_распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молоде. Межрегиональная научно практическая конференция противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи
Скачать 2.18 Mb.
|
ЭРГАШЕВА Ш.Б. (г. Уфа) ОСНОВНыЕ ИНСТРУМЕНТы БОРЬБы С ТЕРРОРИЗМОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Республика Таджикистан (далее – РТ) является участником Со- дружеств Независимых Государств, считается одним из самых древ- них государств в мире. На территории этой страны некогда нахо- дилась небольшая часть известного древневосточного государства Согдиана 1 Таджикистан располагается в Центральной Азии. Граничит это государство с Киргизией и Узбекистаном на западе и севере соот- ветственно. Восточным соседом является Китай. А на юге государ- ственная граница разделяет Таджикистан и Афганистан. Причина возникновения экстремизма и терроризма не только в географиче- ском положении страны, существуют и другие факторы, о которых будет описано в исследуемой работе. Таджикистан – априори традиционно исламская страна, и с каж- дым годом количество мусульман в республике растет. Если, к при- меру, в 1996 году намаз совершали 27% опрошенных International Foundation for Election Systems таджиков, то в 2010 году количество набожных жителей выросло в Таджикистане до 63% и с каждым го- дом их число растёт 2 Однако такое положение дел в стране настораживает власть Тад- жикистана. Они воспринимают исламизацию населения как угрозу и 1 Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюд- жет // Учебник. ТОО РПИК. С. 12. 2011. 2 Электронный информационно-аналитический проект «Русская планета». [Электронный ре- сурс]. Режим доступа: http://rusplt.ru/info/about-copy/. Загл. с экрана. 257 личный вызов. Не исключено, что данное отношение связано с дав- ним противостоянием между Народным фронтом и Партией ислам- ского возрождения — Эмомали Рахмонов, Президент Республики Таджикистан, опасается усиления старых соперников, электораль- ной базой которых является мусульманская община. Стоит отметить, что на современном этапе особую опасность в Республике Таджикистан представляют такие международные тер рористические и экстремистские организации, как «Братья- мусульмане», «Хизб-ут-Тахрир аль-Исломи», «Ал-чихад- интернейшнл», «Аль-Кайда», «Движение Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское Движение Узбекистана), «Движение Талибан», «Армия Тойиба», «Исламская группа», «Исламская организация Пакистана», «Джа-маат-таблиг», миссионерская религиозная организация «Движение Таблиг», «Сво- бода Таджикистана», «Сала-физм» и другие, тесно связанные с пе- чально известной «Аль-Кайдой», как мы видим, число радикальных организаций огромен. Борьба с терроризмом и экстремизмом пытается вестись с помо- щью нескольких направлений. Так, например, в Таджикистане в 2003 году был принят закон «О борьбе с экстремизмом» 1 . Экстремизму здесь приписываются свойства, скорее присущие терроризму: «на- сильственное изменение основ конституционного строя и наруше- ние целостности РТ; ...захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности». Кроме того, в определении экстре- мизма религиозные организации упоминаются вслед за обществен- ными. Очевидно, что вышеупомянутый закон был принят исходя из насущных интересов национальной безопасности Республики Тад- жикистана. В то же время, правовое и терминологическое смешение экс- тремизма и терроризма представляется неверным 2 . Так называемая «борьба с религиозностью» приняла в Таджикистане абсурдные 1 Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» от 8 декабря 2003 года // Ахбори- Маджлиси Оли Республики Таджикистан. – 2003. – № 12. – Ст. 697. 2 Абдухамитов В. А. Противодействие религиозному экстремизму в Республике Таджикистан: проблемы теории, законодательства и практики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/. Загл. с экрана. 258 формы. В прошлом году в стране был принят ряд законов, призван- ных «укрепить светские основы общества». В частности, женщинам и детям было запрещено посещать мечети, тематика пятничных про- поведей должна согласовываться с властями, за полгода было закры- то около 1000 мечетей. Представители правопорядка отлавливают на улицах мужчин с длинной бородой и женщин с покрытой головой: мужчин насильно бреют, на женщин оказывают давление, требуя снять платок. Так же участковая милиция деревень тотально контро- лирует каждую семью, запрещая какие-либо религиозные собрания. Печально то, что пострадать от недальновидной политики вла- стей Таджикистана могут и другие государства, в том числе и Рос- сия, ведь распространение терроризма является наднациональной проблемой. Еще одним из так называемых инструментов борьбы с радика- лизмом является запрет, Президентом страны Эмомали Рахмоновым, учебы студентов, которые обучаются в зарубежных религиозных за- ведениях, объясняя это тем, что якобы студенты возвращаются на родину «террористами и экстремистами». Он посоветовал роди- телям вернуть своих детей домой. На этот призыв местные власти откликнулись сразу: Министерство образования и науки выпустило специальное распоряжение, в соответствии с которым таджикские студенты могут получать религиозное образование за рубежом, толь- ко если иностранный вуз заключил с правительством Таджикистана специальное соглашение. Тех, кто учился не в таких заведениях – а их было большинство, – власти принялись возвращать из Ирана, Са- удовской Аравии, Ливии, Египта, Йемена и Пакистана. Как правило, религиозное образование граждане Таджикистана получают именно в этих странах. К началу 2016 года из исламских стран в Таджикистан было воз- вращено 3006 студентов. Правда, из них 57 человек все равно вер- нулись обратно, и, в целом, сейчас 228 граждан Республики Таджи- кистан незаконно получают религиозное образование за рубежом, но каждый из них находится на контроле у спецслужб. В то время как в России пытаются бороться с таким недугом, как экстремизм и терроризм, создавая новые религиозные центры, проводя различные 259 конференции, открывая учебные заведения, с квалифицированными кадрами. Яркий пример тому – открытие Булгарской исламской ака- демии, также реализация проекта подготовки специалистов с углу- бленным знанием истории и культуры ислама в Институте дополни- тельного образования БГПУ им. М. Акмуллы. Власть же Таджики- стана решила занять позицию слишком уж радикальную и жесткую в решении данной проблемы 1 Так, в августе 2011 года в Таджикистане вступил в силу закон «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» (ред. от 15.03.2016 года). Он включает в себя перечень обязанностей родителей, в том числе и обязанность «не допускать участия детей в деятельности религиозных объединений, за исключением детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях», соответ- ственно, и уровень духовно-нравственной составляющей будет у та- ких детей низким. В опубликованном отчете Госдепа США «О свободе вероиспо- ведания в мире за 2013 год» авторы документа отметили, что «Тад- жикистан является единственной страной в мире, в которой закон запрещает лицам в возрасте до 18 лет посещать мечети». За несколько лет до этой инициативы Совет улемов Таджикиста- на запретил посещать мечети женщинам, сославшись на отсутствие специальных помещений. Отмечу, что данный запрет является про- тиворечащим законам как Шариата, так и Конституцией Республики Таджикистан 2 Продолжая яростную борьбу с терроризмом и экстремизмом, власть РТ осенью прошлого года запретило посещать пятничную молитву государственным служащим. В Комитете по делам религии эту инициативу объяснили тем, что «госслужащие в рабочее время должны находиться на рабочем месте» 3 Что касается пропаганды экстремизма и терроризма, то работа в этом направлении радикалами в РТ ведется очень активно. Сильно развита популяризация экстремизма в Интернете среди социально- неориентированной молодежи, часто встречаются из малообес- 1 Электронный портал «Open Asia». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theopenasia. net/articles/. 2 Там же. 3 Там же. 260 печенных и неблагополучных семей, учитывая, что бóльшая часть жителей являются таковыми, соответственно и работа с данным кон- тингентом ведется активная. В настоящее время глобальная сеть Интернет является основным плацдармом распространения религиозно-экстремистских идей не только для Таджикистана, но и для многих других стран. Экстремист- ские объединения используют компьютерные сети в качестве трибу- ны для пропаганды своих идей 1 и вербовки новых сторонников. Путем решения данной проблемы видится в решительной борь- бе с экстремистскими ресурсами в Сети. Так, к примеру, в России и в ряде других Европейских стран интернет-провайдеры на про- тяжении нескольких лет тщательно отслеживают, удаляют или же блокируют по возможности из сети любые экстремистские сайты, но все же говорить о полной ликвидации таких сайтов будет весьма опрометчиво, так как вместо удаленных сайтов, радикалы спокой- но продолжают создавать новые. Если говорить о том, что в странах Европы такого рода меры принимаются теми организациями и ком- паниями, которые проявляют желание к этому, то в Таджикистане подобная инициатива могла бы исходить «сверху», и в частности от законодателя, но, к большому сожалению, этого не происходит. А пока борьба ведется по вышеизложенным и не совсем корректным направлениям. Для наглядности приведем статистику опроса следователей под- разделений по борьбе с организованной преступностью, которая, в свою очередь, показала, что: – 64% следователей указали на привлечение к уголовной ответ- ственности, как правило, исполнителей; – лишь в 20% выявлены организаторы, в 5% – наводчики, в 12% – пособники; – 62% следователей отметили, что не удаётся выявить коррумпи- рованные связи преступных структур. Привлечение к уголовной ответственности организаторов проис- ходит крайне редко, в основном в двух случаях: 1 Бондаренко C. B. Национальные и националистические сетевые сообщества // Новый стан- дарт. С. 161. № 1, 2001. 261 а) в связи с непосредственным участием в совершении престу- пления – 58% и б) случайно (наркотики и т. д.) – 45%; – 44% следователей вообще никогда не доводилось привлекать к уголовной ответственности организаторов 1 В заключении необходимо отметить пути решения заявленной проблемы, а именно противодействие экстремизма и терроризма: Первое – совершенствование законодательства по борьбе с экс- тремизмом и терроризмом. Второе – налаживание международного, межрелигиозного согла- сия, мира и сотрудничества. Третье – оперативное и своевременное вмешательство право- охранительных органов. Четвертое – ключевым и необходимым путем решения явля- ется предупредительно-профилактическая работы по ликвидации религиозно-экстремистских и экстремистско-террористических сай- тов в сети Интернет. Все вышеперечисленные пути решения, к сожаление, не смогут полностью ликвидировать экстремистские и террористические тече- ния, однако они помогут своевременно оповестить и отчасти уберечь граждан от негативного воздействия из вне. ЛИТЕРАТУРА Абдухамитов В.А. Противодействие религиозному экстремизму в 1. Республике Таджикистан: проблемы теории, законодательства и практики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/. Загл. с экрана. Бондаренко C.B. Национальные и националистические сетевые 2. сообщества // Новый стандарт. С. 161. № 1, 2001. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» от 3. 8 декабря 2003 года // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. № 122003. Ст. 697. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова 4. Р.С. Государственный бюджет // Учебник. ТОО РПИК, 2011. 632 с. 1 Официальный новостной сайт «TOP News-Рейтинг новостей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.topnews.ru/news_id_104191.html. 262 Официальный новостной сайт «TOP News-Рейтинг новостей». 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.topnews.ru/news_ id_104191.html. Загл. с экрана. Электронный информационно-аналитический проект «Русская 6. планета». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusplt.ru/info/about- copy/. Загл. с экрана. Электронный портал «Open Asia». [Электронный ресурс]. Режим 7. доступа: http://theopenasia.net/articles/. Загл. с экрана. 263 СЕКЦИЯ 3. СОцИАЛЬНыЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ АНДРИАНОВА А.О. (г. Самара) АКТУАЛЬНыЕ СОцИАЛЬНыЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В современных реалиях одной из важнейших для безопасности и стабильности нашего государства проблем является проявление экстремизма в молодежной среде. Использование научно обоснован- ных подходов и технологий и их практическое применение в виде системы мероприятий способны существенно снизить остроту и об- щественную опасность данного явления. На практике мероприятия должны одновременно реализовы- ваться по основным двум направлениям – это выявление, предупре- ждение и пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц и профилактика, направленная на ее предупрежде- ние. Борьба с проявлениями идеологии экстремизма не может быть эффективной, если лишь реагировать на совершенные преступления экстремистской направленности, необходимо минимизировать воз- можность их совершения. Цель профилактической работы – добиться отторжения абсолют- ным большинством населения самой мысли о возможности примене- ния насильственных методов для разрешения территориальных, со- циальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий, изменить правовую психологию людей 1 , сформиро- вать позитивное отношение к принимаемым мерам по противодей- ствию экстремизму. 1 Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодеж- ной среде. Официальный сайт муниципального образования «Мирный» // URL: http://www. mirniy.ru/info/anti_terror/3109-osobennosti-profilaktiki-i-borby-s-proyavleniyami-ekstremizma-i- terrorizma-v-molodezhnoy-srede.html (дата обращения 18.04.2017 г.). 264 Федеральным законом «О противодействии экстремистской дея- тельности» в качестве принципа противодействия экстремизму за- крепляется сотрудничество государства с общественными и религи- озными объединениями, международными и иными организациями, гражданами, что соответствует осуществлению профилактики воз- никновения данных угроз 1 . Правовое просвещение граждан особен- но эффективно реализуется при условии взаимодействия предста- вителей правозащитных, научных, образовательных, религиозных и молодежных организаций. Неотъемлемая часть системы профилак- тики экстремизма, особенно в молодежной среде, осуществляется путем организации чтения лекций, семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов», выступлений в средствах массовой информации. Указанные организационные формы правового просвещения в настоящее время активно применяются в Самарской области. При- мерами могут служить проведенные представителями обществен- ной организации «Добровольная народная дружина города Сама- ра» на базе самарских образовательных учреждений методические семинары «Город без опасности: Экстремизм в молодежной среде», «круглые столы», посвященные патриотическому воспитанию мо- лодежи и профилактике преступности несовершеннолетних, в том числе на базе Самарского филиала Военно-Патриотического Фонда; 30 марта 2017 года прошел общественный форум «Экстремизму – нет», основной аудиторией которого стали студенты и старшеклас- сники губернии 2 Вместе с тем, ситуация в исследуемой сфере продолжает оста- ваться напряженной и требующей деятельного участия, что пока- зывает необходимость внедрять новые, интересные для молодежи формы просвещения и вовлечения. Современная молодежь живет в состоянии постоянного «информационного голода», впитывая еже- дневно огромное количество различной информации, в первую оче- редь – цифрового содержимого (контента). В таких условиях роль 1 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002 г., № 30, ст. 3031. 2 См.: Информационный портал «СамКульт» // URL: http://samcult.ru/episodes/13500 (дата об- ращения 18.04.2017 г.). 11 12 265 современных средств массовой информации (социальные сети, ка- налы видеохостинга, мобильные приложения, блоги), как генератора актуальных и правильных социальных установок, многократно воз- растает. Эти установки могут создаваться в процессе расстановки акцентов при освещении как повседневных событий, так и проводи- мых антиэкстремистских мероприятий и результатов деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму. Сегодня экстремистские организации активно берут на воору- жение новые формы вовлечения и пропаганды, такие как: каналы YouTube, социальные сети, мессенджеры Zello и Telegram, флешмоб- технологии, совмещение сетевой и уличной активности, захватывая всё новые и новые информационные пространства и привлекая в свои ряды молодежь. Поэтому, на мой взгляд, усиление информационных позиций государства и, в частности, правоохранительных органов, а также поиск новых интерактивных форм взаимодействия является одной из отправных точек в молодежной политике противодействия экстремизму в настоящее время. Насыщенность современными информационными технология- ми и высокая готовность молодежи к их использованию приводит к появлению новых гибридных форм, сращиванию реального и вир- туального пространства, дополненной реальности. В социальной ак- тивности происходят аналогичные процессы, дающие синергетиче- ский эффект: с помощью социальных сетей собираются флешмобы, на флешмобах люди знакомятся и общаются, чувствуют единение, находят знакомых по мероприятию в социальных сетях, поддержива- ют и развивают общение, формируя свои убеждения. Таким образом, эффект от интеграции этих технологий существенно возрастает. Многие исследователи и политические деятели отмечают, что в условиях отсутствия четкой государственной политики, направлен- ной на обеспечение возможности реальной самореализации в поли- тическом, культурном и профессиональном плане, отсутствия «соци- альных лифтов» и даже простого диалога с молодыми людьми, они легко подвергаются влиянию тех сил, порою откровенно деструктив- ных и радикальных, которые найдут с ними общий язык и дадут свои 12 170727 11 12 266 ответы на актуальные вопросы. Молодые люди испытывают одино- чество, разобщение и ищут способы их преодолеть. В настоящее время молодежь можно вывести на улицу для живо- го общения, она хочет быть полезной, провозглашать единые лозун- ги, демонстрировать общность и значимость, хочет влиять на жизнь общества и видеть позитивные последствия своих действий. В этих условиях государство и общественность обязаны перехватить ини- циативу и использовать весь спектр современных технологий для работы с молодежью, не давая экстремистским организациям и де- структивным течениям захватывать информационное пространство. Активная «уличная политика» сейчас как никогда актуальна: флешмобы, акции, демонстрации, фестивали набирают популяр- ность и для продвижения коммерческих предложений и для реше- ния социально важных проблем. Например, участие во флешмобе, кроме новых ощущений, дает возможность каждому молодому че- ловеку открыть себя с другой стороны, продемонстрировать опре- деленный уровень социальной активности, обогатив при этом свой социальный опыт 1 . Однако, избалованные возможностями интернет- пространства, насыщенностью профессионально оформленной и грамотно поданной обозревателю информации, представителей мо- лодежной среды заинтересуют лишь мероприятия, не уступающие по своей красочности, актуальности, качеству и увлекательности аналогам. Мероприятия должны быть понятны, интересны, хорошо организованы, не должны иметь отталкивающие признаки (навязан- ность сверху, показной характер и т.д.). Безусловно, проблема проти- водействия экстремизму, к которой участники мероприятий должны привлечь внимание общественности, должна объединять людей вне зависимости от уровня образования, социального положения, быть общей целью, сплачивающей толпу. Активную роль в реализации мероприятий могут играть волон- теры, привлекаемые авторитетные представители общественности, медийные персоны, видные представители творческой и научной 1 Солтус О.Е. Флешмоб: использование воспитательного потенциала массовых акций. Обще- профессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт фор- мирования и оценивания. – Самара.: ООО «Офорт», 2016. 267 интеллигенции, духовенства, высококвалифицированные и признан- ные эксперты. Профессионалы, участвуя в масштабном статусном проекте, заинтересованы в укреплении репутации и доступе к широ- кой аудитории. Их задача – пробудить интерес у других, иногда даже невольных свидетелей или участников мероприятия. Эффективное продвижение идеи нетерпимости к экстремистским лозунгам, меж- национального и межконфессионального мира и согласия внутри молодежной среды ее же представителями может дать хорошие ре- зультаты. Противодействие экстремизму невозможно без преодоления раз- общенности, негативного отношения, боязни и дискриминации к различным социальным группам.Ощущения единства и общности представителей различных культур, национальностей, религий, кон- фессий возможно добиться путем организации и проведения регу- лярных «фестивалей дружбы», открытых для всех этнических, ре- лигиозных и профессиональных мероприятий с демонстрацией ду- ховных, культурных традиций. Это позволит людям лучше узнать и понять друг друга, развеять опасения и предубеждения, взрастить взаимоуважение и терпимость, а современные технологии позволят масштабировать эффект данных мероприятий, раскрыть их историю и значение. Важной составляющей противодействия религиозному экстре- мизму, на мой взгляд, является просветительская деятельность и формирование позитивного отношения к традиционным религиоз- ным течениям, в том числе и раскрывающее историческое значение и роль религий в становлении современной правовой системы и ци- вилизации в целом. Особое внимание необходимо уделять контексту конкретного исторического периода возникновения и развития ре- лигиозного течения и его позитивного влияния на окружающий мир с целью разрушения стереотипов и противодействия радикальному толкованию основ веры(например, сравнение правового положения женщины в доисламском («джахилия») и исламском периоде, ста- новления правового регулирования в сферах гражданского, военного и уголовного права). 12 * 268 Использование таких новых нетрадиционных творческих форм общественных мероприятий, как интерактивные площадки, откры- тые спектакли, реконструкции, представления в парках, героями ко- торых становятсяисторические и религиозные деятели, с одной сто- роны, и тщательный разбор учения с научной точки зрения (истори- ческой, социальной, юридической) позволит сформировать разумное позитивное отношение к религии. Необходимо активно использовать каналы видеохостингов (YouTube, RuTube), сотрудничество с наиболее посещаемыми блога- ми и «пабликами» (публичными страницами) социальных сетей для создания актуального и интересного, уникального контента и работы с молодежной средой. При создании видеоматериалов желательно использовать эффект «вирусного видео», когда удачные, привлекаю- щие внимание ролики добровольно распространяются пользователя- ми в Интернете и в короткие сроки получают широкую аудиторию. В средствах массовой информации необходимо демонстрировать социальную рекламу, направленную на неприятие экстремистских проявлений. Материалы при этом должны отвечать современным требованиям стиля и качества, создаваться с использованием акту- альных и модных технологий (квадрокоптеры, динамичная съемка со стабилизацией), спецэффектов. Для этого, конечно, необходима хорошо финансируемая программа, поддерживаемая на различных уровнях обществом и государством. Указанные средства воздействия на молодежь активно исполь- зуются экстремистами на уровне нашей страны и мира в целом. Ситуация усугубляется вследствие того, что в распоряжении орга- низаторов и исполнителей преступлений экстремистской и террори- стической направленности имеются новейшие технологии в области идеологического и информационного влияния, а также мощнейшие финансовые ресурсы. Участие молодежных объединений в профилактике экстремизма внутри молодежной среды открывает возможность формирования в этой среде обстановки, лишающей экстремистов общественной под- держки и сочувствия, создает социально-позитивную альтернативу 269 асоциальным криминальным и экстремистским молодежным груп- пировкам 1 Необходимо использовать разноплановые меры, воздействие ко- торых было бы максимально эффективным для конкретной катего- рии представителей молодежной среды, учитывая возрастные осо- бенности, социальную защищенность, материальные и духовные потребности, род занятий и формы проведения досуга. На регуляр- ной основе государственным органам и учреждениям необходимо в тесном взаимодействии и координации с общественными организа- циями реализовывать воспитательно-образовательные мероприятия и программы. Целью таких мероприятий должно быть воспитание патриотизма и уважения к личности и обществу. Также необходи- мо уделить внимание подготовке комплексных целевых программ, в том числе регионального значения, в проведении общественной экспертизы проектов документов по вопросам, затрагивающим ин- тересы молодежи. В настоящий момент необходимо модернизировать государствен- ную политику сфере противодействия экстремистской деятельности, в частности в молодежной среде, не дожидаясь, пока разрозненные группы экстремистской направленности объединятся в серьезные структуры. |