Главная страница
Навигация по странице:

  • РОМАНОВ С.Ю.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница30 из 38
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38
    РОДИОНОВА О.В.
    (г. Москва)
    ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОГО
    И МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА
    В условиях глобализации современный человек оказывается в чрезвычайно сложной ситуации одновременного сохранения и отказа от собственных традиций. За провалом мультикультурного проекта стоит кризис самой модели национального государства, основанной на этнической идентичности. Человек не просто присутствует в мире наряду с другими его объектами, но и конструирует вокруг себя мир культурный, социокультурный, конфессиональный.

    349
    В рамках выездных практик магистерской программы «Культу- ра религиозного и межнационального диалога в современном мире», реализуемой в МГЛУ, осуществляется идея формирования собствен- ного контекста другой культуры путем погружения в повседневный мир, знакомством с народным костюмом, промыслами, бытовыми обычаями, национальной историей. Основным эффектом проекта можно считать снижение градуса межкультурного отчуждения: от чужого опыта мы плавно переходим к иной, а то и другой точке зре- ния, что приводит к формированию толерантного отношения различ- ных социальных групп к инокультурным и иноконфессиональным явлениям.
    Вместе с тем не остается в стороне рефлексия на тему собствен- ной идентичности. В ходе напряженной научно-проектной деятель- ности со студентами магистратуры последних четырех лет по на- правлению подготовки «Культура религиозного и межнационально- го диалога в современном мире» удалось сформулировать всего два критерия своего:
    – Общая историческая память, локализованная в Великой отече- ственной войне;
    – Русский язык как средство межнационального общения.
    Оба эти критерия также нуждаются в пояснении:
    Война: для изучения культурной памяти на уровне поколения и надличностного обобщения был предпринят анализ образа ВОВ в ки- нематографе как рефлексии культурно-исторической памяти. Кине- матограф – носитель коллективной памяти, часть идеологии опреде- ленного времени (это касается, в том числе и авторского кино). Как и любая идеология (употребляю сейчас этот термин безоценочно) кинематограф в данном случае выступает консолидирующим фак- тором, обеспечивающим, в том числе социальное воспроизводство.
    «В качестве рабочей гипотезы было принято предположение о том, что кино – отражение культурной памяти своего социума и време- ни – имеет функцию накопления, хранения и трансляции культурно значимого опыта; каждое новое поколение проводит ревизию этого опыта, принимая или не принимая его. Особенно значимым в рамках целеполагания было изучение механизма самоидентификации, осу-

    350
    ществляемой через риторические фигуры и мифологемы, транслиру- емые кинематографом, с одной стороны, и местом, которое занимает
    ВОВ в отечественной культурной традиции (советской и постсовет- ской) – с другой. Хотелось понять величину и силу трансформации исторической памяти в рамках поколенческого и исторического (рас- пад СССР и становление РФ) сдвига.
    Проведенное исследование позволяет сделать ряд общих выво- дов:
    – ВОВ – безусловно является значимой частью культурной па- мяти нашего общества, в том числе и молодого поколения;
    – Можно фиксировать актуальность современных фильмов о войне, но обращает на себя внимание стилистика киноязыка, жан- ровое своеобразие (фильмы-фэнтази; обилие спецэффектов; неисто- ричность сюжета), что опять же указывает на функцию релаксации и развлечения как доминирующей тенденции кинопотребления;
    – Высокие показатели узнавания таких фильмов как «А зори здесь тихие» и «В бой идут одни старики» дают некоторую надежду на преемственность культурной традиции и продолжение трансля- ции опыта и/или мировосприятия предыдущих поколений»
    1
    . Вместе с тем необходимо признать, что эта трансляция не носит системного характера. Всякого рода коллективные мероприятия о ВОВ прово- дятся по отработанной схеме 80-х годов ХХ века, что придает им се- годня не столько патриотический, сколько конъюнктурный характер при том, что на личностном, семейном уровне память сохраняется.
    Даже совместная научная, просветительская деятельность наталки- вается на противодействие в виде высказываний: «не мое; не инте- ресно; меня это огорчает; я не хочу знать этих подробностей». Поис- ковики, вахты памяти занимают промежуточное положение между субкультурными сферами досуга и официозом.
    Русский язык: «Важную часть самоидентификационных процес- сов составляет выбор культурно-языковой стратегии развития. Так, постсоветские центральноазиатские республики выбрали культурно-
    1
    Родионова О.В. Образ ВОВ в кинематографе как отражение культурно-исторической памя- ти и механизм самоидентификации // Битва под Москвой: история, культура, современность: информационные материалы круглого стола ГБУ «МДН». – М.: ГБУ «МДН», 2016. 116 с., с. 62–82.

    351
    языковую стратегию, направленную на декларирование полиэтнич- ности и высокого статуса русского языка. В Казахстане русский язык является официальным согласно Конституции 1995 года; в Туркме- нии – является языком межнационального общения по Конституции и Законе о языке 1990 года; в Таджикистане русский также является языком межнационального общения согласно Конституции; в Кир- гизии русский – официальный язык, язык межнационального обще- ния по Конституции 2003 г., и только в Узбекистане русский назван языком национального меньшинства, статус которого не определен законодательно. Необходимо обратить внимание, что реальная по- литика стран направлена скорее на построение мононационального и монолингвистического пространства, что связано во многом и с оттоком русского населения, и прежде всего специалистов, из это- го региона, но именно эта политика приводит к тому, что трудовые мигранты из Центральной Азии, составляющие большинство на рос- сийском рынке труда, называют языковой фактор в качестве основ- ного выталкивающего механизма в принимающей стране»
    1
    Еще в 2013 году мы констатировали определенное положение дел по СНГ: «Среднеазиатские республики выбрали культурно- языковую стратегию, направленную на декларирование полиэтнич- ности и высокого статуса русского языка. В Кавказском регионе напротив статус русского языка не определен законодательно, хотя русский и назван языком межнационального общения»
    2
    . За прошед- шие годы положение совершенно точно не изменилось в лучшую сторону, уровень владения русским языком стремительно снижается, исключением, пожалуй, является только Казахстан. Принятие зако- нов и постановлений об обязательном экзамене по русскому языку, праву истории для трудовых мигрантов
    3
    ситуацию не изменило. По- ложение внутри России, как ни странно это прозвучит, тоже отнюдь
    1
    Родионова О.В. Культурные стратегии в мусульманских республиках СНГ // Вестник Мо- сковского государственного лингвистического университета. Философия и культурология. –
    2013. – Вып. 11 (671). Философские и общенаучные проблемы познания культуры и творческой деятельности человека. С. 170–188.
    2
    Там же.
    3
    Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. №74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обязателен с 1 января 2015 г.

    352
    не безоблачно. В не русскоязычных регионах русский язык является средством межнационального общения, как и на всем пространстве
    СНГ, к сожалению, наличие ЕГЭ, всеобуча и пр. радикально пробле- му не отменяет, скорее усугубляет. Советский опыт межкультурной коммуникации предполагал наличие специальных программ для на- циональных школ. Если судить по ассортименту издательства «Про- свещение
    1
    », то учебники по русскому языку и литературе для нацио- нальных школ по-прежнему издаются, но обнаружить их на местах, например, в Республике Дагестан, у меня не получилось. Общий фе- деральный учебник, единый как для тех, у кого русский родной, так и для тех, у кого он не родной, создает, как ни странно, не единое об- разовательное пространство, а принципиально неравные стартовые условия. В результате чего (помимо малого числа русских учителей; сложности усвоения языка из-за разности культурного контекста, доносимого учебником, и компетенции) мы получаем выпускника с довольно слабым уровнем владения русским устным (встречается чаще) и письменным. В случае с письменным языком фиксируются две особенности: первая – выпускник и пишет на разговорном языке, который в каждом регионе имеет свои особенности, а в данном слу- чае иноязыковой строй предложения (думает на родном и переводит в голове по аналогии), сложности с употреблением предлогов, родо- вых, падежных окончаний. Вторая – идеальное владение литератур- ным письменным языком, что резко контрастирует с уровнем устной речи, что опять же фиксирует русский как иностранный с форми- рованием пассивных (чтение, письмо) языковых компетенций. Оба варианта затрудняют дальнейшее обучение за пределами своего на- ционального региона, что, в свою очередь, препятствует формирова- нию наднациональной идентичности. В то же время необходимость обучения на русском языке приводит к ассимиляции языков малых народов: дети для облегчения процесса обучения особенно в городах часто не владеют родным языком, предпочитая ему русский, но при этом русскими себя не считают и процессы идентификации, как и у старших, происходят по этническому или конфессиональному при- знаку.
    1
    http://catalog.prosv.ru/category/1?filter%5B8%5D=5 дата обращения 09.04.2017 г.

    353
    Таким образом, в идентификационных процессах находят свое подтверждение выводы, полученные в результате изучения своего и чужого в исторической перспективе о том, что «в формировании визуального и семантического образа другого (Чужого/Врага) про- исходит творческое соединение реальных и искаженных знаний о культуре и природе (в том числе физической) иного. Кроме того, в творческом акте учитывается присущее собственной культуре вос- приятие добра и зла, в том числе и в его визуальном воплощении»
    1
    А также, что мы «сталкиваемся с понижением бинарной оппозиции свой – чужой, уменьшением ксенофобии при опыте непосредствен- ного совместного бытования. Здесь, правда, должно быть высказано одно важное замечание: совместное бытование должно быть мир- ным, исторически сложившимся или форс-мажорным (общее пребы- вание на войне, плену, оккупации). Если же быт связан с завоевани- ем, насильственным видоизменением идентичности, то здесь даже самые спокойные отношения нагнетаются до экзистенциального противостояния
    2
    ». Спектр выбора между чужим, иным и другим «на- прямую связан с успешностью диалога с внутренним «Я» (другим и иным) и желанием, даже скорее осознанием необходимости столь же старательного диалога и уважения дугого в нашем собеседнике, причем причина нашего к нему уважения заключается именно в его другости»
    3
    Если же смотреть с точки зрения создания механизмов, способ- ствующих формированию наднациональной и надрелигиозной иден- тичности, то здесь, по всей видимости, стоит говорить о программах поддержания языковой и культурной компетенции как на основе русского языка (переводя его владение в максимально активную
    1
    Родионова О.В. Чужой, Иной, Другой – семантический ряд межкультурного диалога // Вест- ник Московского государственного лингвистического университета. Языкознание и литерату- роведение. — 2015. – Вып. 13 (724). Проблемы социальной философии и культуры в ХХI веке.
    С. 145-159. Режим доступа: http://vestnik-mslu.ru/Vest-2015/Vest15-724z.pdf.
    2
    Родионова О.В. Свой среди чужих // Вестник Московского государственного лингвистическо- го университета. Гуманитарные науки. 2016. – Вып. 1 (762). С. 117-138. Режим доступа: http://
    vestnik-mslu.ru/Vest-2016/1_762_obr.pdf.
    3
    Родионова О.В. Использование альтерального метода при построении толерантной картины мира // Общественные науки и современность 2006, №6, с. 167-172 http://ecsocman.hse.ru/ons/
    msg/18935720.html.

    354
    форму вплоть до формирования второй языковой личности), так и национальных языков (для поддержания этнической самобытности и многообразия).
    Кроме того, самое пристальное внимание необходимо уделить направлению по изучению и сохранению культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. Речь идет не только о возрождении практики масштабных этнографических экспедиций, но и фиксации болевых точек межкультурного и межрелигиозного взаимодействия в синхронном и диахронном аспекте. Можно не со- глашаться с альтернативной версией того или иного исторического события, но знать и понимать истоки и следствия этой версии со- вершенно необходимо. Без этого невозможен диалог и взаимопони- мание.
    РОМАНОВ С.Ю.
    (г. Уфа)
    ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
    В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    В начале XXI века масштабы политического и религиозного экс- тремизма угрожают безопасности и стабильности государства. При этом события конца ХХ века убедительно доказали, что политическая обстановка зависит от степени успешности борьбы с проявлениями экстремизма, которые являются следствиями сепаратизма, национа- лизма и фундаментализма, формируя реальные угрозы безопасности личности, социума и государства.
    Свое современное идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке, когда на политической арене появились революционеры-народники. В этот период идея переустройства с помощью насильственных действий, террористических актов стала едва ли не официальной идеологией европейской и отечественной социал-демократии. Экстремизм был знаменем революции, превра- тившим терроризм в часть повседневной жизни общества.

    355
    В советский период за счет «железного занавеса» и жесткого тоталитарного режима внутри страны удавалось гасить проявления экстремизма. Единичные случаи терроризма как дело рук одиночек или небольших маргинальных групп были редкостью и не оказывали серьезного влияния на социально-экономическую и внутриполити- ческую ситуацию в обществе. Всё изменилось с началом перестрой- ки и политики открытости во взаимоотношениях с внешним миром.
    Уже начиная с апреля 1986 года в стране начали возникать прояв- ления национального экстремизма. Первые столкновения молодежи на национальной почве произошли в г. Якутске. Затем массовые вы- ступления студентов в Алма-Ате в декабре 1986 года открыли эпоху националистического экстремизма, ставшего одним из факторов раз- рушения СССР.
    В 90-х годах ХХ века Россия начала сталкиваться с новыми для неё угрозами, среди которых был политический экстремизм. Доста- точно вспомнить события сентября-октября 1993 года, когда кризис во взаимоотношениях законодательной (представительной) и ис- полнительной ветвей власти привел к массовым вооруженным вы- ступлениям. Примерно в этот же период, пользуясь неразберихой в стране и социально-экономическим кризисом, вызванным разруше- нием СССР и вхождением России в мировое сообщество на принци- пах открытости и доверия, зарубежные экстремистские религиозные организации начали направлять в нашу страну своих эмиссаров для вербовки адептов. Основными целями их деятельности стала деста- билизация социально-экономической и политической ситуации на
    Кавказе, Урале и Поволжье.
    Так, на территории Башкортостана стали активно появляться первые ячейки религиозных сект салафитов, ваххабитов и привер- женцев «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которые до 2002 года, ког- да был принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ
    «О противодействии экстремистской деятельности», оставались за пределами правового поля. С принятием этого закона деятельность националистических, политических и религиозных экстремистских организаций стала предметом судебной практики. Начиная с 2003

    356
    года Верховный Суд Российской Федерации
    1
    регулярно выносил ре- шения о признании тех или иных радикальных политических и ре- лигиозных организаций террористическими или экстремистскими.
    В настоящее время список таких организаций насчитывает 26 наи- менований, среди которых присутствует и «Аль-Каида» и «Терро- ристическое сообщество – структурное подразделение организации
    «Правый сектор» на территории Республики Крым». Помимо этого, существует международный список террористических организаций
    Европы, Азии и Африки, в который входят, например, «Хезболла» и
    «Борцы за свободу Ольстера» и др.
    Большинство международных экстремистских движений в той или иной форме опираются на молодежь. Эта категория граждан яв- ляется наиболее уязвимой. Как пишет по этому поводу Л.В. Баева:
    «Наиболее яркими носителями идей являются молодежные социаль- ные движения и объединения. Будучи революционно настроенной, в силу психологических особенностей возраста и не скованной догма- тичностью мышления, презрением к устаревшим традициям, моло- дежь оказывается той силой, которая несет могучий пассионарный заряд обновления, способного оказаться как конструктивным, так и разрушительным в своих результатах»
    2
    . Протестная энергия моло- дого поколения определяется множеством факторов, среди которых можно отметить социально-экономические, духовные, политические и религиозные. Как пишет И.В. Куликов: «Молодежный экстремизм является одним из наиболее кризисных и опасных проявлений экс- тремизма. Учеными, исследующими экстремизм в молодежной сре- де, было указано на то, что экстремистскому сознанию молодого человека соответствуют компоненты неразвитого сознания, которые выражаются эмоциональностью, импульсивностью, внутренней на- пряженностью, конфликтностью. Нетерпимость и амбициозность, характерная для молодых людей, играет важную роль в процессе
    1
    Террористические и экстремистские организации и материалы // Сайт Национальный анти- террористический комитет. URL: http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i- materialy.html (Дата обращения 21.03.2017).
    2
    Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России // Обзор НЦПТИ. − 2015. −
    5 января. − С. 16

    357
    формирования экстремистского сознания»
    1
    . Молодежный экстре- мизм как массовое явление последнего десятилетия российской истории выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам, законам и нормам поведения.
    Молодежный экстремизм в широком смысле многолик. Он вби- рает в себя самые разные формы активности от политической, идео- логической, националистической, религиозной до сепаратистской. В связи с этим общемирового правового понимания данного явления пока не выработано. Это связано отчасти с тем, что после оконча- ния «холодной войны» экстремизм значительно трансформировался не только в политической, но и в религиозной плоскости, стал рас- пространяться на различные сферы жизни и деятельности общества.
    Проявления экстремизма, в том числе и молодежного, стали более разнообразны. Как пишет по этому поводу исследователь А.-Н.З. Ди- биров: «Важным признаком политического экстремизма является то, что он превратился сегодня в постоянного спутника современных обществ. Это не означает, что экстремизма не было в прошлом. По- литический экстремизм – ровесник политики, но в прошлых обще- ствах, где грань между правом и произволом была сильно размыта, а международного права как всеобщего регулятора международных отношений практически не было, вычленение и идентифицирова- ние политического экстремизма как особого политического явления было делом достаточно проблематичным»
    2
    . Российское законода- тельство определяет экстремизм и экстремистскую деятельность как действия, направленные на насильственное разрушение суверените- та и целостности страны, поддержку и оправдание террористической деятельности, возбуждение национальной, расовой и иной розни, превосходства по каким-либо признакам, нарушение прав человека в связи с его нацией, финансирование экстремистской деятельности и т.д.
    1
    Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи. // Сайт Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. URL: http://нцпти.рф/articles/?ELEMENT_ID=1149 (Дата обращения 30.03.2017).
    2
    Дибиров А.-Н.З. Многоликость содержания и разнообразие форм проявления современного политического экстремизма // Сайт Экстремизм.RU. URL : http://www.ekstremizm.ru/publikacii/
    item/544-soderjanie-i-formy-politicheskogo-ekstremizma (Дата обращения 30.03.2017).

    358
    Проводником идей экстремизма, в силу недостатка образованно- сти в этой проблематике, становится молодежь, особо подвержен- ная чуждому влиянию. Молодые люди особенно любят иностран- ную атрибутику и ритуалы, считают их исключительно атрибутами правильной идеологии и религии. Экстремизм больших российских мегаполисов отличается от экстремизма небольших населенных пунктов и поселков. Как пишет Р.Х. Джумаева: «Нацизм особенно распространен в больших российских мегаполисах и выбирает объ- ектом своей ненависти в основном выходцев из Кавказа. Их противо- правная деятельность очень широко распространена, и вред, причи- няемый нацистами мирным жителям, не намного меньше, чем вред от так называемых «ваххабитов»
    1
    . Иными словами, различные виды экстремизма имеют четко определенные границы территориального распространения, привязки к уровню урбанизации и близости к по- литическим, национальным и религиозным центрам страны.
    Молодежный экстремизм в современной России проявляется в основном в виде этно-сепаратистских и религиозно-сепаратистских движений, поддерживаемых зарубежными национальными и рели- гиозными элитами. Это крайне опасный альянс для жизни и деятель- ности любого общества, несущий угрозу основам конституционно- го строя, правам и свободам человека и гражданина. За достаточно небольшой отрезок времени молодежный религиозный экстремизм превратился в одну из главных проблем современного российского общества. Как пишут М.Е. Белокобыльский и О.И. Белокобыльская:
    «Потенциальный источник экстремистских проявлений, представ- ляющий опасность для общества, – деятельность религиозных де- структивных организаций. Такие организации постоянно пытаются использовать государственные и муниципальные образовательные учреждения для распространения своей идеологии в подростковой и молодежной среде. В структуру многих религиозных организа- ций входят специальные подразделения по работе с молодежью.
    Финансирование таких структур, как правило, осуществляется
    1
    Джумаева Р.Х. Экстремизм в России: причины возникновения и распространения // Теория и практика общественного развития. − 2014. − №14. − С. 66.

    359
    зарубежными исламскими организациями, в том числе экстремист- ской направленности»
    1
    Обращает на себя внимание тот факт, что целью деятельности экстремистских организаций является насаждение деструктивной идеологии и создание условий для последующего ведения террори- стической деятельности на территории России. Наибольшую опас- ность представляют экстремистские религиозные молодежные орга- низации: «В так называемых центрах исламской молодежи и лагерях исламской молодежи под прикрытием официально зарегистриро- ванных законопослушных организаций членами международных террористических и экстремистских организаций могут проводиться обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования»
    2
    . Свидетельством того, что экстре- мистские религиозно-политические организации активно проводят подобную работу среди молодежи является то, что более тысячи
    3
    на- ших сограждан были завербованы для участия в сирийском военном конфликте на стороне оппозиции.
    Таким образом, причины возникновения экстремизма разно- образны. Одним из ключевых факторов является экономическое и социальное расслоение общества, которое приводит к тому, что об- щество перестает адекватно функционировать ввиду различия целей, идей и ценностей. Нарастающая социальная напряженность приво- дит к появлению групп, стремящихся насильственными методами изменить установившиеся порядки. К числу основных причин экс- тремизма можно отнести социально-экономическую напряженность и нестабильность, которые сопровождаются дифференциацией граж- дан, ожесточенную борьбу за власть, растущую преступность при низкой эффективности работы государственного аппарата. Всё это
    1
    Белокобыльский М.Е., Белокобыльская О.И. Молодежный экстремизм в России: особенности его проявления // Вестник казанского юридического института МВД. − 2015. − № 3. С. 57.
    2
    Самосват Д., Куршев А. Экстремизм как угроза национальной безопасности России. Основ- ные принципы, направления противодействия экстремисткой деятельности // Сайт Voenn.info
    URL: http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2016/2016-07-3.shtml (Дата обращения 30.03.2017).
    3
    Бастрыкин А. О методах борьбы с экстремизмом в России // Сайт Krasvremya.ru URL: http://
    krasvremya.ru/o-metodax-borby-s-ekstremizmom-v-rossii/ (Дата обращения 30.03.2017).

    360
    ведет к нарастанию попыток решения возникающих конфликтов си- ловыми методами. Молодежный экстремизм – наиболее социально опасное явление, обусловленное психологическими особенностями возраста и мышления. Они формируют экстремистское сознание, ко- торое выражается в эмоциональности, импульсивности, конфликт- ности и внутренней напряженности, толкающим на пренебрежение к действующим в обществе правилам, законам и нормам.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38


    написать администратору сайта