Главная страница
Навигация по странице:

  • ХАЗИЕВ В.С., ОЛЕЙНИК В.С

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница15 из 38
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38
    Выводы. Экстремизмом уместно называть только экстремаль- ную поведенческую реакцию актора на нормальную ситуацию. Такая реакция обусловлена отсутствием у актора умственных и поведен- ческих умений, необходимых для поддержания его адаптирован-
    1
    Изард К.Э. Психология эмоций/Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000. С. 240–267.

    168
    ности, прежде всего, в социальной сфере. Экстремизм характеризует не только политическое поведение актора, но также его поведение в обыденной жизни.
    Актор, выработавший у себя умственные и поведенческие уме- ния, сложность которых соответствует сложности ситуации, в ко- торой он действует, не испытывает побуждений к экстремистским действиям. Следовательно, профилактика экстремизма заключается в обучении населения, прежде всего, молодежи, умениям понимать процессы, в которых они действуют и действовать в соответствии с законами природы, которые эти процессы детерминируют. Целесоо- бразно ввести обязательное обучение умениям, нужным для успеш- ного исполнения всех компонентов ЕАД.
    Ни при каких условиях не является экстремизмом экстремальное реагирование на ненормальную, экстремальную ситуацию. Исходя из этого, сторона взаимодействия, создавшая действиями или без- действием экстремальную ситуацию и вынудившая другую сторону реагировать на неё экстремальными мерами, либо сама ставшая в ней действовать экстремально, является экстремистом. Другая сторона взаимодействия является жертвой экстремистских действий.
    Следует понимать различие между законами социальной и пси- хической природы и законами как нормами права. Для устойчивости общества необходимо, чтобы нормы права не противоречили зако- нам природы.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. «Беседы и суждения», собрание цитат и диалогов Конфуция [Элек- тронный ресурс] // Википедия Свободная энциклопедия. URL: https://
    ru.wikipedia.org/wiki/Исправление_имён (дата обращения: 10.04.2017).
    2. Швырков В.Б. Ведение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН. 1995. 162 с.
    3. Солнышков А.Ю. Субъективная реальность и проблемы ее тео- ретического моделирования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3.
    С. 157–166.
    4. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию / Пси- хология XXI века: учебник для вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Пер Сэ.
    2003. С. 39–85.
    7 8

    169 5. Безденежных Б. Н. Психофизиологические закономерности взаимо- действия функциональных систем при реализации деятельности: дисс. докт. псих. наук. М., 2004. 293 с.
    6. Солнышков А.Ю. Единичный акт деятельности как категория теории функциональных систем и возможности ее применения для объяснения яв- лений социальной реальности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С.
    41–46.
    7. Изард К. Э. Психология эмоций/Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000.
    464 с.
    ХАЗИЕВ В.С., ОЛЕЙНИК В.С.
    (г. Уфа)
    ДЕТЕРМИНАНТы ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
    Любое социальное явление возникает не вдруг и случайно по прихоти отдельного человека или группы людей, добрых или злых, а имеет свои исторические корни и вполне конкретные предпосыл- ки в реалиях современной жизни. Не исключение в этом аспекте и становящиеся проклятием современности феномены экстремизма и терроризма.
    Девиации в российском социуме, деструкции общества и лично- сти и как следствие всего этого рост тенденций экстремизма, возрас- тающее проявление терроризма во всем мире актуализируют необ- ходимость тщательного изучения детерминантов и условий возник- новения этих явлений, их сущности и форм проявления, разработ- ки методов и средств их профилактики и противостояния им. Рост экстремизма и терроризма как социального явления, имеющего свои экономические, политические, конфессиональные, националистиче- ские, культурные, психологические, возрастные, бытовые и другие детерминанты и условия проявления усиливают необходимость тща- тельного изучения этого социального феномена.
    Экстремизм и терроризм, рассматриваемые нередко и как крими- нал, и как социальная девиация (отклонение от нормы), и как соци- альная болезнь, и как психоз индивидуальных людей и групп, и как
    8 170727 7
    8

    170
    социальная деструкция (переход к новому через разрушение) невоз- можно понять без тщательного анализа их исторических, идеологи- ческих, психологических предпосылок, без анализа причин и усло- вий их возникновения и функционирования, без понимания видов и форм их проявления. А без понимания сущности экстремизма и тер- роризма как социального явления невозможно определить средства и методы их профилактики и противостояния им.
    Экстремизм и терроризм стали мировым феноменом, следова- тельно, во-первых, их нельзя игнорировать, не замечать; во-вторых, необходимо самым серьезным образом исследовать, ибо в любых своих проявлениях они несут социальную напряженность, которая может из противоречия перерасти в конфликт и в кровопролитие; в-третьих, экстремизм и терроризм представляют угрозу безопасно- сти государств, социальных групп, отдельных людей в объективном и в субъективном аспектах.
    Любое серьезное исследование предполагает определение своих мировоззренческих и методологических основ и выяснение истори- ческих предпосылок. И чтобы не было разночтений необходимо сра- зу уточнить понятия.
    Мы будем опираться на трактовку экстремизма и терроризма, со- держащихся в законах РФ. Например, Закон РФ от 25 июля 2002 г.
    № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» уста- навливает, что экстремистскими необходимо считать действия: по насильственному изменению основ конституционного строя и нару- шение целостности РФ; оправдывающие терроризм; носящие терро- ристический характер; по пропаганде превосходства либо неполно- ценности людей по признакам его расовой, национальной, социаль- ной, религиозной, языковой принадлежности; нарушающие права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языко- вой принадлежности или отношения к религии; которые мешают и ограничивают осуществление гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосова- ния, соединенные с насилием либо угрозой его применения. В Зако- не как экстремистские трактуются действия по воспрепятствованию

    171
    законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религи- озных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения. К экстремизму относится также по
    Закону РФ пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сход- ных с нацистской атрибутикой. На наш взгляд такой подход, хотя и оставляет возможности для дальнейших дискуссий, однако является корректным и уравновешенным для современных российских усло- вий, обстоятельств и норм.
    На наш взгляд, экстремизм и терроризм по сути своей имеет античеловеческую, антиобщественную и антигосударственную на- правленность. При этом следует понимать и различать, что если терроризм – это всегда экстремизм, то не всякий экстремизм обяза- тельно есть терроризм. Что отражено как раз в федеральном Законе
    «О противодействии экстремистской деятельности».
    Закон однозначно говорит о том, что любой акт терроризма есть экстремизм, но не всякий экстремизм есть терроризм, который есть, прежде всего, деятельность, несущая опасность обществу и отдель- ным людям. Терроризм может проявляться в насильственных дей- ствиях для оказания давления на органы власти по принятию каких- либо решений.
    Попутно считаем необходимым остановиться на трактовке и та- кого понятия как «нигилизм». В самом общем виде нигилизм есть крайнее, непримиримое (уже проглядывает экстремистские настрое- ния) отрицание чего-либо. Чаще всего общепринятых культурных ценностей. Нигилизм может варьироваться по остроте отрицания социальных норм и ценностей. Нигилизм может проявляться и в не- экстремистских формах. Но в терроризме, радикализме, экстремизме обязательно содержится элемент нигилизма.
    Все рассмотренное выше позволяет увидеть, что в определениях экстремизма можно найти, что он может носить форму и идеологии, и политики, и инструмента достижения определенных целей.
    Еще раз повторимся, что определение экстремизма многослойно, многоуровневое, комплексное, сложное. В него входят и негативные
    8 *

    172
    социальные действия и взаимодействия; и возникающая на основе от- рицательных социальных и психологических установок агрессивная деятельность, которая, как правило, сопровождается насильственны- ми действиями или призывами к таковым. Экстремизм как крайность позиции есть абсолютизация социальных противоречий, коллизий, конфликтов, противостояний, противоборств. Такая позиция имеет множество детерминантов и условий. Среди них, безусловно, глав- ным является дисбаланс стратификационной (структурной) системы общества, где слои населения начинают иметь диаметрально про- тивоположные цели, ценности, идеалы, мотивы деятельности и т.д.
    Место человека в обществе определяет во многом его устремления и цели деятельности. Роль человека в социуме, его статус, профессия, доход – все является базой, на которой выстраиваются его чувства и мысли, детерминирующие его активность, его позицию, выбор им методов и средств достижения целей. В рыночном обществе струк- турная иерархия, стратификация, неравенство неизбежны и неустра- нимы. Поэтому любой дисбаланс усилит экстремистские детерми- нанты и условия на любом из полюсов общественной стратифика- ционной школы. Рыночное общество не только предполагает, а оно держится на стратификационном неравенстве, которое предполагает конкуренцию, состязательность, борьбу – все то, что стимулирует жизненную активность, энергию деятельности отдельных людей и групп. Развитие рыночного общества держится на этой стимуляции активности. Это как бы позитивная сторона. А негативная в том, что социальное неравенство и возможность десбалансированность об- щественного неравенства есть источник социальных конфликтов и вспышек экстремистских настроений и действий.
    В Федеральном законе от 06.03.2006 года № 35-ФЗ (в ред. от
    31.12. 2014 г.) «О противодействии терроризму» (статья 3) говорится:
    1) «терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами мест- ного самоуправления или международными организациями, связан- ные с устрашением населения и (или) иными формами противоправ- ных насильственных действий;
    2) террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

    173
    а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
    б) подстрекательство к террористическому акту;
    в) организацию незаконного вооруженного формирования, пре- ступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
    г) вербовку, вооружение, обучение и использование террори- стов;
    д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
    е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходи- мость осуществления такой деятельности;
    3) террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации дея- тельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
    (п. 3 в ред. Федерального Закона от 05.05.2014 г. № 130-ФЗ)»
    Что касается мировоззренческих и методологических основ ис- следования экстремизма и терроризма, отметим: подходы могут быть самыми разными. И как следствие этого варьируется и понима- ние сущности явления.
    Если подходить с позиций марксизма, терроризм и экстремизм нужно понимать как форму классовой борьбы между эксплуататора- ми и эксплуатируемыми. Фрейдизм увидит в экстремизме и терро- ризме сублимацию сексуальных подсознательных потенций челове- ка и будет искать детерминанты в подавлении родителями (взрослы- ми) в детстве «либодо». Ницшеанцы будут трактовать экстремизм и терроризм как «волю к власти» сверхчеловека. Натурализм объяснит эти феномены как хаотичное движение социальных атомов, устрем-

    174
    ленных к энтропии. Религиозный подход приведет к трактовке экс- тремизма и терроризма как заложенного богом в людях стремления к поиску путей к счастью. Деизм, пантеизм, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм и пр. пр. каждый увидит в экстремизме и террориз- ме свою версию онтологического порядка в мироздании и способов его познания и управления.
    Зачем нужны такие подходы?
    Учитывать многообразие возможных подходов и методологиче- ских ориентиров нужно, чтобы увидеть ситуацию в целом, как бы со стороны; посмотреть на феномен экстремизма и терроризма с философских высот и масштабов. Чтобы управлять общественными отношениями в целом и противостоять экстремизму и терроризму в частности, недостаточен взгляд на явления изнутри, с той же плоско- сти, нужно подняться выше, до высот абсолюта, до высот взаимодей- ствия природно-космических потенций мироздания. Без такого хо- листического (целостного) подхода противостояние экстремизму и терроризму будет бесконечной «уборкой мусора» после очеред ного террористического акта.
    Не менее интересен экскурс в историю проблемы и историю ее исследования.
    Если экстремизм есть стремление решить возникающие про- блемы насилием и крайними средствами, то такой метод решения больших или малых конфликтных ситуаций и социальных проблем существует с давних времен. Вероятно, с первых шагов существова- ния государства.
    Во-первых, государство, в каких бы мягких формах не было сформулировано его сущность, всегда есть механизм насильствен- ного сохранения стабильности общественного порядка, придав этому насилию легитимный характер. Так было всегда, и форма официаль- ного насилия исторически колебалась в разных странах и в разные времена от мягких патриархальных и либерально-демократических до откровенной диктатуры и террора (вспомним «красный террор» в
    России или период Пол Пота в Камбоджи в прошлом столетии, когда шло уничтожение «мирного населения» безо всяких особых юриди- ческих проволочек).

    175
    Во-вторых, государственно оформленный террор, т.е. легитими- зированный, в правовом плане системно упорядоченный и органи- зованный, всегда имел свое идеологическое сопровождение. Чего только не было! Идеологическое сопровождение нужно было для оправдания насилия, каким бы оно не было: мягким, демократичным или откровенным террором. Что только не выдвигалось в качестве защищаемой ценности: Цезаря убили ради сохранения республикан- ских порядков в Риме и Октавиан применял насилие для их обеспечи- вания. Все Средневековье переполнено террором ради «соблюдения правил престолонаследия» или ради чистоты веры. Варфоломеев- ская ночь во Франции и «ночь длинных ножей» в Германии в одном ряду. Сталинский террор, чем бы и как бы он не оправдывался, это все равно террор.
    В-третьих, осознание того, что насилие может быть использо- вано как сознательно применяемый инструмент решения социаль- ных проблем, тоже возникло не сегодня и не в конце XX века. Шло становление и понятийного аппарата феномена открытого насилия
    (терроризма) в обществе.
    Шарль Монтескье, вероятно, первый, кто стал употреблять ла- тинское слово extremus («крайний») в негативном смысле в поли- тическом контексте. В годы Великой Французской революции этим термином стали характеризовать крайне левые и крайне правые политические позиции. Часто экстремизм обозначали и термином
    «ультра». Журналисты XIX столетия обращались с этим понятием достаточно вольно, могли назвать экстремистом высокого ранга по- литического деятеля за какое-либо резкое высказывание. Например, в прессе Англии можно встретить употребление данного термина по отношению к лидеру либеральной партии и премьер-министру лорду Пальмерстону. В годы Гражданской войны в США термином
    «экстремизм» обозначали позиции сторонников решения конфликта военным путем. Интересна ситуация во Франции в конце XIX сто- летия, когда в судебном порядке шло размежевание в журналисти- ке по поводу употребления понятий «радикализм» и «экстремизм».
    При всех нюансах термин «экстремизм» употреблялся чаще всего к крайним позициям. Французский юрист М. Лерой в первой четверти

    176
    ХХ века употребил этот термин для обозначения фанатичной по- зиции в политике. Именно тогда возникли термины «красный экс- тремизм» и «белый экстремизм». «Красный террор» против «кон- трреволюционного террора». Центристская Народная партия Италии в своей программе 1923 года провозгласила одной из своих задач борьбу с правым и левым экстремизмом. Можно говорить о том, что термин «экстремизм» пришел на смену «радикализму» во второй по- ловине ХХ века, после работ Теодора Адорно. Причем «экстремизм» понимался как отрицание демократии в ее либеральном понимании.
    Цепочка выстраивалась следующая: радикализм – ее крайняя форма экстремизм – тоталитаризм. К концу ХХ века сложилось понимание экстремизма как общей характеристики всех течений, которые враж- дебны либеральной демократии. Радикализм в любой сфере (полити- ческой, религиозной, культурной и т.д.) стал синонимом экстремиз- ма. Концепт «экстремизм» в ряде стран применялся в обосновании репрессий против политических противников. На рубеже веков в
    Восточной и Центральной Европе был объявлен «экстремистской» коммунистическая идеология, что стало основой запрета коммуни- стических партий (Венгрия, Польша, Чехия и др.). Такова предысто- рия формирования понятия «экстремизм».
    Это со стороны государства. Но стихийные протесты и возму- щения различных слоев населения (бунты, восстания, войны) тоже носили откровенно насильственный характер, часто имеющих наце- ленный вектор объекта террора – рабовладельцы, феодалы, офици- альная церковь, форма власти (монархия) и пр.
    Таким образом, феномен террора в истории человечества не нов и выдумано не современными злодеями-террористами. Они при- дали ему новые оттенки соответственно современным конкретно- историческим реалиям.
    Нас как раз интересуют эти его современные оттенки, их сущ- ность и детерминанты и главное – пути противостояния экстремизму и терроризму и их профилактики. Не претендуя на абсолютно ис- тинные выводы и окончательное полное видение всей сложной кар- тины этих феноменов, авторы осмеливаются сформулировать свои выводы.

    177
    Противостояние идеологии экстремизма и терроризма актуали- зирует культурные проблемы, в частности – проблемы воспитания и просвещения. Антиэкстремистское и антитеррористическое просве- щение – основное направление профилактики возникновения и рас- пространения экстремизма и терроризма как социального явления.
    1. Любой философско-методологический подход к анализу экс- тремизма приводит к выводу, что он имеет объективные и субъек- тивные детерминанты возникновения и имеет несколько сущностных характеристик. Во-первых, экстремизм стремится решить возникшие социальные проблемы быстро и крайними методами и средствами, для чего, во-вторых, оправдывает применение насилия.
    2. Общество представляет собой «живой организм», т.е. дина- мично меняющуюся систему. Наличие деструкции в любом из струк- турных элементов создает социальную напряженность, возникают противоречия между отдельными людьми и социальными группами по самым различным аспектам жизни – экономическим, политиче- ским, этническим, конфессиональным и т.д., которые служат объ- ективными и субъективными детерминантами возникновения экс- тремистских настроений, идей и действий. Если причины и условия возникновения экстремизма носят комплексный характер, то меры противодействия и профилактики также должны быть сбалансиро- ванными и комплексными, включающими в себя все аспекты жизни: экономические, политические, правовые, психологические, идеоло- гические и практические.
    3. Необходимо четко определить и различать «экстремальность» и «экстремизм».
    Молодой человек со своей душевной расположенностью к риску, подвигу, героизму, к активной деятельности (мы это называем – экс- тремальностью) еще не является и не становится сам по себе экс- тремистом. Для этого необходимы внешние условия. Эти условия в сочетании с душевной экстремальностью и становятся причинами деятельности экстремистской направленности.
    4. Основные внешние условия, которые могут трансформировать молодежную экстремальность в экстремизм, тем самым превратив- шись из условий в одну из групп причин – это:

    178
    – наличие ничем не заполняемого свободного времени. Отсут- ствие возможности заняться какой-либо активной деятельностью, содержащей игровой характер с долей оправданного риска и требую- щего напряжения физических и духовных сил;
    – отсутствие возможности и нередко желания продолжить об- разования. Во многом это связано с консервативностью современной системы российского образования. Необходима гибкая, модульная система образования, эффективно реагирующая на быстрые измене- ния молодежного сознания и психики;
    – невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую ра- боту. Ключевым словом в этом предложении является «высокоопла- чиваемая». Можно предположить, что предложение дотировать зара- боток молодых людей, вызовет насмешки или даже возмущение. Но политически это правильно. В советское время такая доплата была.
    Она, эта доплата молодым, называлась «льготы молодым специали- стам» по целому блоку социальных сфер. Это заодно стимулировало и стремление к получению образования, стремление получить про- фессиональное образование. Это было частью молодежной полити- ки, направленной на снятие социального напряжения в области регу- лирования жизни молодежи, в том числе грамотной трансформации
    (сублимации) внутренней (душевной) экстремальности, направив его вектор на будущее, на ожидание и созидание своими руками своего хорошего будущего. Это было оправдано и психологически, и эконо- мически, и, прежде всего, политически;
    – несформированность или ограниченность интересов. У этой ограниченности может быть целый ряд своих причин. Это уже из области семейного и дошкольного воспитания. Тоже ясно: если хо- чешь иметь управляемых подростков, начинай заниматься детьми с колыбели, с роддома. Если ребенок приобщен к интересному и увле- кательному занятию, где реализуется его душевная экстремальность, то в подростковом возрасте у него уже будет стабильная жизненная позиция, а не бесцельное болтание.
    Как видим, сущность экстремизма и терроризма носит комплекс- ный характер. Если уж искать какое-то краткое указание на эту сущность, то, вероятно, более всего подходила бы характеристика

    179
    экстремизма как «разрушения». Экстремизм не только вырастает из конфликта, он есть доведение конфликтной ситуации до крайности, когда «ситуация не разруливается», не разрешается, не снимается, не ослабевает, а доводится до крайности и переходит к взаимному раз- рушению сторон, к взаимному причинению вреда.
    Иногда раздаются голоса, что экстремизм можно считать одним из атрибутов современного человечества. И в качестве аргумента ссылаются на факт существования насилия с древнейших времен.
    Вся политическая история человечества полна примерами приме- нения самых жестоких и крайних мер (сажали в тюрьмы и мучили в казематах, убивали всеми возможными способами и средствами).
    Жажда богатства и власти вела к экстремизму и терроризму. Полити- ческий экстремизм требовал от своих приверженцев непререкаемой абсолютной веры в исповедываемые политические идеалы. Конфлик- тологическая парадигма экстремизма в политической области поро- дило в свое время (в начале ХХ века) школу политических реалистов
    (Г. Моргентау, Р. Нирбут) и политических идеалистов (Дж. Дикин- сон, А. Зиммерн, Ф. Ноэль-Бейкер). Первые считают, что борьба за власть (в любых его формах, в том числе насильственных внутри своего государства и вне его) обязательное условие общественной жизни в течение всей истории. Такая позиция, на наш взгляд, скорее констатация внешней, видимой стороны политической жизни обще- ства, а не выяснение механизмов развития истории. Вторые, т.е. по- литические реалисты, полагали, что в основе исторического развития лежит и должны лежать механизмы реализации морально-этических норм и идеалов. Сегодня в современной научной мысли (и в отече- ственной, и зарубежной) преобладает идея, что насилие есть обяза- тельный атрибут политической жизни. Таким образом, получается, что экстремизм есть лишь крайность в нормальном политическом процессе. Понятно, тогда противодействие такого рода экстремиз- му сводится к благому призыву «не доводит ничего до крайности!».
    Когда-то еще Э. Дюркгейм говорил почти о том же. Он утверждал, что в обществе необходимо соблюдать меру, чтобы социальная си- стема могла сохранять и воспроизводить себя. Нарушение же меры ведет к социальным отклонениям (девиации). Дюркгейм также

    180
    отмечал два возможных вектора отклонения: положительный (твор- чество, прогресс) и отрицательный (социальные катаклизмы, кризи- сы, бунты, революции). Можно ко второму вектору сегодня добавить экстремизм и терроризм.
    Среди понятий, близких к экстремизму, следует отметить ради- кализм, нигилизм, критицизм. И опять-таки следует упомянуть то, что уже не раз обговаривали: крайность взглядов, позиций, допусти- мых методов и средств разрешения проблем. Если в самом общем виде любая социальная активность, доведенная до своей крайности, может принять экстремистский характер, независимо от желаемых результатов и благих мотиваций. «Все в меру!» – это лозунг антич- ности, наиболее подходящий для понимания сути экстремизма.
    Оговорим ряд уточнений в определения. Радикализм необходимо отличать от экстремизма. И в плане понятий, и в плане социальной практики. Самый главный признак отличия радикализма от экстре- мизма то, что он не выходит (по крайней мере сознательно) за преде- лы, установленные законами.
    Демаркация между конституционным порядком и экстремизмом, таким образом, проходит по линии нарушения экстремизмом равно- весия социальных сил с различными векторами. Однако любые про- блемы в обществе нужно решать за столом переговоров, а не сред- ствами экстремизма и террора. Причем как со стороны государства, так и со стороны оппозиции. Переговоры нужно начинать с того, что нужно отбросить все то, что «абсолютно неприемлемо». То есть с высших общечеловеческих ценностей. Отбросить то, что принесет смерть, горе и бедствия, разорение, уничтожение материальных и духовных ценностей, ограничит свободы людей и т.д. Далее кон- венция должна учитывать интересы сторон по всем аспектам жизни и интересов людей. И результат конвенции должен быть признан в качестве закона. План, вроде, бесхитростный, но в реальной жиз- ни очень трудный. Иногда приходится экстремистски настроенные группы принуждать к переговорам. То есть опять вернулись к наси- лию ради благих намерений и дел. Понятно, что при этом необходи- мо еще уточнить понятие «благо», без чего невозможна социальная конвенция.

    181
    Немецкий исследователь У. Бакес выделяет несколько пунктов на пути общественной конвенции. Главным пунктом он считает плюра- лизм. В оформлении всех структурных элементов государственной машины должны быть учтены многообразные (даже противополож- ные) интересы и позиции социальных групп и отдельных людей.
    Превалирование интересов единственной социальной группы или отдельного человека неумолимо приведет к необходимости государ- ственного насилия. А это есть крайность, т.е. экстремизм, который при определенных ситуациях неизбежно приведет к террору. Модель
    «монизма» как антипод «плюрализма» ведет к экстремистскому го- сударственному устройству. Монократия (автократия), утверждает
    У. Бакес, уничтожает все то, что возможно при демократии: сорев- нование (конкуренцию) различных интересов, оппозиции власти, терпимость к разнообразию идей и политических лозунгов, призы- вы к переменам и т.д. Такое устройство, считает У. Бакес, подавляет не только творческие порывы и устремления людей, но подавляет и чувства ответственности людей и социальных групп за общество и за все то, что в нем происходит. На коммуникационном уровне такая характеристика еще более конкретизируется. Конституционное го- сударство (демократические порядки) представляет собой структуру социальной коммуникации «типа форума». А экстремистская модель
    (монократия) – «типа дворца». На форуме возникает своеобразный рынок социально-политических идей, происходит публичное обсуж- дение проблем государства, допустимы открытые дискуссии, в кото- рых могут принять участие любые социальные группы и все люди.
    При устройстве по «типу дворца» все происходит в закрытом режиме.
    Вопросы государственной жизни решаются кулуарно без каких-либо публичных обсуждений. При этом принимаемые, точнее, навязывае- мые обществу «истины» подкрепляются ссылками на «высочайший авторитет», на «божественные озарения или мудрость правителя», как вариант могут быть ссылки на «законы истории» и «космический
    (трансцендентный) порядок вещей». Ясно, что экстремистская мо- дель предельно упрощает и схематизирует жизнь, не признает мно- гообразность и многоуровневость устройства мира, сложность бы- тия (как природного, так и социального), противоречивость развития

    182
    и его потенциальную конфликтность. Такой подход, соответственно, упрощает и схематизирует практику государства и форм социальной коммуникации. Это лишь одна из возможных концепций решения проблем экстремизма и терроризма, и, понятно, хотя содержит мно- жество общих моментов, не абсолютно универсальная.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38


    написать администратору сайта