Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЯЩЕНКО М.Н.

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница10 из 38
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38
    ИВЕНТЬЕВ С.И.
    (г. Казань)
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННыЕ АСПЕКТы
    ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
    ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
    Чтобы раскрыть исследуемый вопрос, нам необходимо привести имеющиеся общепринятые определения экстремизму и терроризму.
    Согласно Российскому энциклопедическому словарю, «Экстре- ми́зм (от лат. extremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике)»
    2
    Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы за № 1344 от 29.09.2003 г. «Об угрозе для демократии со стороны экстремист- ских партий и движений в Европе» содержит следующее определе- ние: «экстремизм представляет собой форму политической деятель- ности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма».
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Шанхайской кон- венции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от
    15.06.2001 г., к которой Россия присоединилась 29.03.2003 г., «экс- тремизм какое-либо деяние, направленное на насильственный за- хват власти или насильственное удержание власти, а также на на- сильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопас-
    1
    Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления. Мир России. 2011. Т. 20. № 1. С. 84.
    2
    Российский энциклопедический словарь // Гл. ред. А.М. Прохоров. –М.: Научное изд-во
    «Большая Российская энциклопедия», 2000. – Т. 2. – С. 1832. – 1023 с.

    109
    ность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодатель- ством Сторон».
    В России, согласно статье 1 Федерального закона «О противодей- ствии экстремистской деятельности»1 (с поправками и дополнения- ми), к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
    – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    – публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    – возбуждение социальной, расовой, национальной или религи- озной розни;
    – пропаганда исключительности, превосходства либо неполно- ценности человека по признаку его социальной, расовой, националь- ной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    – нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, националь- ной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    – воспрепятствование осуществлению гражданами их избира- тельных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
    – воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комис- сий, общественных и религиозных объединений или иных организа- ций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
    – совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;
    – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атри- бутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
    1
    Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятель- ности» // Российская газета. – 2002. – № 138-139, 30.07.2002.

    110
    – публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно ихизготовление или хранение в целях массового распро- странения;
    – публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государ- ственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
    – организация и подготовка указанных деяний, а также подстре- кательство к их осуществлению;
    – финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предо- ставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информацион- ных услуг.
    Как верно указали А.В. Римский, А.В. Артюх, «в законе даётся в основном правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков»
    1
    В.Г. Кокорев сделал следующие выводы:
    «1. Понятие «экстремизм» и «терроризм» соотносятся как целое и часть, так как одной из форм экстремизма является терроризм.
    2. Признакам терроризма можно отнести:
    – социальное явление, так как возможно только в обществе, в связи с тем, что именно оно является объектом воздействия;
    – преступное деяние, так как предусмотрено уголовным законо- дательством;
    –деяние в форме физического или психического насилия;
    –устрашение как способ воздействия на общество;
    – оказание воздействия с целью изменения политической, идео- логической и иной ситуации.
    1
    Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления
    // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Со- циология. Право. – 2009. – № 16 (71). – Том 10. – С. 244–250.

    111 3. Под экстремизмом понимают деятельность, направленную против основ конституционного строя, общественной безопасности, а также против личности, связанную с применением насилия и воз- буждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни»
    1
    Терро́р (лат. terror – страх, ужас) – устрашение мирного насе- ления, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтоже- ния
    2
    С учётом того, что человек является не только биологическим, социальным, но и духовной личностью, выделяют следующие груп- пы террора:
    I. По кругу лиц:
    1) массовый террор (геноцид, репрессии, война, оккупация, фа- шизм и пр.);
    2) индивидуальный террор (убийство политического или духов- ного лидера и пр.).
    II. По территориальному признаку:
    1) международный;
    2) внутригосударственный.
    III. По мотивации:
    1) политический (государственный);
    2) национальный;
    3) религиозный.
    IV. По сфере действия:
    1) духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.);
    2) морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение инфек- ционных заболеваний и пр.);
    1
    Кокорев В.Г. Соотношение понятий: «терроризм» и «экстремизм»//Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 1 (047). – С.239–245.
    2
    Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/
    С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»:
    ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. – 736с.

    112 3) экономический террор (эмбарго, несвоевременная выплата зарплаты и пособий, уровень зарплаты ниже прожиточного миниму- ма и пр.);
    4) социальный террор (разделение на классы, касты по социаль- ному статусу или по материальному достатку).
    V. По способу исполнения:
    1) информационный террор (дезинформация, пропаганда наси- лия и пр.);
    2) физическое уничтожение людей (убийство, теракты и пр.);
    3) духовно-нравственное разложение (растление) населения
    1
    Экстремизм и террор – это, прежде всего, нравственные престу- пления.
    В свою очередь эти точные формулировки понятий должны определять адекватные и эффективные меры по противодействию распространения идеологии экстремизма и терроризма, а также меры борьбы с указанными нравственными пороками.
    Системность рассматриваемых пороков во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей.
    Как указывалось автором настоящей статьи, Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и Божествен- ных, духовно-нравственных прав
    2
    Экстремизм и терроризм противостоят и нарушают право че- ловека на жизнь, являющегося неотъемлемой частью духовно- нравственных прав и свобод человека и гражданина (четвёртого по- коления прав человека).
    Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных прав и свобод, но и других основополагаю- щих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека,
    1
    Ивентьев С.И. Террор с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Соци- альная онтология в структурах теоретического знания: Материалы V Международной научно- практической конференции мая 2013 года/Под общ. ред. О.Н. Бушмакиной, Н.Б. Поляковой. –
    Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – С. 345–351.
    2
    Ивентьев С.И. Вызовы современности: терроризм и наркомания //Современность и психолого- педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспру- денция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/
    Под общ. ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. – Новосибирск: ЦПИ – Издательство СИБ-
    ПРИНТ, 2010. – С. 102–105.

    113
    неразрывно связанных с личностью (право на Любовь, права на дары
    Бога, право на духовно-нравственное совершенствование и др.)
    1
    Террорист всегда посягает на физическую, духовную и нрав- ственную целостность личности.
    Идеологии терроризма и экстремизма подвержена молодёжь.
    Л.В. Баева молодёжный экстремизм характеризует следующим образом: «Подростково-молодежный экстремизм взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании прин- ципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим
    (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основан- ного на подчинении.
    Молодежный экстремизм в России сегодня выступает одним из следствий снижения уровня образования и культуры, гражданствен- ности и патриотизма, разрыва преемственности ценностных и нрав- ственных установок различных поколений, криминализации созна- ния в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности, что оказало существенное влияние на формиро- вание ценностей молодого поколения. В то же время проблема мо- лодежного экстремизма не является чем-то уникальным, присущим только современной эпохе. История показывает, что это далеко не новое явление, и экстремизм в целом (а молодежный в том числе) сопровождал человечество на протяжении многих веков. Если пони- мать под экстремизмом крайнюю форму интолерантности, соединен- ную с агрессией и насилием как методами выражения непримиримо- сти к другому, то примеров подобной формы поведения в истории
    (в том числе и России) можно встретить не мало. Экстремистские настроения всегда использовались властью для решения собствен- ных задач. Неприятие инакомыслия и стремление к его истреблению является признаком людей с низким уровнем культуры, образования, творческих способностей. Желание к агрессии свойственно челове-
    1
    Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография
    [Текст] / С.И. Ивентьев. Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. 357 с.

    114
    ку, не способному к полноценной жизни, наполненной созидани- ем, любовью, заботой о близких и т.д. Стремление к компенсации собственных неудач выступает мощным стимулом деструктивных стремлений личности, желания насилия, агрессии, и тем самым об- ретения «значимого» статуса в обществе. Власть, особенно в тота- литарных типах общества, способствует созданию из агрессивно на- строенных молодых людей своеобразных «боевых отрядов», выпол- няющих скрытые функции борьбы с инакомыслием по отношению к ней»
    1
    Традиционно в науке к основным причинам правонарушений и преступлений относят экономические, институциональные и социально-культурные факторы, забывая о духовно-нравственном аспекте этих явлений.
    Как правило, все преступления всегда носят нравственный ха- рактер, то есть все правовые преступления, определённые законом, являются нравственными преступлениями
    2
    К большому сожалению, многие государства к мерам по обеспе- чению противодействия рассматриваемым нравственным порокам и уголовным преступлениям не относят возрождение и культивирова- ние духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публич- ное закрепление нравственных норм.
    Государства в основном заняты перекрытием источников дохо- дов террористических групп и борьбой с коррупцией, которая созда-
    ёт благоприятные условия для радикальных течений.
    Важную роль в борьбе с экстремизмом и терроризмом играет про- свещение граждан по вопросам миролюбивых религий, радикальных сект и религий. К большому сожалению, СМИ мало уделяет этому внимание, а занимается распространением культа потребления и на- силия.
    Государство мало обращает внимание вступлению подростков в преступные организованные сообщества, которые могут быть терро- ристическими и националистическими группами.
    1
    Баева Л.В. Молодёжный экстремизм в современной России//Обзор. НЦПТИ. – 2015. – № 5.
    – С.16–22.
    2
    Ивентьев С.И. Нравственные и правовые преступления Мира// Казанская наука. – 2010. –
    № 7. – С.122–125.

    115
    К мерам по противодействию распространению идеологии экс- тремизма и терроризма среди молодёжи следует дополнительно от- нести следующие меры.
    Считаем, что необходимо на законодательном уровне определить понятие «истина», чтобы не было возможности трактовать её с точ- ки зрения экстремизма и радикализма, т.е. выбить идеологическую составляющую экстремизма. Науке необходимо заняться изучением вопросами жизни после смерти, чтобы раскрыть суть экстремист- ской идеологии.
    На международном уровне надо запретить использование секрет- ными службами любых стран террористических группировок для выполнения своих задач.
    Государству регулярно и на постоянной основе необходимо за- ниматься решением социально-экономических вопросов молодёжи
    (обучение и трудоустройство, предоставление жилья и земельных участков, обеспечение детей садиками и школами, лагерями для от- дыха, центрами для детей и молодёжи и пр.).
    Обеспечение духовно-нравственной информационной безопас- ности граждан – это первостепенная задача любого государства.
    Безусловно, что особое внимание следует уделять мероприятиям, направленным на культивирование патриотизма у молодёжи, а так- же вопросам миграционной политики.
    ЛЯЩЕНКО М.Н.
    (г. Оренбург)
    ОДИНОЧЕСТВО КАК ПРЕДПОСыЛКА ТЕРРОРИЗМА
    В современном глобализирующемся мире, особую важность при- обретает вопрос о причинах и условиях возникновения терроризма, складывающихся под воздействием, как принято традиционно отме- чать, социально-экономических и социально-политических условий самой глобализации, упуская социально-экзистенциальные пред- посылки изучения терроризма. Одной из таких социально-экзис- тенциальных предпосылок, на наш взгляд, является одиночество.

    116
    Тема связи терроризма с одиночеством в современной литературе слабо освещена, фрагментарно.
    Исходя из сложившейся познавательной ситуации, рассмотрим поставленную проблему.
    В одиночестве, особенно в абсолютном его типе, жизнь как пер- вичная и важная ценность сама по себе обесценивается для одино- кого человека. Часто в абсолютном одиночестве для человека обесце- нивается прежде всего его собственная духовная и индивидуально- витальная жизнь, может также жизнь окружающих, и в целом всего живого. О социальной или культурной жизни вообще не приходится говорить, их ценность снижается до максимальных пределов в оди- ночестве. Иная картина представлена в уединении и самоизоляции, в которых социальная и культурная жизнь имеет смысл для индивида, который раскрывая свое творческое «Я», расширяет их жизненные пределы. По сути, с этой целью он уединяется и самоизолируется.
    Думается, что ценность самой жизни, если так будет корректно выразиться, у одинокого человека, в целом, находится на достаточно низком уровне. Значимость ее в абсолютном типе одиночества мо- жет падать до максимального низкого ценностного значения, тогда человек переводится в социально деструктивный тип своего суще- ствования – некрофильский (по терминологии Э. Фромма)
    1
    , в кото- ром культивируется любовь ко всему мертвому и неживому. Отсюда корни животной и ничем «не мотивированной» социальной агрессии и деструктивности в человеке, от которых во многом зависит рост социального зла в обществе.
    Акцентируя внимание на важности социальной активности субъ- екта в процессе жизнедеятельности, следует согласиться с точкой зрения К.А. Абульхановой-Славской, определяющей ее как систему поступков и результатов, обусловленную ценностной мотивацией и оказывающей влияние на изменение дальнейших ценностных уста- новок и ориентаций в сознании личности
    2
    . Следует отметить, что
    1
    Фромм Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии. – 1991. – № 9. – С. 69–160;
    Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Э.М. Телятниковой. – М.: АСТ,
    2015. – 618 с.
    2
    Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в социальной психологии //
    Психология личности и образ жизни/Общ. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1987. – С. 10–31.

    117
    ценностно-смысловые структуры личности, образующие ее ценност- ные предпочтения и ориентации, лежат в основе социальной актив- ности. От того, какая цель будет поставлена будет завесить харак- тер, направленность и интенсивность социальной активности и сила, проявляющейся в ней, т.е. «нравственной воли».
    Существенным и окончательным структурообразующим эле- ментом духовно-личностной целостности человека является нрав- ственные ценности, позволяющие сформировать, следуя термино- логии Г.Л. Тульчинского, «ценностно-нравственную программу»
    (ценностно-нравственное самосознание) личности. Нравственные ценности преобразуются в нравственно-ценностные ориентации, ста- новясь духовными устремлениями личности, являясь важным ком- понентом «нравственной воли» человека и условиями его духовного развития. Духовное развитие человека носит творческий характер, если говорить о подлинном духовном развитии, не загроможденного шаблона и внешними авторитетами, а оставляющее место для духов- ного целеполагания и духовного выбора.
    Таким образом, нравственная составляющая личности и форми- рование ее нравственного самосознания базируется на ценностно- смысловых основаниях, манифестируя собой завершение склады- вания в человеке духовно-личностной целостности. Нравственная составляющая человека является последним оплотом духовно- личностной «субстанции» в человеке, сдерживающим агрессию и деструкцию. С ее разрушением духовно-личностная целостность человека окончательно и бесповоротно распадается, превращая че- ловека в очаг социальной агрессии и деструкции. В таком случае, одиночество для человека оборачивается источником агрессии и деструкции во внешнюю окружающую его среду. Если в одиноче- стве еще не окончательно разрушена нравственная составляющая духовно-личностной целостности человека, то деструкция, скорее всего, будет направлена индивидом на самого себя. В таком случае, индивид совершит самоубийство.
    Собственно вопрос об одиночестве – это, прежде всего, вопрос о том, как при глубинных разрушениях ценностно-смысловых струк-

    118
    тур духовно-личностной целостности человека, можно реанимиро- вать его к общественной деятельности и духовной жизни, не поте- ряв его как члена общества, который потенциально становится про- водником агрессии и деструкции в мир.
    Если одиночество охватывает индивида в раннем возрасте или в юношестве, то несформированные ценностно-смысловые структу- ры, а тем более нравственные, могут окончательно деформироваться в сторону необратимой переориентации индивида на деструктивную социальную активность, которая может перерасти в деструктивную деятельность как жизненную стратегическую установку, нацелен- ную на абсолютное уничтожение и разрушения всего (убийство, терроризм и т.д.). История знает немало подобных примеров. Не случайно, что в опыте переживания человеком одиночества он стал- кивается со страхом смерти. С одной стороны, это обстоятельство может привести к глубокой трансформации жизненных приоритетов и пере осмыслению предыдущего жизненного опыта. Тогда человек в одиночестве может прийти к осознанию и пониманию высшей ценности не только жизни, а жизни, сопричастной с другими, жиз- ни совместной с кем-либо, в которой складывается только и может сложиться полная и целостная духовная личность, но исход такого развития событий возможен только в неполном одиночестве. Вместе с тем, в одиночестве страшно умирать особенно тем, кто еще не ис- пытал счастливых мгновений жизни, общения, любви, и совсем не страшно тем, кто уже это потерял, а вместе с ними потерял и себя.
    С другой стороны, переживание одиночества, сопряженное с отри- цательной ценностной рефлексией, выступает в качестве показателя непринятия и отрицания или социальной, или природной, или транс- цендентной реальности, или всех их разом (абсолютное одиноче- ство). Все это подрывает всестороннюю и всецелую индивидуально- личную идентификацию индивида (социальную, культурную, этни- ческую, духовную), а значит и его самоопределение. Естественно, что одиночество служит своеобразным показателем «выпадения» социального субъекта как носителя определенных ценностей и смыслов из космической, социальной, культурной или этнической

    119
    действительности, или только одной из них, как, например, в не- полном одиночестве. Поэтому корреляция одиночества со смертью, страхом и отчаянием очень важна с социальной точки зрения, обу- славливая опыт восприятия разрушающейся окружающей действи- тельности и соответствующего ему социально-деструктивного пове- дения индивида.
    Таким образом, можно заключить:
    – одиночество заключает в себе деструктивно-инволюционную силу по отношению к человеку, прежде всего, как в духовно- личностной ипостаси, так и в биологической форме, т.е. прослежива- ется его связь с деградацией и процессами, понижающими уровень духовного и социального присутствия человека в бытие;
    – одиночество отрицает в корне саму жизнь и самого человека в качестве личности и духа, особенно в абсолютной своем типе про- явления, умаляя ценность индивидуального бытия и всего окружаю- щего;
    – умаление ценности жизни в одиночестве и разрушение нрав- ственной доминанты индивидуального бытия обуславливают агрес- сию и деструкцию, проводником которых становится одинокий че- ловек, который может стать «средством», которое используют в сво- их интересах террористические организации.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38


    написать администратору сайта