Место и значение гимнастики в системе физического воспитания (определение понятия гимнастика, задачи, которые решаются на занятиях по гимнастике)
Скачать 92 Kb.
|
42. Принципы дидактики при обучении упражнениям.В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности. Принцип сознательности и активности обучения выражает необходимость такой постановки обучения гимнастическим упражнениям, при которой занимающиеся осмысленно и активно овладевают движениями, анализируют их технику, преодолевают различные трудности, успешно исправляют допущенные ошибки и неточности, проявляют инициативу и самостоятельность, оценивают результаты собственной деятельности. Принцип наглядности обучения требует такого преподавания, при котором у занимающихся легко создаются ясные, точные и правильные представления о форме, структуре и технике осваиваемых гимнастических упражнений. Реализация принципа наглядности при обучении гимнастическим упражнениям предусматривает широкое использование их демонстрации, словесное описание деталей их техники, изучение наглядных пособий, кино, видео- и фотоматериалов, рисунков, схем и т.п. Принцип доступности обучения выражает необходимость учета соответствия содержания и методов преподавания особенностям конкретного контингента занимающихся и посильности предлагаемых им заданий. Принцип доступности нельзя истолковывать как требование «легкого» обучения. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому. Принцип систематичности обучения гимнастическим упражнениям выражает необходимость регулярного их освоения в определенной последовательности, строгой регламентации занятий, разумного чередования работы с отдыхом с целью сохранения работоспособности и активности занимающихся. 43. Развитие сокольской системы гимнастики.Во второй половине XIX в. в Чехии наибольшую известность получило так называемое сокольское движение, Общество «Сокол» создало библиотеки, различные кружки самодеятельности, пожарные команды и т.п., но главным звеном сокольского движения были гимнастические общества. Авторы сокольской гимнастики разработали сложные и красивые комбинации гимнастических упражнений. Именно из сокольской гимнастики выросла современная спортивная гимнастика. Исключительно большое значение чехи придавали красоте движений, перестроений и даже костюмам. Все некрасивые движения исключались, практиковались только четкие, точные и внешне красивые положения туловища и конечностей. Для придания гимнастике большей декоративности применялись всевозможные предметы, палки, шарфы, старинные виды оружия (мечи, булавы, щиты) и т.п. Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, а также вольные упражнения и упражнения с предметами под музыку, пирамиды, акробатические упражнения. Все упражнения разделялись на четыре основные группы: 1. Упражнения без снарядов – вольные и т.п.; 2. Упражнения снарядовые – упражнения на снарядах и со снарядами, т.е. предметами; 3. Упражнения групповые – пирамиды, игры и т.п.; 4. Упражнения боевые – в фехтовании, борьбе, кулачном бое. На уроке упражнения распределялись во времени по чисто внешним признакам – сначала так называемые порядковые, т.е. строевые упражнения, затем вольные упражнения, потом снарядовые. При изучении снарядовых упражнений занимающиеся делились на группы, которые затем менялись местами. В конце изучались групповые упражнения. 44 Методы обучения гимнастическим упражнениям на начальном этапе формирования навыкаОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Методы и методические приёмы обучения гимнастическим упражнениям. Задачи каждого этапа обучения гимнастическим упражнениям решаются с использованием конкретных методов и методических приемов. Так для решения задачи создания предварительного представления об упражнении используются в основном словесный метод показа, а разучивание и совершенствование гимнастических элементов и соединений осуществляется методом целостного и расчлененного упражнения. Под методом обучения понимается принципиальный способ решения той или иной задачи, а методическим приемом является способ действия тренера и гимнаста для решения частных задач Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решаются многие задачи, описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Используя данный метод необходимо помнить, что в этом случае слова должны быть образными и точными, а выражения — краткими и понятными. Однако слова и выражения должны подбираться в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. Использование терминологии в объяснении техники выполнения упражнения облегчает задачу первоначального этапа обучения. Метод показа. Он помогает в создании представления о новом упражнении, уточнить детали техники, ошибки, сравнить попытки исполнения упражнения. Показывать может непосредственно преподаватель или другой исполнитель. При этом показать можно целиком упражнение, можно показать отдельные фазы и фрагменты с выделением решающих или типичных моментов исполнения движения. Демонстрируя то или иное движение, необходимо стремиться к его идеальному исполнению. Непосредственный «живой» показ необходимо дополнять опосредованным показом-демонстрацией кинокольцовок, кинограмм, рисунков, схем и т. д. Это поможет преподавателю обучение движениям сделать более продуктивным. Метод целостного упражнения предполагает разучивание упражнения на фоне целостного выполнения двигательного действия. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений, а также в тех случаях, когда элемент не поддастся расчленению на относительно самостоятельные движения (оборот назад в упоре на перекладине лучше разучивать целостным методом). При разучивании относительно сложных упражнений этим методом, необходимо по возможности в начале разучивания упростить двигательную задачу и создать условия облегчающие ее выполнение (уменьшить высоту снаряда, увеличить площадь опоры и т. д.). Целостный метод широко применяется на этапах углубленного разучивания и совершенствования двигательного навыка. В этом случае обычно пользуются приемом вычисления отдельных фаз двигательного действия. Внимание гимнаста последовательно концентрируется на различных деталях техники. Так, после изучения технической основы прыжка через коня, гимнасту при выполнении очередной попытки предлагают обратить внимание на более четкое приземление. |