Главная страница
Навигация по странице:

  • САФИН Р. И.

  • ХАСАНОВ М.М.

  • ЛИТЕРАТУРА 1. Последние новости в Казахстане.

  • ЯКУПОВ Р.И

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница36 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    НУРИАСЛЯМОВ Р.Н.
    (г. Уфа)
    РОЛЬ ИМАМА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
    РАДИКАЛЬНыМ РЕЛИГИОЗНыМ ТЕЧЕНИЯМ
    В последние годы роль исламского религиозного образования возросла и с каждым днем набирает обороты. Это связано с тем, что у молодого поколения проявляется интерес к исламу, а более старшее поколение, которое росло в оковах семидесятилетнего ате- изма, возвращается к своим истокам. Конечно, сегодняшние реалии показывают, что постройка культового здания (мечети) может занять меньше времени, нежели подготовить достойных квалифицирован- ных специалистов религиозного персонала. Поэтому, за кратчайшие сроки обучить и воспитать имама-проповедника – это главная задача религиозных учебных заведений.

    423
    К сожалению, не каждый человек правильно представляет себе личность религиозного деятеля. Чаще всего, у людей предстает об- раз пожилого человека, обязательно с бородой, на голове которого тюбетейка, и главной задачей которого заключается проведение ре- лигиозных обрядов (никах, имянаречение, джаназа и поминки). Но стоит отметить, что имам – это прежде всего религиозный деятель, помимо перечисленных обязанностей которого является духовная работа с населением (не только с пожилым, но и молодым поколени- ем первостепенно).
    Всевышний Аллах создал человека из разных видов земли. Каж- дому человеку дал жизнь, путем вдохновения в него души. Таким образом, мы состоим из материальной сущности (наше тело) и ду- ховной (наша душа). Наше тело и наша душа были дарованы нам
    Всевышним Аллахом на временное пользование. И так же как наше тело испытывает каждодневные физические потребности (еда, питье и т.д.), наша душа нуждается в духовной пище, духовной зарядке.
    Эту пищу человек может получить путем каждодневных исполне- ний повелений Всевышнего Аллаха. Это чтение намазов, Священ- ного Писания, соблюдение поста, подача милостыни и, конечно же, помощь и проявление хороших отношений к другим людям. Поэто- му главной задачей проповедников является прививание духовно- нравственных качеств всем людям. Религия Ислам – это прежде все- го покорность Богу, следование наставлениям его посланника (мир ему и благословение). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал людей к миру. И даже слово «ислам» в переводе от слова
    «салям» означает мир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен».
    К глубокому сожалению, нашу планету Земля заполонил огром- ный вирус под названием экстремизм. Глобальной проблемой яв- ляется то, что он проникает в идеологию в основном молодого по- коления, морально разлагает их, уничтожает целые семьи изнутри, перерастает в более опасную стихию, которая может унести челове-

    424
    ческие жизни. Поэтому ранее мы говорили, чтобы проповедникам необходимо работать с населением, проводить профилактику, про- свещать их, чтобы они не попадались под влияние различных сект и группировок.
    В данной статье особо хотелось выделить некоторые правила, ко- торые отсутствуют у приверженцев экстремистских течений: 1) При получении религиозных знаний необходимо придерживаться досто- верных, проверенных источников. Обязательно нужно обратиться к имаму мечети для того, чтобы он помог разъяснить возникающие вопросы. 2) Тот, кто встал на путь получения религиозных знаний не является «муджтахидом», то есть тем человеком, способным вы- водить решения из различных религиозных вопросов. Нам первосте- пенно необходимо получить основы религиозных знаний, изучить те вопросы, ответы на которых были даны пророком (мир ему и благо- словение), сподвижниками, основателями четырех правовых школ и нашими предками, которые донесли основу нашей религии без искажений. Решение может выводить лишь тот человек, который в совершенстве знает грамматику арабского языка (включая ритори- ку), обладает знаниями относительно методов понимания Корана, обладает знаниями относительно Откровений и многих других тон- костей. 3) При изучении смысловых переводов Священного Корана, нельзя приписывать Корану свои мнения и рассуждения. Даже читая перевод Корана, никто из нас не имеет права выносить решения, как и говорилось ранее, за нас это уже сделали наши ученые-праведники, нам остается изучить их труды и следовать за ними.
    Таким образом, необходимо особо обратить внимание на то, ка- кую наиважнейшую роль играет религиозный деятель в нынешнее время. Имам должен выполнять поставленные перед ним религиоз- ные обряды, а так же направлять людей по истинному пути, указан- ному Всевышним Аллахом, защищать свою общину от проявления всякого рода радикальных мыслей.

    425
    САФИН Р. И.
    (г. Уфа)
    РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
    СТУДЕНТОВ РИУ цДУМ РОССИИ
    В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ИДЕОЛОГИЙ
    СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПРИХОДОВ
    В современном мире влияние мировых религий на общество име- ет огромную роль. Особенно это касается современной России, т.к. после социально-политического состояния религии в 20 в. это явле- ние все больше и сильнее укрепляется в сознании людей.
    В силу влияния идеологии атеизма, у наших соотечественников сложилось отношение, что к религии приходят в глубокой старости, но по милости Всевышнего мы видим, что к исламу приходит толпа- ми молодежь. Ислам молодеет с каждым годом и им интересуются все больше людей. Но мы видим, что религию мира хотят использо- вать в качестве прикрытия негативных явлений, например, радикаль- ных идеологий.
    Проблема развития экстремизма и терроризма на сегодняшний день стоит очень остро. Это связано со многими проблемами. Про- поведники различных идеологий находят отклик в среде неокрепшей духовно молодежи. В этом есть упущения современного общества: недостаточное внимание и духовно-нравственное воспитание в се- мье, информационный и духовный голод, недостаточная деятель- ность СМИ, отрицательное влияние социальных сетей и т.д.
    Образование также играет огромную роль в формировании лич- ности. В последние годы много внимания уделяется религиозному образованию. Российский исламский Университет ЦДУМ России также занимает большое место среди образовательных учреждений в сфере религиозного духовного образования. Здесь ведут подготовку теологов – педагогов, имамов.
    На сегодняшний день существует много проблем и во время прохождения практики это особенно видно. Российский исламский
    Университет ЦДУМ России каждый год отправляет своих студентов

    426
    на практику в разные мечети страны, где они выполняют обязанно- сти преподавателей, муадзинов, имамов, проводят уроки, пропове- ди, намазы и остальные мероприятия. Наших студентов с радостью встречают жители села, особенно дети, которые хотят узнать мно- го нового про Ислам. Бывает, что нашим студентам нужно самим объявлять набор учеников в летний лагерь или просто для уроков.
    Но есть также и негативные стороны: студент не находит людей для распространения своих знаний и для просвещения, т.к. сейчас ислам ассоциируют с терроризмом. Рассмотрим ситуацию: когда ребенку было 6-8 лет, родители не отдали его в летний лагерь, т.е. ребенок не ходит в мечеть, не изучает ислам. Но когда он вырастет и начнет интересоваться религией, то не факт, что он попадет в ту же мечеть и к тем же людям, которые учат истинному исламу.
    На наш взгляд, в системе религиозного образования существуют также следующие проблемы:
    – нехватка кадров в духовенстве. В крупных городах этот вопрос более-менее решен, а вот в местах, отдаленных от средней полосы
    России, и в деревнях дела обстоят иначе;
    – материальное обеспечение служителей и религиозного персо- нала;
    – СМИ и соцсети. Приходя домой, ребенок один на один остается с компьютером, если у ребенка и возникает вопрос, он уже не спра- шивает у родителей. Теперь у него есть поисковая система, который знает ответы на все вопросы. В зависимости от задаваемых вопро- сов, поисковая сисстема поможет стать ребенку или атеистом, или экстремистом, в лучшем случае разбудит желание пойти в мечеть.
    Сегодня невозможно отрицать влияние интернета и СМИ на жизнь человека;
    – традиционное образование также должно учитывать религиоз- ную и духовную составляющую образования.
    Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективное решение проблем в противодействии распространению идеологии экстремиз- ма и терроризма среди молодежи лежит в формировании нравствен- ных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с религиозными традициями, реализацией воспита-

    427
    тельного потенциала народного опыта зависят от использования в воспитательно – образовательной деятельности ряда педагогических условий: введения дошкольника в процесс освоения духовного на- следия поколений через мероприятия, проводимые в мечети для де- тей; введение в образовательный процесс комплекса мероприятий, программы духовно – нравственного развития школьников.
    ХАСАНОВ М.М.
    (г. Уфа)
    ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
    СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
    Сегодня в современном мире растет необходимость межрелиги- озного и межкультурного диалога. Растет вместе с этим и угроза тер- роризма экстремизма, а в последнее время еще и религиозного, или точнее религиозно-политического экстремизма.
    Религиозный экстремизм стал одним из самых обсуждаемых тем на конференциях, встречах, саммитах, на уровне глав государств, по- литических деятелей и религиозных лидеров.
    Как известно, экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
    С полной уверенностью можно сказать, что в настоящее время наибольшую угрозу для общества представляет не просто экстре- мизм, а религиозный экстремизм. Его отличительная черта в том, что он направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства; использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпро- миссную борьбу.
    Религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой рели- гии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы,

    428
    влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствую- щие становлению и развитию институтов демократии и гражданско- го общества.
    Эксперты данного направления полагают, что основными при- чинами возникновения религиозного экстремизма могут быть идео- логические, социальные, экономические, политические, психологи- ческие, интеллектуальные факторы.
    Никому не секрет, что лидеры экстремистских организаций за- интересованы в привлечении людей, особенно молодежи к деструк- тивной деятельности религиозно-политических экстремистских ор- ганизаций. В этой связи, актуальной проблемой для всех государств, в частности и России в целях обеспечения дальнейшего прогрессив- ного развития государства и общества, является создание стойкого иммунитета у молодежи к воздействию пропаганды религиозно- политических экстремистских организаций
    1
    В России вопросы противодействия экстремизму относятся к компетенции Главного управления по противодействию экстремиз- му МВД России (ГУПЭ МВД РФ), созданного в 2008 году, и возглав- ляемого генералом полиции Т.С. Валиуллиным.
    Главным законом страны, посвящённым вопросам экстремизма, является федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О про- тиводействии экстремистской деятельности». Кроме того, есть ряд законов, где косвенно затрагивается данный вопрос.
    Принимая во внимание серьезность и актуальность проблемы экстремизма в России, Глава государства В.В. Путин в разные годы издает указы в сфере противодействия экстремизму: Стратегия про- тиводействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года
    (утв. Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-
    2753), Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
    № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Феде- рации» и т.д.
    Также МВД разработало стратегию противодействия экстремиз- му в РФ до 2025 года, а Президент России В. Путин на заседании
    1
    URL: https://i-news.kz/news/2014/07/02/7612819-profilaktika_religioznogo_ekstremizma_sr.html.

    429
    Совета по развитию гражданского общества и правам человека, про- шедшего в Кремле особо подчеркнул, что «…государство и гражда-
    не должны единым фронтом выступить против всех форм и про-
    явлений радикализма, экстремизма и терроризма»
    1
    .
    Основной целью политики государства в этой сфере является обеспечение безопасности гражданина, общества и государства по- средством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.
    В начале второго десятилетия ХХI века профилактика религиоз- ного экстремизма и терроризма в молодежной среде стала одним из приоритетных направлений нашей государственной политики в обе- спечении национальной и духовной безопасности России.
    После фактов проявлений экстремизма и терроризма в стране в
    2006 году был создан Национальный антитеррористический комитет
    России (НАК РФ), главой которого по настоящее время является гла- ва ФСБ России А.В. Бортников.
    В целях противодействия экстремизму и терроризму были вне- сены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты.
    В частности, пересмотрены основные направления противодействия терроризму. Помимо силовых составляющих, минимизации и ликви- дации последствий терроризма, самым главным приоритетом опре- делена профилактика терроризма. При этом особое внимание уде- ляется вопросам активного подключения политико-экономических, правовых, социальных, воспитательных, пропагандистских и иных мер, осуществляемых государственными органами
    2
    Как известно, интернет сегодня стал неотъемлемой частью моло- дежи. Большинство молодых людей черпают информацию о религии в интернете и, не осознавая, становятся жертвами радикальных рели- гиозных течений.
    В целях профилактики религиозного экстремизма и терроризма
    МинЮст России проводит религиоведческую экспертизу на инфор-
    1
    URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_
    protivodejstviju_j.
    2
    URL: https://inews.kz/news/2014/07/02/7612819.profilaktika_religioznogo_ekstremizma_sr.html.

    430
    мационные материалы – религиозной литературы, Интернет-ресурсы и видео-аудио продукции религиозного содержания
    1
    (см. напр.:
    Федера́льный спи́сок экстреми́стских материа́лов, Список экстре- мистских организаций, публикуемый Министерством юстиции Рос- сии и федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законо- дательством Российской Федерации террористическим).
    Традиционный Ислам в России представляют 4 крупных муфтия- та: ЦДУМ России (г. Уфа, Т. Таджуддин), СМР (г. Москва, Р. Гай- нуддин), ДУМ РТ (г. Казань, К. Самигуллин) и КЦМСК (г. Черкесск,
    И. Бердыев), а также более мелкие региональные муфтияты.
    Старейшим и более авторитетным среди них по праву считается
    Центральное Духовное Управление Мусульман России, основанное еще императрицей Екатериной II в 1788 году. Сегодня ЦДУМ ак- тивно участвует в восстановлении духовных основ нашего обще- ства, обеспечивая развитие отечественной мусульманской общины.
    В свою очередь муфтият также на постоянной основе организовыва- ет научные конференции и семинары по вопросам межрелигиозного диалога
    2
    Муфтият ведет большую просветительскую и воспитательную деятельность, выпускает газеты и журналы (напр. журнал «Ма- глюмат аль-Булгар»). В интернете функционирует веб-сайт ЦДУМ http://www.cdum.ru, а также собственные сайты и печатные СМИ имеют и региональные муфтияты в составе ЦДУМ (на сегодняшний день их 25).
    В последние годы все больше внимания уделяется безопасности, профилактике экстремизма и терроризма, но стоит отметить, что это явление не исчезает на корню. Поэтому учитывая все аспекты, плюсы и минусы, нашей целью в будущем является искоренить ра- дикальные явления в обществе, создать в нашем государстве мир и согласие.
    1
    Там же.
    2
    http://cdum.ru/.

    431
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Последние новости в Казахстане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://i-news.kz/news/2014/07/02/7612819-profilaktika_religioznogo_
    ekstremizma_sr.html.
    2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Феде- рации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/
    mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_protivodejstvijj.
    3. Центральное духовное управление мусульман России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cdum.ru/.
    4. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.
    org/wiki/Религиозно-политический экстремизм.
    ЯКУПОВ Р.И.
    (г. Уфа)
    ГУМАНИЗМ КАК ОРУДИЕ
    ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
    «Борьба с терроризмом и экстремизмом». Это словосочетание стало в последнее время, наверное, одним из числа наиболее часто употребляемых в информационных сообщениях, публицистике, по- литическом лексиконе и, в этой связи, в практике социальных ор- ганизаций и компетентных и силовых структур государства и т.д.
    Настолько частых, что кажется в жизни общества это главная тема.
    Тому есть много, в том числе и объективных причин. И главная из них это то, что в современном обществе экстремизм и радикализм как общественный феномен, пожалуй, действительно превратились в некую «норму» в деятельности оппозиционных или неудовлетво- ренных по каким-то мотивам политических сил и личностей. При- чем повсеместно, повседневно и на всех уровнях, включая бытовой.
    Это последнее обстоятельство хотелось бы подчеркнуть, потому что именно выделение его, акцентирование необходимо для понимания причин, реального механизма, устойчивости этого явления и его мас- штабы.

    432
    Мы непрерывно говорим о религиозном экстремизме или экс- тремизме политическом и проводим по этому поводу десятки об- щественных мероприятий – акций в год: форумы, круглые столы, конференции или их секции, демонстрации, вебинары и т.п. Они на- столько часты и настолько уже формализованы, что участники таких мероприятий зачастую почти не ждут особых результатов, а только с удовлетворением отмечают в своих «отчетах» как удачно организо- ванное действо. Экстремизма от этого меньше не становится и даже наоборот. Возникает естественный вопрос: почему?
    Не потому ли, что под экстремизмом и радикализмом мы под- разумеваем, как правило, если не сказать совершенно определенно, только действия оппозиционные к неким официальным «линиям», правилам, законам, парадигмам. Проще говоря, потому, что мы по- стоянно сводим радикализм к инакомыслию. Как минимум, напря- мую привязываем к нему экстремизм. Или, может быть, потому, что мы, объявляя непримиримую борьбу терроризму и экстремизму, при этом понимая его столь упрощенно, боремся только со следствиями,
    «результатами» развития этих действительно асоциальных по своей сути явлений, совершенно не обращая внимания на причины их воз- никновения и устойчивости. Между прочим, существует вполне яс- ная социологическая, то есть научная, аксиома, что любое часто (или регулярно) повторяющееся общественное явление, процесс, опыт или норма – это всегда результат саморазвития, значит касается все- го объекта, а не его части, то есть, причина всегда в самом обществе.
    И любые попытки оторвать, скажем, экстремизм от общества, в кото- ром он себя постоянно «обнаруживает», не только не решают самой проблемы «профилактики», а еще более усложняют ее и понимание причин «недуга».
    Кстати, заметим, что та самая аксиома, которая была обозначе- на выше, открыта давно. И знание (тем более понимание) ее долж- но быть элементарным для любого, действительно образованного человека. Это часть Гуманитарного Знания, которое есть резуль- тат развития гуманитарных наук. Но мы с огромным сожалени- ем вынуждены констатировать, что отношение политиков, обще- ства в целом и, в частности, государства к гуманитарной науке в
    12 19

    433
    XXI веке таково, что она даже находится в некоторых странах на грани «исчезновения»
    1
    . Взгляните на перечень так называемых
    «приоритеных» направлений развития науки, установленных госу- дарством, научными ведомствами, организациями грантодателями или научными же центрами и Вы увидите, что гуманитарные науки и их направления занимают в этом перечне едва ли более 5–10%.
    Это в лучшем случае. Подобная тенденция в развитии науки харак- терна для всего мира, причем грешат пренебрежительным отноше- нием к гуманитарной сфере не только политики, но даже ученые, в том числе и некоторые весьма титулованные представители точных и естественных наук. Не зря же бытует иронический тезис о «физи- ках» и «лириках», где лирики это «недоношенные» дети науки, ее
    «пасынки». Так откуда же может быть знание законов общественно- го бытия (аксиома – закон, не требующий доказательства). Равно как, может быть, бытование и устойчивость радикализма – это в основе следствие нашего отношения к гуманитарным наукам (точнее одно из следствий). Это более чем логично, какие бы эмоции не вызывала
    1
    В подтверждение цитируем источник: «В июне этого года в Японии произошло событие, которое осталось почти незамеченным на фоне новостей о сокращении японской экономики.
    Министр образования Хакубун Шимомура направил в 86 государственных университетов Япо- нии письмо, в котором призвал их сосредоточиться на областях знаний, «лучше отвечающих потребностям общества», то есть сократить или и вовсе отменить учебные программы по гу- манитарным и социальным наукам. Лучшие университеты страны – Токийский и Киотский – отказались подчиняться декрету, однако издание Times Higher Education сообщает, что 17 ву- зов объявили о закрытии гуманитарных программ, а еще девять согласились их сократить; университеты не будут готовить юристов, экономистов, политологов, социологов и других специалистов-гуманитариев»… «Чем может обернуться такая перемена для Японии, объясняет преподаватель университета Стоуни-Брук, … Ной Смит»… «По мнению автора статьи, гоне- ния на социальные науки могут свидетельствовать о движении консервативных японских поли- тиков в сторону от либеральных принципов и свобод»… «...коррективы в системе образования указывают на сбои в работе политической системы страны: как заявил преподаватель универ- ситета Канто Гакуин (Йокогама) Такуйя Накаизуми, декрет об отмене гуманитарных программ мог быть составлен не самим министром, а младшими сотрудниками его ведомства. К тому же неизвестно, был ли текст согласован с министерствами финансов и экономики. Если это дей- ствительно так и принципиальные изменения системы образования становятся инициативой младших чиновников, общество не может рассчитывать на ответственность и прозрачность собственного правительства». (Конец цитаты. Автор сообщения: Ира Соломонова – Редактор раздела World Press ). Это подборка, кстати, подтверждает, что предложенный нами выше тезис о системном характере любого общественного недуга верен. –
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта