Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1.1. Истоки понятия метафоры

  • Метафорический перифраз как форма выражения


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеМетафорический перифраз как форма выражения
    Дата28.01.2023
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMetaforicheskij_perifraz_kak_forma_vyrazheniya_problemnoj_situac.docx
    ТипДокументы
    #909732
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Глава I. Обзор литературы

    1.1.Метафора как инструмент психотерапевтической работы

    1.1.1. Истоки понятия метафоры


    Пытаясь выразить ту или иную мысль, люди нередко, сами того не подозревая, прибегают к метафорическому перифразированию. И далеко не всегда человек употребляет метафору с целью украшения своей речи и придания ей красочности и убедительности. Избитое определение «метафора - это фигура речи» никак не может служить полноценным отражением сущности данного феномена. Но, несмотря на это, при изучении определения метафоры мы не можем не коснуться лингвистического аспекта.

    Большинством лингвистов в настоящее время метафора определяется созвучно мысли Аристотеля: это перенос свойств, характеристик с одного понятия или явления на другое на основе их сходства. [11, с. 511-512] Но понимание метафоры вовсе не ограничивается лингвистическими рассуждениями.

    В прошлом веке представители когнитивной лингвистики Дж. Лакофф и М. Джонсон сделали немаловажное открытие, перевернувшее общепринятое на тот момент представление о метафоре. Метафоры являются неотъемлемой частью мыслительного процесса. [25, с. 25] Например, сравнивая в одном из своих стихотворений жизнь с напрасным и случайным даром, А. С. Пушкин не просто облекал слова в образную оболочку, поэт отразил в этом сравнении само понятие жизни таким, как он его видел. Поэтому метафора сопровождает не только и не столько нашу речь, сколько наш способ мышления, содержание мышления, нашу ценностно-смысловую сферу, а ещё чувства и эмоции по отношению к предмету нашего внимания. Так, описывая одно и то же явление, в зависимости от его понимания, мы можем подбирать совершенно разные метафоры: например, жизнь отождествляют с игрой, борьбой, страданием, путешествием, зеброй, коробкой конфет.

    Хотя некоторый скепсис относительно декоративности метафоры сохранялся довольно долго, не переставая посещать умы учёных и сегодня, всё же метафора больше не считается прерогативой исключительно ораторского искусства. Метафора всё прочнее укрепляет свои позиции в научном пространстве: чаще акцентируется внимание на тот факт, что многие явления из мира науки тоже метафоричны. Открытию генома могла предшествовать идея о написанной ещё до рождения человека книге со своими шифрами и кодами, опечатками и корректорами, переводчиками и читателями. Также в XXI веке приобрела немалую популярность и логическую обоснованность компьютерная метафора, созданная на основе сходства человека и машины. Наконец, благодаря книге Ю. И. Манина «Математика как метафора» сама царица наук математика получила возможность рассматриваться без отрыва от её метафоричной природы. Получается, метафора способна структурировать научные факты и феномены, само это понятие шире и глубже простого украшения речи, а значит, фраза М. Блэка: «Похвалить философа за метафору — все равно, что похвалить логика за красивый почерк», - теряет свою актуальность.

    Несмотря на многовековые изменения в понимании метафоры, нельзя пренебрегать тем огромным спектром смыслов, который был собраны видными деятелями науки и искусства на протяжении всей эволюции данного термина.

    Важная черта метафоры, состоящая в поиске сходства между предметами оказалась подмечена ещё Аристотелем. «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». [5, с. 1081]

    Чтобы обнаружить подобие каких-то вещей, например, внимания и прожектора, необходимо проделать определённую умственную работу. Как минимум, определить для себя оба понятия, выделить характерные для них черты, найти что-то общее и на этом интегральном свойстве составить метафорической образ. В данном случае с известной в психологии метафорой внимания как прожектора, в фокусе возникло свойство избирательности сознания. Психика направляет внимание на предметы, которые в настоящий момент представляют для нас особую ценность. Следовательно, метафоротворчество – это ещё и мыслительный акт, в процессе которого реальность переструктурируется и преобразовывается так, что в результате создаётся новое знание, дополняющее или меняющее картину мира человека.

    Идею о метафоре как о способе познания действительности поддерживали многие философы. Например, Ф. Ницше полагал, будто человек располагает не понятиями вещей, а их метафорами, вследствие этого, даже сама истина состоит из метафор. [34, с.396]

    Х. Ортега-И-Гассет в своём эссе отмечал, что метафора помимо своей коммуникативной функции, позволяющей ей транслировать мысль собеседнику, ещё «удлиняет «руку» интеллекта», то есть служит средством познания своей собственной мысли. [6, с.71-71]

    Кроме того, Х. Ортега-И-Гассет, говоря о познавательной сущности метафоры, подчёркивал её важную роль в процессе абстрагирования: благодаря метафоре мы можем мыслить и говорить в терминах высокоабстрактных понятий. [6, с. 73]

    Так, следуя логике вышеупомянутого философа, мы убеждаемся, что метафора – продукт мыслительной активности, полученный в ходе ряда умственных операций. Таким образом, процесс создания метафоры невозможен без мышления.

    Другой достойный внимания аспект, находящий своё отражение в определениях метафоры – это её символическая природа. Необходимо отметить, что этот вид символического языка берёт своё начало в религиозных традициях. Тексты Библии и Каббалы, буддистские притчи-коаны и народный фольклор – обилие метафор в перечисленных источниках позволяет нам делать выводы о том, что метафора – достаточно древний способ коммуникации и воздействия на сознание человека. Поэтому и в психологической практике метафора появилась совсем не случайно.

    Мы можем заключить, что все описанные аспекты метафоры определили возможность использования метафор в психотерапии. К ним относятся следующие характеристики:

    1) перенос свойств по принципу подобия;

    2) инструмент познания;

    3) способ коммуникации;

    4) средство воздействия;

    Кроме того, хочется обратить внимание на то положение, которое метафора занимает в психологии. Нельзя не согласиться, что метафоре в науке о душе отводится большая роль.

    Во-первых, отметим, что «все слова психологии суть метафоры, взятые из пространств мира» как убеждал нас Л.С. Выготский. [15, с. 369] А если продолжать эту мысль, вспомним, что каждое направление в психологической науке, будь то аналитическая психология или бихевиоризм, нередко вводит собственные метафоры. [17, с.5] В первом случае, это могут быть метафоры цензуры и психологических защит, во втором – «черный ящик» для обозначения психики.

    Во-вторых, в психологии не только сами изучаемые понятия являются метафорами, но и трактовка психологических терминов во многом метафорична. Так мы рассматриваем внимание в контексте метафоры прожектора, сознание представляем в виде потока, а структуру психики, по мысли З. Фрейда, – в виде айсберга.

    Наконец, в-третьих, метафора высоко зарекомендовала себя в психологической практике. Психотерапевты и консультанты нередко прибегают к работе с образами и метафорами ради наилучшего понимания проблемы и личности клиента, а также для достижения позитивных изменений.

    Таким образом, становлению метафоры в консультативной практике предшествовала большая эволюция данного понятия, точкой отсчёта которой являются риторика и ораторское искусство. Далее силами филологов, лингвистов и представителей когнитивной науки метафора повысила свой авторитет как инструмент познания действительности. Обращение психологов к мифам и сказкам ещё сильнее укрепило связь между образными средствами языка и оказанием психологической помощи клиентам, что, в свою очередь, проложило дорогу использованию метафор в психотерапии.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта