, что «в отечественной образовательной практике по-прежнему отсутствуют эффективные механизмы защи- ты личности от экстремизма и вообще любого деструктивного пси- хологического воздействия».
    В этой связи обращает на себя внимание новый подход, предлага- емый психологом А.В. Моровым, заключающийся в анализе причин эффективного противостояния личности пагубному воздействию, а также поиску потенциала к формированию действенной психоло- гической защиты. Исследователь отмечает, что основные режимы взаимодействия между личностью и ее социальным окружением су- ществуют в четырех вариантах: источник мотивов личности; объект взаимодействия личности; источник ресурсов для деятельности лич- ности; среда, противостоящая личности.
    «Представляется очевидным, – подчеркивает автор новой кон- цепции экзистенциального самоопределения личности, – что все че- тыре режима взаимодействия существуют постоянно в любой соци- альной деятельности. Личность встречается с другими личностями, а ее жизненные смыслы – с иными, а иногда и чуждыми ей жизнен- ными смыслами. В условиях ограниченных ресурсов неизбежно за- рождение столкновений, приводящих к конфликтам».
    В качестве такого дефицитного ресурса могут выступать деньги и власть, время и статус, а нередко и психологическая безопасность.
    По сути своей, как пишет А. В. Моров, «индивиды столетиями обме- нивали личную свободу и возможность формулировать и реализовы- вать свои жизненные смыслы и безопасность, как и доступ к обще- ственным ресурсам».
    На сегодня ощущение возросших индивидуальных возможностей человека проявляются на каждом шагу. Внедрение новых информа- ционных технологий и, в первую очередь, интернета позволило осу- ществить не только колоссальный рост в уровне информированно-

    331
    сти и образованности каждого индивида, но и в его индивидуальном доступе к остальным ресурсам. Новое и растущее стремление лич- ности к свободе и самоопределению, превалирование собственных смыслов над ранее господствовавшими над ней создает иной кон- текст взаимоотношений между личностью и обществом и открывает дополнительный источник конфликтов.
    Автором этого подхода предложена технология формирования сред «психологического благоприятствования», которая может быть использована в работе с детьми и молодежью как в системе аудитор- ной работы, так и дополнительного образования с целью противо- действия феномену экстремизма в социальных сетях. В настоящее время как никогда важна подготовка лидеров в молодежной среде, способных повести за собой и аргументированно убеждать в пагуб- ности ультранационалистических идей. И такой опыт есть в деятель- ности Общероссийской общественной организации «Детские и мо- лодежные социальные инициативы».
    В целях профилактики противодействия распространению идео- логии экстремизма в сети Интернет рекомендуется использовать сле- дующие методы:
    1. Комментирование, позволяющее передавать альтернативную информацию, направленную на понижение социальной напряженно- сти. Целесообразно предоставлять участникам альтернативные мне- ния и суждения как опровергающие опасную для сознания молодежи информацию, так и иного рода, не связанную с главной новостью, но привлекательную для этой аудитории.
    2. Блокирование является в настоящее время одним из ведущих методов, так как способствует достижению быстрого результата. Та- ким образом, перекрывается канал влияния на молодежную аудито- рию, который настраивает ее в негативном ключе.
    3. Создание привлекательных и популярных для молодежи интернет-ресурсов, которые сами вызывают раскрытие внутреннего потенциала у формирующейся личности, пропагандируют легальные механизмы активности в гражданском обществе.
    Таким образом, эти уже опробованные в социальной практике методы работы могут повысить эффективность профилактики рас- пространения экстремистских идей в сети Интернет, чем пользуется

    332
    ежедневно многочисленная молодежная аудитория. Любое продви- жение в решении проблемы профилактики и предупреждения экстре- мизма имеет важное значение для многонациональной России, для которой национальное согласие всех наций и народностей составляет
    «краеугольный камень» дальнейшего развития и процветания.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Афанасьева В.В. «Тотальность виртуального» [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http// www. squ.ru (дата обращения: 09.12.2014).
    2. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандист- ской работы в сфере противодействия распространению идеологии терро- ризма в субъектах Российской Федерации, поступившие из Национального антитеррористического комитета / Под. ред. В. В. Попова. – М. : Москов- ский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2013. 49 с.
    3. Моров А.В. Взаимосвязь лидерства и субъектности личности // Ак- туальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 06(65).
    С. 190–192.
    4. Моров А.В. Экзистенциальное самоопределение личности как основа противостояния деструктивному психологическому воздействию // Казан- ский педагогический журнал. Казань. 2015. № 6 (113), часть 3. – С. 118–123.
    5. Морова Н.С. Социальная педагогика и социальная политика в усло- виях экономического кризиса // Социальная педагогика в России, 2009. № 2.
    С. 9–14.
    6. Morov A.V., Morova N.S. Studying Leadership in the Context of
    Existential Personality Psychology. Review of European Studies. Vol. 7. № 8,
    2015. P. 1-7. • DOI: 10.5539/res.v7n8p1.
    МОШКИН В.Н., ВАСИЛЬКОВ И.Е.
    (г. Великие Луки)
    АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
    Анализ педагогической практики в общеобразовательных шко- лах и учреждениях профессионального образования показывает, что в последние годы количество уроков, лекций, семинарских занятий,

    333
    внеклассных и внешкольных мероприятий по антиэкстремистской тематике значительно выросло. Вместе с тем, анализ лекций, уроков и классных часов обнаруживает наличие существенных недостат- ков в практике антиэкстремистского воспитания. В частности, при включении в педагогический процесс информации об экстремист- кой субкультуре не всегда учитываются и создаются педагогические условия социально приемлемого влияния такой субкультуры на вос- питанников. Провидимые антиэкстремистские мероприятия в обра- зовательных организациях не представляют целостной системы и не всегда обеспечивают воспитательный эффект. Одна из причин по- добных явлений состоит в уровне разработки учебно-методических материалов для осуществления антиэкстремистского воспитания.
    В свою очередь, качество учебно-методического обеспечения зависит от уровня исследования проблемы антиэкстремистского воспитания.
    При исследовании, обсуждении и практическом осуществлении процесса совместной деятельности педагогов с учащимися по про- филактике и преодолению влияния экстремистской субкультуры используются различные термины: «профилактика», «подготовка»,
    «воспитание», «формирование» и т.д. Распространение получило словосочетание «антиэкстремистское воспитание»
    1
    . Это не случайно.
    Понятие «воспитание» открывает широкие возможности выявления наиболее существенных свойств педагогического процесса. Вместе с тем, при наличии значительного количества публикаций, посвящен- ных проблеме педагогической профилактике экстремизма, следует признать, что антиэкстремистское воспитание относится к наименее исследованным в науке. Ученым еще предстоит выявить сущность, структуру, системные свойства, системообразующие факторы анти- экстремистского воспитания. С учетом данного обстоятельства из- ложим результаты наших усилий по исследованию наиболее общих свойств антиэкстремистского воспитания.
    Для определения специфических признаков антиэкстремистско- го воспитания основным является признак, отражающий содержание
    1
    Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 26–28 октября 2015 г. – М.:
    РУДН, 2015. – 397 с.

    334
    воспитания: воспроизведение культуры в личности воспитанников
    1
    Это означает, что для определения антиэкстремистского воспитания необходимо выяснить, какая культура воспроизводится в личности воспитанников в процессе осуществления такого рода воспитания.
    В различных педагогических исследованиях и описании педагогиче- ского опыта так или иначе раскрываются разнообразные цели и эле- менты содержания антиэкстремистского воспитания: формирование иммунитета к экстремисткой пропаганде, нравственная подготовка, идеологическая подготовка, правовая подготовка, психологическая подготовка, формирование толерантности и т.д. Количество выяв- ленных и исследованных различными авторами конкретных целей и элементов содержания антиэкстремистского воспитания постоянно увеличивается. В публикациях называются те или иные виды культу- ры, которые в каких-то частях усваиваются школьниками и студен- тами при осуществлении антиэкстремистского воспитания. Однако до сих пор не ясно, что именно представляют эти элементы в их со- вокупности. Пока нет ответа на вопрос: являются ли эти элементы содержания воспитания разрозненными элементами или входят в со- став какого-то более обширного явления? Для поиска ответа на этот вопрос воспользуемся словосочетанием «антиэкстремистская готов- ность», которым будем обозначать результаты антиэкстремистско- го воспитания. Задача воспитания антиэкстремистской готовности сформулирована в нормативных документах (в том числе в феде- ральных государственных образовательных стандартах, примерных образовательных программах). Этот элемент содержания образо- вания включен в проекты педагогического процесса (содержится в учебниках, методических пособиях), антиэкстремистская готовность развивается в совместной деятельности педагога и учащихся (на уро- ках, классных часах и т.д.), воплощается в деятельности и личности учащихся. Антиэкстремистская готовность в качестве различных элементов включает мотивы, знания, умения, личностные качества, опыт творческой деятельности, убеждения, способствующие защи- щенности личности и общества от экстремизма.
    1
    Котляр В.Н. Определение воспитания с культурологических позиций // Психолого- педагогические и культурологические проблемы личностно-ориентированного воспитания:
    Сборник научных трудов // Под ред. В.Н. Мошкина. – Барнаул: АГИИК, 1999. С. 5–17.

    335
    С учетом тенденций развития в современном обществе экстре- мистской субкультуры
    1
    мы предполагаем о наличии перспективы возникновения антиэкстремистской культуры. Однако, скорее все- го, пока рано говорить о существовании в нашем обществе антиэк- стремистской культуры как самостоятельного компонента культуры.
    В связи с этим возникает вопрос: каким образом антиэкстремистская готовность входит в состав культуры? Еще конкретнее: в состав ка- кого компонента культуры входит антиэкстремистская готовность?
    Политической культуры? Правовой культуры? Психологической культуры? Или какой-то иной культуры? Поиски ответа на этот во- прос привели нас к выводу, что антиэкстремистская готовность вхо- дит в состав культуры безопасности. Данное положение необходимо обосновать с использованием эмпирических данных и теоретиче- ского анализа. В рамках настоящей статьи ограничимся отдельны- ми аргументами в пользу сформулированного вывода. Во-первых, у культуры безопасности и у антиэкстремистской готовности имеется одна и та же функция, которая является основной для этих явлений.
    Это функция защиты от опасных факторов. Во-вторых, антиэкстре- мистская готовность и культура безопасности соотносятся как часть и целое: культура безопасности способствует защите от любых опас- ностей, антиэкстремистская готовность – от опасности экстремизма.
    В-третьих, анализ содержания образования показывает, что разно- плановые элементы культуры (политической, нравственной и т.д.), обладающие функцией защиты от экстремизма, имеют тенденцию к интеграции в составе культуры безопасности (в частности, в рамках школьного курса ОБЖ и вузовского курса БЖД). Наконец, вывод о вхождении антиэкстремистской готовности в культуру безопасности не отрицает признаваемого в современной науке положения о влия- нии нравственной, правовой и иной культуры на готовность челове- ка и общества к профилактике и защите от экстремизма.
    Основная функция культуры безопасности заключается в про- филактике и преодолении (защите от) негативного влияния на чело- века, общество и природу вредных и опасных факторов жизнедея-
    1
    Гордеев Н.С. Экстремистская субкультура: проблемы интерпретации и криминологическое значение // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология.
    Культурология. – Вып. 38. 2015. № 26 (381). С. 46–53.

    336
    тельности
    1
    . С учетом наличия у культуры безопасности функции за- щиты сформулируем признаки антиэкстремистской готовности. Мы пришли к выводу, что антиэкстремистская готовность реализуется как компонент и как функция культуры безопасности. В качестве компонента культуры безопасности антиэкстремистская готовность включает те элементы культуры, которые способствуют профилак- тике влияния и защите от конкретных видов экстремизма: национа- листического, политического, религиозного, спортивного и т.д. На- пример, знания о спортивном экстремизме при педагогически обо- снованном их формировании препятствуют вхождению школьников в экстремистские группы спортивных фанатов. Соответственно, в педагогическом процессе осуществляется подготовка школьников к безопасному взаимодействию (в том числе путем избегания контак- тов с экстремистскими проявлениями) с различными конкретными видами и проявлениями экстремизма. Однако подготовить в рамках педагогического процесса учащихся к защите от всех конкретных ва- риантов экстремизма вряд ли возможно (тем более, что экстремизм постоянно меняет свой облик). Наличие в обществе многочисленных и разнородных проявлений экстремизма стимулирует к поиску и ис- пользованию таких составных частей культуры безопасности, кото- рые защищают от многих или даже от любых вариантов экстремиз- ма. В связи с этим возникает предположение о наличии у культуры безопасности функции защиты от различных вариантов экстремиз- ма и от многообразных его проявлений. Иначе говоря, как функция культуры безопасности антиэкстремистская готовность способству- ют профилактике влияния и защите от экстремизма в различных его проявлениях и формах (политического, религиозного, спортивного и т.д.). Анализ педагогической практики свидетельствует, что тако- го рода функция защиты от экстремизма проявляется в развитии у школьников и студентов мировоззренческой, нравственной, позна- вательной, коммуникативной, психологической, правовой, идейно- политической готовности к обеспечению безопасности. Именно дан- ные элементы готовности к обеспечению безопасности составляют основу культуры безопасности.
    1
    Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография / Мошкин В.Н. –
    Барнаул: БГПУ, 2002. – 318 с.
    12 15

    337
    Основываясь на выводе о вхождении антиэкстремистской готов- ности в состав культуры безопасности перейдем к определению су- щественных свойств антиэкстремистского воспитания.
    «Сколько существует особых форм, отдельных видов культуры в обществе, – отмечает В.Н. Котляр, – столько же может быть форм и видов воспитания»
    1
    . Исходя из сформулированного выше вывода о том, что антиэкстремистская готовность является составной частью культуры безопасности, сформулируем определение антиэкстремист- ского воспитания – это идеологически направленное, педагогически обоснованное, профессионально компетентное управление поведе- нием и познанием людей с целью воспроизведения в их личности элементов культуры безопасности, способствующих защищенности личности и общества от негативного влияния экстремизма. Данное определение является наиболее общим, нуждается в уточнении и кон- кретизации. С учетом названных в определении признаков назовем наиболее существенные свойства антиэкстремистского воспитания:
    – процесс специально организованного творческого общения вос- питанников с педагогом, обладающим опытом обеспечения личной и общественной безопасности при взаимодействии с экстремизмом;
    – воспроизведение в деятельности и личности школьников эле- ментов культуры безопасности, способствующих защищенности личности и общества от многообразных проявлений экстремизма;
    – развитие творческих сил и способностей воспитанников к пред- упреждению и уменьшению вреда, причиняемого экстремизмом;
    – создание благоприятных условий освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей, смыслов, совершенствова- ния мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной, идейно- политической, правовой и психологической готовности воспитанни- ков к обеспечению личной и общественной безопасности при взаи- модействии с экстремизмом;
    – освоение воспитанниками материальных и духовных ценно- стей культуры безопасности в процессе освоения опыта противодей-
    1
    Котляр В.Н. Определение воспитания с культурологических позиций // Психолого- педагогические и культурологические проблемы личностно-ориентированного воспитания:
    Сборник научных трудов. // Под ред. В.Н. Мошкина. – Барнаул: АГИИК, 1999. – С. 15.
    15 170727 12 15

    338
    ствия влиянию многообразных проявлений экстремизма (религиоз- ного, политического, националистического, спортивного и т.д.).
    В педагогической практике антиэкстремистское воспитание реализуется как цель (сформулирована в нормативных документах, ставится при осуществлении воспитательной работы), форма (ме- роприятия, основным содержанием которых выступает антиэкстре- мистская подготовка), функция (проявляется в развитии личностных качеств учащихся, влияющих на защищенность от экстремизма) и закономерность (связь компонентов педагогического процесса, вли- яющая на эффективность развития антиэкстремистской готовности учащихся) педагогического процесса.
    Подводя итоги результатов анализа наиболее общих свойств анти экстремистского воспитания, сформулируем основные выводы.
    Антиэкстремистская готовность как результат антиэкстремист- ского воспитания входит в состав культуры безопасности.
    Антиэкстремистское воспитание – управление поведением и по- знанием людей с целью воспроизведения в их личности элементов культуры безопасности, способствующих защищенности личности и общества от негативного влияния экстремизма.
    Исследование антиэкстремистского воспитания будет способ- ствовать повышению эффективности педагогических факторов про- филактики влияния экстремистской субкультуры на подрастающее поколение, защищенности личности, общества и государства от экс- тремизма в любых его проявлениях.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   38


    написать администратору сайта