Главная страница
Навигация по странице:

  • НЕМГИРОВА С.Н.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница12 из 38
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   38
    МУЛЛАГАЛИЕВА Л.К.
    (г. Уфа)
    ЗАКОНы И КАТЕГОРИИ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
    КАК СРЕДСТВО РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ
    ВыСКАЗыВАНИЙ
    Формальная логика как раздел философии, изучающий законы и формы правильного мышления, имеет в своем распоряжении огром- ный арсенал средств, способных противодействовать распростране- нию экстремизма, особенно в молодежной среде. Это законы и кате- гории формальной логики, применение которых позволяет подвер- гнуть сомнению истинность экстремистских высказываний.

    133
    Опровержение экстремистской пропаганды с помощью формаль- ной логики не было еще предметом исследования в отечественной философии и науке. В связи с этим обоснование такого подхода, как логическая экспертиза, представляется новым и своевременным, тем более что многие традиционные подходы исчерпали себя и возника- ет острая необходимость в выработке новых предложений и методов по дискредитации лозунгов экстремистов и террористов.
    Формальная логика изучается на физико-математическом факуль- тете БГПУ им. М. Акмуллы на 2 курсе по специальности «Электро- ника и наноэлектроника» в объеме 20 часов лекций, 30 часов прак- тических занятий в течение 2 семестров. Студенческая молодежь
    18-19 лет – представляет собой именно ту аудиторию, на которую часто нацелена экстремистская пропаганда. Цель практических за- нятий по логике – применять на практике основные логические за- коны, определять в рассуждении логические ошибки, оперировать в процессе мышления категориями «истинное» и «ложное», отли- чать софизмы и паралогизмы от правильных суждений. Студенты физико-математического факультета в силу своей специализации более восприимчивы к рациональной аргументации, логическим до- водам, обладают аналитическим мышлением, способны подвергать критическому анализу выдвинутые положения.
    Материал для логического анализа – языковые выражения, от- ражающие этнические, гендерные, религиозные и иные стереотипы мышления, являющиеся важной составной частью экстремистской пропаганды и других нетолерантных заявлений.
    Определим содержание понятия «стереотип»: «(греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – устойчивая совокупность представле- ний, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации…
    Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании, за- крепляется как положительный, так и отрицательный опыт людей, чем объясняются их односторонность и ограниченность, способ- ность сравнительно легко превращаться в предрассудки. По своей

    134
    гносеологической природе социальные стереотипы могут быть как истинными, так и ложными»
    1
    Социальный стереотип актуализует не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Стереотип принимается на веру без доказательства и считается истинным знанием, а всякая другая – подвергается сомнению и трактуется как ложная.
    Поскольку формальная логика всегда критично оценивает без- доказательные суждения и понятия, образованные на основе несу- щественных признаков, использование законов и категорий логики обладает большим потенциалом в развенчании стереотипов обще- ственного сознания.
    Стереотипы этнические, национальные, гендерные, религиозные и другие широко используются в экстремистской пропаганде, по- скольку воздействие на массовое сознание с помощью эмоциональ- ных, оценочных высказываний всегда очень действенно. Тем более что на фоне социально-экономического и духовного кризиса «поиск виноватых» в такой ситуации всегда обречен на успех (ср. «Во всем виноваты лица кавказской национальности…», «Это могли сделать только мигранты…» и т.п.).
    Человеческое мышление всегда стремится к конкретизации как стремлению к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы; и к упрощению, суть кото- рого сводится к выделению одного или нескольких простых призна- ков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений
    2
    В процессе работы над логическим опровержением стереотипов важ- но указать студентам на то, что стереотипы не могут быть абсолютно истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными.
    Как пишет В. Г. Крысько: «Стереотип во многих случаях – при- митивное суждение. Приняв его, мы как бы навешиваем популярный
    «ярлык» на многовариантный в действительности образ. Пример
    1
    Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 435-436.
    2
    Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб., заведений. М.:
    Издательский центр «Академия», 2002. 320 с. http://textarchive.ru/c-1328823-p14.html (дата об- ращения 18.03.2017).

    135
    этом – формулировка Г. Лебона «низшая раса». «Когда она исполь- зуется применительно к какому-то народу, – отмечает А. Д. Карны- шев, – в сознании всплывают суждения о «дикости нравов», отсут- ствии идеалов и культуры, стремлений к красоте и т.п., хотя это в большинстве случаев не так»
    1
    Поскольку логика имеет дело с формами рационального мышле- ния (понятие, суждение, умозаключение и др.), то стереотипы, содер- жащие эмоционально-оценочный компонент (резко отрицательный или положительный), выходят за рамки предметного поля логики и квалифицируются как субъективные, а, следовательно, нелогичные, содержащие ошибки знания.
    Стереотипы многообразны: этнические стереотипы как устойчи- вые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других («Все немцы пунктуальны и педантичны», «Все евреи умные, но жадные», «Все русские бесшабашные и любят выпить»), гендерные стереотипы («Все мужчины грубые и черствые», «Все женщины хотят выйти замуж», «Женщина любит ушами, а мужчина – глазами»), стереотипы о мигрантах («Все мигранты – необразован- ные, преступники, террористы», «Все выходцы с Кавказа бандиты, торгаши», «Все гастарбайтеры потенциальные воры, некомпетент- ные специалисты по ремонту и т.п.»); религиозные стереотипы («Все мусульмане потенциальные террористы», «Все мусульманки ходят в хиджабах») и т.д. Значительная часть этих стереотипов является по существу экстремистскими высказываниями и активно тиражиру- ются в средствах массовой информации, Интернете, социальных се- тях. Подхваченные идеологами экстремизма и терроризма, языковые высказывания, выражающие религиозные и этнические стереотипы, легко становятся частью разрушительной пропаганды, нацеленной на молодежную аудиторию.
    Для логического анализа и критического опровержения стерео- типов студентам необходимы знания, полученные по теме «Индук- ция поспешного обобщения, или популярная индукция».
    1
    Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб., заведений. М.:
    Издательский центр «Академия», 2002. 320 с. http://textarchive.ru/c-1328823-p14.html (дата об- ращения 18.03.2017).

    136
    Любой стереотип есть всегда поспешное обобщение – логическая ошибка в индуктивном выводе. Суть её заключается в том, что, рас- смотрев несколько частных случаев из какого-либо класса явлений, делают вывод обо всем классе. Ошибка поспешного обобщения, или популярной индукции, особенно часто совершается в повседневной жизни, когда люди по одному-двум случаям судят о целом классе.
    Если мы сталкиваемся с взяточничеством одного-двух-трех чинов- ников, то мы легко заключаем обо всём классе: «Все чиновники взя- точники». Другой пример: 1 суждение – «Один из мигрантов негра- мотный, плохо говорит по-русски», 2 суждение – «Другой мигрант тоже неграмотный, плохо говорит по-русски», 3 суждение – «Третий мигрант тоже неграмотный, плохо говорит по-русски», следователь- но, «Все мигранты – неграмотные, плохо говорят по-русски» (индук- тивный вывод). Этот вид индуктивного вывода не предусматривает никаких мер для повышения достоверности заключения. «За бор- том» рассмотрения оказываются все те мигранты, которые хорошо знают русский язык, ассимилировались в русскую культуру, знают русскую литературу и т.д.
    Материалом для формулирования вывода по неполной индукции могут стать тексты в СМИ, Интернете и др., которые читает моло- дежь.
    Приведем в качестве примера фрагмент из статьи журналиста
    РИА Новости Д. Доброва, опубликованной в 2016 году:
    «Поздно вечером в воскресенье, 24 июля, в немецком городе Ан- сбахе, где в эти выходные проходил музыкальный фестиваль, про- гремел взрыв. Взрывное устройство привел в действие 27-летний си- риец, которому год назад отказали в статусе беженца. Известно, что после этого он дважды предпринимал попытки самоубийства, после чего его дважды помещали в психбольницу… в районе автобус ного вокзала молодой человек после ссоры с женщиной напал на нее с мачете и нанес ей смертельные ранения. Полиция задержала
    21-летнего выходца из Сирии, не исключено, что действовал он в по- рыве ревности… А еще раньше, вечером в пятницу, 22 июля, в мюн- хенском торговом центре «Олимпия» прозвучали выстрелы. Стрель- бу, в результате которой погибли 9 человек, устроил 18-летний Али-

    137
    Давид Сонболи – сын иранских беженцев, выросший в столице Бава- рии» (выделение автора – М.Л.)
    1
    Можно вычленить в этом фрагменте 3 исходные суждения (по- сылки):
    Один сириец привел в действие взрывное устройство, он был
    1. психически больной.
    Другой сириец убил женщину, он был в состоянии аффекта
    2. из-за ревности.
    Иранец расстрелял людей.
    3.
    Из этих единичных посылок (их может быть несколько) индук- тивно может следовать такой поспешный вывод: «Все сирийцы и иранцы – убийцы и террористы, психически больные люди». При этом вне поля осмысления останутся все добропорядочные и уравно- вешенные сирийцы и иранцы. Но они также войдут в вывод по непол- ной индукции – индуктивный вывод о том, что «всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества»
    2
    Неполная индукция, как видим, часто дает ложное знание.
    Важно в процессе анализа сущности стереотипов показать сту- дентам механизм их возникновения. Если студент осмыслит способ формирования стереотипа в сознании человека, он поймет, что ле- жащая в его основе неполная индукция может обеспечить лишь в лучшем случае вероятностное, а иногда абсолютно ложное знание.
    Истинное знание может гарантировать только полная индукция на основании полученной при опытном исследовании информации обо всех элементах класса.
    В процессе критического анализа стереотипов студентам необхо- димо показать, что стереотипы противоречат базовому логическому закону – принципу достаточного основания. В формальной логике этот принцип требует, чтобы в случае каждого утверждения ука- зывались основания, в силу которых оно принимается и считается
    1
    Добров Д. Германия под прицелом: террористы, маньяки или городские партизаны? //РИА
    НОВОСТИ. Россия сегодня. URL: http://ria.ru/analytics/20160725/1472788976.html (дата обра- щения 1.02.2017).
    2
    Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. 1997.
    С. 99, 203.

    138
    истинным. Безосновательные доводы и суждения, даже если они по- пулярны и укоренены в массовом сознании, не должны приниматься во внимание.
    Обоснование теоретического утверждения – сложный и противо- речивый процесс, не сводимый к построению отдельного умозаклю- чения или проведению быстрой эмпирической проверки. Из много- образных способов обоснования, обеспечивающих в конечном сче- те «достаточные основания» для принятия утверждения, студентов нужно познакомить со следующими, наиболее часто используемыми: проверка выдвинутого положения на соответствие установившимся в науке законам, принципам, теориям и т. п.; анализ утверждения с точки зрения возможности эмпирического подтверждения или опро- вержения; анализ логических связей утверждения с ранее приняты- ми общими принципами и др.
    1
    Таким образом, если показать студентам, что этнические, рели- гиозные и иные стереотипы как безосновательные выводы легко раз- венчать с помощью средств формальной логики, и обучить их прие- мам логической экспертизы выводов популярной индукции, можно предположить, что молодые люди будут более устойчивы к экстре- мистской пропаганде. Знание законов и категорий формальной ло- гики, умение применять их на практике дает человеку способность критически осмысливать навязываемые ему идеи.
    НЕМГИРОВА С.Н.
    (г. Элиста)
    МОНИТОРИНГ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
    В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА
    В силу неоднозначности и недостаточной исследованности сущ- ности понятия экстремизм под «действия экстремистской направлен- ности» может попадать очень большое количество проявлений обще- ственной активности. Поэтому одной из основных мер по противо-
    1
    Там же. С. 97–98.

    139
    действию экстремизму является выявление экстремистских идей и воззрений на этапе их зарождения.
    Начиная с 2015 года сотрудники Института комплексных иссле- дований аридных территорий ежегодно проводят мониторинг ситуа- ции в учреждениях среднего и высшего профессионального образо- вания Республики Калмыкия в целях выявления и анализа основных социальных представлений студентов о молодежном экстремизме, его основных причинах, способах предупреждения и масштабах рас- пространения (в 2015 г. было опрошено 186 студентов образователь- ных учреждений, в 2016 г. – 146).
    Какие же результаты были получены? Треть опрошенных моло- дых людей с термином «экстремизм» знакомы, еще столько же слы- шали слово, но точного определения не знают, только 2,7% студен- тов связывают экстремизм с терроризмом. Процент считающих, что угрозы распространения экстремистских идей «нет» и «скорее нет, чем да» больше тех, кто знает, что такое «экстремизм». Такое соот- ношение не может не радовать.
    То, что нет приверженности радикализму у молодежи образо- вательных учреждений подтверждают ответы на вопрос: «Можете ли Вы оправдать действия террористов?». Сюжет этого вопроса не имеет прямого отношения к распространению экстремистской иде- ологии, он имеет значение как индикатор потенциального распро- странения экстремистской идеологии в Республике Калмыкия. Абсо- лютное большинство респондентов (87,7%) не считают возможным оправдание действий террористов. Только 3,4% молодых парней и девушек полагают, что терроризму есть оправдания. Процент, конеч- но, минимален, но ответ заставляет задуматься, потому что мотивом такого ответа может быть только какая-нибудь идеология, которая по каким-то причинам привлекает молодого человека. «Но можно ли законодательно запретить мыслить в экстремистском стиле. А ведь мысль рождает действие. К тому же экстремизм в молодежной сре- де может задавать конфигурации еще не устоявшейся идентичности молодежи»
    1 1
    Тузиков А. Р. Социологические основы исследований специфики экстремизма в идентифика- циях российской молодежи // Казанский педагогический журнал. 2015. №№ 6–3. С. 151.

    140
    Когда мы составляли ответы на вопрос об основных причинах распространения экстремистских идей, мы исходили из просто- го вывода о том, что в основе данного явления лежит естественное столкновение интересов и противоречий: политических, экономиче- ских, религиозных, социальных, этнических. В случае невозможно- сти соблюдения своих интересов, по тем или иным причинам, один из участников противостояния вполне способен перейти к крайним методам разрешения проблемы, а это в нашей стране квалифициру- ется, с недавних пор, как экстремизм. При этом проблема экстремиз- ма формируется не как результат какой-то отдельной причины или одного фактора, а как набор проблем, каждая из которых вносит свой негативный вклад в общий потенциал распространения экстремист- ских идей и действий.
    Ненависть к лицам другой национальности, вероисповедания молодые люди ставят на первое место среди причин распростране- ния экстремизма. Но применительно к нашим условиям здесь бес- покоиться не о чем. Абсолютное большинство студентов (91,1%) на утверждение о том, что представители каких-либо национальностей не должны жить в нашей республике ответили «несогласием».
    Второй по популярности ответ (42,0%) – «низкий уровень обра- зования и культуры» – может истолковываться двояко. С одной сто- роны, респонденты пытаются сделать акцент на людях, попадающих в сети экстремистских организаций. С другой стороны, это можно трактовать как разрыв между культурными целями общества и со- циально одобряемыми средствами их достижения с отсутствием, слабостью и противоречивостью социальных ценностей, норм и от- ношений. Но и в данном случае это больше штамп пропаганды, чем реальное состояние образования и культуры в Калмыкии, так как их показатели – одни из лучших в России.
    Наша молодежь считает также пропаганду экстремизма в интер- нете реальной угрозой и причиной распространения экстремистских взглядов. Но на вопрос: «Сталкивались ли Вы лично с проявлениями или пропагандой экстремизма?», – 75,7% ответили «нет», 12,6% за- труднились ответить и 11,7% заявили, что сталкивались. Из тех, кто сталкивался, каждый пятый – это виртуальная встреча в интернете.

    141
    Вполне логичным видится и выбор респондентами мер борьбы с распространением экстремизма – контрпропаганда. Но в этом от- ношении и правда многое делается. Принимаются программы, рас- пространяются видеоролики, проводятся конференции, выделяются деньги. Но все это было бы более эффективным, если бы пропаганда сопровождалась предложением альтернативы: необходимо не толь- ко объяснять, что это плохо, но и предложить молодым людям аль- тернативные способы времяпровождения. «Недостаточное внимание государства к молодежным проблемам (отсутствие заботы о досуге молодежи, их полезном времяпровождении, ограниченное количе- ство бесплатных творческих кружков, спортивных секций) предо- ставляет возможность экстремистским организациям для привлече- ния молодежи в свои ряды, в том числе и бесплатной возможностью для занятий в своих спортивных секциях»
    1
    Наиболее популярные меры (отмеченные респондентами) не мо- гут быть реализованы без участия государства. Это становится еще более очевидным при ответе на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, играет наиболее значительную роль в профилактике и борьбе с дей- ствиями экстремистского характера?». 53,6% опрошенных считают, что это должно быть государство, но все-таки большинство за се- мью. Отрадно, что большинство молодежи не призывает активизиро- вать работу правоохранительных и судебных органов (только 27,9 % опрошенных так считают). Нашей молодежи очевидно, что насилие поражает только насилие.
    Таким образом, проблема экстремизма, в конечном счете, это проблема некого духовного вакуума, который заполняется агрес- сивными идеями. Что может наше общество предложить при запол- нении этого вакуума – вот главный вопрос. При нарушении разум- ного соотношения между столкновением и согласованием интересов утрачивается доверие. Установление баланса интересов зависит от наличия в обществе доверия, готовности к компромиссу. Отсутствие доверия в обществе, нежелание идти на компромисс, стремление
    1
    Демидова-Петрова Е. В. Мониторинг причин проявления экстремизма в молодежной среде //
    Мониторинг правоприменения. 2015. №1 (14). С. 60.

    142
    к достижению своих целей, вопреки интересам, убеждениям, веро- ваниям, обычаям и привычкам других людей – причины, ведущие к рассогласованности. В любой социальной системе можно наблюдать столкновение интересов, люди редко пребывают в идиллическом согласии друг с другом. Конфликтные ситуации в обществе вызы- ваются многими причинами, борьба мнений связана с социальной дифференциацией и считается вполне нормальным явлением, если не перерождается в фанатичную нетерпимость к инакомыслию.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   38


    написать администратору сайта