Метод рек УИИ. Методические рекомендации по организации психологической работы с осужденными, состоящими на учете в уголовноисполнительных инспекциях
Скачать 1.47 Mb.
|
Метод цветовых метафор может включать и другие диагностические категории и показатели в зависимости от конкретных задач исследования. Для групповой обработки данных, полученных с помощью методики цветовых метафор Соломина, используется компьютерная программа COLOR4. Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь»5 реализует современный подход к психологической диагностике и консультированию клиентов. Методика позволяет выявлять эмоциональное состояние человека, некоторые особенности его темперамента и характера, специфику представлений о своей жизни и отношений к ней, определять личностные проблемы и возможные способы их решения, формулировать цели и планировать пути их достижения. Методика состоит из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка и обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. Методика отличается наглядностью, практичностью, доступностью и удобством использования, экономичностью, гибкостью и глубиной получаемой информации. Она также дает возможность оценить эффективность психологической помощи (консультационной и коррекционной работы). Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика облегчает установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации. Инструкция: «Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника. О чем Вы думаете? Что Вы чувствуете? Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться?» Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий проведения методики. Это:
Проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики регистрируются на бланке. Это дополнительный источник диагностической информации (см Приложение 1). Показатели результатов выполнения методики можно условно разделить на две больших категории: 1.Формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено. Они являются неспецифическими относительно темы изображения, могут качественно или количественно характеризовать любой рисунок независимо от его содержания. К формальным показателям относятся такие характеристики рисунков, как: положение листа, положение рисунка на листе, размеры рисунка, общая форма рисунка, характер линий и нажим, наличие штриховки, количество деталей, наличие надписей и т.д. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики по своим диагностическим характеристикам приближаются к формальным. 2.Показатели, характеризующие содержание изображения. Они тесно связаны с темой изображения и не дают возможности сравнивать между собой рисунки разной тематики. Для описания рисунков, различающихся по своей теме, требуются свои собственные содержательные показатели. К содержательным показателям методики рисуночных метафор «Жизненный путь» относятся: вид на жизненный путь, точка зрения наблюдателя, ракурс; наличие и особенности дороги (длина, перекрестки, повороты и т.д.); направление движения; препятствия (ямы, стены, подъемы и спуски и т. д.); окружающие предметы (строения, двери, мосты, техника и т. д.); ориентиры, указатели, таблички; явления природы (растения, животные, атмосферные явления и т. д.); наличие и характеристики путника; наличие и особенности других людей; содержание текста, символов и т. д. Формальные показатели в большей степени связаны с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, чертами темперамента и характера личности, а также с эмоциональным состоянием человека. Содержательные характеристики в большей мере указывают на особенности представлений и отношений человека, конкретное содержание его проблем. В основе интерпретации формальных показателей лежит концепция миокинетической психодиагностики Е. Миры-и-Лопеса (таблица 3). Таблица 3. Соотношение показателей личности в тесте миокинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса и в рисуночных методиках.
Существует корреляция между чертами личности, привычными действиями, движениями и доминирующими группами мышц. Каждый акт поведения требует определенного мышечного напряжения и изменяет его равновесие. Нарушение психического равновесия и нарушение мышечного равновесия – это два аспекта одного и того же процесса. Другие формальные показатели также связаны с индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием человека. Так, сила нажима прямо пропорциональна степени мышечного и эмоционального напряжения. Наличие, площадь и интенсивность штриховки являются индикатором степени тревоги и беспокойства человека. Особое внимание следует уделить качеству изображения, его подробности и количеству деталей, которые свидетельствуют о времени и количестве усилий, затраченных на выполнение рисунка, и, следовательно, о степени заинтересованности и мотивированности человека. Для каждого эмоционального состояния существует определенный комплекс формальных показателей, которые проявляются в результате изобразительной деятельности (таблица 4). Таблица 4. Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными индикаторами различных эмоциональных состояний
В отличие от формальных характеристик, по содержательным признакам изображения, как правило, трудно с достаточной степенью достоверности и надежности судить об особенностях личности клиента. Однако содержательные показатели могут служить существенным материалом для обсуждения, в процессе которого уточняется их диагностический смысл. Содержательные показатели наиболее тесно связаны с характером представлений клиента и отношений к себе, своей жизни, своим затруднениям и возможностям. Содержательные показатели дают возможность формулировать гипотезы о специфике отношений к различным сторонам жизни человека. Однако в большинстве случаев подобные гипотезы нуждаются в проверке. При анализе содержательных показателей наиболее эффективным может быть не столько обсуждение всех подряд деталей изображения, сколько акцентирование внимания на отличающихся деталях (табл. 5). Различные детали изображения жизненного пути рисуются клиентом по-разному. В зависимости от того, какие конкретно детали нарисованы наиболее подробно, тщательно и аккуратно, мы можем сделать выводы о том, что в жизни клиента является наиболее привлекательным, что ему нравится. Если какие-то детали изображены более крупно по сравнению с другими, они могут указывать на то, от чего клиент в наибольшей степени зависит, что является для него наиболее значимым. Заштрихованные или выделенные сильным нажимом детали являются косвенным признаком источников страха или эмоционального напряжения. При этом штриховкой можно считать любое заполнение замкнутого контура, даже если оно имеет функциональный смысл, например, отражает цвет, фактуру или тень. В некоторых случаях обращает на себя внимание именно отсутствие детали, например, отсутствие путника, которое может указывать на вытеснение клиентом проблем, связанных с его собственной личностью. Таблица 5. Способы интерпретации отдельных деталей изображений.
Изображение жизненного пути представляет метафорическую модель (образное сравнение, уподобление) реального жизненного пути клиента. Между элементами изображения, с одной стороны, и лицами, действиями, объектами и событиями подлинной жизни клиента, с другой стороны, может существовать некоторое соответствие. И если мы в состоянии выявить отношение клиента к тем или иным деталям изображения, то мы можем предположить, что его отношение к аналогичным предметам или явлениям в реальной жизни имеет сходный характер. Основной стратегией обсуждения результатов методики является выявление целей, проблем и ресурсов клиента через цели, проблемы и ресурсы персонажа. Таким образом, тремя главными задачами обсуждения является помощь клиенту в выяснении: • собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни; •содержания проблем клиента, препятствий, того, что мешает ему достичь поставленных целей; •ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем. Содержание обсуждения, не связанное, так или иначе, с данными тремя задачами, может затягивать процесс консультирования и уводить его в сторону, то есть снижать его эффективность. Поэтому периодически в процессе обсуждения следует задавать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?» В качестве основной тактики является последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживаниям и поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом обсуждаются особенности изображения, затем консультант использует один из показателей изображения для того, чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. Использование в начале беседы с клиентом рисуночных метафор позволяет избежать излишней тревоги и сопротивления клиента, поскольку ситуация не воспринимается им как угрожающая. Напротив, опыт показывает, что клиент может испытывать повышенный интерес, удивление и даже радостные чувства, которые повышают его готовность к откровенному обсуждению его подлинных переживаний и отношений. Таким образом, клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их разрешения за счет подключения фантазии и творческого воображения, но и получить удовлетворение от общения. Модель обсуждения зависит от того, какие показатели используются для беседы с клиентом: формальные или содержательные. Но независимо от модели обсуждение начинается с общих вопросов, направленных на достройку метафоры: психолог уточняет содержание изображения в целом и отдельных его деталей. Клиент, включаясь в процесс, актуализирует механизмы фантазии и при необходимости дополняет недостающие детали. При этом можно использовать следующие вопросы:
Количество, состав и последовательность вопросов не являются стандартными, они могут определяться консультантом, исходя из его опыта, привычек, субъективных предпочтений, особенностей изображения, состояния клиента, содержания его проблем и т. д. Достройка метафоры заканчивается, когда консультант выясняет общий смысл изображения и смысл непонятных для него деталей, а клиент вживается в образ. Уже на этом этапе в сознании клиента может произойти понимание некоторых особенностей его поведения, переживаний, отношений и проблем. Далее начинается обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания. Происходит это обсуждение циклически. Консультант обращает внимание клиента на какой-либо формальный или содержательный показатель изображения, деталь, признак или особенность изображения. Если это формальный показатель, то задаются вопросы о причинах этого показателя (Чем вызвано возникновение этого показателя? Что помешало клиенту действовать иначе? Что случилось бы, если бы клиент действовал иначе?) с целью выявления и обсуждения чувств клиента, возникающих в процессе рисования, или вопросы, направленные на выяснение других ситуаций, в которых возникают подобные чувства (Когда и где, в каких еще случаях клиент чувствует то же самое? К чему это приводит?). Обсуждение содержания ситуаций, приводящих к возникновению этих чувств, последствий и значения этих чувств помогает клиенту понять, что именно его собственные чувства и переживания являются основным источником проблем и в то же время ресурсом, помогающим решать другие проблемы. Если это содержательный показатель, то относительно соответствующей детали задаются вопросы о том, какой смысл имеет соответствующая деталь, (Что означает эта деталь для персонажа?) с целью выяснения является ли она (деталь) для персонажа источником проблем или ресурсом. По возможности выясняется альтернативный смысл этой же детали (Что еще значит эта деталь для персонажа?) с целью формирования представления клиента о том, что одно и то же явление может рассматриваться одновременно и как источник проблем, и как ресурс. Устанавливается аналогия данной детали с условиями реальной жизни клиента (Чему или кому соответствует эта деталь в жизни клиента?) Обсуждается, как воспринимаются клиентом эти реальные условия, как препятствующие или как способствующие достижению целей для расширения представлений клиента о причинах проблем и о способах их решения. Обсуждение формального или содержательного показателя с клиентом прекращается в следующих случаях: получение некоторого позитивного результата; исчерпание темы без достижения заметного результата; возникновение сопротивления клиента, которое может быть вызвано негативными переживаниями в связи с этой темой и может проявляться в отказе от обсуждения или попытке переключиться на другую тему. Затем выбирается другой показатель для обсуждения и цикл повторяется. Окончание времени консультационной сессии, улучшение понимания клиентом своих целей, проблем и ресурсов, удовлетворенность клиента – причины завершения обсуждения результатов методики рисуночных метафор. Наиболее характерные ошибки консультантов, начинающих работать с методикой рисуночных метафор:
|