_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
Скачать 2.18 Mb.
|
КАЛИМУЛЛИН Р.Х. к.п.н., профессор, проректор по учебной работе РИУ ЦДУМ России ВОСПИТАНИЕ ПО КОРАНУ И СУННЕ КАК УСЛОВИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЁЖИ XXI век – это век космоса, компьютеров, нанотехнологий, век психологии, развития религии, трансформации внутреннего мира че- ловека. Стремительный миг жизни меняет взаимоотношения между людьми. Глобализация и конфликты порождают агрессию как между государствами, так и между людьми. В этот процесс вовлекаются не только взрослые, но и дети. В настоящее время становится привыч- ным говорить об агрессивных отношениях между детьми, о жесто- ком обращении не только к животным, но и к тем, кто слабее, кто младше, кто не может постоять за себя и за своих близких. 393 Развитие государства, общества во многом зависит от того, какую молодёжь мы подготовим сейчас для будущей жизни. Психическому состоянию молодёжи свойственны такие качества как обостренная восприимчивость, ранимость, неспособность к противостоянию, не- благоприятному воздействию. Множество факторов становятся при- чиной тревожности и агрессивного поведения молодёжи: социально- экономическое состояние общества, присутствие попустительства в семейных отношениях, непоследовательность в процессе воспита- ния, отрицательного либо очень требовательного отношения со сто- роны родителей и др. Неадекватное отношение к миру, к себе, к окружающим могут стать источником чувств тревоги, зависти, тщеславия, жестокости, что может привести к формированию враждебности ко всему окру- жающему 1 Под агрессией понимается целенаправленное деструктивное по- ведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напря- женности, страха, подавленности и т.д. 2 В работе Э. Фромма приводится подробный этимологический разбор значения слова «агрессия», обозначая им «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому че- ловеку, животному или неживому объекту», а агрессивность рассма- тривается им лишь как проявление агрессии 3 . Готовность к насилию с использованием насильственных средств для реализации своих целей относится к агрессивности 4 . Берковец Л. считает, что агрессив- ные проявления могут являться: средством достижения определен- ной цели, способом психологической разрядки, замещения блокиро- ванной потребности, самоцелью, способом удовлетворения потреб- ности в самореализации и самоутверждении 5 1 Прихо жан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – М., 1998. – 180 с.; Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщес- лавия – СПб: Питер, 2014. – 208 с. 2 Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – С. 13 3 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности – М.: Наука, 1994. – C. 356 4 Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – СПб.: Питер, 2007 – 736 с. 5 Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль – М.: Наука, 2001. – 512 с. 394 Если не принимать профилактических действий по нейтрализа- ции крайних агрессивных проявлений у молодёжи, то агрессивное состояние постепенно может перейти к экстремизму, связанному с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятель- ности, возбуждением ненависти или вражды, а равно унижением человеческого достоинства, организацией экстремистского сообще- ства и т.д. В средствах массовой информации и в научно-популярной лите- ратуре муссируется вопрос об отнесении агрессии, экстремизма, тер- роризма к мусульманам, к религии ислам. Распространение в печати, в интернете таких понятий как религиозный экстремизм, исламский экстремизм, агрессивность мусульман и т.д. способствуют к расша- тыванию межрелигиозного согласия, нагнетанию враждебных отно- шений между людьми, антигуманному воспитанию подрастающе- го поколения. Свою чёткую позицию по данному вопросу выразил Президент РФ В.В. Путин «на прямой линии» в 2013 году «У терро- ризма нет национальности и вероисповедания». Необходимо подчеркнуть, что ислам проповедует дружбу между религиями, братство людей, а также мир и согласие на земле. Ислам – религия мягкости, снисходительности, доброты и милосердия. Мусульмане используют в своей жизни знания, которые они чер- пают из священной книги Коран и изречений Пророка Мухаммада (с.а.с.). В настоящей статье используется толкование Священного Корана 1 на русском языке, в скобках указана сура и аят из данно- го источника. Рассматриваются также хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.), представленные в следующих работах 2 . В исламе после упо- минания Пророка добавляется «да благословит его Аллах и привет- ствует», далее по тексту сокращённо – с.а.с. Рассмотрим условия формирования гуманизма, толерантности, милосердия и др. на основе аятов Корана и хадисов Пророка Мухам- мада (с.а.с.). 1 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 2 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с.; Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.: Умма, 2012. – 567 с. 395 В Коране указывается, что мусульманин выбирает тот путь, кото- рый предопределён Всевышним: «Скажи (о Пророк!) людям: «Дей- ствуйте, и не упускайте случая творить добро и выполнять ваши обя- занности. Ведь Аллах знает все ваши деяния! И увидят ваши дела Его посланник и верующие и взвесят всё на весах подлинной веры, и по этой оценке будут свидетельствовать о ваших деяниях. После смерти вы будете возвращены к Тому, кто знает тайное и явное, и воздаст вам за ваши деяния и поведает вам о каждом деле, маленьком или большом, которое вы совершили» 1 (9:105). Человека можно оценить по его действиям, отношениям, по культуре его поведения, по его образованности. В Коране по этому поводу говорится: «Неужели бо- гобоязненный, который поклоняется Аллаху в часы ночи, падая ниц или стоя, боясь будущей жизни и надеясь на милость Аллаха, подо- бен тому, кто обращается к Аллаху в беде и забывает Его в счастье?! Скажи им, о Мухаммад: Разве те, которые знают права Аллаха и по- клоняются Ему Единому, уверовав в единобожие, равны тем, кото- рые не знают, ибо они не смотрят и не раздумывают над знамениями Аллаха? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления» 2 Знание Корана и Сунны способствует укреплению веры челове- ка, помогает соблюдению норм и правил шариата в повседневной жизни. Посланник Аллаха (с.а.с.) отметил по этому поводу: «Поиск знания – обязанность каждого мусульманина». Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к обучающимся сказал: «Добро пожаловать, о ищущий знания! Поистине, ангелы окружают ищущего знания свои- ми крыльями, а потом становятся один на другого, пока не достига- ют нижнего неба, из любви к тому, к чему он стремится!». Тернист и труден путь познающего мусульманина на пути к Аллаху. Нази- данием к мусульманам являются слова Посланника Аллаха (с.а.с.): «Используй пять вещей прежде, чем придут пять других: молодость прежде, чем придёт старость, здоровье прежде, чем придёт к тебе болезнь, богатство прежде, чем придёт к тебе бедность, свободное 1 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 2 Там же (39:9). 396 время прежде, чем окажешься занятым, и жизнь прежде, чем придёт смерть» 1 . Неотъемлемой задачей мусульман становится распростра- нение и реализация полученных знаний. Всевышний спрашивает му- сульман: «О, вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете «Те, которые расходуют своё имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознагражде- ны, подобны зерну, которое выращивается в доброй земле и порож- дает семь колосьев, а в каждом колосе – сто таких же зёрен. Это – награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути Аллаха. Аллах удваивает награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха велика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин» 2 Коран, является кладезю мудрости, жизненной книгой, указы- вающей правильный путь к Аллаху. «Поистине, Коран руководит людьми и направляет их по прямому пути истины – лучшему пути для достижения настоящего счастья в земном мире, и обещает веру- ющим в Аллаха и Его посланника, поклоняющимся Истине Аллаха и творящим добродеяния великую награду в Судный день» 3 Мусульманин знает, что он ответит в Судный день за свои дей- ствия и поступки, а также за любое упущение членов его семьи. «Тому, кто совершил доброе деяние, Аллах воздаст добром боль- шим в десять раз по Своему благоволению и щедрости. А тому, кто совершил дурное деяние, Аллах по Своей справедливости воздаст только за те злые деяния, которые он совершил. Не будет никакой несправедливости в воздаянии – не будет уменьшения в воздаянии за добро и не будет увеличения наказания» 4 . Отличительной особен- ностью мусульманина является его добродеяние, которое входит в его обязанность. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Любое доброе дело записывается как поданная милостыня»; «Благое слово – ми- лостыня» О большой ответственности мусульман к своим подопеч- ным сказано в словах Посланника Аллаха (с.а.с.): «Каждый из вас – 1 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.: Умма, 2012. – 567 с. 2 Там же (2:261). 3 Там же (17:9). 4 Там же (6:160). 397 пастырь и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» 1 «Кроме тех, которые терпели беды и творили благое в радости и горе. Их грехи будут прощены, и для них будет великая награда за их благие деяния!» 2 (11:11). Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к мусульманам, спросил: «Знаете ли вы, кто является разорившимся?» Они ответили: «Разорившимся среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (с.а.с.) пояснил: «Поисти- не, разорившимся из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил этого. И тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то – тому. И если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со все- ми, из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его бросят в Ад!» 17 Каждый человек находит индивидуально свой путь к Аллаху: кто-то вступает на истинный путь на ранней стадии развития, кто-то в зрелом возрасте, совершив за свою жизнь значительное количество неправедных действий и поступков. Посланник Аллаха (с.а.с.) сле- дующим образом охарактеризовал людей, разделив их на следующие категории: «…поистине, в мире этом есть четыре группы людей. К первой из них относится такой человек, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством, он боится Господа свое- го, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой окажется в наи- лучшем положении. Ко второй относится такой человек, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый, за что он получит такую же награду. 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 398 К третьей относится такой человек, которому Аллах даровал богат- ство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не бо- ится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И есть ещё человек, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания и который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», придерживаясь таких же намерений, что и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя греха». В исламе не принято превозносится над теми, кого он превосходит богатством, положением в обществе, образованностью, здоровьем и др. Послан- ник Аллаха (с.а.с.) по этому поводу сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку»; «Тот, кто зазнался или шествовал горделиво, встретит Всевышнего Аллаха разгневанным на него» 1 . А в другом хадисе Пророк (с.а.с.) сказал: «Достаточно зла совершает человек, который презирает свое- го брата в исламе. Для каждого мусульманина должны быть непри- косновенными жизнь, честь и имущество другого мусульманина» 2 . В беседе со своими единоверцами Посланник Аллаха (с.а.с.), обраща- ясь к мусульманам сказал: «Сообщить ли вам о наилучших и наихуд- ших из вас?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха (с.а.с.)». Он сказал: «Наилучшими из вас являются те, от кого ожидают добра и не ожидают зла, а наихудшими – те, от кого не ожидают добра, но ожидают зла». Каждый мусульманин знает, что за каждый грех и отклонение от праведного пути с него будет спрошено в судный день. В исламе не принято отвечать злом на причинённое зло и желанием непременно отомстить обидчику. По исламу считается, что простить и проявить снисходительность – не позор и не унижение, а благородное дело. В Коране сказано: «Поистине, человек по своей натуре нетерпе- лив. Его охватывают сильная печаль и досада, когда его постигает неприятность или нужда, а когда ему даётся добро или достается 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с. 2 Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 399 состояние, он становится очень скупым, за исключением молящихся, которые последовательно и регулярно совершают обрядовые молит- вы, не пренебрегая ни одной из предписанных молитв, – их Аллах охраняет и направляет к добру» 1 (70:19-23). Обычно находятся люди творящие добро и причиняющие зло другим людям. В жизненных ситуациях, в некоторых случаях, при взаимодействии друг с другом на совершённую агрессию человек от- вечает ответной агрессией. В Коране по данному вопросу говорится: «Поистине, нет упрёка или наказания тем, кто, наказывая агрессо- ра, платит ему той же монетой» 2 (42:41). «Упрёка и наказания за- служивают нечестивцы, которые обижают людей и без права горде- ливо превозносятся и распространяют нечестие по земле. Для них будет мучительное наказание!» 3 . Однако, в Коране по данному во- просу указывается: «Благородство мусульманина проявляется в том, что он прощает человека, обидевшего его. Воздаяние для того, кто причинил зло – равноценное зло, чтобы установить справедливость. Но кто простит обидчика, хотя в состоянии ответить на его зло, и уладит дело с ним миром, желая дружбы, – награда его у Аллаха, кроме которого никто не знает размера этой награды. Ведь Аллах не щадит тех, кто посягает на права людей, преступая шариат (законы) Аллаха» 4 . «Если человек проявляет терпение к несправедливости и прощает обидчика, не защищаясь и не мстя ему, когда прощение не способствует утверждению бесчинства на земле, то это – из поступ- ков, которых разумному человеку следует придерживаться» 5 Непозволительным является для мусульманина обижать сироту и поступать нечестно при осуществлении сделки с другим человеком. «Не распоряжайтесь имуществом сироты иначе, как во имя его блага, пока он не достигнет совершеннолетия и не сможет самостоятельно 1 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 2 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 3 Там же (42:42). 4 Там же (42:40). 5 Там же (42:43). 400 и разумно распоряжаться своим имуществом. Тогда отдайте ему его имущество. Взвешивая, не уменьшайте вес, когда даёте, и не увели- чивайте вес, когда берёте. Наполняйте меру и взвешивайте товар, по мере возможности, по справедливости. Ведь Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё. Если вы говорите или вы- носите суждение, или свидетельствуете, то будьте справедливы, не отклоняйтесь от правды, а ищите истину, несмотря на родственные отношения, родовые связи, цвет кожи и родственные отношения, воз- никшие в результате брака. Выполняйте завет Аллаха, не нарушайте Его наставлений и не нарушайте обещаний, данных друг другу от- носительно разрешённых по шариату интересов, и выполняйте свои обеты. Аллах повелел вам категорически отстраняться от этих запре- щённых деяний. Так завещал вам Аллах. Может быть, вы вспомните, что выполнение шариата в ваших интересах!» 1 Мусульманину не присуще злословие, неправедные поступки. Однако находятся такие мусульмане, которые за глаза злословят о своих братьях и друзьях, а при встрече с ними, улыбаются и выка- зывают им свою дружбу и любовь. «О вы, которые уверовали! Из- бегайте подозрений и дурных мыслей относительно добрых людей. Ведь некоторые подозрения – грех, который заслуживает наказания, и не подглядывайте за мусульманами, выискивая их недостатки, и не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата?! Ведь это вызывает у вас только от- вращение. Так пусть же для вас будет таким же отвратительным по- ношение за глаза. Избегайте наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел вам, и сторонясь того, что Он вам запретил. Поистине, про- щение Аллахом кающихся велико, а Его милосердие к обитателям миров безгранично!» 2 . Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не ужива- ются в человеке вера и зависть». В Коране сказано: «Не говорите и не делайте того, о чем вы не имеете знаний. Не говори: Я слышал, в то время как ты ничего не слышал, или я знал, но в действительности ты не знал истину. Ведь человека спросят в Судный день о том, что делал он, повинуясь своему слуху, зрению и сердцу» 3 . «Ведь Аллах 1 Там же (6:152). 2 Там же (49:12). 3 Там же (17:36). 401 прощает тех, которые совершают зло по глупости, легкомыслию и неведению, но вскоре раскаиваются в этом и просят у Аллаха про- щения. Не отвернётся от них Аллах и простит их. Поистине, Аллах – Мудрый, Знающий и правильно оценивает всё!» 1 . Для мусульманина Всевышний Аллах выносит предупреждение: «Но нет прощения тем, которые, совершив гнусность, сразу не раскаиваются, и лишь когда приходит к ним смерть, они говорят: «Я теперь раскаиваюсь». Нет прощения также тем, которые умирают, будучи неверными. Аллах приготовил таким мучительное наказание в будущей жизни» 2 Всевышний Аллах запрещает верующим мужчинам и женщи- нам насмехаться друг над другом: «О, вы, которые уверовали! Пусть одни мужчины из вас не издеваются над другими. Может быть, те, над которыми они смеются, лучше их у Аллаха. И пусть не изде- ваются верующие женщины над другими верующими женщинами. Может быть, те, над которыми они глумятся, лучше их у Аллаха. И не порочьте друг друга злословием и не зовите друг друга обидными, злыми прозвищами. Ведь очень скверно называть человека нечести- вым, после того как он уверовал. А кто не откажется от того, что Ал- лах ему запретил, тот несправедлив к себе и к другим. Ведь он себе и другим причиняет зло» 3 . Насмешки, обидные слова и придумывание оскорбительных прозвищ Всевышний Аллах назвал нечестием, что указывает на отвратительность подобных деяний и необходимость отдаляться от них. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Не разрешается одному верующему порывать с другим на срок, превышающий три дня. А когда эти три дня прой- дут, пусть он встретится с ним и приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду. Если же он не от- ветит ему, то вернётся с грехом, а обратившийся с приветствием не понесёт ответственности за то, что покинул брата по вере» 4 . Послан- ник Аллаха (с.а.с.) также предостерегал: «Избегайте плохо думать 1 Там же (4:17). 2 Там же (4:18). 3 Там же (49:11). 4 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с. 402 о людях, ибо скверные мысли – самые лживые слова» 1 . А сподвиж- ник Дамра ибн Са‘ляба передаёт, что Посланник Аллаха (с.а.с.) счи- тал, что: «Люди будут жить благополучно до тех пор, пока не нач- нут завидовать друг другу» 2 . Результат деятельности мусульманина во многом зависит от его намерений. Мусульманин знает и помнит предостережение Посланника Аллаха (с.а.с.): «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание! И Посланник Аллаха (с.а.с.) повторил эти слова трижды. Абу Зарр также подтвердил: Они потер- пят неудачу и окажутся в убытке! Кто же они, о Посланник Аллаха (с.а.с.)? Он сказал: «Опускающий края одежды (из высокомерия), по- прекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» 3 Важная роль в жизни мусульман отводится вопросам, связанным с чистотой и здоровьем. Рекомендуется придерживаться умеренно- сти в еде и питье, избегая всего, что опьяняет и одурманивает, сле- дя за чистотой тела и одежды. «О, вы, которые уверовали в Аллаха, Его Писания и Его посланников и которые повинуются Его Истине! Вино (всё, что пьянит и отравляет ум), майсир (азартные игры), кам- ни для приношения жертв идолам и стрелы для гадания, и гадание на камнях и картах – всё это – мерзость из деяний шайтана. Воздержи- вайтесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье в ближайшей жизни и блаженство рая в будущей «Большие испытания выпадают на долю тех мусульман, которые не стойки в своём убеждении и по- клонении Аллаху. Шайтан, склоняя вас к вину, пьянству и к азарт- ным играм, хочет лишь посеять среди вас разногласия, вражду и не- нависть, пытаясь ослабить вас, нарушить дружбу и согласие между вами, отвратить вас от веры в Аллаха, поклонения Ему и от молитвы. Тогда ваша будущая жизнь будет такой же скверной, как ваша на- стоящая жизнь. Узнав об этих мерзких деяниях, запрещённых вам, 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.: Умма, 2012. – 567 с. 3 Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 403 отстранитесь от них, чтобы не дать возможности шайтану достичь своих дурных намерений!» 1 Особая роль в исламе отводится вопросам взаимоотношений де- тей с родителями. В исламе запрещается ослушиваться родителей, за исключением тех случаев, когда действия или пожелания родителей не совпадают с требованиями шариата. «Благовоспитанность и со- блюдение правил нравственности в исламе предусматривают почи- тание сначала матери, а потом отца. Неукоснительным выполнением нравственного поведения мусульманина является уважение почти- тельное отношение не только своих родителей, но и родителей мужа, (жены). «Твой Господь повелел, чтобы ты поклонялся только Ему, любил своих родителей и относился к ним с почтением. Если один из них ослабеет, или они оба достигнут глубокой старости, не говори им плохого слова, не кричи на них, а говори им ласковые слова, вы- ражающие любовь, доброту и уважение» 2 . «Будь добр, смирен и ми- лосерден к ним и говори: «Господи! Помилуй их, как они миловали и воспитывали меня, когда я был мал» 3 . «Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери, ибо мать носит его в своей утробе, и её слабость увеличивается по мере того, как растёт ребёнок; и она отлучает его от груди только через два года. Мы повелели: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!» 4 В исламе семья является ячейкой, оплотом мира согласия и ми- лосердия, семейного счастья между мужем и женой. При выборе жены мусульманину рекомендуется обращать внимание на религи- озность, происхождение, состоятельность своей невесты и красоту. Посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно приобрести в этом мире, – праведная жена» 5 . Пророк (с.а.с.) сказал Ибн ‘Аббасу (да будет до- волен Аллах им и его отцом): «Не сообщить ли тебе о наилучшем из того, что может приберечь для себя мужчина? Это праведная жена. 1 Там же (5:91). 2 Там же (17:23). 3 Там же (17:24). 4 Там же (31:14). 5 Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 404 Если он посмотрит на неё, это принесёт ему радость, если велит ей что-нибудь, она подчинится ему, а если покинет её на время, она сбе- режёт его честь и имущество». Из слов благородного Посланника (с.а.с.) следует: «Женщину берут в жёны из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её ре- лигии. Стремись же заполучить ту, которая привержена религии!» 1 Мужчина является главой семьи, обеспечивая благосостояние и защиту, он осознаёт свою ответственность за благополучие семьи. Ислам обязывает мужчину хорошо обращаться с женой в соответ- ствии с правилами Шариата. В семейной жизни большое внимание уделяется исламскому вос- питанию детей. Родители выполняют правила, основанные на спра- ведливом отношении ко всем детям, равное внимание, никого не выделяя, и расходует на них в равной степени. Перед родителями стоит важная задача по формированию у детей разума, становления личности и его воспитание: «Богатство и сыновья – украшение, усла- да и сила для вас в земной жизни, но это всё преходящее, невечное. Благодеяния же вечны и лучше для вас перед Аллахом. Он щедро воздаст за них, и человеку лучше на них возлагать надежду» 2 (18:46). Родители являются примером для детей и сами родители берут при- мер с жизнедеятельности Пророка Мухаммада (с.а.с.). Родители несут ответственность за наставление детей на прямой путь. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трёх. Это – непрерывная милостыня, знание, приносящее пользу людям, и праведные дети, которые об- ращаются к Аллаху с мольбой за него» 3 Перед родителями стоит сверхважная задача по привитию детям благонравия, благородства, достоинства, толерантности, милосер- дия, богобоязненности. Важную роль играют слова Пророка (с.а.с.), в определённой степени, относящиеся и к родителям: «Каждый из 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 3 Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 405 вас − пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам − пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина − пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина − пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою паству, и слуга − пастырь для имущества своего хозяина, и несёт ответственность за свою паству…Каждый из вас − пастырь и несёт ответственность за свою паству» 1 Одним из ключевых вопросов воспитания является формиро- вание духовно-нравственного потенциала детей. Пророк (с.а.с.) по данной проблеме отметил: «Поистине, я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства» 2 ; «О, вы, кото- рые уверовали! Выполняйте все договоры, обеты и обещания между вами и Аллахом, а также законные договоры между вами и другими людьми, честно соблюдайте все свои обязательства. Аллах разрешил вам есть мясо животных из скота (верблюдов, коров, овец и т. д.), кроме того, что вам запрещено Аллахом. Вам не дозволена охота, когда вы в ихраме (в хадже или умре) или находитесь в Священном месте − Запретном Доме Аллаха. Аллах устанавливает законы по Своей мудрости. Поистине, Аллах решает то, что Он захочет. И это − один из заветов Аллаха» 3 (5:1). Примером высокой духовности, милосердия являлся Пророк Му- хаммад (c.а.с.). Анас описывает пример милосердия Пророка (c.а.с.): «Я не видел человека, который был бы более милосердным к членам своей семьи, чем Посланник Аллаха (с.а.с.). Ибрахим находился на вскармливании в окрестностях Медины, и Посланник (с.а.с.) отправ- лялся туда вместе с нами, заходил в дом, брал его на руки и целовал, а потом возвращался». Приведём некоторые хадисы, показывающие милосердие и любовь Пророка (с.а.с.) к детям. Анас рассказывает, что Пророк (с.а.с.), проходя мимо играющих детей, всегда улыбался 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с. 3 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 406 им и приветствовал их» . Пророк (с.а.с.) по вопросу милосердия от- мечал: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к млад- шим из нас и не соблюдает права старшего». Абу Хурайра передаёт, что однажды, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) поцеловал аль-Хасана, сына ‘Али, в присутствии аль-Акра‘ ибн Хабиса, аль-Акра‘ сказал: «Поистине, у меня десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!» Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) посмотрел на него и сказал: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к дру- гим!». Бедуин обратился к Посланнику Аллаха (с.а.с.) с вопросом: «Вы целуете своих сыновей? А мы не целуем их». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!» 1 . Аиша рассказывает: «Когда Фатыма за- ходила к Пророку (с.а.с.), он поднимался со своего места, привет- ствовал её, целовал и усаживал рядом с собой. И если он заходил к ней, она поднималась со своего места, брала его за руку. Приветство- вала его, целовала и усаживала рядом с собой. И когда она зашла к нему во время его предсмертной болезни, он поприветствовал её и поцеловал»; Анас также сказал: «Поистине любая маленькая рабы- ня в Медине могла взять Пророка (с.а.с.) за руку и увести его, куда хотела» 2 Приведённые примеры показывают, что мусульманам несвой- ственны жёсткость, вспыльчивость, агрессивность. О любви к детям хорошо сказал Хиттан аль-Му‘алля: Наши дети – как часть наших собственных тел, По земле они ходят меж нами, Стоит ветру подуть на кого-то из них, О себе мы тотчас забываем, От тревоги сердца замирают в груди, В беспокойстве мы глаз не смыкаем…» 3 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с. 3 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.: Умма, 2012. – 567 с. 407 Для создания здорового климата, в семье родители должны про- являть одинаковое отношение ко всем детям. Дети тонко чувствуют, что родители уделяют им равное внимание и показывают, что лю- бят их всех в равной степени. Ан-Ну‘ман ибн Башир рассказывает, что однажды отец привёл его к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Я сделал этому своему сыну ценный подарок». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из своих де- тей?» Он ответил: «Нет». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тогда забери его обратно!» 1 О воспитательном аспекте ислама говорится в достоверном ха- дисе: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника», о чём говорится в достоверном хадисе. Если в семье реализуется мусульманский образ жизни, соблюда- ются правила, определённые шариатом, то в такой семье существует мир и согласие. При выборе друзей ребёнка необходимо приучать к тому, чтобы его товарищ учитывал требования, связанные с отноше- нием к вере, требований касающихся поведения в обществе, имел положительное отношение к выполнению обязательных требований шариата. Поэт ‘Ади ибн Зайда аль-‘Ибадитаким образом сказал о то- варищах и друзьях: Ты, оказавшись средь людей, Ищи для дружбы только лучших, И не губи себя, мой друг, Общеньем с подлым и бездушным! Верно заметил поэт: Не спрашивай о человеке, спроси о друге Его, ведь каждый следует за другом…» 2 Мусульманин не ограничивается проявлением доброты к роди- телям, к жене и детям, он точно так же относится и к своим род- ственникам, поддерживая с ними крепкие связи. Воспитательным примером родителей является то внимание, которое оказывают они 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А.Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Мусульманин и его личность в свете Корана и Сунны / Сост., пер. с араб. Е. Сорокоумовой. – М.: Умма, 2012. – 567 с. 408 к своим родственникам. В Коране данному вопросу уделяется боль- шое значение. «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из неё сотворил пару ей – жену, а от них распро- странил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощь во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете, чтите род- ственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далёкие. Поистине, Аллах – над вами вечный страж! От него ничто из ваших дел не скроется. Он воздаст вам за них!» 1 (4:1). «И поклоняйтесь Ал- лаху, и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родным, сиротам и нуждающимся беднякам, пострадавшим из-за по- тери трудоспособности или несчастья и потери имущества, и соседу как родственнику, так и не родственнику, и другу по работе, и спут- нику, и путнику, находящемуся далеко от дома, а также всем тем, которыми владеют десницы ваши. Поистине, Аллах не любит хваст- ливых, горделивых, высокомерных, беспощадных по отношению к людям» 2 . Благородство и милосердие мусульман при взаимоотноше- ниях с родственниками выражается следующими аятами и хадисами: «Тем, которые тратят из своего добра на пути Аллаха и своих по- жертвований не сопровождают хвастовством, упрёками и обидами в адрес тех, кому помогают, будет большая награда от их Господа. Им не будет страха, и не будут они в печали» 3 . Анас ибн Малик пере- даёт, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто желает, чтобы его удел был увеличен, а жизнь – продлена, пусть поддерживает родственные свя- зи». «Однажды Пророк (с.а.с.) спросил: «Не сообщить ли вам о том, какие грехи являются наиболее тяжкими?» – и повторил свой вопрос трижды. Они сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Это —придавание Аллаху сотоварищей, непочтительность по отношению к родителям» 4 1 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 2 Там же (4:36). 3 Там же (2:262). 4 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 12 18 409 Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, дела сынов Адама представляются в ночь с чет- верга на пятницу, и дела того, кто порывает родственные связи, не принимаются» 1 . Большое значение придаётся в исламе качествам личности мусульманина. «Не присущи мусульманину зависть, злос- ловие, месть, лицемерие и другие пагубные качества. О, верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёками или обидой и показывая людям, что вы оказываете бла- годеяния нуждающимся, иначе вы уподобитесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвал от людей, не веря в Аллаха и в Судный день. Лицемер, который таким образом оказывает помощь, подобен гладкой скале, покрытой землёй, на которую обрушился ли- вень и смыл землю, оставив скалу голой. Как ливень смывает с глад- кой скалы плодородную землю, попрёки, обида и лицемерие стира- ют награждение Аллаха за такую милостыню. Бесплодными будут такие деяния, и не будет награды за них. Это – качества, присущие язычникам. Отклонитесь от этих качеств. Аллах не ведёт неверных по прямому пути к благу» 2 (2:264). Неприемлемым в исламе является лицемерие, ложь, зависть, гордыня. В одном из хадисов говорится: «Признаков лицемерия три: говоря, человек лжёт, обещая, нарушает обещание, а если ему доверяются, он предаёт – даже если при этом он постится, совершает молитву и утверждает, что он мусульманин» 56 Пророк Мухаммад (с.а.с.), обращаясь к сыну сказал: «О, сын мой! Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле гордели- во. Поистине, Аллах не любит хвастливых гордецов!» 3 Гармония в жизни зависит не только от близких, окружающих мусульманина, но и от его соседа. В исламе принято выражать к со- седу уважительные, искренние, добрые отношения, не отвечая злом на зло, а проявляя терпение, кротость и выдержку независимо от их вероисповедания. Пророк Мухаммад (с.а.с.) по этому вопросу сказал: 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с. 2 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 3 Там же (31:180). 18 170727 12 18 410 «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, делает добро своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или хранит молчание». Мусульманин, воспитанный в соответствии с Кораном и Сунной, избегает грубости и непристойности по отношению к соседу. Если даже сосед обидит его, он не ответит ему тем же. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ругать мусульманина – нечестие, а сражаться с ним – неверие» 1 . «Поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего непристойные и скверные слова» 56 . Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих. Это человек, которо- го Аллах научил Корану, который читает его ночами, и человек, ко- торому Аллах даровал богатство, который расходует его на благое днём и ночью» 2 Необходимо неукоснительно придерживаться правил этикета, принятому в исламе по отношению к своему соседу. «О вы, которые уверовали! Не входите в дом Пророка (с.а.с.), если вы не приглаше- ны на трапезу. И не приходите раньше назначенного времени. Но когда Пророк (с.а.с.) вас пригласит, то входите, а откушав, тотчас расходитесь и не оставайтесь после этого для разговоров друг с дру- гом. Ваш приход без приглашения и ваша задержка после еды удру- чают Пророка (с.а.с.), но он стесняется попросить вас уйти. Но Аллах Всевышний не стыдится говорить правду, как стыдятся люди. Если же вы просите какую-либо утварь у одной из жён Пророка (с.а.с.), — то попросите через завесу. Это – чище для ваших и их сердец от ис- кушений шайтана. Вам не следует огорчать Посланника (с.а.с.) и ни- когда не следует жениться на его вдовах в знак уважения к нему и к ним. Это с вашей стороны – великий грех перед Аллахом» 3 (33:53). 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 2 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша.- М.: Умма, 2003. – 522 с. 3 Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. языка; под ред. Р.У. Ходжаевой. – Казань: изд-во «Дом печати», 2001. – 639 с. 411 Ислам учит быть скромными и благовоспитанными при посе- щении домов своих соседей. «О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома, не испросивши позволения живущих в них и не до- ждавшись разрешения войти. И приветствуйте обитателей их поже- ланием мира. Это разрешение и приветствие – достойнее для вас, чем войти без них. Аллах наставляет вас на это, чтобы вы послушались Его назидания и следовали ему» 1 . «Если же вы не найдёте в этих до- мах никого, кто бы мог вам разрешить войти, то не входите, пока не придёт кто-либо, кто разрешит вам войти. Если же вам не разрешат войти, а потребуют, чтобы вы вернулись, то возвратитесь и больше не просите разрешения войти, так как возвращение – достойнее для вас и благопристойнее для ваших душ. Аллах знает все ваши дела и воздаст вам за них! Так не ослушивайтесь же Его назиданий!» 2 Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Разрешения войти следует спра- шивать трижды, и если тебе будет позволено войти, то входи, в про- тивном же случае возвращайся обратно»; «Не уверует никто из вас (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» 3 Свою помощь к соседу мусульманин выражает при необходимо- сти материально, а если нет такой возможности, то добрыми совета- ми. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Абу Зарру: «О, Абу Зарр, когда будешь варить мясо, добавь воды (чтобы бульона получилось боль- ше) и позаботься о своих соседях»; Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что однажды люди сказали: «О, Посланник Ал- лаха (с.а.с.)! Обратись к Аллаху с мольбой против многобожников». Но Посланник (с.а.с.) сказал в ответ: «Поистине, я был послан не для того, чтобы проклинать. Я был послан в качестве милости» 4 . Му- сульманин следует хадисам, связанным с отношениям к соседу: «Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед за стенкой голодает!» и: «Не тот верующий, кто ест досыта, в то время 1 Там же (24:27). 2 Там же (24:28). 3 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 4 Сахих Имама Муслима Краткое изложение./ пер. с ар. А.Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 18 * 412 как его сосед голодает». В качестве примера можно рассмотреть, как относился Пророк Мухаммад (с.а.с.) к своему соседу. Пророк (с.а.с.) придерживался обычаев добрососедства и никогда никого не бранил и не проклинал. Анас, который много лет почти не отходил от По- сланника Аллаха (с.а.с.), сказал: «Пророк (с.а.с.) не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не про- клинал, а если хотел выразить кому-нибудь порицание, то говорил: «Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!» 1 . Он имел в виду, что данному человеку следует больше поклоняться Аллаху. Пророк (с.а.с.) воздерживался от проклятий. Он также отказался проклинать язычников, которые не вняли его призыву, обижали его и постоянно вставали на его пути. Он не оскорблял их и не говорил им скверных слов. Суть одного из наставлений ислама, доведённых Посланником Аллаха (с.а.с.) до сведения своих сподвижников, заключается в том, что сосед должен не отвечать соседу злом на зло. По возможности ему следует сносить наносимые ему обиды, надеясь на то, что тот исправится и прекратит наносить ему обиды, когда увидит, что его сосед не отвечает злом на зло, а проявляет терпение, кротость и вы- держку. Это одно из наиболее достойных качеств и в то же время – один из самых действенных методов воспитания, способствую- щих искоренению того дурного, что нашло себе место в некоторых душах 2 В представленных данных раскрываются ключевые позиции Ко- рана и Сунны Пророка Мухаммада (с.а.с.) по отношению мусульма- нина к себе, к окружающим, к обществу. Аяты из Корана и Сунны Пророка Мухаммада (с.а.с.) свидетельствуют о гуманных, милосерд- ных, толерантных отношениях со своими близкими: с родителями, с женой, с братьями, с сёстрами, со своими детьми, а также с родны- ми, с соседями, друзьями и со своим обществом. Анализ представ- ленных аятов и хадисов позволяет сделать вывод, что у молодёжи, воспитанной на исламских принципах, традициях, олицетворяющих 1 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с. 2 Сахих Аль-Бухари (краткое изложение). Мухтасар (полный вариант) / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, 2003. – 522 с.; Сахих Имама Муслима Краткое изложение / пер. с ар. А. Нирша. – М.: Умма, – 1220 с. 413 добрые деяния, толерантность, милосердие, честность, благородство не возникает проблем, связанных с агрессивностью. Качества лично- сти, поступки и отношения между мусульманами, раскрытые в аятах Корана и хадисах Пророка Мухаммада (с.а.с.), могут стать положи- тельным дополнительным фактором по духовно нравственному вос- питанию молодёжи. Мы считаем, что развитие мусульманского образования, форми- рование духовно-нравственного потенциала молодёжи станет осно- вой мира и согласия между мусульманами. |