Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Игровые технологии: понятие, сущность, значение в учебном процессе

  • Курсовая работа. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием игровых технологий по дисциплине налоги 21


    Скачать 59.36 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по проведению занятий с использованием игровых технологий по дисциплине налоги 21
    АнкорКурсовая работа
    Дата17.06.2022
    Размер59.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAryslanova.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #598288
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ

    1.1 Игровые технологии: понятие, сущность, значение в учебном процессе


    В современных условиях особенность обучения в образовательных учреждениях СПО во многом определяется нарастающим объемом информации, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. В связи с этим серьезному переосмыслению подвергается традиционно сложившийся процесс обучения в образовательных учреждениях СПО и в целом учебная деятельность обучающихся, что определяет необходимость поиска технологий обучения, способствующих активной позиции обучающихся в данном процессе. И одной из наиболее интересных представляется игровая технология обучения. «Технология» как научный термин берет свое начало от греческого «tehne» (искусство, мастерство и умение) и «logos» (наука) [16].

    В дальнейшем понятие «технология» стало достаточно широко использоваться и в других сферах деятельности, т.е. приобрело более широкое толкование. По выражению Г.К. Селевко, технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знания. В настоящее же время понятие «технология» используется не только в промышленности, но также в области науки и образования [34].

    Технология с одной стороны связана с определенной системой деятельности, включающей те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности, систему средств, обеспечивающих ее реализацию. С другой стороны, введение новой технологии ведет к изменению не только самой деятельности, но и вызывает существенную перестройку целевых установок, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации.

    Изучение и анализ научно-педагогической литературы показали, что понятие «педагогическая технология» у многих авторов имеет разное толкование, например у Е.В. Евпловой: «Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» [12, с. 100].

    Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [4].

    При этом В.С. Безрукова под объектом педагогической технологии понимает структуру и логику конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями [5].

    В нашем понимании технология – это цепочка действий и операций, ориентированных на результат. Из приведенных выше характеристик можно выделить наиболее существенные признаки и характеристики педагогических технологий:

     технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основу которого положена определенная методологическая, дидактическая, психологическая, философская позиция авторов или авторского коллектива;

     технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами;

     технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, и использования технических, в том числе компьютерных средств обучения;

     любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на это средств и труда;

     педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут быть воспроизведены любым педагогом и обеспечат достижение намеченных результатов всеми учащимися;

     технологии обучения непременно включают в себя различные диагностические (дидактические, психологические, социометрические и др.) процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса [11]. Непосредственно проблема педагогических технологий обучения раскрывалась в работах И.И. Ильина, И.В. Борисовой, А.С. Дербицкого, А.М. Доронина, В.В. Жузеева [4].

    Технология обучения определяется, как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые педагогические технологии. Н.П. Любушин считает, что игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры [17].

    В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

    Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого, в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определением ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но, к настоящему моменту, научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами [20].

    Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие не принимают игру, не считают ее особым или самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют [1].

    Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен опыт, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С одной стороны, это вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности [19].

    Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современных образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

     в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

     как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

     в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

     как технология внеучебной работы [5].

    Деятельность обучающихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе. Е.В. Евплова отмечает, что реализация игровых приемов и ситуаций при учебных занятиях происходит по таким основным направлениям:

     дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

     учебная деятельность подчиняется правилам игры;

     учебный материал используется в качестве ее средства;

     в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

     успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [12].

    При использовании игровых технологий на учебных занятиях необходимо соблюдение следующих условий:

     соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;  доступность для учащихся данного возраста;

     умеренность в использовании игр на занятиях [39].

    Можно выделить такие виды учебных занятий с использованием игровых технологий:

     ролевые игры на занятии;

     игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие-КВН);

     игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (занятии);

     использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

     различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных групп [7].

    Подготовка специалистов, отвечающих требованиям времени одна из важнейших задач профессионального образования. И сегодня в центре внимания ученых стоит вопрос: как организовать учебный процесс, чтобы сформировать у обучающихся активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции их жизненного и профессионального самоопределения [5].

    На данный момент реализация требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций невозможна без применения альтернативных технологий: проблемное, разноуровневое, проектное обучение, применение игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления [6].

    Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация 14 игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер [3].

    Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске [44]. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии. Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве занятия или его части; как технология внеклассной работы.

    Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [9]. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, поскольку имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции обучающегося в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. По мнению И.И. Ильиной значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании [13].

    Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе – они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, а именно, правильно организованная с учётом специфики материала игра:

     тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;

     учит работать в команде, коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами, в процессе выполнения заданий группового характера;

     учит организовывать собственную деятельность, определять методы решения игровых задач, оценивать их эффективность и качество;

     стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к будущей профессии;

     учит устанавливать связи между различными сферами профессиональной деятельности и параметрами, которые в конкретной деятельности в явном виде не проявляются;

     стимулирует к принятию решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений [17].

    Сегодня традиционный подход оказывается недостаточным, поскольку социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенция» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

    Игровые технологии в профессионально-ориентированном обучении выполняют развивающую, познавательную функции. Итак, подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала студенческой молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития. Одно из важных средств формирования конкурентноспособной личности – применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Спектр данных методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям. Игровые технологии не подменяют традиционные методы обучения, расширяя педагогический арсенал преподавателя, позволяют более эффективно достигать поставленной цели конкретного занятия и всего учебного курса.

    Таким образом, понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным образовательным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта