Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУПП СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ РК И РФ)

  • ЧЕДЖЕМОВ С.Р.

  • (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

  • _распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеМежрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
    Дата11.05.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде.pdf
    ТипДокументы
    #522671
    страница21 из 38
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38
    ФАРХИТДИНОВА О.М.
    (г. Екатеринбург)
    ПРОБЛЕМА ВыЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО
    ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    (ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУПП СТУДЕНТОВ
    УНИВЕРСИТЕТОВ РК И РФ)
    В современном мире вопросы взаимоотношения государства и новых религиозных движений (НРД) были актуализированы в связи с проблемами регулирования их деятельности в отношении нацио- нальной безопасности. Специфика социальной позиции НРД, цен- ностных ориентаций и своеобразие деятельности, находит выраже- ние в иных, по отношению к традиционным, формах организации: центры, миссии, колонии, коммуны, «семьи».
    В то же время информационная среда является средством, с помощью которого возможно осуществление информационно- психологического влияния, где молодежь составляет большинство.
    Виртуальные сообщества, неформальные группы, социальные сети создают уникальное пространство, в котором формируются мнения и убеждения людей. В итоге в поле зрения исследователей и пра- воохранительных органов попадают как представители НРД, так и спекулирующие на этом именовании группы и организации.
    В условиях перераспределения трансформационной активности общества в целом, его взглядов и наличия в нем таких процессов, которые ставят под сомнение традиционные ценности, происходит рост экстремистских настроений, увеличивается и спектр подвер- женных этому влиянию групп населения, как в возрастном отноше- нии (например, люди более зрелого возраста), так и в социальном
    (представители экономически разных групп населения). Так, в Ка- захстане в конце 80-х гг. насчитывалось всего 13 новых религиозных движений, а в 2005 году их уже было 450. К 2016 году эта цифра составила 535.
    Если вести речь о России в целом, то официально зарегистриро- ванные (около 5 тысяч) объединения только в очень приближенном

    246
    виде можно отнести к нетрадиционным. Данные по федеральным округам неоднозначны. Особенной является ситуация на Урале, в
    Сибири и на Дальнем Востоке. В отношении этих регионов, следует говорить о росте модификаций основных движений и организаций, зарегистрированных как оздоровительные, общественные объедине- ния, но эксплуатирующих религиозную риторику. Один из векторов нашего исследования демонстрирует зависимость между количе- ством зарегистрированных объединений и протестантских церквей, которые лидируют на религиозном поле, где «традиционные» рели- гии не так сильны (например, Урал).
    Наиболее опасным с точки зрения вовлеченности в поле экстре- мистской активности считается возраст от 14 до 29 лет, по причине происходящих социально-экономических и психологических транс- формаций в этот возрастной период. С точки зрения возрастной пси- хологии, именно этот период подвержен наибольшему влиянию из- вне, манипуляции сознательной деятельностью, так как обостренное чувство справедливости, становление самосознания, порождают в человеке стремление идентифицировать себя с группами радикаль- ной направленности, маргинальными взглядами, в которых скорость обретения «мнимой» самостоятельности и независимости как в суж- дениях, так и в дальнейших действиях, чрезвычайно велика.
    Информационное воздействие экстремистской направленности в
    РК и в РФ происходит именно на молодежь, как наиболее мобильную и поддающуюся влиянию группу населения. Именно информацион- ное пространство активно используется для пропаганды экстремист- ских идей. Члены молодежных экстремистских группировок имеют возможность объединяться с помощью ресурсов Интернет для про- движения экстремистских идей, осуществления противоправных действий, а также вербовки в свою среду студентов.
    Система правового обеспечения деятельности по противодей- ствию религиозному экстремизму в России и Казахстане представле- на общепризнанными принципами и нормами международного пра- ва, международными договорами государств, Конституцией, уголов- ным, уголовно-исполнительным, административным законодатель- ством и другими законами, указами и распоряжениями Президента,

    247
    постановлениями Правительства, нормативными правовыми актами министерств и ведомств. Анализируя опыт зарубежных стран, стоит также отметить, что ни одно зарубежное законодательство не имеет юридического определения термина «религиозный экстремизм».
    В ходе исследования мы руководствовались правовыми основа- ниями, действующими на территории России и Казахстана (в отдель- ности), пределами допустимого вмешательства и результатами экс- пертных исследований для признания материалов экстремистскими.
    К числу обозначенных нормативно-правовых актов, прежде всего, относятся: Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г. ст. 7); Международный пакт о гражданских и политических правах
    (от 16 декабря 1966 г. ст. 18, 20); Международная конвенция о лик- видации всех форм расовой дискриминации (ст.4, 5, 9); Конституция
    РФ (ст. 55 ч. 3).
    Понятие «религиозный экстремизм» концептуализировано в формах его существования в социальной практике: В.А. Быковская,
    П.Н. Кобец, Ю.В. Тихонравов, Т.В. Томаева, А.В. Пчелинцев; либо как проявление нетерпимого отношения к представителям других конфессий, и даже противоборства с другими общинами: О.И. Бе- лый, А.В. Кузьмин, М.А. Яворский и др. Однако, во всем этом много- образии лишь частично уделяется внимание тем процессам, которые организуют убеждения будущего поколения, взаимосвязи критиче- ского восприятия информации и адекватного ее воспроизводства.
    В рамках выработки юридической дефиниции «религиозный экс- тремизм», как нам представляется, в разработке изучаемого явления необходимо использовать достижения юридической науки наравне с политологией, философией и социологией, поскольку такой под- ход даст возможность определения конструктивных признаков экс- тремизма.
    Одна из задач исследования состояла в том, чтобы исходное юри- дическое значение основного понятия анкеты конкретизировать до реального, функционирующего на уровне восприятия респондента.
    Таковым для нас стало следующее определение: экстремизм – при- верженность к крайним взглядам и мерам.
    Мы считаем, что дискуссионный характер термина «религиоз- ный экстремизм» привел к спекуляциям, как его содержанием, так

    248
    и доктринальными положениями отдельных религий, тем самым на- рушаются права практически всех основных категорий населения: человека, верующих, религиозных и национальных меньшинств. По этой причине было важно выявить семантические связи, организую- щие применение и функционирование термина в молодежной среде.
    Исследованиями были охвачены 300 респондентов в возрасте от
    14 до 29 лет. Опрос проводился как в индивидуальной, так и в группо- вой форме. В ходе исследования использовалась авторская анкета, по своей структуре состоящая из открытых и закрытых вопросов (41 вопрос), включающая 5 информационных блоков: 1) выраженность активности жизненной позиции; 2) ценностные ориентации студен- тов; 3) религиозная принадлежность/непринадлежность; 4) отноше- ние к проявлениям религиозной дискриминации; 5) отношение к проявлениям религиозного экстремизма.
    По результатам опроса выявлены следующие тенденции:
    1. Вне зависимости от вовлеченности молодежи в молодежные организации есть четкая установка на здоровый образ жизни и се- мейное благополучие. Знание о молодежных объединениях, учиты- вая, что опрос проводился среди категории, которая относится к мо- лодежи – оценивается как условно-настороженное.
    2. Ориентация на карьерный рост сказывается в оценке возмож- ностей реализации жизненных планов молодежи: отсутствие дей- ственной государственной политики по поддержке молодежи видит- ся как один из наиболее значимых факторов (90%), как в России, так и в Казахстане.
    3. Полагаем, что наша оценка религиозной ориентации студентов в 2017 году как раз свидетельствует об оформлении сложносоставной по характеристикам социологической группы, в наибольшей степени подверженной влиянию.
    4. Очевидно, отрицательное отношение к совершению насиль- ственных действий на основе религиозных убеждений.
    5. Религиозные нормы и требование их соблюдения воспринима- ются как альтернативы самоопределения, поискам себя. Однако, чем больше предлагается альтернатив, тем меньше они воспринимаются как значимые для человека.

    249
    Семантический анализ показал, что восприятие значения «рели- гиозный экстремизм» происходит на уровне эмоциональной реакции
    (страх). Наблюдается смешение значений понятия «религиозный экстремизм» с сопряженными (но иными) по значению «терроризм» и «фанатизм». В отсутствии информированности о юридическом значении этого термина наблюдается разрыв с его восприятием на уровне социальной практики.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
    2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экс- тремизмом (2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.
    3. Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 54-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
    ЧЕДЖЕМОВ С.Р.
    (г. Владикавказ)
    ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР
    ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
    ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
    И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
    (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)
    Кавказ, как до, так и после присоединения к России, в решении экономических и политических противоречий играет стратегическую роль. Здесь особо зримо проявляется так называемое цивилизацион- ное противостояние между Западом и Востоком, экономическими интересами различных народов, стран и альянсов, мировыми религи- озными конфессиями. Оно обострилось в условиях глобального эко- номического и политического кризиса, который способствует эскала- ции нестабильности. В наши дни, как обратно отмечает Президент
    РФ В.В. Путин, мировое развитие становится всё более противоре- чивым, и в этих условиях возрастает историческая ответственность

    250
    России как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности
    1
    Как весьма образно отмечал профессор В.Г. Графский, «в совре- менных правовых исследованиях появились констатации того, что западная традиция «закона и порядка» переживает кризис, вызван- ный тем, что глобальной проблемой становится сегодня не проблема отдельного региона, а весь мир»
    2
    В конце ХХ века противостояние социалистической и капи- талистической социально-экономических систем затронуло Рос- сию и ее народы. Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось армяно-азербайджанским, грузино-осетинским, грузино-абхазским, осетино-ингушским конфликтами, двумя чеченскими войнами.
    В этих условиях велико значение борьбы с таким социальным злом, как угроза экстремизма в России. К сожалению, особенностью по- литической истории России в это время стало отсутствие сформиро- ванной системы ценностей. «Кризисы, которые периодически воз- никали в обществе, – справедливо отмечает профессор Г.И. Муром- цев, – приводили к значительному снижению эффективности права.
    В этих условиях правовая политика каждый раз рассматривалась как некое волшебное средство ее повышения, как инструмент преодоле- ния кризиса. Вместе с тем для каждого из этих периодов характерно собственное видение правовой политики, отличное от понимания ее в другие периоды»
    3
    Авторитетный ученый-правовед, профессор Р.А. Каламкарян считает, что продвижение человечества по пути прогресса призвано осуществляться в формате права и справедливости
    4
    . В нашей стра- не формирование правового государства и гражданского общества
    1
    Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Россий- ской Федерации от 12 декабря 2013 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.
    kremlin.ru/news/19825 2
    Графский В.Г. Интегративная юриспруденция // История политических и правовых учений.
    Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 1998. С. 707.
    3
    Муромцев Г.Н. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской
    России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Рос- сийской Федерации. М., 2006. С. 4.
    4
    Калмакарян Р.А. Всеобщая декларация прав человека. Позитив развития в миропорядке на основе верховенства права RULE OF LAW // Международное право. 2008. № 3 (35). С. 84.

    251
    неразрывно связано с необходимостью выстраивания сбалансиро- ванных отношений в регионе, гарантирующих его стабильное раз- витие и не проникновение сюда угроз терроризма и радикализма.
    Тогда изолирующая Россию тактика со стороны ее геополитических оппонентов станет непродуктивной.
    Ныне особое значение имеет проблема разграничения вопро- сов национально-освободительного движения и терроризма. В этом вопросе мы солидаризируемся с мнением Председателя Конститу- ционного Суда РФ В.Д. Зорькина в отношении того, что в борьбе с международным терроризмом международному сообществу необ- ходимо заключить всеобъемлющую конвенцию. Однако сделать это мешает как недостаточная юридическая проработанность проблемы разграничения терроризма и национально-освободительной борьбы, так и использование терроризма спецслужбами ряда стран в качестве инструмента борьбы со своими геополитическими противниками
    1
    Это делает необходимым включить в образовательную систему профилактические программы, нацеленные на управление процес- сами межнационального взаимодействия и помогающие нейтрали- зовать в сердцах и умах молодежи зачатки экстремизма. Координа- тором подобных процессов в РСО-Алания стал Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, преподаватели и студенты которого активно способствуют формированию культуры межнационального взаимодействия. Разработанная концептуальная модель процесса формирования культуры межнационального взаимо- действия способствует эффективной пропаганде культуры межнаци- ональных отношений, искореняющей все негативные явления.
    Для продолжения этой работы необходимо обратиться к опыту международного противодействия терроризму, накопленному еще в советские годы, в период, когда СССР как геополитическая реаль- ность вносил существенный вклад в борьбу с международным тер- роризмом. Одной из фундаментальных работ по этому вопросу яв- ляется историко-правовое исследование профессора Л.А. Моджорян
    «Терроризм: правда и вымысел», выдержавшее несколько изданий
    2 1
    Зорькин В. Д. Терроризм как инструмент борьбы // Северная Осетия. 2010.11сентября.
    2
    Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. – 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1986. – 240 с.

    252
    Характеризуя эту книгу, В. Большаков отмечал то обстоятельство, что у Лидии Артемьевны редкое для ученого-юриста сочетание науч- ной эрудиции с несомненным публицистическим даром
    1
    На наш взгляд, вышеназванный ученый справедливо характери- зует терроризм, как преступление международного характера и со- стоящее из актов насилия, совершаемое отдельными лицами, органи- зациями или правительственными органами. Цель террористических действий – устранение нежелательных государственных и полити- ческих деятелей и дестабилизация государственного правопорядка в целях достижения определенных политических результатов.
    Терроризм переходит в плоскость международных отношений (в этих случаях некоторые авторы называют его «транснациональным», а в практике ООН его именуют «международным терроризмом»).
    Как террорист, так и жертвы терроризма являются гражданами одно- го и того же государства или разных государств, но преступление совершается за пределами этих государств. Террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой.
    Подготовка к террористическому акту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом. Совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче
    2
    В соответствии с принятым Государственной Думой 27 июня
    2002 года и одобренным Советом Федерации 10 июля 2002 года Фе- деральным законом «О противодействии экстремистской деятельно- сти» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности
    Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавли- вается ответственность за ее осуществление.
    В соответствии со ст.1 под экстремистской деятельностью (экс- тремизмом) признается: 1) деятельность общественных и религиоз- ных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой
    1
    Большаков В. Предисловие ко 2-му изданию // Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел.-
    2-е изд. М.: Юрид. лит, 1986. – С. 5.
    2
    Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. – 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1986. – С. 14–15.

    253
    информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильствен- ное изменение основ конституционного строя и нарушение целост- ности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской
    Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террори- стической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и ак- тов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социаль- ной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо не- полноценности граждан по признаку их отношения к религии, соци- альной, расовой, национальной, религиозной или языковой принад- лежности; 2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
    3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; 4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или соверше- нию указанных действий, в том числе путем предоставления для осу- ществления указанной деятельности финансовых средств, недвижи- мости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
    Экстремистская организация – это общественное или религиоз- ное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо

    254
    обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществле- ния такой деятельности. Думается, что сегодня, в наше неспокойное время, есть смысл воспользоваться опытом наших предков для гар- монизации отношений между людьми на Северном Кавказе, который известен всему миру не только как географическая местность, где живут гордые, но и прежде всего мудрые люди. Неслучайно, именно на это обращал внимание первый Президент РСО-Алания, профес- сор А.А. Галазов, писавший еще в 1989 году на страницах газеты
    «Правда» «о необходимости использования в воспитательных целях таких великих духовных ценностей, как неповторимая история каж- дого народа, его традиции, язык, культура»
    1
    Сегодня мы наблюдаем, как определенные политические силы разворачивают планомерную идеологическую борьбу против России.
    В этой борьбе большое значение отводится религиоз ному фактору и, в частности, противоборству между исламом и христианст вом. Меж- ду тем, и это надо сделать достоянием широкой общественности, христианство и ислам имеют здесь довольно длительную историю мирного сосуществования. Российское государство осуществляло свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из общего принци- па, который очень верно подметил Н.А. Бердяев. Это принцип собор- ности, выражающийся в собирательстве народов и земель, что на- зывается, на равных условиях, с основным государствообраующим русским народом, соучастие и заинтересованность в судьбах других народов
    2
    Эта политика осуществлялась на протяжении всей истории Рос- сии повсеместно, в том числе и на Северном Кавказе. Он является притягатель ным для сопредельных народов задолго до их официаль- ного присоединения к России. В этот период продолжают действо- вать некоторые институты обычного права-аталычество, аманатство, и т.д. На Кавказе, как и у других народов, довольно распространен- ным был обычай аталычества. В советском энциклопедическом сло- варе, как нам ка жется, не совсем верно давалось определение этому термину, как обычаю от давать детей знатных родителей на воспи-
    1
    Галазов А.Х. Пережитое. М.: Грааль, 2009. С. 27.
    2
    Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. Ч. 2. М. 1991. С. 12.

    255
    тание вассалам или слугам
    1
    . В усло виях Кавказа это был не только равноправный и зачастую обоюдный про цесс между представителя- ми местных народов
    2
    История неоспоримо свидетельствует, что начиная с XVI века,
    Россия играет на Кавказе активную позитивную просветительскую и миротворческую роль. Как известно, слово «культура» происходит от латинского слова, обозначающее возделывание, обработка, уход.
    В литературный оборот оно входит в XVIII веке и служит синони- мом таких слов, как образованность, просвещение. Понятие «право- вая культура» сугубо юридическое, в его основе два производных понятия – «право» и «культура». В советское время применительно к дореволюционному прошлому оно почти не употреблялось.
    По справедливому мнению профессора В.А. Томсинова, термин
    «культура», в русской философской и исторической литературе по идущей еще с прошлого века традиции понимался в качестве сино- нима термина «цивилизация». Исторический путь формирования правовой культуры у народов Кавказа, по нашему мнению, схож с общеевропейским (романо-германским и англо-саксонским). Нам он представляется в виде следующих этапов правосознания: 1. Мифоло- гический. 2. Философско-правовой. Вхождение в состав Российской империи позволило народам Кавказа структурировать имеющуюся у них систему правовых отношений в соответствии с общероссийской.
    Резюмируя вышесказанное, хочется подчеркнуть, что Россия не была «тюрьмой народов», самодержавие – «жандармом Европы», а СССР «империей зла», как это было принято считать сначала в кругах революционно-настроенных представителей либеральной интеллигенции, а уже затем данное определения приобретало ме- тодологическое значение в отечественной историографии основных вопросов государства и права. Модернизация российского государ- ства и права способствует формированию гражданского общества и является главным основанием успешного поступательного развития
    России как великой державы, а ее тщательно выверенная правовая
    1
    Советский энциклопедический словарь // Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: 1989. С. 85.
    2
    Чеджемов С.Р. Осетинские посольства и переговоры о вхождении Осетии в состав России в системе международного и внутригосударственного права // История государства и права
    № 18. 2014. С. 9–14.

    256
    политика, с учетом историко-правового, наследия- правовой куль- туры, является одним из условий этого, в том числе и в вопросах противодействия распространению идеологии экстремизма и терро- ризма среди молодежи.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38


    написать администратору сайта