Главная страница
Навигация по странице:

  • ШАГАВИЕВ Д.А.

  • ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНцЕПцИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛА

  • АБДРАХМАНОВ Д.М.

  • ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница6 из 38
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экс- тремистской деятельности» // Российская газета. – 2006. – 29 июля.
    2. The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World
    Politics// ed. byBerger P.Grand Rapids, Mich.: William B. Erdmans Publishing
    Co., 1999.
    3. Гогиберидзе Г.М. Трансформация нравственных и религиозных ориентаций молодежи в постсекулярном обществе // Трансформация социально-политических и экономических ориентаций в современном сто- личном мегаполисе. – М.: МГПУ, 2013. – С. 39–46.
    4. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские ста- тьи. — М.: Весь мир, 2011. — 336 с.
    5. Зеленков М.Ю. Основы теории национальной безопасности. – М.:
    Юнити-Дана, 2016. – 295 с.

    62 6. Колокольцев В.А. Выступление на расширенном заседании коллегии
    МВД РФ 15 марта 2016 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/
    document/9663663 (дата обращения: 16.05.2017).
    7. Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. – Ростов-на-Дону:
    Феникс, 2009. – 266 с.
    8. Лихачев Д. Избранные работы: в 3-х томах. Том 1. – М.: Наука,
    1987.
    ШАГАВИЕВ Д.А.,
    заведующий отделом истории религий и общественной мысли
    Института истории им. Ш. Марджани Академии наук
    Республики Татарстан, кандидат исторических наук, доцент
    ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНцЕПцИИ
    КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛА
    В нашем докладе мы делаем акцент на исламские теологические концепции или конструкты, которые могут быть использованы в деле воспроизводства радикальных элементов среди мусульман. Это не значит, что в других религиях нет подобных концепций или кон- структов. Сегодня, благодаря СМИ, мы больше сталкиваемся с «де- монизацией» образа ислама и мусульман. К сожалению, в том числе в нашей стране, не соблюдается должная политкорректность в отно- шении ислама и мусульман, из-за чего страдают обычные верующие, представители традиционного ислама. Мы также должны признать, что сами мусульмане, понятно, что малая часть из них, тоже способ- ствуют формированию исламофобских настроений в обществе. Важ- но заметить, что говоря о проявлениях радикализма среди мусуль- ман, мы не имеем в виду масштабные крупные тенденции внутри уммы, или о предрасположенности учения ислама к такому явлению.
    Напротив, радикалы из числа мусульман представляют незначитель- ную часть исламской общины. История ислама и его вероучение показывают, что мотивы и потенциал миролюбия, веротерпимости

    63
    и толерантности заложены в исламском учении. Достаточно вспом- нить аяты Корана: «Нет принуждения в вере (религии)» (2:256), «Мы послали тебя (о Мухаммад) лишь как милость для миров (т.е. для всех, и верующих и неверующих)» (21:107), «О люди, Мы сотворили вас из одной пары и сделали вас народами и племенами, чтобы вы признавали (узнавали) друг друга» (49:13), «Если бы Аллах не под- держивал одних людей против других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, где постоянно поминают имя Аллаха»
    (22:40) и «И не убивайте самих себя (т.е. друг друга), ведь Аллах для вас милостивый» (4:29).
    Несмотря на идеальный пример Пророка Мухаммада (с.а.в.) и его эпохи для мусульман, они впоследствии раскололись на разные группы и течения. Появились и те, кто исповедовал крайние религи- озные воззрения, приведшие к насилию и убийству в первую очередь среди самих мусульман. Это было, конечно же, исключением из пра- вил, установленных в исламе, и отклонением от пути большинства мусульман, от традиционного понимания учения ислама. Не зря в
    Коране и сунне есть призывы к тому, чтобы избегать раскола и не делиться на группы, особенно, как считают богословы, по вопро- сам догматов. Первая опасная группа, как мы знаем, возникает во времена четвертого халифы Али, с учетом того, что они уже раньше участвовали в беспорядках при правлении третьего халифы, а на не- которых представителей из них, как верят мусульмане на основе ис- точников, в свое время указал еще сам Пророк (мир ему). Эта группа
    – хариджиты, которые в своей крайности, считая всех грешников не- верными, дошли до убийства сподвижников Пророка и даже невин- ных женщин и детей. Али, впервые столкнувшись с проблемой, сна- чала отправил в стан новоявленной секты видного и ученого спод- вижника Абдаллаха ибн Аббаса. Беседа и диспут тогда вернули из секты около 10 тысяч человек, но остались остальные две, которые стали нападать на мусульман. Али вынужден был вести против них военные действия, а затем и последующие халифы из числа омейя- дов и аббасидов. В итоге они были уничтожены, лишь умеренные ха- риджиты в лице ибадитов сохранились до наших дней. Мусульман- ская умма решила эту проблему тогда на государственном уровне,

    64
    с помощью богословия и армии. Однако уже в настоящее время про- исходит попытка возрождения элементов хариджизма среди мусуль- ман, особенно ярко это наблюдается во второй половине XX века.
    Как и первые хариджиты, представители неохариджизма сегодня не признают общепризнанных авторитетов ислама, идут против всей исламской общины.
    Современная наука показывает, что человеческое общество так устроено, что невозможно представить людей на едином мнении.
    Все религии имеют ответвления и секты. В исламе возможен плюра- лизм мнений, но они не должны приводить к вражде, ненависти и на- силию, тем более к убийству. Хариджизм в исламе был исключением из правил, хариджитов всегда было мало, однако эта малочисленная группа доставила много хлопот мусульманам. Сегодня также мы до- пускаем вероятность создания новых исламских и псевдоисламских групп и сект, несмотря на идеальное учение ислама. Как бы мы не старались, как показывает история, все равно возникают какие-то отклонения от ортодоксии. Поэтому наша задача заключается в ми- нимизации подобных девиаций, особенно приводящих к насилию и убийствам. Понятно, что мы не исключаем и внешний фактор, спо- собствующий возрождению или возникновению опасных религиоз- ных групп и сект, когда этот фактор используется в геополитических целях.
    Действия вербовщиков в ряды радикальных групп примитивны, но они, как правило, хоть какой-то результат дают. В религиозной плоскости вербовки в случае с исламом используются вырванные из контекста аяты Корана и изречения Пророка Мухаммада, ино- гда происходит спекуляция трактовками некоторых богословов. На- пример, достоверное изречение из сборника аль-Бухари и Муслима:
    «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетель- ствуют, что нет божества кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник
    Аллаха», воспринимается как прямое указание к боевым действиям против отказывающихся принимать ислам или просто неверных.
    Мусульманин с поверхностными знаниями об исламе и имеющий неадекватное мышление, не вспомнит о других хадисах и аятах (на- пример, «нет принуждения в вере» (2:256), не подумает заглянуть

    65
    в толкования этого хадиса и не увидит, что, например, там сказано
    «мне было приказано», а не «нам или вам было приказано», и что
    «сражаться» не всегда означает «убивать», и что под людьми в дан- ном хадисе имеются в виду мекканские язычники, напавшие на му- сульман с оружием в руках, и соответственно у него есть свой осо- бый исторический контекст. Также в случае и с другими подобными текстами из Корана и сунны.
    Другой пример, достоверный хадис из сборников Муслима, Абу
    Дауда и ан-Насаи, где говорится, что между человеком и неверием стоит молитва (намаз). Здесь, опять не посвященный в тонкости тео- логии мусульманин, может оказаться жертвой неправильного пони- мания. Он решит, что неисполнение молитвы является неверием или выходом из ислама так же, как утверждали хариджиты.
    Проблема обостряется тем, что радикал может пойти дальше по- сле обвинения в неверии других мусульман (такфир) или принятия определённых воззрений. Он может возомнить себя с помощью ма- нипуляторов, уполномоченным шариата и начать применять уголов- ное наказание, хотя по правилам шариата эта функция принадлежит государству.
    В среде мусульман распространены разные стереотипы, которые также помогают вербовщикам формировать религиозных фанатиков, а затем и экстремистов и террористов. Например, многие заблужда- ются, считая, что джихад был предписан мусульманам в Медине, то есть в мединскую эпоху истории Пророка Мухаммада. При этом под джихадом понимают лишь так называемую священную войну. При- бавьте к этому, что в европейских языках теперь под джихадом по- нимают лишь военные действия мусульман за веру. На самом деле, в Медине мусульманской общине был предписан «кыталь» (сраже- ние), в противовес агрессии со стороны немусульман, а не «джихад», который означает усердие и старание ради Аллаха. Вообще, джихад, являясь в исламе более широким понятием, был предписан мусуль- манам в Мекке или в мекканский период, то есть до переселения
    Пророка в Медину. В суре «Фуркан» в 52-м аяте, который является мекканским аятом, сказано: «Не потворствуй неверным (то есть не иди на поводу воззрений язычников) и совершай в отношении них

    66
    с помощью него (то есть Корана) большой джихад» (25:52). Это и есть аят, в котором впервые мусульманам предписан джихад, но в значении проповеди и призыва. Все историки ислама знают, что в мекканский период Мухаммад (мир ему) и его сподвижники не вели никаких боевых сражений, несмотря на угнетения со стороны мек- канских язычников.
    Не зря изучение ислама является наукой, точнее есть широкий спектр исламских наук. Поэтому существуют исламские школы и университеты, где студенты немало лет посвящают изучению ша- риата. Если процесс обучения поставлен правильно, то выпускник таких заведений в результате имеет глубокие знания об исламе.
    А эти знания формируют миролюбивого и цивилизованного чело- века. Как указал доктор богословия Усама ал-Азхари, советник по религиозным вопросам в Правительстве Египта, существуют столпы правильного (здравого) понимания шариата. Первый столп, это пол- ный охват шариатских текстов (Корана и сунны). То есть будущий специалист по шариату должен получить цельное знание о правовых текстах ислама. Второй столп, это обладание методологией понима- ния шариатских текстов, то есть знание шариатского метода (маз- хаба) и в том числе принципов шариата (усул ал-фикх). Возможно, больше всего уделяется времени именно формированию этой компе- тенции. Ведь знание, даже всего Корана и сунны, не дает нам права толковать от лица религии. Обязательно должна быть методология, как в любой науке. Третий столп, это адекватное представление об окружающей реальности или действительности. Имеется в виду, что фетвы отличаются от места, времени и обстоятельств. Это тоже важ- но освоить специалистам шариата. Многие беды ислама, в том числе радикализм некоторых мусульман, связаны с нарушением упомяну- тых столпов. Сейчас немало псевдоспециалистов и самозванцев, вы- ступающих от лица ислама, уводящих за собой часть нашей молоде- жи. Недоучившийся хирург не сможет сделать правильно операцию, или обычный человек на основе лишь книг, например, Ибн Сины, не станет настоящим врачом, не пройдя специальную подготовку. Так- же важно это и в религиозных науках.

    67
    Наш анализ деятельности различных религиозных групп и орга- низаций, считающих себя исламскими, показал, что, главным обра- зом, религиозный экстремизм среди мусульман возникает на основе трех теологических концепций. Можно назвать их болевыми точка- ми мусульманской уммы, по которым бьют либо представители не- традиционного ислама, возможно даже искренне веря в это, либо те, кто пытается использовать данный фактор в корыстных целях. При этом я не исключаю и других концепций, но здесь попытаюсь обоб- щить основные и принципиальные, на мой взгляд.
    Первой точкой, я назвал бы, вопрос определения веры в исламе.
    Что такое вера (иман)? Из чего она состоит? Когда верующий стано- вится неверным? Сегодня наблюдается попытка навязать мусульма- нам концепцию о том, что деяния являются частью веры, без соот- ветствующего теологического объяснения. Практически насаждается хариджитская точка зрения, то есть мусульманин, не соблюдающий предписания ислама, объявляется неверным. Суннитская традицион- ная точка зрения, установленная учеными ислама уже давно, заклю- чается в разделении веры на понятия: суть веры и ее полнота. Деяния или выполнение шариата являются частью или признаком полноты веры, но не сути веры. Поэтому согрешивший является грешным мусульманином или несовершенным верующим. У хариджитов же деяния являются сутью веры, поэтому несоблюдающий мусульма- нин становится неверным, точнее он становится вероотступником, которого хариджиты обязаны наказать смертной казнью. Очевидно, что такая идеология нацелена на самоуничтожение мусульман. Если рассуждать логически и здраво взглянуть на шариат, то практически нет негрешных взрослых мусульман. Непорочными по шариату яв- ляются лишь пророки. Как не взглянуть, хариджитский подход явля- ется нечеловечным и антиисламским. Соответственно, вышеупомя- нутый хадис об оставлении молитвы должен трактоваться на основе других хадисов и принципов исламской догматики. В суннитском исламе неверием может быть отрицание молитвы (намаза), а не ее оставление, что является греховным поступком, а не выходом из ис- лама. Также под неверием в хадисе Муслима может подразумеваться большой грех, что допускается стилистикой арабского языка.

    68
    Второй момент связан с проблемой единобожия, точнее, с его классификацией. Что входит в это понятие? Когда оно нарушает- ся? Среди мусульман сегодня распространяется понятие разделения единобожия на таухид аль-улюхиййа (божественность), таухид ар- рубубиййа (господственность) и таухид аль-асма вас-сыфат (имена и атрибуты), кстати, не имеющее отношение к авторитетам ранне- го ислама, с целью указать на тех из мусульман, кто не исповеду- ет истинное, по мнению сторонников этой идеологии, единобожие.
    Утверждается, что многие мусульмане якобы выполняют только второй вид единобожия. Последствия этой идеологии также опасны, потому что нарушение единобожия божественности означает много- божие (ширк), что также равноценно вероотступничеству, которое должно караться. Распространение и закрепление этой троичной классификации в умах наших мусульман, по нашему мнению, уже нанесло неоценимый вред умме. Даже в тех мусульманских странах, где эта концепция принята официально, уже появились богословы, выступающие против нее. На это наслаивается несоответствующее традиционному суннитскому определению понимание таких тер- минов как ‘ибада (поклонение), табаррук (снискание божественной благодати в творениях), тавассуль (обращение к Всевышнему через посредников) и т.п. В суннитском исламе единобожие не делилось на такие категории, а понятия божественности и господственности тождественны, да и в самом Коране, термины «господь» (рабб) и
    «божество» (илях) используются как синонимы, а не как отдельные понятия. Достаточно вспомнить для этого аят из суры «ан-Нази‘ат», где фараон заявляет своему окружению: «Ана раббукум ал-а‘ла»
    («Я – господь ваш всевышний!» (79:24), и аят из суры «ал-Касас», где тот же фараон говорит: «Ма ‘алимту лякум мин иляхин гайри»
    («…не знаю я для вас иного бога, кроме меня…» (28:38).
    Кроме этого в XX веке к трем видам искусственно добавлена еще одна категория единобожия (таухид аль-хакимиййа), еще сильнее на- носящий вред мусульманам. Все мусульмане, не живущие в шариат- ском государстве, объявляются также неверными многобожниками, кровь и имущество которых становятся дозволенными для сторон- ников этого воззрения. Доходит до абсурда, даже следование пра- вилам дорожного движения объявляется ширком! Сторонники этой

    69
    идеологии призывают совершить хиджру (переселение) на террито- рию ислама, присоединиться к джамаату, а если его нет, то создать его, а затем совершать набеги, называемые джихадом. Вот так клас- сификация единобожия прошла эволюцию и привела к появлению саляфитов-джихадистов или крайних ваххабитов.
    Третья теологическая концепция, разработанная в XX веке, за- ключается в вопросе о шариатском государстве, в том числе в по- нятии халифат. Она переплетается с четвертым изобретенным видом единобожия, однако крайние ваххабиты призывают к схеме: хиджра– джамаат–джихад, считая жизнь не в шариатском государстве ширком и безбожием или выходом из ислама. Сторонники же идеи возрож- дения халифата невоенным путем мусульманам внушают, что они обязаны жить в халифате, иначе они умирают смертью великогреш- ников. Все мусульманские институты объявляются нелегальными, если они функционируют вне халифата. Мусульмане, по их мнению, должны посвятить себя возрождению халифата, единого мирового исламского государства. Сторонники этой идеологии провоциру- ют мусульман против своих государств, а свои государства против мусульман, провоцируя и усиливая в обществе исламофобские на- строения. Здесь опять вербовщики пользуются неграмотностью и недалекостью мусульман. Во время «промывки мозгов» не всякий из них подумает о том, что в суннитском исламе нет такого столпа веры или ислама под названием «халифат», и нет ни одного хадиса, где Пророк (мир ему) сказал бы, что во время отсутствия халифата, мусульмане должны его срочно воссоздать. Наоборот, есть хадисы, где Пророк (мир ему) призвал мусульман при отсутствии единства мусульман не участвовать в смуте и держаться подальше от нее.
    Профилактику религиозного экстремизма, по нашему мнению, на уровне исламского богословия среди мусульман нужно концентриро- вать вокруг этих трех «болевых» точек, то есть, борясь с такими тео- логическими концепциями и конструктами на основе традиционного для большинства мусульман понимания. Понимая хорошо корни и причины радикализма, мы сможем выстраивать работу богословов, религиозных преподавателей и имамов в нужном направлении. Эти моменты надо в первую очередь разъяснять религиозным деятелям, а затем с помощью них остальным мусульманам.

    70
    АБДРАХМАНОВ Д.М.,
    директор Межведомственного научно-исследовательского
    центра развития мусульманского образования БГПУ
    им. М. Акмуллы, кандидат философских наук, доцент
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


    написать администратору сайта