Главная страница

Метафорический перифраз как форма выражения


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеМетафорический перифраз как форма выражения
Дата28.01.2023
Размер1.27 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMetaforicheskij_perifraz_kak_forma_vyrazheniya_problemnoj_situac.docx
ТипДокументы
#909732
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1.1.4.Процесс создания метафоры



Первое, что бросается в глаза при изучении того, как опытные психотерапевты создают метафоры – это отсутствие описания самой процедуры появления терапевтических метафор. Наличие подобного факта не вызывает удивления по ряду причин. Во-первых, психология на сегодняшний день характеризуется внушительным разрывом между теорией и практикой. Вследствие чего, недостаток стандартизации процесса создания метафоры, не кажется столь неожиданным, а напротив, вполне закономерен ввиду методологического кризиса в психологии.

Во-вторых, исследований метафор в психотерапии как таковых почти нет. Более того, Ф. Баркер заявляет о невозможности таких работ, поскольку проведение контролируемого исследования по данной теме, задача почти нерешаемая. [8., с.33]

Причины могут скрываться в самом феномене метафоры. Возможно, она является понятием труднооперационализируемым и потому психологи и психотерапевты, использующие её в своей работе, не стремятся придать примерам из собственной практики более однородную и целостную структуру. Отчасти такому пониманию способствует идея о некоем таинстве любого символического объекта. Любопытна в данном контексте мысль Дж. Холлиса. Он пишет, что убеждённость в возможности буквального истолкования мифа, метафоры, символа равноценна идолопоклонничеству. В поиске точной интерпретации человек оставляет бескрайний простор тайны, предпочитая таинству смысла порождённую этим истолкованием его ортодоксальную форму.[55, с.12]

Похожей точки зрения придерживался и психотерапевт М. Эриксон, никогда не переводил клиенту задуманные метафоры с бессознательного языка на сознательный, веря, что такого рода редукция «всё равно, что пересказывать пьесу Шекспира одним предложением». [58, с. 31-32]

Несмотря на вышесказанное, принимались попытки облечь в методологическую форму умозрительные рассуждения именитых психологов. Например, В. И. Павленко объединил разрозненные представления разных авторов в виде пяти основных этапов создания метафоры. [36]

  1. Обозначение проблемы клиента.

  2. Выделение опорных точек и главных героев истории.

  3. Подбор терапевтом истории, созвучной услышанной от клиента.

  4. Определение наиболее конструктивного выхода из сложившейся ситуации и опыта, который в результате должен будет приобрести клиент.

  5. Создание на основе имеющейся структуры увлекательной истории, снижающей тревогу и сопротивление клиента.

Несколько короче сформулировал основные этапы процесса создания метафоры И.В. Юрченко. [60, с. 251] Им выделено три момента:

  1. Поиск необходимой информации о проблеме клиента, прояснение запроса

  2. Создание метафоры

  3. Изложение метафоры клиенту

Стоит подчеркнуть, что особой разницы в видениях Павленко и Юрченко нет, однако тенденция к упрощению описания процесса метафоротворчества в психотерапии говорит о стойком нежелании как теоретиков, так и психологов-практиков операционализировать процедуру создания метафоры.

Любопытно, что наиболее полный и детализированный подход к пониманию создания метафор характерен для сторонников нейролингвистического программирования. Прописываются основные этапы создания метафоры, цель и главные правила конструирования. Кроме того, выделяются три компонента, участвующих в создании психотерапевтической метафоры. (9, с. 146)

  1. Трансдеривационный поиск

  2. Замена референтных индексов

  3. Изоморфизм

Процесс создания метафоры в контексте данного направления можно описать следующим образом. Услышав метафору, клиент сначала осуществляет поиск на соответствие прозвучавшей истории собственной модели мира. Затем, обнаружив в своём опыте подходящие элементы сенсорных репрезентаций, клиент, по замыслу психотерапевта, под действием символов, заложенных в метафоре, подвергается искажению ранее имеющихся представлений о реальности. Так, например, психолог, рассказав историю, главным героем которой является храбрый лев, может добиться повышению у клиента уверенности в себе. Ещё одним компонентом, отличающим хорошую метафору, является сходство рассказанной истории и истории жизни клиента. Важно, чтобы главные персонажи и события в истории напоминали клиенту его жизненную ситуацию. [9, с.146-148]

На наличие особых правил в создании метафоры указывает И. В. Юрченко. Во-первых, важно увидеть и понять картину мира клиента, «говорить на языке клиента», определив особенности работы его модальностей, обратить внимание на типы реагирования и т.п. Во-вторых, психотерапевту следует подбирать для работы с клиентом такую метафору, чтобы она несла в себе ресурс для этого конкретного клиента, поскольку то, то может быть полезно для одного человека, вовсе не обязательно окажется таковым и для другого. [60, с.248]

Как мы видим, описанные правила отсылают нас к индивидуальному подходу к клиенту в процессе создания метафоры. Возможно, в нём и кроется причина, по которой так мало написано о процессуальной стороне психотерапевтической метафоры: хорошие и эффективные метафоры получаются не тогда, когда терапевт ограничен заданным алгоритмом действий, правил и этапов, а когда терапевт свободен и потому готов анализировать ситуацию каждого нового клиента с позиции уникальности. Соответственно, самые удачные метафоры не могут штамповаться внутри массивного конвейера психологической теории, они рождаются «здесь и сейчас», неповторимыми и оригинальными.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта