_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
Скачать 2.18 Mb.
|
СИВРИКОВА Н.В. (г. Челябинск) СОцИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА Социальная реклама – относительно новое явление в россий- ском обществе, которое в последнее время привлекает все большее внимания исследователей по ряду причин. Она стала неотъемлемой частью коммуникации; рассматривается как инструмент воздей- ствия на ментальность больших социальных групп; используется в целях профилактики и решения наиболее актуальных социальных 372 проблем. При этом исследователи сходятся во мнении, что до сих пор недостаточно разработано само понятие «социальная реклама» (О.В. Козловская 1 ), открытыми остаются вопросы о совершенствова- нии нормативно-правовой базы (С.Г. Вольский 2 , М.А. Каменский 3 ) и оценке эффективности социальной рекламы (Г.В. Шаповалов 4 ). Одним из вопросов, относящихся к сфере социальной рекламы, является обсуждение предмета социального рекламирования. Опре- деление круга проблем, актуальных для общества на сегодняшний день, – сложнейшая задача, решение которой необходимо для обе- спечения эффективности социальной рекламы. Согласно данным опроса экспертов, основными темами социальной рекламы должны быть: борьба с наркоманией, профилактика СПИДа и других заболе- ваний, пропаганда здорового образа жизни и благоустройство родно- го города. Веротерпимость и толерантность в списке возможных тем занимает 14 место из 18 возможных 5 По данным Н.А. Клименюк, студенты вузов города Пензы пред- лагают в качестве основных тем для социальной рекламы, такие как формирование национальной идеи и недопущение межнациональных конфликтов 6 . Таким образом, можно констатировать, что проблеме профилактики и борьбы с экстремизмом и терроризмом посредством социальной рекламы уделяется неоправданно мало внимания. В то же время терроризм и экстремизм по своим масштабам и последстви- ям, разрушающей силе и жестокости превращается сегодня в одну из самых страшных проблем человечества. Одной из главных задач борьбы с терроризмом и экстремизмом является, наряду с методами силового воздействия непосредственно 1 Козловская О.В. Возможности социальной рекламы в формировании толерантности совре- менной молодежи // Гуманитарные исследования. 2013. № 3 (47). С. 171. 2 Вольский С.Г. Правовая природа социальной рекламы // Вопросы современной юриспруден- ции. 2014. № 34. С. 62–66. 3 Каменский М.А. Социальная реклама в российском законодательстве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 164–170. 4 Шаповалов Г.В. Социальная реклама в России: оценка эффективности на современном эта- пе в условиях глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. С. 180. 5 Социальная реклама: учебное пособие / Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М., 2009. С.8. 6 Клименок Н.А. Социальная реклама в регионе: понятие, проблематика, перспективы // ПО- ИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2009. № 1 (21).С 116. 373 в ситуациях террористического акта, ликвидация террористической и экстремисткой угрозы «в зачатке». Многие исследователи прихо- дят к выводу о необходимости учета ценностного фактора при ре- шении вопросов в сфере безопасности, в том числе и национальной безопасности 1 Задача противодействия идеологии терроризма и экстремиз- ма в молодежной среде приводит к необходимости обращения к информационно-пропагандистским технологиям, которые широко используются в современной социальной рекламе. Недостаточная представленность проблемы профилактики и борьбы с терроризмом и экстремизмом в современной социальной рекламе, с одной сторо- ны, и высокий потенциал для решения этой проблемы с помощью технологии социальной рекламы, с другой стороны, определили цель данной статьи: систематизировать существующий опыт антитерро- ристической и антиэкстремистской социальной рекламы. Для достижения поставленной цели мы прибегли к классифика- ции существующих рекламных продуктов. В литературе неоднократ- но указывалось, что социальную рекламу можно классифицировать по разным основаниям (А.В. Ковалева 2 , Сиврикова Н.В. 3 ). При классификации социальной рекламы на основе субъектов принято выделять рекламу, заказчиками которой являются государ- ственные структуры, некоммерческие организации, социально ори- ентированные бизнес-организации. Анализ существующей социаль- ной рекламы показал, что наиболее часто заказчиком антитеррори- стической рекламы выступают государственные структуры. В такой рекламе часто используется метод прямого и понятного информиро- вания населения об угрозах и способах поведения в ситуациях угро- зы без использования пропаганды. 1 Попова Л.В., Слинько А.Е. Социальная реклама как компонент формирования антитеррори- стических и антиэкстремистских ценностей в молодежной среде // Российский психологиче- ский журнал. 2012. Т. 9. № 4. С. 16. 2 Ковалева А.В. Социальная реклама как объект социологического анализа // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культуроло- гия, социальная работа. 2012. № 4. С. 97. 3 Сиврикова Н.В. Классификация антитеррористической и противоэкстремистской социальной рекламы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в совре- менной России». – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. – С. 374–378. 374 Другим основанием для классификации социальной рекламы вы- ступает ее объект, т.е. то, что рекламируется (ценности, социально одобряемые модели поведения и т.д.). Найденные нами в СМИ ре- кламные сообщения антитеррористической и антиэкстремистской направленности связаны с возрождением таких ценностей, как: толе- рантность (примером может служить видеоролик со слоганом «Моя национальность – человек»), любовь к родине (пример – ролик «Я люблю Россию»), интеграция поколений (примером может стать се- риал «русский проект» запущенный на первом канале в 90-х годах). Еще одним объектом антиэкстремистской социальной рекламы является изменение стереотипов. Примером такой рекламы может выступать работа рекламной группы ИМА, получившая ГРАН ПРИ Девятого Московского фестиваля социальной рекламы, проходивше- го в 2009 г. Она представляет собой серию плакатов, призывающих зрителя к межэтнической толерантности, напоминая, что многие люди, деятельность которых является неотъемлемой частью нашей истории и культуры, являются представителями других братских народов. Отдельно хотелось бы отметить, что объектом антиэкстремист- ской рекламы может стать запрет фашизма, национализма, расизма и ксенофобии. Примером может послужить проект социальной рекла- мы под лозунгом «Не болей расизмом», реализованный в г. Москве. В рамках проекта были изготовлены билборды со знаком «Стоп ра- сизм» и надписью «Быть расистом стыдно». Широко распространены в местах скопления людей рекламные материалы, содержащие подробные инструкции по правилам пове- дения в случае обнаружения подозрительных предметов или обна- ружении подозрительных лиц. Объектом такой рекламы является социально приемлемые модели поведения. Этот же объект лежит в основе сюжетов мультипликационных роликов, демонстрируемых в аэропортах. Примером может служить серия плакатов, разработан- ная по заказу МВД России, на которых представлены простые ука- зания (сообщи о подозрительных людях раньше, чем увидишь их в новостях) и контактная информация (телефон ФСБ РФ). 375 При классификации социальной рекламы на основании пресле- дуемых ею целей можно выделить следующие ее типы: 1. Профилактическая реклама. В качестве примера можно на- звать серию антитеррористических мультфильмов, в которых объ- ясняется, почему нельзя трогать оставленные в транспорте или на улице чужие вещи, и что делать при встрече на улице с вооруженным человеком, которые были созданы красноярской рекламной студией «Город» по заказу волгоградского управления ФСБ. 2. Просветительская реклама. Примером такой рекламы являют- ся информационные материалы, содержащие определения терминов: терроризм, экстремизм, фашизм, ксенофобия, толерантность и т.д. Также к данному типу рекламы относятся информационные сообще- ния о наказании за противоправные действия, как например, в мульт- фильме о телефонном хулиганстве. 3. Побуждающая реклама. Целью данной рекламы является предложение способов действий в трудных ситуациях и формиро- вание социально одобряемых моделей поведения, используемых в антитеррористических и антиэкстремистских целях. 4. По уровню концентрации на целевой аудитории социальную рекламу можно разделить на адресную и массовую. Массовая рекла- ма направлена на общество в целом, максимально широкие его слои. Примером может выступать наружная реклама, разработанная по за- казу Управления ФСБ России по Новосибирской области со слога- ном «У России есть будущее. У терроризма − нет!». 5. Адресная антитеррористическая и противоэкстремистская реклама ориентирована на конкретные слои населения, чаще всего дифференцированные по возрастному принципу. Детская реклама представлена в основном мультфильмами, информационными стен- дами и плакатами, а также комиксами. Реклама для молодежи чаще носит запретительный характер (Стоп фашизм) или представлена в виде динамичных видеороликов. 6. По типу воздействия социальную рекламу делят на рациональ- ную (обращается к разуму аудитории и приводит разумные аргумен- ты) и эмоциональную (обращается к их чувствам, эмоциям, пережи- ваниям). Можно констатировать, что социальная реклама антитер- рористической и антиэкстремистской тематики очень часто носит 376 смешанный характер. В ней используются и рациональные доводы, и обращения к эмоциям человека. Следует отдельно остановиться на том, что в социальной рекламе встречаются варианты, основанные на запугивании (например, ролик «Мы против террора»). Относительно применения в социальной рекламе такого приема мнение экспертов неоднозначно. Проблемой здесь выступает отсутствие однозначного понимания того, что может напугать и какой результат за этим по- следует, и отсюда – какие образы считать «страшными». В поддержку абсолютного отрицания такого приема как запуги- вание, существует мнение, что оно не даст действенного эффекта, а лишь оставит неприятное эмоциональное впечатление. Например, представитель органов правопорядка отмечает: «Я против страш- ных сцен в социальной рекламе. Эффект от них кратковременный. Эмоциональные процессы вытесняют эту информацию через не- делю или две. Остается лишь негативный осадок от того, что не понравилось» 1 При проведении рекламных компаний антитеррористической и антиэкстримистской направленности используются самые разноо- бразные информационные носители (плакаты, билборды, интернет- баннеры, радиосообщения, видеоролики, мультфильмы и т.д.). Од- нако, практически никогда рекламные акции не носят комплексного характера, затрагивая максимально возможный спектр информаци- онных средств. Таким образом, можно сделать вывод, что в современных СМИ представлены разнообразные виды социальной рекламы антитерро- ристической и антиэксремистской тематики. Однако в данном на- правлении не достает усилий некоммерческих и бизнес-организаций; социальных рекламных компаний комплексного характера, с одно- временным использованием разнообразных информационных но- сителей рекламы. Достижениями в области профилактики и борьбы с экстремизмом и терроризмом средствами социальной рекламы можно считать ориентацию на креативный подход к решению по- ставленных задач, использование разных объектов и целей в рамках конкретных рекламных проектов. 1 Петошина С.И. Инструменты создания социальной рекламы и средства ее распространения // Проблемы развития территории. 2013. № 6 (68). С. 85. 377 ЛИТЕРАТУРА 1. Вольский С.Г. Правовая природа социальной рекламы // Вопросы со- временной юриспруденции. 2014. № 34. С. 62–66. 2. Каменский М.А. Социальная реклама в российском законодатель - стве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 164–170. 3. Клименок Н.А. Социальная реклама в регионе: понятие, проблема- тика, перспективы // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Со- циология. Культура. 2009. № 1 (21). С. 114–117. 4. Ковалева А.В. Социальная реклама как объект социологического анализа // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2012. № 4. С. 96–100. 5. Козловская О.В. Возможности социальной рекламы в формирова- нии толерантности современной молодежи // Гуманитарные исследования. 2013. № 3 (47). С. 171–177. 6. Петошина С.И. Инструменты создания социальной рекламы и сред- ства ее распространения // Проблемы развития территории. 2013. № 6 (68). С. 83–89. 7. Попова Л.В., Слинько А.Е. Социальная реклама как компонент фор- мирования антитеррористических и антиэкстремистских ценностей в мо- лодежной среде // Российский психологический журнал. 2012. Т. 9. № 4. С. 16–21. 8. Сиврикова Н.В. Классификация антитеррористической и противо- экстремистской социальной рекламы // Материалы Всероссийской научно- практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России». – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. – С. 374–378. 9. Социальная реклама: учебное пособие. / Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М., 2009. 271 с. 10. Шаповалов Г.В. Социальная реклама в России: оценка эффектив- ности на современном этапе в условиях глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. С. 179–181. 378 СЕКЦИЯ 4. ПРОФИЛАКТИКА РАДИКАЛИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ АХМЕТЗЯНОВ Б.М. (г. Уфа) СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА. ПРАВОВыЕ АСПЕКТы Экстремизм и как следствие терроризм, базирующийся на рели- гии, в числе прочих причин возникает из невежества, выражающе- гося не только в отсутствии знаний, но и в отсутствии религиозного воспитания. Традиционная система исламского образования, суще- ствовавшая в Волго-Уральском регионе, базировалась на трехсту- пенчатой системе от начального к высшему и характеризовалась институтом наставничества. Религиозные знания при таком методе передаются не только и не столько посредством уроков и лекций, а формируются под влиянием образа жизни и носят круглосуточный непрерывный характер. Религиозные знания таким образом не нахо- дятся в отрыве от внешней среды, а являются органическим дополне- нием в воспитании и формировании мировоззрения. На фоне такого глубинного сущностного получения знания исчезает сама возмож- ность вульгарного радикального понимания и толкования религиоз- ных постулатов и догм. В настоящее время религиозное образование представляет из себя симбиоз элементов традиционной исламской системы и совре- менного светского образования, находясь в сфере регулирования за- кона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1 В то же время, ввиду отсутствия сформулированного обще- ственного запроса, экономического основания, должного правового 1 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о ре- лигиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, 4465 с. 379 регулирования, религиозное образование в настоящее время нахо- дится в системном кризисе и не может своевременно реагировать на вызовы и потребности общественного развития. Таким образом, возникает необходимость вывода религиозного образования за рамки регулирования данного закона. Если остановиться на правовом регулировании, то следует отме- тить следующие аспекты. Настоящая система светского образования не может включить в себя полноценно элементы религиозного об- разования ввиду противоречия правовым нормам (ст. 14, 28 Консти- туции РФ). Существующий курс в рамках школьной программы (на основании статьи 87 Закона об образовании) дает лишь поверхност- ное знание религии и не дает понимания сути, иными словами не может дать воспитания в рамках религиозной традиции. Таким обра- зом, служит не столько решением, сколько усугубляет возможность возникновения противоречий и раскола общества. В свою очередь существующая система религиозного образова- ния по целому ряду причин, в том числе и правовых коллизий, не- соответствия положений и правил получения обязательного общего образования религиозному образовательному процессу, не может дать современных конкурентоспособных знаний, сформировать гар- моничную личность и таким образом быть востребованным обще- ством. Для разрешения сложившегося положения необходима работа об- щественных, религиозных институтов, научного сообщества с целью совершенствования законодательства. Важным аспектом является осознание обществом необходимости религиозного образования как неотъемлемой части общего образования для формирования полно- ценной личности при сохранении светского характера государства. Возможно, необходимо предусмотреть освоение курса школьной программы по религиозному воспитанию на базе религиозных ор- ганизаций при обязательном соответствии стандартам и контролю органами государственной власти. В качестве примера возможности такого решения хотелось бы привести уже сложившуюся практику проведения летних лагерей на базе религиозных организаций. При более активном содействии 380 органов государственной власти мы бы могли создать эксперимен- тальную среду, которая позволит практическим путем найти меха- низмы для устранения противоречий, разработать методики и прак- тики по развитию гармоничного симбиоза религиозного и светского образования. БАЛТАЕВ Р.А. (г. Уфа) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В конце XX – начале XXI вв. под влиянием разнонаправленных факторов протекает социализация российской молодежи. Проис- ходят трансформации ценностно-нормативной системы; новые со- циальные дифференциации в обществе; изменения шкалы престиж- ности профессий; снижения уровня жизни большинства населения; возрастает безработица; усиливается неравенство в сфере образова- ния. Молодому поколению приходится приспосабливаться к непро- стым условиям вхождения в общество, самостоятельно оценивать свои профессиональные устремления и способности. Профессиональные, высшие учебные заведения тесно работают с молодежью и открываются те специальности, которые пользуются спросом у молодежи. Университеты массово работают не по своему профилю, например, по экономическим, управленческим, юридиче- ским специальностям. Этот процесс не опирается на информацию о реальной и перспективной потребности в кадрах, но является фак- тическим откликом на социальный заказ. В этом есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести смягчение существующего года- ми конфликта между ожиданиями молодежи и структурой системы образования. А минусы данного процесса очевидны, возникает несо- ответствие структуры подготовки кадров и потребностей народного хозяйства в них, противоречие между требованиями рынка труда и рынком специалистов. 381 У современных выпускников школ процесс принятия решений о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и воз- можностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившие- ся в массовом сознании как «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сфор- мированного профессионального самоопределения 1 Нужно рассматривать процесс профессионального самоопреде- ления, ведь он позволит преодолеть некоторые социальные противо- речия, свойственные современной молодежи, прогнозировать тен- денции, которые необходимо принимать во внимание при решении задач разработки эффективной работы с молодежью. Процесс профессионального самоопределения длительный, о его завершенности можно говорить только тогда, когда у человека формируется положительное отношение к себе как к определенной профессиональной деятельности. Тогда как профессиональный вы- бор можно рассматривать как поступление на то или иное учебное заведение или начало определенной трудовой деятельности. Выбор профессии является показателем того, что профессиональное самоо- пределение личности перешло в новую фазу своего развития. Из этого необходимо выделить две основных составляющих дан- ного процесса: профессиональную направленность и профессиональ- ное самосознание. Профессиональную направленность можно опре- делить как систему мотивов предпочтения личностью конкретной профессиональной деятельности, которая складывается в процессе профориентационных воздействий на личность. Вместе с профес- сиональной направленностью либо несколько позднее формируется профессиональное самосознание, складываются интересы и склон- ности, возникающие под влиянием профессиональной направленно- сти личности 2 В современной литературе выделены три группы факторов, влияющих на профессиональное самоопределение современной мо- лодежи: 1 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 183 с. 2 Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи. Дис. канд. соц. наук // URL: http://pandia.ru/text/80/198/42282.php. 382 факторы макросреды (общественное устройство, стабиль- − ность экономики, государственной власти, социальные процессы; демографические процессы; региональные особенности территории; поселенческая структура; национальный состав общества; система социальных норм и ценностей; престиж профессий в общественном мнении; состояние рынка труда) 1 ; факторы микросреды (семья, друзья, общеобразовательная − школа и профессиональные учебные заведения, средства массовой информации и социальные сети); индивидуальные особенности личности (возраст, пол, личные − профессиональные планы, уровень притязаний, информированность субъекта выбора). С целью показать динамику мотивации профессионального вы- бора и различия у разных групп молодежи, современные авторы вы- делили семь групп мотивов: мотивы, связанные с содержанием про- фессиональной деятельности, полезностью профессии, стремлением к самосовершенствованию, материальным достатком, стремлением к высокому социальному статусу, стабильностью существования и средой общения. Изучение проблем профессионального самоопределения невоз- можно без рассмотрения вопросов профессиональной ориентации учащихся и студентов. Под термином «профессиональная ориента- ция» мы понимаем комплекс мероприятий, осуществляемых рядом социальных институтов и организаций и направленных на формиро- вание профессиональной направленности и профессионального са- мосознания молодежи, достижение ею общей ориентировки в много- образии форм профессионального труда с учетом как склонностей, интересов, способностей отдельных личностей, так и потребностей общества. Образовательные учреждения разного уровня играют определен- ную роль в формировании профессионального самоопределения уча- щихся. В то же время в условиях нестабильности макросреды, когда происходит слом старой социально-профессиональной структуры и зарождение новой, молодому поколению крайне сложно сориенти- 1 Лекции. Орг-публикация материала для обучения // URL: http://lektsii.org/7-14070.html. 383 роваться, правильно выбрать профессию. Следовательно, необходим комплекс профориентационных мероприятий, сформированный с учетом специфики региона, типичных социальных практик в области образования, с одной стороны, и степени сформированности профес- сионального самоопределения учащихся и студентов, с другой 1 |