Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ИЗ ОПыТА РАБОТы ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ГРУПП СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА

  • АХМАДЕЕВА Е.В.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница23 из 38
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38
    АМИНОВ Т.М.
    (г. Уфа)
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы ПРОФИЛАКТИКИ
    РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ИЗ ОПыТА РАБОТы
    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ГРУПП СРЕДИ
    НАСЕЛЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА
    Криминальные явления последних лет вызывают тревогу. Об- ратимся к случаям, которые происходят сегодня в мире, России и
    1
    См.: Ковальчук Е.А. Правовое и организационное обеспечение взаимодействия подразделе- ний полиции с молодежными объединениями в сфере противодействия экстремизму: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 18.

    270
    Башкортостане в частности: события в Бейруте, Турции, Сирии,
    Франции, катастрофа российского самолета, взрывы в Париже,
    Санкт-Петербурге, Манчестере и, к сожалению, множество других происшествий, квалифицируемых как проявление экстремизма и терроризма. В обыденном сознании отдельного человека превалиру- ет мысль о том, что негативные события происходят и будут про- исходить где-то там, но не здесь, с кем-то другим, но не со мной.
    Понятно, что здравый смысл подсказывает человеку, что это может коснуться каждого, в том числе и его непосредственно. Тем не ме- нее, психика человека так устроена, что он верит в позитивное для себя развитие событий. По этому поводу верующий человек сказал, что бог создал человека таким, тем самым оберегая наш организм от разрушающего психику каждодневного стресса. Но сказанное совер- шенно не отрицает проявление бдительности.
    В течение уже достаточного времени в рамках Федеральной це- левой программы наш Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы системно и последовательно занимает- ся вопросами, содействующими развитию мусульманских учебных заведений республики, их адаптации и, в рамках закона, интеграции в общероссийское образовательное пространство.
    Развитие работы в этом направлении объективно обусловило расширение «поля» деятельности. Социальная действительность подталкивала к необходимости организации педагогической и про- светительской работе не только в мусульманских образовательных структурах, но и в рамках религиозных организаций и даже в целом среди населения Республики Башкортостан.
    Сегодня уже можно утверждать о том, что в рамках этого проекта сформировалась достаточно четкая система деятельности всех струк- тур. К отдельным направлениям деятельности относится научная и методическая работа со всеми мусульманскими образовательными структурами региона: повышение квалификации педагогического персонала, организация преподавания светских дисциплин, подго- товка и выпуск научно-методической литературы, обучение выпуск- ников в светских учебных заведений и множество других.

    271
    Более широкая, по охвату людей, работа Центра связана с про- светительскими лекциями для населения. Первоначально основной целью этой деятельности была идея формирования толерантного со- знания и профилактика экстремизма, прикрываемого религиозной фразеологией. Поэтому внимание было акцентировано на законода- тельные основы взаимодействия государства и религиозных органи- заций. При этом основой дискуссий служили законы, регулирующие вопросы свободы совести и религиозных организаций: Конституция
    РФ, «О свободе совести и религиозных объединениях» и другие нор- мативные документы.
    Постепенно вышеназванная цель общения с населением была расширена. Сегодня это взаимодействие носит более широкий, пе- дагогический и просветительский характер. В результате встреч с населением были выделены две основные задачи просветительских лекций. Первая нацелена на освещение педагогического потенциала ислама, мусульманской культуры в целом, ее мирный и толерантный характер. Вторая задача направлена на решение проблем профилак- тики религиозного экстремизма.
    К отдельным вопросам, обсуждаемым по первой задаче можно отнести следующие:
    1. Становление и оформление мусульманской культуры, её вли- яние на развитие общемировой культуры в целом.
    2. Особенности развития ислама в Башкортостане: вчера, сегод- ня, завтра.
    3. Воспитательный потенциал исламского мировоззрения или вопросы педагогики ислама.
    4. История мусульманского образования в Башкортостане.
    Тезисно, освещаемые вопросы могут быть представлены следую- щим образом:
    – Краткая справка об истории народов Башкортостана: о ценно- стях, накопленных до распространения ислама на территории края.
    – Влияние исламской культуры на культуру народов Азии и Ев- ропы (например, Восточный ренессанс, 9-12 века).
    – Историческая справка о распространении ислама на террито- рии края, ее суннито-ханафитского направления, получившего раз- витие в регионе.

    272
    – Подчеркивание идеи о прогрессивном характере мировых ре- лигий и их влиянии на повышение культуры народов (просвещение, образование, наука).
    – Отдельные ценности ислама воспитательного характера: зада- ча человека – стремление к самосовершенствованию, гуманность, демократичность, толерантность, патриотичность, уважение к тра- дициям, уважение к старшим, к женщине, к семейным ценностям, к книге.., идея защиты своего народа и отечества.
    – Разъяснение тех позиций ислама, по которым у населения не- правильные установки или заблуждения:
    а) джихад;
    б) отношение к женщине;
    в) отношение к людям другой веры или атеистам;
    г) отношение традиционного ислама к официальной власти;
    д) толерантность: как это разъясняет ислам.
    По второй задаче необходимо акцентировать внимание на то, что происходящие экстремистские проявления и террористические акции совершенно не имеют отношения к религии в целом и мусуль- манской в частности, а также поразмышлять и посоветовать о воз- можных проявлениях и способах профилактики экстремизма.
    Также тезисно решение этой задачи видится нам следующим об- разом:
    – Что такое экстремизм?
    – Разновидности экстремизма: политический, экономический, национальный, религиозный и др.
    Отдельные действия, квалифицируемые как экстремизм:
    а) пропаганда, демонстрирование нацистской (или экстремист- ской организации) атрибутики;
    б) производство, хранение и распространение экстремистских материалов;
    в) оскорбление религиозных чувств верующих, нарушение права на свободу совести и вероисповедания;
    г) террористический акт; д) склонение, вербовка или иное вовлечение лица к совершению экстремистских действий;

    273
    е) публичные призывы к осуществлению террористического акта или оправдание терроризма;
    ж) массовые беспорядки;
    з) возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение чело- веческого достоинства;
    и) организация и/или участие в экстремистском сообществе;
    к) финансирование (любое другое содействие) экстремистской организации и/или деятельности отдельных представителей;
    л) продажа, приобретение, хранение огнестрельного, холодного оружия, взрывчатых веществ;
    м) воспрепятствование осуществление гражданами их избира- тельных прав соединенные с насилием;
    н) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.
    Причины возникновения экстремистских проявлений:
    1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде
    (проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохрани- тельных органов и т.д.).
    2. Криминализация отдельных сфер общественной жизни (в мо- лодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых лю- дей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
    3. Изменение ценностных ориентаций (опасность представляют и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фа- натизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанно- стей, а также чуждые российскому обществу ценности).
    4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаган- да среди молодых мусульман России идей религиозного экстремиз- ма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со сторо- ны представителей международных экстремистских и террористиче- ских организаций).
    5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность мо- лодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

    274 6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремист- ских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холод- ным оружием и т.п.).
    7. Использование в деструктивных целях психологического фак- тора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно ис- пользуется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
    8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обе- спечивает радикальным общественным организациям доступ к ши- рокой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, време- ни и месте встреч, планируемых акциях).
    Среда, в которой формируется экстремизм:
    – Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в мар- гинальной среде.
    – Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется у лиц со сни- женным уровнем законопослушания.
    – В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения.
    – В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой це- лостности.
    – В-пятых, экстремизм соответствует группам, проповедующим нравственную неразборчивость и идеологию насилия, особенно в средствах достижения целей.
    Обратим внимание на молодежь, находящуюся в «зоне риска».
    1. К таким категориям могут быть отнесены: выходцы из не- благополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуаль- ным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкого- лизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие).
    2. «Золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседоз- воленности, экстремальному досугу и рассматривающая участие

    275
    в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпре- провождения.
    3. Дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навы- ками рефлексии и саморегуляции.
    4. Носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний.
    5. Члены экстремистских политических, религиозных организа- ций, движений, сект.
    Кроме того, необходимо обратить внимание на:
    1. Молодежь, которая не входит в «зону риска». Учеба и трудо- устройство, что они читают, с кем встречаются, где проводят свобод- ное время.
    2. Студенческую молодежь.
    3. Тех, кто решил стать верующим.
    4. Новых людей, которые официально или неофициально приез- жают в район на время или на более длительный срок.
    Слушателям необходимо приводить конкретные факты, приме- ры из тех, которые официально озвучены. Жителям очень хочется узнать о фактах именно их районов.
    Один из результатов работы: Администрация Нуримановского района и мусульманские священнослужители решили создать ко- миссию, которая стала работать по принципу схожей с деятельно- стью нашей лекторско-просветительской группы.
    В заключение выскажу несколько предложений, усиливающих деятельность подобных групп:
    1. Работу необходимо продолжать, нельзя отказываться от этой формы профилактики экстремизма.
    2. Хорошо бы членам лекторских групп чаще организовывать встречи с представителями НАК (другими правоохранительными органами) с целью прослушивания лекций по профилактике экстре- мизма в Башкортостане.
    3. Можно (нужно) направлять наших преподавателей на кур- сы повышения квалификации по проблемам профилактики экстре- мизма.

    276
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Абдулганеев Р.Р. Религиозный экстремизм: криминологический и уголовно-правовой аспекты: Дисс. канд. юрид. наук. – Омск, 2013.
    2. Миняшаров А.М. О принимаемых Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан мерах по профилактике терроризма и рели- гиозного экстремизма в республике, совершенствование взаимодействия в данной сфере / Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени:
    Материалы межрег. науч.-практ. конференции по профилактике экстремиз- ма. – Уфа, 2016. – С 22–27.
    3. Рудаков А.В. Особенности вербовочных стратегий международных террористических организаций / Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени: Материалы межрег. науч.-практ. конференции по про- филактике экстремизма. – Уфа, 2016. – С 22–27.
    АХМАДЕЕВА Е.В.
    (г. Уфа)
    ПРЕДПОСыЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
    И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
    В современных условиях одной из актуальных является пробле- ма распространения идеологии экстремизма и терроризма.
    Франция, Бельгия, Турция, Ирак, Сирия, Нигерия, Афганистан,
    Бангладеш, Йемен, Россия – география терактов продолжает расши- ряться. Жители некогда благополучной и спокойной Европы крайне обеспокоены за свою безопасность и жизнь. Таран людей в центре
    Ниццы, Берлина и Лондона, взрывы в метро Санкт-Петербурга сви- детельствуют о том, что современный человек осуществляет свою жизнедеятельность в условиях постоянной угрозы терроризма и экс- тремизма
    1
    Стремительные изменения в экономической, социальной и духовной сферах жизни, ведущие в том числе и к дальнейшему расслоению общества, способствуют психолого-политической
    1
    Ахмадеева Е.В. Категория «безопасность» в современной науке / Сборник «Психологические аспекты антитеррористической безопасности в евразийском пространстве» / отв. ред. С.И. Га- ляутдинова Уфа: РИЦ «БашГУ», 2016. С. 33-40.

    277
    нестабильности современного социума, выражающейся для зна- чительных масс населения в потере смысла жизни, утрате веры в будущее, ощущении социальной несправедливости собственного положения, и, как следствие, способствующей созданию благопри- ятных условий для реализации экстремистской и террористической деятельности. Этим можно объяснить увеличение интереса к пробле- мам экстремизма и терроризма.
    Существуют различные мнения относительно понятия «экстре- мизм». В словаре русского языка «экстремизм» (от лат. еxtremus) определяется как приверженность к крайним взглядам, мерам
    1
    Согласно Яценко Б.В., экстремизм – это разновидность социаль- ного противоречия в форме поведенческого антагонизма, когда несо- ответствие интересов лица интересам других лиц, социальных групп либо общества разрешается им посредством совершения действий, вступающих в противоречие с нормами морали и права
    2
    Можегова А.А. определяет экстремизм как многоаспектное социально-правовое явление, включающее в себя не только опре- деленную антисоциальную деятельность, но и одобряющую такую деятельность идеологию, направленную на создание в обществе об- становки нетерпимости к представителям определенных социальных групп, выделенных на основе установленных законодателем Россий- ской Федерации либо определяемых правоприменителем с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела критериев
    3
    Зарубежные исследователи определяют экстремизм как всевоз- можные виды деятельности (взгляды, установки, чувства, действия, стратегии), отличающиеся от общепринятых
    4
    Наиболее опасной разновидностью в системе современного экс- тремизма является терроризм.
    1
    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологиче- ских выражений. М., 2008. С. 908.
    2
    Яцеленко Б.В. Противоречия уголовно-правового регулирования. Автореф. дисс. … докт. юр. наук. М., 1997. С. 27-31.
    3
    Можегова А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленно- сти по уголовному праву Российской Федерации. Дисс. к. юр. н. М., 2015. С. 149.
    4
    Coleman P.T. Addressing Extremism / P.T. Coleman, A. Bartoli // http://www.tc.columbia.edu/i/a/
    document\ 9386_WhitePaper_2_Extremism_030809.pdf.

    278
    В Большой политической энциклопедии терроризм определяет- ся как насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства) против гражданского населения, а не воен- ных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурен- тов, навязывания определенной линии поведения.
    Наиболее точное определение, на наш взгляд, дано Д.В. Ольшан- ским, определяющим терроризм как «комплексное явление, включа- ющее страх и ужас как цель определенных (террористических) актов и действий, сами акты и действия, их конкретные результаты и весь спектр более широких последствий»
    1
    Резко выросшее количество террористических актов требует из- учения психологических предпосылок возникновения экстремизма и терроризма, что становится одним из актуальных направлений в психологии. Согласно опросу, среди населения крупного мегаполи- са, большинство респондентов осознают, что террористический акт может произойти в любой момент времени и в любом месте, а этот факт, безусловно, вызывает угрозу психологической безопасности личности и, по мнению Н.В. Тарабриной, Ю.В. Быховец, для наибо- лее уязвимой части населения может оказаться «стрессором высокой интенсивности способными вызывать разные формы психической дезадаптации»
    2
    Преступления террористического характера являются крайне жестокой формой выражения социального протеста или попытками незаконного достижения целей путем устрашения общественности и государственных структур.
    Успех борьбы с современным терроризмом во многом зависит от знания условий и предпосылок его возникновения и активизации.
    По мнению исследователей (Е.Б. Батуева, Ю.В. Быховец, В.А Сос- нин, Н.В. Тарабрина, А.В. Юревич), предпосылками экстремизма и являются следующие.
    1
    Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. С. 12.
    2
    Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В. Современное состояние психологических исследований тер- рористической угрозы. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 17.10.2016 г.).

    279
    – Во-первых, резкое расслоение общества, отсутствие у членов общества надежды на социально-экономическое благополучие, раз- рушение традиционной системы ценностей
    1
    – Во-вторых, участившиеся опасные происшествия социально- го происхождения: техногенные и экологические катастрофы, воен- ные конфликты, распространение сект, практикующих человеческое жертвоприношение, безработица, смертность от убийств и само- убийств.
    – В-третьих, фрустрация, кризис культурной идентичности, пе- реживание несправедливости в ходе социально-культурного сравне- ния, рост ксенофобии, вызывающее «чувство второсортности» у эт- нических меньшинств и расширяющее число потенциальных участ- ников террористической деятельности.
    Среди предпосылок возникновения и распространения терро- ризма ученые также выделяют: жажду мести, стремление к власти, агрессивность информационной видеосреды, геополитические из- менения, рост экстремизма, ксенофобии, национализма, фанатизма, высокий уровень безработицы, миграцию, урбанизацию, совершен- ствование оружия массового поражения.
    Наибольший интерес для идеологов терроризма представляет молодежь, так как она является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо не- посредственно, либо через свою семью, и в силу своих социально- психологических особенностей является одной из наиболее воспри- имчивых к идеологическому влиянию категорий населения. Именно поэтому лидеры террористических организаций рассматривают ее в качестве основного источника пополнения рядов своих последо- вателей.
    В молодежной среде экстремизм проявляется в деформациях сознания, в увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктринами, в участии в деятельности радикальных
    1
    Соснин В.А. Проблема терроризма как социально-психологического и культурно- исторического феномена современной цивилизации. Проблемы психологической безопасности
    / отв. ред. Н.В. Тарабрина.М.: «Институт психологии РАН», 2012. С. 430.

    280
    движений и групп, в совершении противоправных, а иногда и пре- ступных действий в связи со своими убеждениями.
    По нашему мнению, терроризм сегодня требует тщательного все- стороннего изучения, поскольку является одной из основных угроз психологической безопасности личности, особенно для молодого поколения с неустойчивыми, несформировавшимися взглядами.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38


    написать администратору сайта