Методическая разработка деятельность педагога в становлении и развитии сюжетноролевой игры детей
![]()
|
2.2 Организация работы по развитию сюжетно-ролевых игрНа основе полученных ранее данных в ходе констатирующего этапа, мы определили задачи формирующего эксперимента: 1. Разработать систему консультаций, направленных на повышение теоретического и профессионального уровня педагогов. 2. Внедрить ее в практику работы дошкольного учреждения. 3. Создать соответствующие условия. Были определены условия, которые, на наш взгляд, помогут обеспечить эффективность консультирования: использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами методической работы (дискуссия, деловая игра, тренинг); строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов; обеспечить активную позицию педагога при организации консультирования (создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества, овладения практическими приемами). Этапы работы: 1) Дать воспитателям представления о специфике и условиях развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. 2) Организация методической работы направленной на формирование умений и навыков организации предметно-развивающей среды, как фактора обогащения самостоятельных сюжетных игр детей. 3) Знакомство воспитателей с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. В связи с обозначенными этапами работы, первую консультацию мы провели в традиционной форме, осветив вопросы: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка. Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Условия обогащения сюжетно-ролевой игры. Первый вопрос раскрывался с привлечением педагогов к беседе, с целью вовлечения их к анализу своего опыта. Консультация помогла раскрыть психолого-педагогические аспекты влияния сюжетной игры на развитие личности ребенка, этапах и условиях развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста. Следующий вопрос, которому мы посветили дальнейшую методическую работу: организация предметно-игровой среды как фактора обогащения сюжетно-ролевой игры. Перед проведением консультации педагогам было предложена литература для самостоятельного изучения: Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993; Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении // Обруч. – 1997. – №3; Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – выпуск четвертый. В ходе консультации рассматривались следующие вопросы: Значение предметно-развивающей среды в организации самостоятельной игровой деятельности детей. Принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Воспитателем было предложено обсудить следующие вопросы: 1) Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? 2) Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию? 3) Какова взаимосвязь между правильно организованной предметно-игровой среды и развитием сюжетно-ролевой игры? Вся эта работа заставила задуматься педагогов о специфике игры, позволила понять, что в младшем дошкольном возрасте предметная среда, часто является стимулом к выполнению игровых действий, формированию замысла. В старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечить динамичность среды в соответствии с игровым замыслом (возможность приспосабливать, передвигать мебель), т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога – эти вопросы были новыми для воспитателей, приверженных многим стереотипам. В результате проделанной методической работы по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У педагогов повысился интерес к методической литературе, к новым знаниям. С целью повышения уровня педагогической культуры родителей было проведено родительское собрание «Игра – не забава». Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома использовалось анкетирование родителей. Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания. Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Если до этого дети только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом, то после – шли «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Таким образом, закреплялись знания, полученные на занятиях по валеологии. Очень важную роль сыграло вовлечение воспитателя в игру. Вначале педагог играл роль врача, у него была медсестра, которая исполняла указания педагога-«врача»: «Измерь температуру больного. Выпиши направления на анализ крови» и т.д. Дети прислушивались к тому, как «врач» разговаривал с больными. После они сами играли все роли. Когда возникала необходимость, воспитатель уже в другой роли входил в игру. Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали - посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности. Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у дошкольников экспериментальной группы наибольшую заинтересованность. Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную». Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др. Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Если мы видели, что все сценарии начинали надоедать детям, то мы предлагали новые игры. В одном из таких случаев мы предложили детям поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, сточки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре. Подводя итого, проведенной работы на формирующем эксперименте нами была организована и показана воспитателям других групп ДОУ и родителям сюжетно-ролевая игра «Почта. На помощь доктору Айболиту!» (Приложение 5). Итак, проведенная работа на формирующем эксперименте позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр. |