Главная страница
Навигация по странице:

  • НАФИКОВ Д.А.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница35 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
    КИНЗЯБАЕВ Д.М.
    (г. Уфа)
    О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
    В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    Молодежный экстремизм – это одна из крайностей максимализ- ма, а это не всегда нормальная активность молодых, которая, в свою очередь, выходит за рамки разумного и обычно направляется на раз- рушение стабильности в обществе, может быть и не зная об этом.
    Порой мы забываем, что духовность в нашей жизни стоит на пер- вом месте. Мы делаем акцент на материальное, временное во всех аспектах нашей жизни.
    Мы стремимся получить несколько высших образований, когда в то же время наша душа пребывает в полном невежестве, хотя по фак- ту человек по жизни сталкивается больше с духовными вопросами, нежели с материальными. Например, уже с раннего детства в зависи- мости от духовного воспитания он либо будет уверенным, стойким, сильным, даже в детском саду и в школе, либо задавлен, унижен, находясь в постоянных сомнениях.
    Также можно с уверенностью сказать, что каждый по-своему вос- принимает болезнь: либо терпит, либо ноет, а далее – юность: ты или контролируешь ситуацию, двигаясь в нужном направлении к своим

    414
    целям, либо плывешь по течению, следуя своим страстям. И вообще находиться в обществе подростков очень не простое дело, где без твердой основы молодого человека могут просто сломать, тем более взрослая жизнь, если он вырос в слабой семье, т.е. в семье, ценно- сти которой ограничиваются только материальным. Такой человек по жизни будет мучиться из-за духовного недостатка, он каждую ситуацию будет воспринимать болезненно, а может и непоправимо.
    Представьте: у человека тяжелая болезнь. Если он со слабой верой, то сразу же опускает руки; либо испытания на работе, потеря близ- ких, не говоря уже о семейных испытаниях, столько примеров суи- цида, развода. По жизни человек каждый день сталкивается с горой проблем и испытаний.
    Только человек, обладающий мудростью, знанием, воспитанно- стью, способен пройти все разновидности испытаний. Значит, осно- вой основ в формировании духовности являются четкий контроль своих действий, слов и помыслов при воспитании детей. Дети берут пример с родителей и окружения в общем. Воспитание молодежи начинается с себя.
    Хотелось бы затронуть некоторые причины возникновения ради- кальных взглядов. Часто экстремизм связывают с молодежью, т.к. в них присутствует максимализм, особенно в возрасте от 17 до 30 замечаются неадекватные поступки, приводящие к самому плохому.
    Во-первых, как мы сказали ранее, это духовное голодание. Даль- ше можно отнести отсутствие достойного примера для подражания; необразованность семьи; юношеские комплексы (неразвиты как лич- ность); психическая нестабильность; постоянное давление со всех сторон; отсутствие домашнего тепла и любви; влияние сверстников, имеющих отношение к экстремизму; собственное представление жизни; влияние ТВ, просмотры роликов, сайтов с негативным содер- жанием.
    Для профилактики экстремизма нужна комплексная работа, но мы выделили несколько аспектов для предотвращения радикальных идеологий:
    Воспитательные меры для будущих родителей, например, про-
    1. ведение 3-х месячных курсов до брака;

    415
    Повышение духовного образования с детства, в детских садах
    2. и в школах;
    Профилактика девиантных умонастроений;
    3.
    Плотное взаимодействие учебных заведений с родителями;
    4.
    Мониторинг, социальные исследования (соцопрос) молодежи;
    5.
    Консолидация деяний всех мусульман в городе, проведение
    6. мероприятий по профилактике экстремизма;
    Привлечение молодежи в различных направлениях, например,
    7. в спорте.
    Мы предлагаем следующую группировку клиентов для работы по профилактике:
    Те, кто еще не попал в сети сектантов: взаимодействие с ними;
    1.
    Те, кто сформировался в секте: индивидуальный подход к каж-
    2. дому: путем симпатии, любви или принудительно.
    В зоне риска находятся:
    дети из неблагополучных семей;
    − подростки с выраженной агрессией к другим национальностям;

    «золотая молодежь»;
    − экстремалы.

    Главной задачей сейчас является – наладить взаимоотношения с родителями и ввести религиозные уроки в школьную программу как основной предмет.
    Мы должны осознать всю ответственность работы по профилак- тике экстремизма и терроризма, т.к. это касается будущего: будуще- го наших детей, общества и страны.
    НАФИКОВ Д.А.
    (г. Уфа)
    ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ В БАШКОРТОСТАНЕ –
    ЛУЧШИЙ ПУТЬ ИСКОРЕНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
    Ханафитский мазхаб является самой первой правовой школой в суннитском исламе. Большинство мусульман суннитов придержи- ваются именно этого мазхаба
    1 1
    Prof. Dr. Neset Cagatay, Prof. Dr. Ibrahim Agah Cubukcu. Islam mezhepleri tarihi / Ankara univers- itesi basimevi. – Ankara, 1985. – S.154.

    416
    Как известно, первыми проповедниками ислама в Волго-
    Уральском регионе стали сподвижники, прибывшие по приказу Про- рока (да благословит его Аллах и приветствует). Более интенсивное распространение ислама на государственном уровне начинается после прибытия багдадской делегации во главе с Ибн Фадланом в
    310 году по хиджре. Затем стали приезжать многие шейхи, прибыв- шие на территорию Башкортостана из благородной Бухары. Бухара на тот момент являлась главным очагом исламской культуры всего среднеазиатского региона. Именно в Бухаре ханафитский мазхаб лег на благотворную почву носителей древних культур и цивилизаций.
    Здесь процветали как религиозные, так и светские науки. В отличие от многих других мусульманских стран, город Бухара, который был средоточием многих исламских наук, отличался тем, что все богос- ловы, проживавшие в нем, были заняты особым интеллектуальным трудом, они перерабатывали труды многих более древних ученых, совершали новые открытия в области астрономии, математики, ме- дицины и других наук. В Бухаре в разное время творили такие све- точи науки, как Абу Али Ибн Сина, больше известный на Западе как Авиценна, ученый и поэт Омар Хайям, математик Абу Райхон
    Беруний, великий суфий Бахауддин Накшбандий и многие другие.
    Кстати, именно с последним именем связывается история распро- странения ислама на Урале. Согласно официальной версии, именно основатель самого распространенного в исламе суфийского ордена
    «накшбандиййа» шейх Бахауддин стал инициатором организации отправки своих последователей на Урал. Поэтому плодотворное вли- яние бухарских шейхов на распространение ислама на Урале сложно отрицать. Они привозили множество книг, занимались просвещени- ем и наставлением.
    Факт проникновения и распространения ислама привел к куль- турному подъему местных народов. Вместе с религиозным учением башкиры знакомились с литературой, искусством, бытом мусульман- ского востока, что в свою очередь привело к становлению базового фундамента для культурной, религиозной и этнической консолида- ции местного населения.

    417
    Как видно из истории, с самого начала в Башкортостане в рам- ках ислама суннитского толка распространялся ханафитский мазхаб.
    Данное обстоятельство обусловлено тем, что все проповедники, при- бывавшие на башкирскую землю, будь то из Бухары или из других регионов Золотой Орды и постордынских государств, были последо- вателями данного мазхаба. Соответственно, на протяжении многих столетий мусульмане Башкортостана были ханафитами. На основе ханафитского мазхаба они смогли выработать в себе уважительное отношение к иноверцам. Ханафитский мазхаб, являющийся тради- ционным для подавляющего большинства мусульман Башкортоста- на, стал идеологической основой, позволившей коренному мусуль- манскому населению проложить путь к мирному сосуществованию с пришлым населением в большинстве, исповедовавшим православие.
    Отметим, что под ханафитским мазхабом подразумевается как пра- вовая школа имама Абу Ханифы, так и идеологическое направление суннизма – матуридия, основанная известным исламским ученым
    Абу Мансуром аль – Матуриди (870 – 944), также являвшимся вы- ходцем из Средней Азии.
    Позиции ханафитского мазхаба у мусульман Башкортостана были непоколебимы вплоть до начала сталинских репрессий 30-х годов прошлого столетия. Именно 20 век стал переломным момен- том в развитии всех народов СССР. В Советский период нашей об- щей истории религия была подвергнута великим потрясениям, был нанесен сокрушительный удар по многовековому наследию наших предков. Были уничтожены все медресе, мечети, богословская лите- ратура. Все исламское духовенство, являвшееся хранителем великой отечественной богословской мысли, было безжалостно уничтожено сталинским режимом, а вместе с ними ушла и вся религия. Советская система образования систематически уничтожало любую связь му- сульман с их богатой культурой. С этой целью письменная графика мусульманских народов была изменена с арабицы сначала на лати- ницу, а потом на кириллицу
    1
    . Школьники, изучавшие чуждый им ал- фавит, уже никогда не могли прочесть ни Коран, ни труды богосло- вов. Несколько поколений мусульман воспитывались в духе атеизма.
    1
    Исламский информационный портал // URL: http://www.islam.ru/content/history/31050.

    418
    Ситуация начала меняться с крушением коммунистического режима, в тот момент были сняты все запреты, связанные с религией. На волне гласности начала 90-х многие люди начали возвращаться к своим ис- токам, к своим корням. Огромную роль в этом сыграл ЦДУМ России во главе с Шейх-аль-Ислам, верховным муфтием Талгат-хазратом.
    ЦДУМ был своего рода «духовным фундаментом» мусульман респу- блики.
    Но среди мусульманского населения Башкортостана начали по- являться лидеры, формально взявшие на себя роль духовных настав- ников для своих соплеменников, но, конечно, не имевших базовых знаний по исламской теологии, истории, правоведению и других важных религиозных наук, приглашавших на работу так называемых
    «специалистов» из-за границы. Данное решение совпадало с увели- чением мигрантских потоков, хлынувших из мусульманских респу- блик Средней Азии и Кавказа практически во все регионы России.
    Среди этого огромного потока мигрантов, занимавших в российских регионах самые разные ниши профессиональной деятельности, на- ходилось немало таких, кто умел читать Коран, кто-то владел араб- ским, кто-то пытался вести пропаганду среди местного населения.
    Наличие у граждан среднеазиатских республик более глубокого этнического и религиозного самосознания обуславливается тем, что даже в советский период многие из мусульман, в особенности Узбе- кистана и Таджикистана, продолжали практиковать религиозные обряды и обучаться Корану. Как пример можно привести бухарское медресе «Мир Араб», которое готовило профессиональных священ- нослужителей из всех мусульманских регионов СССР. Помимо про- чего в сельской местности существовали худжры – места скрытого изучения Корана, организованных на дому у неофициального имама, где обучалось по несколько подростков, как правило, представители власти на местах часто закрывали на это глаза. Все бы ничего, но раз- вал Союза привел к активизации работы многих разведуправлений иностранных государств, которые сделали многое для раскола СССР.
    С этой целью были использованы все ресурсы – экономические, по- литические и в особенности по-крупному была разыграна «религиоз- ная карта». Уже к концу 80-х годов прошлого столетия в советских

    419
    республиках Средней Азии начали возникать различного рода на- ционалистические и исламистские группы. Последние особенно яро выступали против Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), штаб-квартира которого находилась в Таш- кенте, в итоге вынудив муфтия Шамсиддинхана Бабаханова уйти в отставку. С этого момента в Узбекистане начинают формировать- ся радикальные группы, такие как «Адолат уюшмаси» («Общество справедливости»), «Ислом лашкарлари», «Товба», Исламское дви- жение Узбекистана, хизб ат-тахрир. Все данные события проходи- ли под чутким руководством зарубежных «партнеров». Созданные экстремистские группы исповедовали идеи, в корне отличавшиеся от той идеологии, которую веками исповедовали мусульмане этого региона. Видимо всем иностранным специалистам было понятно, что построить экстремистский плацдарм на основе традиционного ислама не представляется возможным, поэтому были предприняты попытки идеологического искажения святой религии на основе уже существовавшего более двух столетий т.н. ваххабизма. Практически те же процессы происходили в национальных автономных республи- ках РСФСР, что в итоге привело к обширному вооруженному кон- фликту на Северном Кавказе.
    Мусульмане Башкортостана, представляющие коренные наро- ды, татар и башкир, ввиду многовекового совместного проживания с представителями других религий и национальностей менее подвер- глись радикализации, чего нельзя сказать об их единоверцах, при- бывших из Средней Азии и Кавказа. Примером тому служит большое количество жителей всего Башкортостана, участников сирийской войны. К большому сожалению, потомки тех, кто когда-то принес на
    Урал прекрасное учение ислама, в наше время проповедовали то, что никак не совпадало с религиозными воззрениями древних бухарских шейхов-ханафитов. Конечно, не все граждане бывших советских ре- спублик были заражены идеями радикализма, есть и те, которые до сих пор добросовестно служат в российских приходах, обучая своих прихожан правильной трактовке Корана. По сути дела, все населе- ние бывшего СССР стало жертвой геополитических игр зарубежных

    420
    стран. Молодые ребята, пополняющие ряды террористов, по сути дела не знают всей подоплеки, искусственно организуемых «войн за веру», убежденно веруя в то, что они вершат правое дело на пути
    Аллаха.
    Главной причиной того, что среди мусульманского населения бывшего СССР распространялись идеи радикализма, как уже упоми- налось ранее, является уничтожение той древней богословской мыс- ли, которая существовала у мусульман Российской Империи и ко- торая позволяла им мирно сосуществовать в ее рамках. Лишь после длительных военных кампаний в Чечне, после множества терактов государство осознало роль духовного наследия мусульман России.
    Крупным исламским духовным управлениям потребовалось при- ложить колоссальные усилия, чтобы отодвинуть проповедников ра- дикализма от минбаров мечетей, с которых некоторые из них откры- то призывали мусульман к вооруженной борьбе против существую- щей власти. На этом пути пал смертью храбрых заместитель муфтия республики Татарстан Валиулла хазрат Якупов и многие имамы, ра- товавшие за возрождение традиционного для российских мусульман богословия. При участии госструктур удалось привести в порядок и повысить уровень религиозных учебных заведений, которые готовят имамов, специалистов в своей области. В авангарде этого движения был Башкортостан. Центральное духовное управление мусульман
    России всегда предпринимает все меры для возрождения истинных исламских ценностей, воспитывающих в людях любовь к родине и уважение к своим согражданам.
    Правильная трактовка богословами Центрального духовного управления мусульман России наследия известного мусульманского богослова Абу Ханифы приводит к отторжению большинством му- сульман идеологии экстремизма, что, несомненно, многократно по- вышает уровень безопасности в нашем регионе. Ханафитские имамы в составе ЦДУМ России ведут планомерную работу по искоренению враждебной для россиян идеологии. Российский Исламский Универ- ситет ЦДУМ России выпустил уже две тысячи выпускников, многие из которых трудятся в республике и за её пределами. Теперь благода-

    421
    ря стараниям Верховного Муфтия ЦДУМ России, Шейх-уль-Ислам
    Талгат-хазрата, выпускники РИУ ЦДУМ России имеют возможность дальше обучаться в Болгарской Исламской Академии. Ожидается, что по окончании учебы студенты смогут трудоустроиться на родине и продолжить просветительскую работу на местах.
    Исламская религия призывает к добру и миролюбию. Донести эти постулаты до масс является приоритетной задачей ЦДУМ России.
    С этой целью на базе ЦДУМ России и был создан Российский Ислам- ский Университет, который сейчас возглавляет опытный исламовед
    Артур-хазрат Сулейманов. За время работы РИУ удалось системати- зировать учебную программу медресе и воскресных школ всех при- ходов ЦДУМ России. Совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы организуются ежеквартальные учебные курсы повышения квалификации имамов
    Башкортостана.
    Напомним, что курс ЦДУМ России направлен на распростране- ние ханафитского мазхаба и матуридитской акыды, так как именно это обстоятельство поможет защитить мусульманское население от влияния экстремистских групп. Можно сказать, что ЦДУМ России является проводником тех идей, которые принесли в Башкортостан бухарские шейхи более 1000 лет назад. Все имамы ЦДУМ России являются ярыми поборниками традиционного ислама.
    Отведенную роль в поддержании этой стабильности сыграл и проводимый ЦДУМ России курс на идейное доминирование тра- диционного для мусульман Башкортостана ханафитского мазха- ба, который действительно выбивает почву из-под ног радикалов.
    Работа, проводимая ЦДУМ России в этом направлении, ведется очень планомерно, она отличается очень высоким профессиональ- ным подходом. Результаты этой работы видны уже сегодня. Небыва- лый духовный подъем, отказ части мусульман от идей радикализма, повышение уровня религиозных знаний имамов Башкортостана – все это плод кропотливой работы команды Верховного Муфтия ЦДУМ
    Талгат-хазрата. Просветительская деятельность ЦДУМ России повы- сило уровень интереса молодых мусульман к отечественной научно-

    422
    богословской мысли и к упрочению связей с исламскими центрами в других регионах России. Стоит также отметить, что все проекты
    ЦДУМ России находят понимание и поддержку со стороны руковод- ства республики, всячески поддерживающего благие начинания всех общественных и религиозных организаций, действующих на терри- тории нашего региона.
    Такая атмосфера способствует объединению мусульман респу- блики на базе единого идеологического пространства, что в свою очередь, в будущем позволит использовать потенциал общемировой мусульманской науки, с привлечением в регион авторитетных богос- ловов.
    ЛИТЕРАТУРА
    Prof. Dr. Neset Cagatay, Prof. Dr. Ibrahim Agah Cubukcu. Islam
    1. mezhepleri tarihi / Ankara universitesi basimevi. – Ankara, 1985. – S.154.
    Исламский информационный портал. [Электронный ресурс]. –
    2.
    Режим доступа: http://www.islam.ru/content/history/31050.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта