_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
Скачать 2.18 Mb.
|
ЛИТЕРАТУРА 1. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения город- ской молодежи: Дис. … канд. соц. наук: 22.00.04. // Батырева Мария Вла- димировна [Электронный ресурс]. – Тюмень, 2003. URL: http://pandia.ru/ text/80/198/42282.php. 2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 183 с. 3. Лекции.Орг – публикация материала для обучения [Электронный ре- сурс]. URL: http://lektsii.org/7-14070.html. 4. Социальная детерминация профессионального самоопределения со- временной молодежи // XIV Уральские социологические чтения. Сборник материалов. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2003. – С. 176–178. 5. Этапы профессионального самоопределения городской молодежи (на примере Тюменского региона) // Социальные исследования образования – 2002. Материалы школы-семинара. – Санкт-Петербург: Европейский уни- верситет в Санкт-Петербурге, 2002. – С. 6. ГАФУРОВ Б.К. (г. Уфа) ИСТИННыЙ СМыСЛ ЛИЧНОСТИ МУСУЛЬМАНИНА Верующий всегда читает Священный Коран и изречения послан- ника Аллаха. Так в Коране говорится: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил всех людей. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил всех людей» (сура 5 «Трапеза», аят 32-й). Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), 1 Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи. Дис. канд. соц. наук // URL: http://pandia.ru/text/80/198/42282.php. 384 что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Силен гнев Аллаха на чело- века, который был убит на пути Аллаха посланником Аллаха». Имам Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Слова «…на пути Аллаха» исключают человека, который был убит из-за возмез- дия или в наказание, так как человек, который был убит на пути Ал- лаха, сам имел намерение убить пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Нет сообщений о том, что пророк (мир ему) убил кого-либо из многобожников собственноручно, кроме Убейа ибн Халяфа. Предание об этом передается у Ибн Джарира и аль-Хакима от Са‘ида ибн аль-Мусейиба и аз-Зухри, да помилует их Аллах. Ибн Касир в своем толковании Корана сказал, что цепочка передатчиков этого предания достоверна (Т. 2., С. 296). Кормя своего жеребца в Мекке, Убейа ибн Халяфа приговари- вал: «На нем я убью Мухаммада». И когда весть об этом дошла до посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Нет, это я его убью, по воле Всевышнего Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) направил- ся к мусульманам. Первым, кто узнал его под шлемом, был Ка‘б ибн Малик и тогда он стал кричать остальным: «О, мусульмане, возра- дуйтесь, вот он – посланник Аллаха (да благословит его Аллах и при- ветствует)». Пророк сделал знак, чтобы тот замолчал. Тогда мусуль- мане собрались и направились с ним к ущелью, в котором останови- лись. Среди них был Абу Бакр, ‘Умар, ‘Али, Харис ибн ас-Сымма аль-Ансари и другие. Когда гора осталась позади них, посланника Аллаха (мир ему) попытался догнать Убейа ибн Халяфа. Он ехал на своем коне по кличке аль-‘Ауд. Этот враг Аллаха решил, что убьет посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Убейа приблизился к посланнику Аллаха (мир ему), пророк взял у Хариса ибн ас-Сыммы копьё и бросил в него. Удар пришелся по ключице. Враг Аллаха вернулся побежденным, и тогда многобож- ники сказали ему: «Клянемся, с тобой не случилось ничего плохого». Он же сказал: «Клянусь, если бы то, что произошло со мной, слу- чилось с жителями аль-Маджаза, то они бы умерли поголовно». Он умер по дороге возвращения в Мекку. 12 17 385 «Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распро- странялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ведает, а вы не ведаете» (сура 24 «Свет», аят 19-й). Досточтимый пророк Мухаммад сказал: «Настоящий мусульма- нин это тот, от языка и руки которого люди находятся в безопасно- сти» (Имам аль-Бухари). В другом хадисе говорится: «Поистине, некий человек может сказать слово, даже не придав ему никакого значения, но из-за кото- рого он будет сброшен в Ад на 70 лет» (Имам ат-Тирмизи). Имамы аль-Бухари и Муслим передают «Оскорбление уверовав- шего является грехом, убийство верующего является неверием». ГИЗЗАТУЛЛИНА Г.М. (г. Уфа) РОЛЬ СУБЪЕКТИВНыХ ФАКТОРОВ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ РАЗЛИЧНыХ ИДЕОЛОГИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Экстремизм как социальное явление, наверное, существовал во всех исторических отрезках. На сегодня эта проблема также является актуальной не только из-за того, что она имеет место быть, а также из-за того, что в нее вовлечена молодежь – будущее поколение, а это значит, что работа в профилактике экстремизма должна работать на будущий потенциал. Именно молодежь наиболее подвержена воздействию экстре- мистской и террористической идеологии и представляет собой «группу риска», склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу различных социально-психологических, физиологических, демографических и иных особенностей молодые люди наиболее уяз- вимы к воздействию идеологии экстремизма и терроризма. У них нет достаточного жизненного опыта, не сформировались устойчивые представления о моральных принципах и нравственных ценностях. 17 170727 12 17 386 В частности, подростки в силу своих психологических и возрастных особенностей, таких как конфликтный характер переходного возрас- та, склонность к поступкам под воздействием эмоций, неспособность в полной мере осознать последствия своих действий, стремление к самостоятельности и самоутверждению, поиск единомышленников в большей степени подвержены влиянию экстремистских движений и групп 1 На общество его институты и процессы влияют объективные (на глобальном уровне) и субъективные факторы. Субъективные факторы относятся к личностному состоянию, но его роль нельзя недооцени- вать, он играет такую же важную роль, как и глобальные процессы. К субъективным факторам, которые связаны с социально- психологическими, социокультурными и социально-возрастными характеристиками молодежи, относятся: 1) экстремальность − базо- вое свойство поведения и сознания молодежи, которое в ряде случаев способно «вырастать» в экстремизм; 2) несформированное сознание, а также социокультурный облик молодежи − в результате молодо- му человеку гораздо легче, чем взрослому, стать объектом влияния экстремистских идеологов; 3) неустойчивость, маргинальность и переходность социального статуса молодежи (сюда можно отнести отсутствие престижной работы, семьи, детей) − дают повод думать, что «терять нечего»; 4) аффективность восприятия окружающей ре- альности через эмоционально-чувственную составляющую челове- ческой психики − приводит к необдуманности поступков, решений и действий; 5) инновационность молодежи как социальной группы, поиск способов самореализации, жажда новизны − приводят моло- дежь к участию в экстремистских формированиях, где эти потреб- ности удовлетворяются; 6) некритичность и порой парадоксальность мышления, вкупе с отсутствием жизненного опыта, неумением логи- чески анализировать причины социальных действий и последствия экстремистской активности 2 1 Филатова М.Н. Культурные практики как средство профилактики экстремизма и терроризма в среде детей и подростков // Образование и воспитание. − 2015. − №4. − С. 6–10. 2 Козлов Д.С. Политический экстремизм и экстремальность: явления общественного сознания, присущие психологии и поведению молодежи. 387 Таким образом, эти характеристики являются неотъемлемой частью социально-психологического развития личности. Их необхо- димо учесть при профилактике проявлений экстремизма и радикаль- ных идей, направить эти характеристики на стремление развиваться, изобретать, получать знания, на позитив, трудолюбие, креативное мышление и т.д. ЛИТЕРАТУРА 1. Филатова М.Н. Культурные практики как средство профилактики экстремизма и терроризма в среде детей и подростков [Электронный ре- сурс] // Образование и воспитание. − 2015. − №4. − С. 6–10. URL: https:// moluch.ru/th/4/archive/13/289/. 2. Козлов Д.С. Политический экстремизм и экстремальность: явления общественного сознания, присущие психологии и поведению молодежи. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-ekstremizm-i-ekstremalnost- yavleniya-obschestvennogo-soznaniya-prisuschie-psihologii-i-povedeniyu- molodezhi#ixzz4hykdq6ob. КАРАМОВА Р.К. (г. Уфа) СОцИАЛЬНыЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОцИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАцИИ МОЛОДЕЖИ Термин «депривация» широко распространился в середине про- шлого века, данный период ознаменован массовым сиротством. Часто под этим подразумевались задержка и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии у детей, лишенных мате- ринской заботы и любви в раннем детстве. Однако в современной научной литературе термин «депривация» (от лат. deprivatio – поте- ря, лишение чего-либо) используется для обозначения психического состояния, которое возникает в следствии отсутствия возможностей удовлетворения человеком его важнейших потребностей в доста- точной мере и в течение достаточно длительного времени, которое почти всегда влечёт за собой некое искажение (разрушение, опусто- шение) жизни человека. 17 * 388 Рассмотрим социум как систему для выращивания (укрепления), поддерживания и развития сознательной единицы – личности, ка- кие последствия могут произойти при постоянно увеличивающем- ся проценте в обществе людей с отклонениями, даже малейшими, в личностном развитии и психике, проявления которых отражаются и на физическом плане. Проявления депривации на психологическом уровне не проходят абсолютно не заметно, они охватывают доволь- но широкий диапазон изменений личности – от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки привычной нам, и считающейся нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень глубоких по- ражений развития интеллекта и характера. Вопрос требовал изучения, поиска истоков данного явления, что привело учёных к необходимости изучить, проанализировать и при необходимости провести экспериментальные исследования, выявля- ющие факторы начала возникновения эмоциональной депривации. Некоторые исследователи, базирующиеся на мотивационную тео- рию (С. Проувенс, Р. Липтон, Г. Шеффер), рассматривают деприва- цию как результат ослабления интереса и усилий, вызванных недо- статком социальных стимулов, например, вследствие малого числа контактов с ребенком со стороны окружающих взрослых в детстве. Наибольшую известность приобрели эксперименты Г. Харлоу с обе- зьянами 1 . На основе проведенных экспериментов был сделан вывод, что материнская депривация, то есть отсутствие матери, в самом раннем возрасте приводит к отсутствию стремления к познанию, что сказывается не только на эмоциональном, но и на последующем интеллектуальном развитии. Также весьма интересным показался вывод о любопытстве, которое, будучи направленным на внешнее окружение, является оборотной стороной чувства эмоциональной за- щищенности, которое обеспечивает уверенность, необходимую для желания исследовать. Умение интересоваться окружающим миром, увлечение исследованиями, смелость задавать вопросы и стойкость получать ответы – одни из самых базовых и важных качеств лично- сти. Последствием отсутствия у человека интереса к окружающему 1 Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. 389 миру является личность без тяги к новому и отсутствием желания развиваться в различных направлениях по собственной инициативе. Привязанность ребенка в детстве к матери, будучи взаимной, является благоприятной эмоциональной средой для установления чувства доверия, что, в свою очередь, служит крепкой основой для последующих социальных отношений со сверстниками. Данные эмоциональные отношения готовят почву для гетеросексуальных отношений. В экспериментах Харлоу выросшие в изоляции обезья- ны (лишенные к тому же и общения со сверстниками) в дальнейшем были сексуально безнадежны. Если же в результате искусственного оплодотворения они становились родителями, то детеныши их либо не интересовали, либо они их били и отталкивали 1 Исследования Харлоу стали отправной точкой для объяснения человеческого поведения. В частности, Дж. Боулби 2 пришел к вы- воду о том, что нарушения привязанности создают основу для раз- вития невротической личности, выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Работая с несовершеннолетними право- нарушителями, Боулби пришел к выводу, что они все переживали дефицит эмоционального общения с близким взрослым на ранних этапах развития 3 В современном обществе подросток с эмоциональной деприваци- ей, не способной удовлетворить не только свои духовные потребно- сти, но и элементарные основные эмоциональные нужды, становится притягательным объектом, этаким сосудом для заполнения его ду- ховной пустоты для наиболее распространенных в обществе течений и «духовных учений». При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружаю- щими. Часто среди молодежи подобное приводит к тому, что моло- дые люди либо не способны налаживать контакты с окружающим миром, либо наоборот обладают так называемой «прилипчивостью». Часто в их общении подобное проявляется в виде постоянного жела- ния прикоснуться к собеседнику, прижаться, обнять, запрашивание на комплименты и ласку. Однако очень быстро их интерес проходит 1 Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. 2 Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. 3 Там же. 390 и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности. Молодое поколение, находящееся в ситуации депривации, наи- более часто неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками. Неспособные к анализу происходящей ситуации и с отсудившем желания его благополучно разрешить, они стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, в большинстве случаев не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Эмоциональные реакции таких людей отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами. Характерная слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие по- стоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер, ярко характеризует данную группу молодежи. Отношение к окружа- ющим определяется практической полезностью последних к ним. Сторонники когнитивного направления видят причину задержки умственного развития прежде всего в бедности среды. Дж. Брунер считает, что при депривации в большей степени страдают высшие формы когнитивного учения. У депривированных людей не форми- руются «стратегии действий», под которыми он понимает правила, необходимые для эффективного принятия решений и поведения, а также «модели среды», то есть мыслительные схемы, формирующи- еся в результате повторяющихся явлений среды. В результате люди затрудняются в распознавании ситуаций, в переносе прошлого опыта в новые условия, не умеют эффективно решать проблемы 1 . Даже при том, что поступающая информация является деструктивной, а новые формы взаимоотношений явно не благотворными и порицаемыми средой, если они влияют на человека с эмоциональной деприваци- ей «благотворно», то последние будут это воспринимать без какого- либо анализа или отрицания. При желании урегулировать данный процесс и помещения лич- ности с эмоциональной депривацией в однообразную среду будет усугубляться пассивность личности, а в слишком изменчивую – бу- дет стимулироваться чрезмерный ненасыщаемый интерес. При по- гружении человека в «холодную» малоэмоциональную среду будет 1 Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. 391 развиваться безразличие к людям. Однако при обратном варианте – при погружении в излишне эмоциональную, яркую, чрезмерно на- сыщенную среду, где любые возможности создания эмоциональной связи с окружением будет превышать возможность создать личное пространство и возможность уединяться, приведет к постоянному эмоциональному голоду, чрезмерному требованию внимания и люб- ви окружающих. Часто в психологии можно встретить такой термин как «маски- рованная депривация», что подразумевает депривацию скрытую, которая разворачивается на фоне внешне вполне благополучной об- становки, которая, тем не менее, не может полноценно обеспечить подростку атмосферу доверия, защищенности, эмоционального ком- форта. В таком случае характер негативного воздействия на психику носит неявный характер, может проявляться под разными масками. Например, может скрываться за повышенной требовательностью или гиперопекой либо другими особенностями воспитания. Данная си- туация, не позволяя ребенку удовлетворять значимые для него пси- хические потребности, приводит к последствиям, описанным выше, проходящим в не явной форме. Одно из физических проявлений эмоциональной депривации имеет характер трансформироваться с возрастом. Э. Берн пишет, что человеку всегда нужны «поглаживания» 1 , но если ребенок нуждается больше в поглаживаниях, физических прикосновениях, похлопыва- ниях и т.п., то у взрослого человека они при небольшой депривации замещаются символическими, социально приемлемыми формами: рукопожатие, вежливый поклон, улыбка, различные ритуалы. Людям со значительной эмоциональной депривацией, а также социально активной личности, например, блогерам или артистам, могут требо- ваться еженедельно сотни «поглаживаний» от анонимных и безраз- личных ему поклонников в виде хвалебных писем, комплиментов, признаний в любви, а ученому может быть достаточно одного «по- глаживания» в год от уважаемого и авторитетного коллеги. На основе анализа приведенной информации напрашивается вы- вод о том, что любое более-менее приемлемое социальное взаимо- 1 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988. 392 действие предпочтительнее полного отсутствия как такового. Экспе- рименты на крысах, приведенные в пример в пользу данного заявле- ния, показали, что даже «отрицательное поглаживание» (удар током) имеет более позитивные последствия для физического, умственного, эмоционального состояния, нежели отсутствие воздействий вообще. Здоровое, благоприятное взаимодействие в социуме, сначала в семье, затем в более широком кругу окружения является основным фактором для полноценного психического развития в детстве, а так- же последующего психического благополучия в зрелости. Стойкая жизненная позиция, умение критично рассуждать, анализировать, иметь свою точку зрения и быть наполненным духовно-нравственно – база для создания не только отдельно взятой личности с твердыми моральными принципами, но и для создания социума с устойчивыми «здоровыми», этичными и благополучными внутренними взаимоот- ношениями. |