_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
Скачать 2.18 Mb.
|
Р.Я. Источники: URL: https:// republic.ru/posts/56806; См. реакцию российских ученых на этот материал: URL: http://inance. ru/2015/09/japan-suverenitet/. 19 170727 12 19 434 у нас такая постановка вопроса. И не видим мы этого только потому, что ищем исключительно прямые связи, а еще чаще, как было сказа- но, не ищем их совсем или хуже – вовсе отделяем следствия от при- чин: «Мы – общество, а радикалисты – не Мы (не из нас)»! Собственно, что такое радикализм, экстремизм и терроризм? Слова, которые мы произносим обычно «рядом» и большинство из нас, уверен, считают их синонимами. Между тем, это довольно се- рьезное заблуждение. Начнем с того, что в данных понятиях латинского происхожде- ния совершенно разные основы: radix – корень; extremus – крайний, чрезмерный; terror – страх, ужас. Обращает на себя внимание и то, что в современном лексиконе (это находит отражение и в современ- ных словарях) все три понятия считаются, как правило, социально- политическими терминами, хотя еще недавно они больше и чаще употреблялись в сфере естественных наук. По крайней мере «ради- кальные меры» и «экстремальные условия» это были привычные по- нятия для медицины, сельского хозяйства, географии и даже изобра- зительного искусства (например, «радикальный цвет»). Теперь же цитируем из словаря: «Радикализм – социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих порядков, заметно проявляющиеся в кризисные, переходные перио- ды исторического развития» 1 Какие явные детерминанты мы видим в данной формулировке? Это опять-таки прямая увязка радикализма с инакомыслием и по- литической оппозиционностью (...«решительное изменение суще- ствующих порядков»). И в этом есть определенная ущербность сте- реотипного мышления, влекущая за собой и, соответственно, слабое понимание сути этих понятий и обозначаемых ими явлений и тем более игнорирование причинно-следственных связей в объяснении их с точки зрения политико-социальных отношений. Мы не можем здесь подробно разбирать все смысловые задачи и тонкости назван- ных трех понятий, что, как было сказано, крайне необходимо. Но это займет слишком много внимания. Поэтому воспользуемся готовым материалом, с которым солидарны. Отсылаем читателя к содержа- 1 URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8785c6-0a01-01b2-0111-089bab22. 435 тельной статье Философского словаря 1983 года, в которой автор А.Д. Ковалев как раз связывает вместе все три обсуждаемых терми- на, рассматривает их значения и обозначаемые ими явления и другие сопутствующие вопросы. В общем, представлен достаточный науч- ный (гуманитарный) анализ 1 Из всего сказанного же вытекает наш первый, простой, но очень важный вывод. Экстремизмом, радикализмом и терроризмом нужно (пора) заниматься на серьезном научном уровне. На уровне не при- кладных, а фундаментальных (!) гуманитарных исследований. Тем более, что мы не устаем повторять, констатировать (т.е. признавать) – терроризм становится глобальной проблемой, «угрозой миру». Чем же, в данном случае, фундаментальный подход отличается от прикладного? В так называемом практико-ориентированном под- ходе, особенно популярном в современном обществе, все основные усилия и ресурсы направлены на работу с уже сформировавшими- ся объектами. В случае с радикализмом и экстремизмом это некие структуры, группы, персоны. Важно заметить, практические дей- ствия зачастую имеют целью избавление от таких объектов, проще говоря, на их ликвидацию. Иногда даже любой ценой. Это, конечно, больше касается специальных ведомств. Но и практическая профи- лактика в идеологическом смысле тоже в основном имеет целью (или ввиду) противоборство на уровне дискуссии, борьбу за умы. Иначе говоря, исходная позиция здесь всегда – искусство – «кто, кого». То есть в любом случае «борьба». Не случайно этот термин постоян- но сопутствует понятиям радикализм, экстремизм и терроризм. Но если применительно к последнему, то такая установка может быть чем-то оправдана: в первых двух, как минимум она имеет или долж- на иметь хоть какую-то альтернативу. Например не «искоренить», а «недопустить», не «наказать», а «воспитывать», не «ликвидировать», а «перевоспитать». Это действительно сложный и требующий боль- ших усилий путь неформального гуманного действия. Фундаментальный подход подразумевает как раз изучение любо- го, в том числе и обсуждаемого здесь явления. Это значит выявление 1 Ковалёв А.Д. Радикализм // Философский энциклопедический словарь / Под редакцией Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4730/РАДИКАЛИЗМ 19 * 436 закономерностей его возникновения и раннего упреждения, без «об- раза сформировавшегося врага», объективное выявление причин и ликвидация их, а не следствий. Террорист «убежденный» – это всег- да уже готовый продукт более ранних процессов и усилий. Но даже он, в принципе, поддается переубеждению, и в практике силовых структур есть множество тому примеров. Мы уже не говорим о том, что в числе террористов, как минимум половина людей, находящи- еся в глубочайшем заблуждении, причем, чаще всего, сознательно введенные в такое состояние. И мы напоминаем, что причин распро- странения таких явлений, как радикализм и экстремизм множество, в том числе находящихся вообще не в плоскости политики, как было показано выше на примере Японии. Любопытно, чего ждут япон- ские чиновники от общества, в котором в итоге будет напрочь отсут- ствовать представление о морали? Или мы думаем, что ликвидация гуманитарного образования усилит мораль (!?). Как правило, непо- средственные причины общественного радикализма еще банальнее: это социально-экономическая неустроенность определенных соци- альных слоев, их неравенство или ограничение в правах и т.п. Так может быть стоит обратить на это внимание? Фундаментальный подход отличается именно тем, что он, пре- жде всего, направлен на выявление всех явных и скрытых причин существования подобных явлений в принципе, выявление законо- мерностей развития и механизмов функционирования. Далее следует выработка таких же «правил» и способов избавления от подобных явлений, но не на уровне сиюминутных решений, эмоциональных действий и практических «оперативных» мероприятий, а уже с по- ниманием типологии (экстремизм экстремизму рознь) и сообразно каждому типу, которым присущи свои формы, следовательно и спо- собы борьбы с ними. Терроризм, как уже было отмечено, типологически может быть разным. Самый опасный – это тот «лукавый» терроризм, который взрощен самим государством. Точнее спецслужбами иностранных государств для «борьбы с другими государствами». Это сознатель- ный терроризм «за деньги». Таков же радикализм и экстремизм так называемых «оранжевых революций». Борьба с таким терроризмом, 437 можно сказать, бесполезна. Но! Даже здесь фундаментальный под- ход в анализе подобных явлений подсказывает, что есть шансы на противостояние и победу. «Не все в мире продается». Тот же фундаментальный подход учит, что радикализм это, пре- жде всего, идеология. И вновь известна социологическая аксиома: никакую идеологию победить пушками невозможно. Это, прежде всего, следует понять политикам. Идеологию побеждает только иде- ология. Другая. Более привлекательная. А привлекательной идеоло- гия бывает, когда она, кроме многого прочего, «правдива». Любая иная рано или поздно рушится и теряет силу, какой бы «привлека- тельной» не была. В подтверждение сказанного вопрос: кто обеспе- чил «мирный» переход Крыма в юрисдикцию России в 2015 году? Ответ «вежливые люди в комуфляже». А если бы, как обычно, при- вычно, как говорится – «по-военному» (радикально)? Результат мог быть тем же, но последствия другими (!). Здесь коль скоро обсуждается тема радикализма в рамках рели- гиозной и в частности исламской проблематики, уместно будет об- ратиться к сунне Великого Пророка Мухаммада (мир ему и милость Творца!). Когда он начинал свою миссию, главной причиной следо- вания за ним немногих верующих (напомним – гонимых и пресле- дуемых) был авторитет самого Пророка (мир ему и милость Творца!) как человека правдивого и исключительно справедливого («Амин»!). Это и заставляло последователей верить словам и призывам Пророка об истинной вере. Об этом повествуют Хадисы. И в одном из них повествуется о том, что Мухаммад (мир ему и милость Творца!) при- шел с призывом в селение Таиф, в котором он был подвергнут из- девательским насмешкам и даже побит камнями. В этот момент к нему явился ангел, который спросил, хочет ли Пророк, чтобы жители оазиса были наказаны. В том, что такое наказание было бы «исчер- пывающим», сомнения не оставалось. И Пророк (мир ему и милость Творца!) ответил отказом, выразив при этом надежду и вознеся мо- литву Всевышнему Аллаху (Пречист Он и Велик!) о том, чтобы в этом селе выросли поколения истинно верующих! 1 1 Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Мухтасар, полный вари- ант): пер. с араб. В.А. Нирша. М.: Умма, 2003. № 3231. с. 522. 438 Гуманизм Пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха!) и был тем главным орудием, которое неизменно обеспечивало стре- мительное (в исторических масштабах времени) и почти беспрепят- ственное впоследствии распространение Ислама на огромной терри- тории от Индии до Южной Европы. Это фундаментальный урок, те- перь уже из области наук Ислама, из области Теологии. И еще один. В числе имен и качеств Всевышнего Аллаха (Пречист Он и Велик!) первыми являются «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим» («Милостивый и Ми- лосердный»). Это ли не намек человеку, каким главным методом он должен руководствоваться в своих делах. Теперь попытаемся перевести все высказанные тезисы в фор- мулы языка рациональной науки. Вся история человечества – это история борьбы гуманизма с тоталитаризмом или анархизмом, а еще точнее со всеми «неразумными», «крайними» (кстати, можно ска- зать и «радикальными») идеологическими течениями. Гуманизм как идеология был присущ ранним формам человеческих обществ, затем предан забвенью (рабовладельческое общество, феодализм) и в про- цессе непрерывной рефлексии здоровых общественных сил (особен- но в эпоху Возрождения) и их непрерывной борьбы, в ходе противо- речивых социальных коллизий, проб и ошибок, падений и побед стал к началу ХХ столетия главным моральным критерием во всем мире, даже в «антагонистических» классовых обществах. Он существенно укрепил свои позиции в течение столетия и уже образовал некие мировые структуры, базирующиеся на его идеоло- гии. И как ни парадоксально, дойдя до таких высот, гуманизм вдруг стал терять силу. Точнее говоря, был подвергнут ревизии определен- ными силами в самом обществе. Только что возникшие институты международного права вновь стали разрушаться, а, казалось бы, по- бедившие моральные гуманитарные устои и идеалы стали подвер- гаться сомнению. Прагматика и рационализм, индивидуализм (эго- изм) и анархия нравов – все это превращается в норму. А те гумани- тарные парадигмы, которые культивировались и взращивались пред- шествующими веками «борьбы», которые все восходят к священным писаниям и лучшим образцам человеческого творчества, вдруг стали объявляться скорее недостатками, чем достоинством. 439 Так быть может здесь и стоит поискать корни асоциальных яв- лений, в особенности радикализма, экстремизма и идеологического терроризма. И, быть может, где-то рядом обнаружатся и рецепты профилактики этих явлений. Во всяком случае, мы имеем огром- ную массу исторических примеров победы гуманизма над оружием. Их можно было бы собрать в отдельные тома Всемирной истории. И один из них, ярчайший, – победа доктрины М. Ганди в Индии и обретение ей независимости от метрополии в 1950 г. 1 Все сказанное, разумеется, не есть призыв к полному и беспово- ротному отказу, скажем, от силовых методов борьбы, особенно с тер- роризмом. Напротив, в этой борьбе разнообразие методов обязатель- но. Впрочем, это, скорее всего, залог успеха в любом деле, что тоже – социологическая аксиома. Но всякий раз при выборе в конкретной ситуации, конкретных же методов борьбы или профилактики ради- кализма и экстремизма необходимо точно идентифицировать тип этого явления, происхождение, его стадии и прочие характеристики. В противном случае результат будет всегда один – воспроизводство радикализма. Это помогает нам понять еще одна научная аксиома. На сей раз зоологическая. Заметим при этом, что радикализм в сути своей яв- ление хищническое и, наоборот, хищники в природе – это всегда «радикалы». Так вот хищник загнанный охотниками в «тупик», по- нимающий и видящий только одну перспективу развития событий, всегда вступает в смертельную схватку, бьется «насмерть». И он же, как правило, особенно когда понимает превосходство «охотника» или «противника», избегает схватки, как только появляется такая, альтернативная, возможность. Насилие может породить только насилие. Ничего более. И это тоже давняя социологическая аксиома. В любом случае где взять ре- цепт работы в тех или иных ситуациях столкновения с радикализмом и экстремизмом? Повторяем, это могут быть принципиально разные 1 Рыбаков Р.Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия. Ахимса в индийской традиции и в учении М.К. Ганди // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998. Датта Д. Философия Махатмы Ганди / Пер. с англ. А. В. Радугина. М.: Изд-во иностр. лит., 1959; Махатма Ганди. Педагогика ненасилия / Перевод с английского, предисловие и составле- ние В.А. Василенко. Кировоград, 2011. 300 с.. 440 ситуации. Значит, переходим к общим выводам, понимая глобальный характер угрозы терроризма и экстремизма, общество, действительно желающее избавления от него, должно перейти к фундаментальному научному изучению этого явления; к формированию не «более или менее компетентных» специалистов по профилактике этого сложней- шего явления, а полноценных структур, высококвалифицированных экспертов (ученых экспертов); к разработке в ходе научных исследо- ваний и способов диагностики, и типологической идентификации, и профилактики, и, если понадобится, использованию силовых мето- дов. Но, главное, общество должно понять, что радикализм это для глобального мира не «внешний», а «внутренний» недуг и лечение его – дело общественного разума. Это задача гуманитарная и ее нель- зя решать, ориентируясь только на «образ врага». Ее нужно решать с позиций и научных, и гуманитарных, и гуманных. 441 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Абдрахманов Данияр Мавлиярович – директор Межведом- ственного научно-исследовательского центра развития мусульман- ского образования БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат философских наук, доцент Абдуррахман Абдурраззак Ассаади – профессор Амманского международного университета исламских наук Аминов Ильдар Ринатович – доцент кафедры государственно- го права институт права ФГБОУ ВО БашГУ Аминов Тахир Мажитович – доктор педагогических наук про- фессор ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы Андрианова Анастасия Олеговна – помощник руководителя следственного отдела по Промышленному району города Самара Ахмадеева Елена Владимировна – старший преподаватель ФГБОУ ВО БашГУ Ахметзянов Булат Мухаметтакеевич – начальник юридическо- го отдела РИУ ЦДУМ России Ахунзянова Фарида Тагировна – доцент кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций ФГБОУ ВО КГУ Ашилова Мадина Серикбековна – преподаватель кафедры ми- ровой коммуникации Казахского университета международных от- ношений и мировых языков им. Абылай хана Багаутдинова Алина Маратовна – студентка Института права ФГБОУ ВО БашГУ Балтаев Руслан Ахмедович – ведущий специалист приемной комиссии РИУ ЦДУМ России Бахшалиев Эйнулла Фазил оглы – научный сотрудник Инсти- тута Права Национальной Академии Наук Азербайджанской Рес- публики Бегалинова Калимаш Капсамаровна – профессор Казахско- го университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана Бесков Андрей Анатольевич – научный сотрудник ФГБОУ ВО «Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина» 442 Буранчин Азамат Мажитович – ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных исследований Министерства культуры РБ Васильков Андрей Игоревич – преподаватель ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» Васильков Игорь Евгеньевич – заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической куль- туры и спорта» Галимова Альбина Радиковна – студентка ФГБОУ ВО БашГУ, Институт права Гарунова Хадижат Джабраиловна – магистрантка Дагестан- ского Гуманитарного Института Гафуров Булат Курбангалиевич – преподаватель РИУ ЦДУМ России Гиззатуллина Гульназ Мирфатовна – специалист научного управления РИУ ЦДУМ России Гогиберидзе Георгий Меджидович – профессор кафедры фило- софии и социальных наук Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Дякиева Балджя Батнасуновна – доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» Зайдуллин Раифьян Дамирович – аспирант ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы Иванаевский Денис Вячеславович – студент ИИПО ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы Ивентьев Сергей Иванович – юрисконсульт ООО «ЮК Юмарк» Ишманов Артур Радикович – декан факультета основ вероуче- ния и истории ислама РИУ ЦДУМ России Ищенко Оксана Владимировна – профессор кафедры госу- дарственного и муниципального управления БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» Кагермазова Лаура цраевна – профессор кафедры педагогиче- ского образования Кабардино-Балкарского госдарственного универ- ситета |