Главная страница
Навигация по странице:

  • §1.5. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений младших школьников

  • vkr-pdf белоногова. Методические рекомендации для формирования коммуникативных умений младших школьников Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы Приложение


    Скачать 1.32 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации для формирования коммуникативных умений младших школьников Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы Приложение
    Дата02.03.2023
    Размер1.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаvkr-pdf белоногова.pdf
    ТипМетодические рекомендации
    #965497
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    §1.3. Проблемы развития коммуникативных умений в начальной школе Наблюдая за характерными особенностями общения детей младшего школьного возраста, становится ясно, что в настоящей жизни не всегда существует картина полного, результативного, соответствующего норме общения взаимодействия. В большинстве случаев дети испытывают коммуникативные трудности, осложняющие процесс межличностного взаимодействия. Основными коммуникативными проблемами детей младшего школьного возраста можно определить трудности вступления в контакт трудности в эмпатии; трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребёнка [23]. Одной из причин возникновения коммуникативных трудностей является неблагополучная обстановка в семье, которая может проявляться в противоречивости и непоследовательности воспитания. Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам Звездный ребенок Любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
    "Паинька-детка". В этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие. Трудный ребенок Он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.

    24 Золушка Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенными завистливым [23]. На развитие коммуникативных навыков у детей влияет также и темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их отличает легкость в общении и эмоциональность холерики обладают ярко выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и неспособны к самоконтролю флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно неуверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью. Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и наследственные заболевания. Таким образом, вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратко сформулированных определениях как
    - эгоизм - упрямство - неуравновешенность - агрессивность, жестокость, - неуверенность в себе (застенчивость - страхи - отсутствие друзей - не ходит гулять, т.к. на него не обращают внимания.
    §1.4. Способы и приёмы развития коммуникативных умений младших школьников Коммуникативные универсальные учебные действия входят в состав универсальных учебных действий.Они должны обеспечивать стремление ученика к совместной работе, которая невозможна без умений слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, основанную на взаимном контроле, на умении договариваться, то есть на умении участвовать в конструктивном диалоге. Диалог как обмен мыслями является одним из способов учебного взаимодействия и тем методическим контекстом, в котором обучающиеся выбирают наилучшие средства с целью успешного решения

    25 коммуникативных задач, ориентируются на мнение партнера, точно выражают собственное мнение и позицию. Методические примы, которые помогают добиваться задач формирования коммуникативных УУД:
    1. Приём самостоятельного конструирования определений.
    2. Приём конструирования вопросов
    3. Метод вживания позволяет ученику переселиться в изучаемый объект, перевоплотиться в него, чтобы почувствовать, понять изнутри.
    4. Прием Чтение с пометками предполагает живой диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема заключается в том, что учащиеся, читая текст, делают на полях различные пометки
    5. Метод "Если бы...»,предлагает ученикам составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится [11]. Кроме этого, с целью формирования коммуникативных способностей актуальна групповая форма работы т.к. именно она, обладает наибольшими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями. Группа в толковом словаре русского языка СИ. Ожегова определяется как совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности В психологии группу рассматривают как небольшое количество людей, выделяемых последующим общим для них признакам общее дело, хорошее личное знание друг друга, непосредственное взаимодействие в совместной деятельности, чувство мы По определению ГМ. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, групповая форма работы – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых

    26 групп, работающих как над общими, таки над специфическими заданиями педагога Данная форма обучения способствует формированию положительной мотивации учения росту познавательной активности и самостоятельности учащихся глубине, прочности и сознательности усвоения знаний накоплению опыта согласия, поддержки и партнерства среди обучающихся, совместно выполняющих учебное задание поданным И.М.Чередова, в классах, где регулярно применяются групповые формы обучения, учащиеся проявляют стремление к оказанию поддержки, помощи в этих классах у большинства обучающихся развито чувство товарищеской взаимопомощи ; переходу от субъектно-объектного к субъектно-субъектному типу взаимодействия увеличению работоспособности и темпа выполнения учебного задания интенсификации общения среди учащихся посредством обмена информацией, мыслями и оценочными суждениями [25]. В первую очередь группа образуется ради достижения определенного результата, а не ради правильного взаимодействия. Правильная организация коммуникации – лишь способ, с помощью которого можно достичь нужной цели. Тем не менее, члены группы участвуют в беседах, учатся высказывать своё мнение. В учебных группах ребята учатся объяснять учебный материал партнёрам по группе. Для того чтобы работа в группе была более продуктивной и результативной, необходимо анализировать свои действия, выявлять затруднения и неудачи, искать методы способствующие совершенствованию деятельности группы в целом и каждого из ее участников. Этой цели служит процедура рефлексии учебной работы.

    27
    Групповая рефлексия – организованный и сознательно направляемый процесс, при котором члены группы обговаривают, в какой степени им удалось достичь поставленных целей и сформировать групповые отношения К групповым формам относят также парную работу учащихся, так как она сохраняет все признаки групповой работы сотрудничество учащихся в парах, роль учителя – опосредованное руководство через инструктажи, инструкции Только в совместной деятельности входе решения проблемы и возникновению спорных моментов появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в помощи. Когда дети работают в группах, становятся явными все межличностные отношения, существующие в классе. Проявляются эмоциональные и деловые лидеры, отвергнутые, ведущие и ведомые. Помимо уроков, учебно-воспитательный процесс, включает в себя внеурочную и внеклассную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Внеурочная работа способствует удовлетворению потребности ребенка в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, вовремя школьных вечеров и т.д. Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка

    18


    28 К формам организации внеклассной работы относятся беседа, конкурсы, викторина, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т.д. Одним из важных способов развития коммуникативных умений является игра.
    Н.К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью
    [17]. АС. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность [17].
    Г.В. Плеханов, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. По его мнению, игра является средством подготовки к труду, средством воспитания. Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность игра – образное, действенное отражение жизни. В педагогической литературе понимание игры как отражение действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.
    Ушинским. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь Под ред. А.В. Петровского и МГ. Ярошевского, 1990). В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивает ее добровольностью, возможностями выбора и

    29 элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят а) роли, взятые на себя играющими 2) игровые действия как средство реализации этих ролей в) игровое употребление предметов, те. замещение реальных вещей игровыми, условными г) реальные отношения между играющими д) сюжет содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что возможности применения различных форм коллективной деятельности в развитии коммуникативных умений велики.
    §1.5.
    Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений младших школьников
    Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра, представляющая собой деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых ив обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых. Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является ее самостоятельный и творческий характер, это объясняется тем, что школьники создают игру сами. Как пишет ДБ. Эльконин, ролевая игра зарождается на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым. В процессе данного вида игры ребенок принимает на себя роль взрослого, пытаясь воспроизвести его жизнь, деятельность и взаимоотношения с другими людьми [21].
    С.Л. Рубинштейн отмечал, что сюжетно-ролевая игра является спонтанным проявлением ребенка ив тоже время она строится на взаимодействии ребенка со взрослым [15]. Ученый отмечал, что игре присущи такие основные черты, как эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

    30 Одной из особенностей сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Таким образом, характерными признаками сюжетно-ролевой игры являются тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Сюжет является главным компонентом в сюжетно-ролевой игре, без него невозможен процесс игры. ДБ. Эльконин писал Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх
    [21]. В сюжете игры отражаются определенные условия жизни ребенка, то что его окружает. Изменение сюжета происходит в зависимости от этих условий, а также, при расширении кругозора ребенка и знакомства его с окружающим миром. Сюжеты детских игр бывают достаточно разнообразны. Существует несколько классификаций игр в зависимости от их сюжета. Достаточно подробно, они описаны в работах ДБ. Эльконина. Все сюжеты игр можно разделить на
    1) Бытовые (дом, праздники, семья) – в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о взаимоотношениях и видах деятельности своих сверстников и взрослых.
    2) Производственные и общественные (школа, почта, завод, милиция, цирк, театр, транспорт, библиотека парикмахерская) - в данных играх сюжет основывается на окружающей жизни ребенка, а них отражается профессиональный труд людей
    3) Патриотические – в играх отражаются темы, связанные с героическими подвигами нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.
    4) Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач
    – данные сюжеты игр основаны на эпизодах литературных произведений, мультфильмах, кино. В этих играх дошкольники

    31 воспроизводят сюжет, подражают действиям героев, отражая их поведение характер и взаимоотношения с другими персонажами.
    5) Режиссерские игры – в процессе данной игры ребенок совершает определенные действия с использованием кукол. Эти действия могут совершаться как от лица куклы, таки от лица самого ребенка. Участники режиссерской игры заранее продумывают сценарий, в основе которого могут лежать эпизоды из мультфильмов, сказок, рассказов, или же сюжеты могут содержать моменты из собственной жизни дошкольника. Дети учат кукол действовать в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их различными литературными или воображаемыми признаками. Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, гаджетами. На игру остается очень мало времени. Тем не менее, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия Больница, Магазин, Семья, Гости, Библиотека. У школьников XXI века появились новые роли банкир, менеджер, визажист, агент, клиент, оператор и т.д. Появляются также и новые сюжетно-ролевые игры : Салон сотовой связи, Салон красоты, Служба спасения, Банки т.д. Также современные дети предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, мультфильмов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение и компьютерные игры оказывают наибольшее влияние на воображение школьников (Человек- паук, Энгрибердс, куклы Монстр хай и т.д.). Современный ребенок стремится отражать в сюжетно-ролевых играх ту социальную действительность, в которой он живет ив которой развивается. Тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума.

    32 Часто детине знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим (как это было раньше- дворовые игры. Задача педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие совместную игру учителя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую учитель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений. Исходя из вышесказанного, определим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры
    1. Выбор игры. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.
    2. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Приступая к разработке плана организации игровой деятельности, учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.
    3. Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка. Учитель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

    33 4. Создание воображаемой ситуации. Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.
    5. Распределение ролей. При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре учитель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что ив развернутой творческой игре он стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
    6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, учителю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.
    7. Сохранение игровой ситуации. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса
    1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию
    2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива
    3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
    4) Входе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры
    5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива

    34 8. Завершение игр. Педагог, разрабатывая план игры, должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка? Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию. В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
    "Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого- либоперсонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

    35 Выводы по 1 главе Проанализировав литературу по проблеме исследования можно сделать выводы
    1) Общение
    – сложная специфическая целенаправленная деятельность, которой невозможно реализоваться в полной силе без коммуникативных умений.
    2) Критериями и показателями сформированности коммуникативных умений младших школьников являются адекватность поведения в конфликтных ситуациях, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации проявление инициативы в общении со сверстниками, регулировка своих эмоциональных проявлений.
    3) Вся совокупность проблем связанных с развитием коммуникативных умений младших школьников может выражаться в таких кратко сформулированных определениях как
    - эгоизм - упрямство - неуравновешенность - агрессивность, жестокость - неуверенность в себе (застенчивость страхи - отсутствие друзей - не ходит гулять, т.к. на него не обращают внимания.
    4) Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что возможности применения различных форм коллективной деятельности в развитии коммуникативных умений велики.
    5) Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра, представляющая собой деятельность, в результате которой дети берут на себя роль взрослых ив обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых. Основная особенность сюжетно - ролевой игры – это наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Таким образом, характерными признаками сюжетно-ролевой игры являются тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

    36 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у младших школьников

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта