Главная страница
Навигация по странице:

  • И РЕСПУБЛИКИ КОМИ

  • МАЖИТОВ И.М.

  • СИБАГАТОВ Ф.Ш.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница19 из 38
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38
    КЛЯШЕВ А.Н.
    (г. Уфа)
    ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКцИОНИРОВАНИЯ
    ПРОТЕСТАНТСКИХ РЕЛИГИОЗНыХ ОРГАНИЗАцИЙ
    ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
    И РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    Вопрос стабилизации межэтнических отношений всегда был ак- туален для многонационального российского государства. Свою леп- ту в его решение вносят и протестантские религиозные объединения.
    Республика Башкортостан представляет собой многонациональный субъект Российской Федерациии. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., русские составляют 36,1% населения Республики
    Башкортостан, башкиры – 29,5%, татары – 25,4%
    1
    . Полиэтничность
    Башкортостана так же, как и на территории других регионов Ура- ла, нашла свое отражение и в национальном составе протестантских религиозных объединений республики. Для российского протестан- тизма характерна адаптация к этническим особенностям регионов, что является актуальным в условиях многонационального Башкор- тостана. Результаты исследований протестантских формирований, осуществляемые отделом религиоведения ИЭИ УНЦ РАН, свиде- тельствуют, что этнических русских среди протестантов РБ 58,0%, татар – 19,5%, башкир – 7,6%, марийцев – 4,5%
    2
    . 24,0% опрошенных являются представителями этносов, традиционно рассматриваемых
    1
    Всероссийская перепись населения. [Электронный ресурс]//официальный сайт.URL: http://
    www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
    2
    ПМА – Полевые материалы автора – экспедиции в протестантские религиозные объединения
    Республики Башкортостан; Оренбургской области; Республики Удмуртия; Республики Коми.
    2013-2015 гг.

    222
    как носители Ислама – татары и башкиры. Христианство стало из- вестным носителем финно-угорских и тюркских языков со времени распространения Российского государства на Восток. С нашей точки зрения, большую роль в трансформации конфессиональной иден- тичности тюркоязычных народов играет наднациональный характер протестантизма и позднего Евангельского христианства, позициони- рующих христианство как религию для всех народов и акцентирую- щего общечеловеческую значимость акта Искупления Создателем падшего творения. Так, в приходе Евангелическо-лютеранской церк- ви (немецкой традиции) города Уфы среди прихожан есть не толь- ко этнические немцы, но и русские, татары и башкиры – по словам пастора, «наши двери открыты для всех». Помимо этого, в проте- стантских религиозных объединениях имеет место творческий под- ход в осуществлении различных религиозных практик. Так, в общи- не «Вефиль», организационно входящей в Объединение Христиан веры евангельской-пятидесятников (ХВЕ), и в общинах Ассоциации
    «Великое Поручение» Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), существуют домашние группы по из- учению Библии, занятия в которых ведутся на татарском языке с ис- пользованием текста Нового Завета на татарском языке «Инжил». На воскресных служениях общин проповеди и служения прославления проводятся как на русском, так и на татарском языках. Аналогичная библейская домашняя группа организована и в церкви «Свет Прав- ды». При некоторых общинах Евангельских христиан-баптистов
    (ЕХБ) (гг. Уфа, Нефтекамск, Давлеканово, Ишимбай) существуют группы башкир и татар, которые имеют свои специфические бого- служения на родном языке. При Уфимской церкви ЕХБ в течение более 15 лет работает радиостудия для записи радиопрограмм на башкирском и татарском языках. Существует специальная еванге- лизационная группа для организации благовестия среди мусульман- ского народа. На воскресных богослужениях, осуществляемых как в молитвенном доме Уральского пробства Лютеранской церкви Ин- грии (шведско-финской традиции) в г. Бирске РБ, так и в выездном порядке в других населённых пунктах РБ, проповеди и прославления ведутся на русском, марийском и финском языках. «Мы прославляем

    223
    Бога в песнях на русском, марийском и финском языках». По лич- ным наблюдениям автора, в протестантской и неопротестантской среде имеет место уважительное, доброжелательное отношение к на- циональным культурам. Такие особенности миссионерской деятель- ности и внутрицерковной жизни приводят к тому, что христианство не воспринимается этническими тюрками как чуждая, нетрадицион- ная для них религия. Несмотря на адаптированность протестантских и поздних Евангельских христианских объединений к этническому фактору, внутри общин существует не разделение по национально- му признаку, а, наоборот, надэтническая консолидация – в ходе ин- тервьюирования в поздних Евангельских христианских религиозных объединениях нередко имели место высказывания: «У нас одна на- циональность – христианство»
    1
    Адаптированность деятельности протестантских объединений
    РБ к полиэтничному характеру региона совпадает с общим векто- ром функционирования протестантов на территории России. Так,
    С.Б. Филатов и Р.Н. Лункин отмечают особенности миссионерской деятельности поздних Евангельских христиан среди малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока: использование на- циональных языков, инструментов и одежды на богослужениях. По- мимо этого, в протестантских церквях пасторы поощряют изучение родной культуры и приобретение навыков традиционного хозяйства
    (оленеводства и рыболовства) среди молодого поколения
    2
    Так, по данным ИЭИ УНЦ РАН, если на Ямале органы государ- ственной власти имеют возможность (по причине активной разра- ботке природного газа и, соответственно, наличия в местном бюд- жете финансовых средств) принимать деятельное участие в жизни
    1
    ПМА – Полевые материалы экспедиции автора в церкви: Евангелическо – Лютеранская цер- ковь РБ (ЕЛЦ – немецкой традиции); «Дом молитвы для всех народов» (евангельские христиа- не – баптисты ВСЕХБ); «Церковь Христа Спасителя» (Региональное Объединение ХВЕП РБ – традиционные пятидесятники); Адвентистов седьмого дня; «Евангельская Библейская Цер- ковь» (РАНЕЦ – неопятидесятники) г. Уфа РБ, 2009 г.; полевые материалы экспедиции авто- ра в Евангелическо – Лютеранскую Церквовь Ингрии (ЕЛЦИ – шведско-финской традиции) г. Бирск РБ, 2009 г.
    2
    Лункин Р.Н. Нехристианские народы России перед лицом христианства / Лункин Р.Н. //
    Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. / Отв. ред. и сост.
    С.Б. Филатов.; Кестонский Институт. – Москва – СПб.: «Летний Сад», 2002. – С. 361–382.

    224
    коренных народов, то в городском округе Воркута Республики Коми помощь в решении различных бытовых проблем, периодически воз- никающих у ненцев-оленеводов, оказывается протестантскими рели- гиозными организациями ХВЕ и евангельских христиан-баптистов
    (ЕХБ). Финансирование деятельности такого рода осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов религиозного форми- рования. Служители религиозных объединений ХВЕ на снегоходах, зачастую с риском для собственной жизни (известен случай замерза- ния человека по причине поломки техники в декабре 2014 г.), прео- долевают по тундре расстояния в 100 и более км. в целях доставки продуктов питания, медикаментов и топлива или оказания медицин- ской помощи оленеводам, а также для осуществления религиозных практик
    1
    . Среди ненцев-протестантов имеет место восстановление традиционных жизнеобеспечивающих элементов культуры (церк- вями оказывается материальная помощь оленеводам, в том числе горюче-смазочными материалами и запчастями для снегоходов и генераторов электрического тока), оздоровление социально-бытовой сферы – снижение количества конфликтов на бытовой почве, отказ от алкоголизма, табакокурения и внебрачных половых связей; со стороны церквей реализуется поддержка использования ненецкого языка (ненецкий язык используется в ходе осуществления религи- озных практик, используется религиозная литература на ненецком языке). В ходе опросов служителей протестантских общин городско- го округа Воркута было выявлено позитивное отношение к проте- стантским церквям округа со стороны правоохранительных органов.
    Имеет место оказания церквям материальной помощи со стороны со- трудников полиции, Федеральной службы безопасности, работников прокуратуры.
    Таким образом, протестантские религиозные организации, функ- ционирующие на территории полиэтничных регионов Российской
    Федерации, оказывают помощь государству как в оздоровлении меж этнических отношений и социально-бытовой сферы, так и в вос- становлении национальных культур коренных народов.
    1
    ПМА – Полевые материалы автора – экспедиции в протестантские религиозные объединения
    Республики Башкортостан; Оренбургской области; Республики Удмуртия; Республики Коми.
    2013-2015 гг.

    225
    МАЖИТОВ И.М.
    (г. Уфа)
    ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
    В СООТНОШЕНИИ цЕЛОГО И ЧАСТИ
    Особое внимание в современном информационном пространстве уделяется теме религиозного экстремизма. Последние события на
    Ближнем Востоке являются воплощением радикальных идеологий деструктивного характера. В свете данных событий в умах большин- ства людей религия ислам, мусульманские народы предстают источ- ником дестабилизации, агрессии, терроризма.
    Явлению экстремизма, терроризма, радикального ислама посвя- щено много трудов зарубежных и отечественных исследователей.
    Многие определения радикального ислама связаны с политизаци- ей религиозных институтов, целей, направленных на захват вла- сти. Более полное определение исламского радикализма приведено
    И.П. Добавевым, согласно которому исламский радикализм – это иде- ологическая доктрина и основанная на ней социально-политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным за- креплением идеологического, политико-мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира «истинного ислама» по отноше- нию к миру «неверных» вовне и миру «неистинной веры» внутри ис- лама и требуют абсолютного социального контроля и мобилизации
    (служения идее) своих сторонников
    1
    Религиозные нормы ислама регулируют политическую и соци- альную сферы общества, что позволяет обосновать с религиозной точки зрения необходимость захвата власти и ведения священной войны. Исламскому богословию не присуща канонизированность, что является причиной возникновения разных религиозных течений, вероубеждений, правовых школ, формирования своеобразного уни- версального мировоззрения. На фоне информационного освещения событий, связанных с религиозным исламским экстремизмом, терро- ризмом, можно наблюдать общую картину «противостояния» всего
    1
    Добаев И.П. Радикализация ислама в современной Росии. Москва – Ростов-на-Дону:
    Социально-гуманитарные знания, 2014. С. 29.

    226
    мира как целого и арабо-мусульманской цивилизации как части вну- три этого целого. В рамках данной статьи предлагается взглянуть на проблему религиозного экстремизма с философской точки зрения с учетом мировоззренческих особенностей арабо-мусульманской и за- падной культуры, которая является влиятельным глобализатором в мире, ассимилирующим в себе иные культуры и мировоззренческие системы.
    Мировоззренческий комплекс общества зависит от особенностей осмысления действительности человеком смысла бытия, что приво- дит к образованию своеобразной логики мышления, которая опреде- ляет содержание категорий. Если для запада, наследника греческой философии, устойчивость мира отражается в субстанциональных характеристиках бытия, то в арабо-мусульманской мировоззренче- ской системе данная устойчивость бытия заключается в процессе.
    На основе этого в теории смыслополагания А.В. Смирнов выделяет субстанционально-ориентированное (западное) и процессуально- ориентированное (арабо-мусульманское) мышления
    1
    Если в рамках субстанционально-ориентированного мышле- ния целое определяет место частей внутри себя, охватывает ча- сти внутри себя, то в процессуально ориентированном понимании целое представляет собой связь, переход основы («асл») к образо- ванным от него ветвям («фар»). Такая особенность процессуально- ориентированного мышления позволила разным этносам принять религию ислам и сохранить свою культурную самобытность. Ислам как религия не вытесняет полностью иную культуру, а сосуществует вместе, сохраняя свою основу, базовые принципы, на что указыва- ет наличие религиозно-правовых школ, различные форме исповеда- ния ислама у народов. С позиции же западного (субстанционально- ориентированного) мышления исламская культура, распространяясь как целое, вытесняет иные культуры и не способна к сосуществова- нию и взаимодействию.
    Таким образом, можно говорить о причине религиозного экстре- мизма как о явлении, возникшего на почве формирования содержа- ния элементов культуры в сознании человека. Если внедрить пони-
    1
    Смирнов А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. – М.: Языки славянской культуры,
    2015. С. 122.

    227
    мание целого из модели западного мышления в сознание молодых, импульсивных, политизированных последователей религии ислам, имеющих к тому же нерешенные социально-экономические пробле- мы, то формируется деструктивная культура с иным содержанием, негативными целями, так как логико-смысловая особенность культу- ры определяет ее содержательную сторону. Другой потенциальной причиной возникновения религиозного экстремизма является проти- вопоставление смысловых ветвей внутри мусульманской культуры.
    Так, образованная из основы, смысловая ветвь понимания шариата в рамках одной народной, этнической культуры не способна безболез- ненно заменить иную смысловую ветвь понимания шариата другого народа, этноса. Религиозные идеи, форма смысловой ветки, сфор- мированные под влиянием, например, культуры афганских народов,
    Саудовской Аравии признаются радикальными или фундаменталь- ными в нашем обществе. В данном случае явление радикализма но- сит относительный характер. Логика осмысления действительности в арабо-мусульманской культуре, основанной на коранической си- стеме, направлена на согласованность, взаимоуважение в отношени- ях. Механизмы защиты коранической системы служат, в первую оче- редь, для сохранения жизнедеятельности мусульманского общества.
    Однако данные защитные механизмы в рамках смысловой логики западного мышления становятся инструментом изменения окружаю- щей действительности.
    В заключение следует отметить, что феномен исламского экстре- мизма, терроризма связан, в первую очередь, с низкой социальной ответственностью тех людей, которые прошли кропотливый путь самосовершенствования, путь познания богатого мусульманского духовного наследия заменили реализацией деструктивных, заведомо искаженных религиозных ценностей в политических, экономических интересах третьих лиц.
    ЛИТЕРАТУРА
    Добаев И.П. Радикализация ислама в современной Росии. Москва –
    1.
    Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2014. – 332 с.
    Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. – М.: Язы-
    2. ки славянской культуры, 2015. – 770 с.

    228
    СИБАГАТОВ Ф.Ш.
    (г. Уфа)
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ОТДЕЛА цРО ДУМ РБ
    В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
    События последних лет показывают, что православная церковь и ислам не могут в полной мере повлиять на общество. Это, конеч- но, можно объяснить тем, что при советской власти традиционные религиозные традиции были прерваны на долгие годы. Однако есть и объективные причины – многие священнослужители продолжа- ют работать по старинке и, в основном, люди старшего поколения, а подрастающее поколение остается вне поля зрения. События по- следних лет показывают, что именно молодежь является целью экс- тремистских организаций.
    19 марта 2009 года на очередном пленуме ЦРО ДУМ РБ по ини- циативе председателя – муфтия Нурмухамета хазрата Нигматуллина было принято решение о создании Молодежного отдела. Руководи- телем отдела был назначен энергичный А.Н. Арсланов. С марта 2015 года должность руководителя Молодёжного отдела ЦРО ДУМ РБ за- нимает Т.В. Валитов. 26 ноября 2013 года на VII съезде Духовенства мусульман Республики Башкортостан Айнур Арсланов был избран первым заместителем председателя ЦРО ДУМ.
    Основными приоритетными направлениями деятельности Отде- ла являются консолидация исламской молодежи Республики Баш- кортостан, борьба с такими социальными недугами, как пьянство, наркомания, табакокурение, а также возрождение любви к просве- щению, к здоровому образу жизни, любви к Родине, родному народу и языку.
    Необходимо отметить, что на сегодняшний день Молодёжный отдел ДУМ РБ является единственной религиозной организацией, которая ведет комплексную работу с молодежью. При этом учитыва- ются интересы различных групп населения с привлечением автори- тетных людей из этой области.

    229
    Если анализировать значимые мероприятия, которые были про- ведены Молодёжным отделом ДУМ РБ с 2009 по 2015 года, то наи- более значимыми и действенными направлениями работы в области профилактики религиозного экстремизма, алкоголизма и наркомании являются мероприятия, организованные совместно со спортсменами и звездами национальной эстрады. Важно отметить, активисты Мо- лодёжного отдела сами являются кумирами современной молодежи, например, Ильгиз Абдрахманов и Тимур ЗинДан Валитов известные в республике певцы, кумиры молодежи. Кроме того, они активно привлекают молодых талантливых артистов эстрады.
    В области спорта проводились огромное количество меро- приятий. На наш взгляд, самое главное – программа спортивной подготовки сотрудников и активистов Молодёжного отдела: толь- ко на своем примере можно воспитать человека и заслужить ав- торитет. И самое главное, создание при молодёжном отделе ДУМ
    РБ спортивного бойцовского клуба «Тархан». Члены клуба на- ладили тесную связь с мастером спорта по Комплексному еди- ноборству Ильфатом Амировым по прозвищу Башкир, который выступает в ММА в весовой категории 65 кг.
    Наиболее значимыми мероприятиями отдела в области спорта также стали ежегодные открытые чемпионаты Республики Башкорто- стан по бразильскому джиу-джитсу и спортивной борьбе грепплинг, розыгрыш Кубка ДУМ РБ по мини-футболу; спортивные флешмо- бы «В тысяче движений тысяча благ», Молодёжный спортивно- патриотический слёт «Графское – 2015».
    Как было сказано выше, второе направление связано с агита- ционно-музыкальными мероприятиями. Это ежегодные концерты- лекции «С наилучшими пожеланиями!» по районам и городам Рес- публики Башкортостан, благотворительные концерты в детских до- мах и домах престарелых, ежегодное проведение праздника «Проща- ние с месяцем Рамадан» в кинотеатре «Родина» и многое другое.
    Кроме того, необходимо отметить и другие не менее интересные мероприятия Молодежного отдела: это республиканские форумы мусульманской молодёжи «Ислам. Молодёжь. Будущее», республи- канская духовная акция «Ислам против экстремизма!», республи-

    230
    канский молодёжный слёт «Диалог религий – основа национального единства», акция «Сети милосердия», специальные программы «Мо- лодёжь хочет работать и зарабатывать» по трудоустройству моло- дёжи, «Здоровая молодёжь», «Успешный студент», акции «Сдай си- гарету – получи конфету», ежегодная акция «Эстафета Дружбы» по пропаганде толерантности в молодёжной среде и др.
    Создание Клуба знакомств и молодёжного движения «РУХ» при
    Молодежном отделе еще больше расширил формат работы с моло- дежью.
    Таким образом, Молодежный отдел нашел действенные методы профилактики экстремизма.
    В то же время для профилактики экстремизма среди молодежи необходимо коренным образом изменить систему подготовки кадров.
    Во-первых, как известно, традиционная мусульманская культура со- временной многонациональной России представляет собой особую систему, опирающаяся на этническую и исламскую составляющую.
    Поэтому наряду с религиозными дисциплинами необходимо ввести в учебную нагрузку литературу, психологию и фольклор. «Актуаль- ность исследования религиозной тематики, в том числе в литературе, заключается и в том, что отказ, смена или увлечение различными ре- лигиозными течениями, в основном экстремистского характера, под- рывают не только этнические основы, отчуждая человека от своего народа, но и государственные устои; меняют отношение индивида к другим народам и конфессиям, рождают маргинальность этническо- го сознания. Общеизвестно, что со времен формирования ислама му- сульмане толерантно относились к приверженцам других религий»
    1
    Во-вторых, при распределении имам-хатыбов важно учитывать и национальность, потому что они будут знакомы с народными тра- дициями и обычаями, что поможет доступно и образно объяснить отдельные вопросы. Особенность и сила ислама, соответственно – мусульманской культуры, заключается в том, что он утверждался адаптируясь к этнокультурным особенностям региона. Как отмеча- ет С.М. Прозоров, «народы разных историко-культурных регионов, включившись в духовную жизнь мусульманского сообщества, при-
    1
    Сибагатов Ф.Ш. Духовная культура башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. С. 6

    231
    внесли в ислам свои религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи и культурные традиции»
    1
    В-третьих, подготовку кадров надо вести в учебных заведениях своего региона, а на повышение квалификации в страны Средней
    Азии и Ближнего Востока надо отправлять только после достижения
    30-летнего возраста, когда характер человека полностью сформиро- ван. Печальный опыт Чечни показывает, что массовая отправка мо- лодых людей на учебу на Ближний Восток дала толчок к распростра- нению ваххабизма.
    Таким образом, только при такой систематической и комплекс- ной работе можно говорить об успешной профилактике экстремизма в молодежной среде.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38


    написать администратору сайта