Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие № 5. « Основные понятия немецкой классической философии». Работа с философским словарем. Вопросы для обсуждения

  • Методические рекомендации

  • Практическое занятие № 6. Материалистическая и идеалистическая диалектика. Цель занятия

  • Краткие теоретические сведения

  • Практическое занятие № 7. «Философия экзистенциализма и психоанализа» (работа с философским словарем). Основные понятия

  • Рекомендуемая литература

  • Практическое занятие №8. «Поиск смысла жизни в экзистенциализме». Вопросы для обсуждения

  • Практическое занятие № 9. «Э. Фромм «Душа человека»; В. С. Соловьёв «Русская идея». Работа с текстами. 1 часть Ход занятия

  • Эрих Фромм: Душа человека

  • лл. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы философии


    Скачать 342 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы философии
    Дата17.06.2022
    Размер342 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOGSE_01_Osnovy_filosofii_Prak_rab.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #599011
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Ход выполнения работы

    1. Познакомьтесь с краткими теоретическими сведениями о философии средних веков.

    2. Раскройте значение понятий: «религия», «теоцентризм», «монотеизм», «политеизм», «догматизм», «креационизм», «откровение», «патристика», «схоластика».

    3. Определите особенности средневековой философии. Почему философию средних веков называли «служанкой» богословия?
    4. Покажите отличие града божьего от града земного согласно учению А. Августина.

    5. Определите важнейшие идеи Фомы Аквинского. Каковы его основные работы?

    6. Покажите сущность реализма и номинализма в средневековой философии.
    Контрольные вопросы

    1. Каковы особенности развития средневековой философии?

    2. Какие важнейшие признаки философии средних веков раскрывают

    ее содержание?

    3. Приведите основные доказательства бытия Бога, которые приводили

    в своем учении представители средневековой философии.

    4.1. Установите соответствие между принципами философии средних веков и их сущностью:

    1) догматизм а) исходный пункт философии;

    2) креационизм б) принцип онтологии;

    3) откровение в) принцип гносеологии.

    4.2. Для средних веков характерны следующие подходы к философии:

    (несколько вариантов ответов)

    А) Схоластический Б) натуралистический

    В) Биологический Г) богословский
    Литература

    1. Августин. Исповедь [Текст]/ Августин Аврелий. - М.: 2015.

    2. Аристотель. Метафизика (кн. 1). // Соч. в 4 томах. Т. 1. М.:2016.

    3. Бергсон, А. Два источника морали и религии [Текст]: пер. с фр. / А. Бергсон. – М.: Канон, 1994. – 384 с.

    4. История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2013. – 496 с.

    5. История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2015. – 640 с.

    6. Катаева О. Философия: учебник. – 2014.- 73-80с.

    Практическое занятие № 5. « Основные понятия немецкой классической философии». Работа с философским словарем.

    Вопросы для обсуждения
    1.«Критика чистого разума» И. Канта.

    2. Г.В.Ф. Гегель. Мировой процесс как процесс становления Мирового духа.

    3. Философия Л. Фейербаха.
    Основные понятия
    Агностицизм, Антропологический материализм, Вещь в себе, Дух, Категорический императив, Ноумен, Трансцендентальный, Феномен, Диалектика, Законы диалектики, Мировой дух, Сенсуализм.
    Доклады
    1. Жизнь и личность И. Канта.

    2.В чем Г.В.Ф. Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?

    3.Почему философию Л. Фейербаха называют антропологическим материализмом?
    Методические рекомендации
    Познакомиться с философией И. Канта, постараться выявить гносеологические идеи его учения, а также указать их влияние на этическую философию. Дать характеристику философской системы Г.В.Ф. Гегеля, останавливаясь на основных моментах его системы, указывая на целостность и согласованность всех ее частей и понятий. Остановиться на таких идеях философии Л. Фейербаха, как сенсуализм и антропологический подход к природе и сущности религии, на основе знакомства с философским словарём Ф. А. Брокгауза, И.А. Ефрона. – М.:ЭКСМО, 2007.-704с.
    Литература
    1.Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 97-117.

    2.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 124-134, 138-145.

    3.Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 429-433.

    4. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 266-297.
    Контрольные вопросы

    1. Почему учение И. Канта можно назвать «коперниканским переворотом» в познании?

    2.Что обеспечивает объективность знания по И. Канту?

    3.Что такое вещь в себе?

    4.Возможно ли познание вещей в себе?

    5.Какова роль идей разума в познании?

    6.Какова роль категорического императива?

    7.На каких основных положениях базируется философская система Г.В.Ф. Гегеля?

    Практическое занятие № 6. Материалистическая и идеалистическая диалектика.

    Цель занятия: показать особенности философии марксизма, определить основные учения основоположников и представителей марксизма, сущность материалистической и идеалистической диалектики.
    Краткие теоретические сведения
    Основоположники марксистской философии немецкие философы Карл

    Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1885). Основные работы

    К. Маркса: «Капитал», «Экономическо-политические рукописи». Основные

    работы Ф. Энгельса: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы». Во многом

    марксистская философия продолжала идеи немецкой классической мысли,

    однако в целом она ставила более радикальные задачи, полагая, что философия должна не объяснять мир, а изменять его. В основе природы человека лежит склонность к производительному труду. На каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно экономическая система определяет образ жизни человека и общества. Все

    остальное - идеи, теории, мораль, право, политика - всего лишь надстройка

    над экономическим фундаментом - базисом.

    Вся история общества определена материальными, экономическими

    условиями. В зависимости от них выделяются общественно-экономические

    формации: 1) первобытно-общинный строй, 2) рабовладельческое общество,

    3) феодализм, 4) капитализм, 5) коммунизм. Движение от формации к формации является прогрессивным, диалектическим развитием общества.

    Смена формаций обусловлена обострением классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами. По мнению марксистов, угнетенный

    рабочий класс при помощи социалистической революции уничтожит класс

    буржуазии и начнет строительство коммунизма, являющийся идеалом для

    марксизма. В коммунистическом обществе не будет классов (т.е. угнетенных

    и угнетающих), частной собственности, а основным станет принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

    В России марксизм развивался под влиянием идей Г.В.Плеханова

    (1856-1918), а затем В.И.Ульянова (Ленина) (1870-1924) и его соратников.

    Хотя не все в марксизме выдержало проверку временем, многие его социологические, экономические, философские идеи актуальны и для XXI в.,

    что признают даже убежденные противники этого течения. Несмотря на

    сложности с реализацией, идеи марксизма значительно изменили облик мира,

    опередив по своему влиянию большинство других философских систем.
    Ход выполнения работы

    1. Познакомьтесь с краткими теоретическими сведениями о философских концепциях основоположников и представителей марксизма.

    2. Раскройте значение понятий: «формация», «производительные силы», «производственные отношения», «материалистическая диалектика», «идеалистическая диалектика».

    3. Обратитесь к тексту учебного пособия для среднего профессионального образования, «Философия»/О.В.Катаева. Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 196-197 с. и выпишите основные черты диалектико-материалистического и идеалистического подходов к пониманию общества.
    Контрольные вопросы
    1. Каковы особенности развития марксистской философии?

    2. Приведите важнейшие философские теории марксизма.

    3. Каковы, согласно марксистской философии, основные условия изменения общественного развития?

    4. Покажите соотношение экономической системы и духовной жизни

    общества согласно марксистской философии.

    5. Покажите сущность теории общественно-экономических формаций.

    6.Какое понимание истории, в противоположность всем прежним разновидностям идеализма и материализма, обосновал марксизм?

    (Идеалистическое, механистическое, материалистическое)

    6. Покажите этапы развития марксизма в России, приведите представителей русского марксизма.

    7. Что, по мнению марксистов, является основным путем изменения

    развития общества …

    А) развитие экономики

    Б) социалистическая революция

    В) культурная революция

    Г) повышение жизненного уровня людей

    8. Человек есть совокупность общественных отношений по мнению…

    А) К. Маркса Б) У. Джемса В) А. Камю Г) З. Фрейда

    9. Каковы особенности развития марксизма на современном этапе раз-

    вития философии и идеологии?
    Литература
    1.Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 592 с.

    2.История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2013. – 496 с.

    3.Гегель Г. В. Философия истории. Введение. СПб.: 2009.

    4. Философия: учебное пособие для средних специальных заведений/О.В.Катаева. - Ростов - на Дону: Феникс, 2014.-318с.
    Интернет-источники:
    ЭБС http//znaium.com.

    1. Философия. Под ред. Свергузова А.T.

    2. Философия, Этика и Религиоведение. Под ред. Любинской Л.Н., Лепилина С.В.

    3. История философии. Курс лекций в конспективном изложении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акулова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2014.- 98 c, режим доступа: htt Практич p://www.iprbookshop.ru/30405.html.- ЭБС

    Практическое занятие № 7. «Философия экзистенциализма и психоанализа» (работа с философским словарем).
    Основные понятия
    Аналитическая философия, Герменевтика, Иррационализм, Неотомизм, Персонализм, Позитивизм, Постмодернизм, Прагматизм, Психоанализ, Сознательное, Бессознательное, Феноменология, Экзистенциализм.
    Э. Гуссерль, У. Джеймс, А. Камю, Т. Кун, О. Конт, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, К. Ясперс.
    Доклады
    1.«Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж.-П.Сартр).

    2. Гуманистическое направление в психоанализе: Э. Фромм.

    3.Сознательное и бессознательное в философии З.Фрейда.
    Методические рекомендации
    Дайте краткую характеристику существенным признакам основных направлений современной философии: аналитическая философия, герменевтика, иррационализм, персонализм, позитивизм, постмодернизм, постпозитивизм, прагматизм, психоанализ, сознательное, бессознательное, феноменология, экзистенциализм, на основе работы с философским словарём Ф.А.Брокгауз. Россия: иллюстрированная энциклопедия: современная версия. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. – М.:ЭКСМО, 2007.-704с.и другими философскими словарями.
    Рекомендуемая литература
    1.Философский словарь Ф.А.Брокгауз. Россия: иллюстрированная энциклопедия: современная версия. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. – М.:ЭКСМО, 2007.-704с.

    2.Зотов А. Ф. Современная западная философия – М.: Высш. школа, 2001. –784 с.

    3. Рассел Б. История западной философии – М.: Деловая книга, 2008. –1004 с.

    4. Современная западная философия / под ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск: Книжный Дом, 2009. – 1024 с.

    5. Современная западная философия / М. Ф. Пахомкина [и др.]. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007. – 115 с.

    Интернет-ресурсы:

    1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

    2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

    3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

    Практическое занятие №8. «Поиск смысла жизни в экзистенциализме».
    Вопросы для обсуждения
    1. Особенности философии XX в.

    2. Смысл жизни как философская категория.

    2. Иррационализм и волюнтаризм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

    5. Проблема человека в философии экзистенциализма.
    Основные понятия
    Волюнтаризм, Герменевтика, Иррационализм, Персонализм, Постмодернизм, Смысл жизни, Феноменология, Экзистенциализм.
    В. С. Соловьёв, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, Н. А. , Э. Гуссерль, А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, А.Швейцер, К. Ясперс.
    Доклады
    1. Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.

    2. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

    3.Н.А.Бердяев о смысле жизни человека.

    Ход занятия:
    1.Обратитесь к рекомендованному учебному пособию по дисциплине «Основы философии», Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С.317. Глава 3.1. Природа человека и смысл его существования, с.169-176.

    2.Выпишите 5 основных характеристик философской категории - смысл в жизни человека.

    3.Определите, какие в истории философии существуют представления о смысле жизни человека?

    4.Учеником какого философа экзистенциалиста вы хотели бы стать и почему? (Чьё философское учение о смысле жизни вам ближе и почему?)

    Темы для эссе:

    1. «Труд-главная категория бытия, ибо мыслящий и работающий человек есть мера всего». В.И.Вернадский.

    2. «Высший нравственный смысл человеческой жизни - совершенная любовь к ближним.» Л.Н.Толстой.

    3. «Бог открывает себя миру, но не управляет им». Н.А.Бердяев.

    4. «Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться». И.А.Ильин.

    Об эссе. Язык эссе.

    Во многих зарубежных странах, написание эссе часто используется как способ тестирования и конкурсного отбора. Испытание в виде написания эссе, позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств. При этом не столь важен объем знаний или предмет исследования. В этом смысле эссе - антипод традиционного теста.

    Методические рекомендации

    Прежде чем писать эссе, естественно определиться: о чем, сколько, как писать.

    Если тема задана, считаем первую проблему решенной.

    Если тема эссе свободная, надо расслабиться, попытаться представить, о чем Вам было бы приятно или интересно рассказать. Что Вас удивило, поразило, шокировало. О чем Вы думали, мечтали. Не стоит зажиматься. Тема эссе действительно может быть любой. Вот, например, некоторые темы из первой книги классика эссе Монтеня:
    • О скорби;
    • Страдание имеет право;
    • О лжецах;

    При выборе темы не следует забывать: оценивать вашу работу будут главным образом не по названию, а по тому, насколько интересно и самобытно будет представлено ваше восприятие заявленной темы.

    Если Вы пишете эссе впервые, скорее всего вас занимает вопрос: Как писать эссе, каким языком? Прежде всего, не стоит стремиться удивить, поразить любой ценой. Вычурность, надуманность не заменят искренности, подлинности чувств, переживаний. Только искренность, личностное отношение к описываемому событию, делают обычный текст тем, что принято называть эссе. Помните, эссе это выражение только вашего мнения, это отклик только вашей личности на данное событие, явление. Поэтому объем, форма, структура не имеют жесткого формального регламента.

    Тем не менее, исходя из общепринятых норм, можно порекомендовать следующее:
    Объем. Краткость - сестра таланта. Обычно, бывает достаточно нескольких страниц текста. Но если мысли, чувства, желания переполняют вас - дерзайте.
    Структура. Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать в той последовательности, в которой считаете нужной. Эссе не требует оглавления, введения, глав, заключения, выводов. Никакой актуальности, цели, задач, списка использованной литературы. Главное, что бы текст передал ваши мысли, ощущения, чувства, родившиеся у вас в процессе рассуждений, переживаний - связанных с предметом вашего эссе.
    Язык. Пусть вас не смущает, что это учебная или тестовая работа. Вы пишете эссе, следовательно, язык не должен быть наукообразным. Не нужны точные числовые данные, аналитические выкладки и тому подобное. Вы пишете не для экзаменатора, а делитесь своими наблюдениями с близкими вам людьми, перед которыми нет необходимости «распускать хвост». Не зажимайтесь.
    Проследите, каким образом проблема смысла русского бытия обсуждалась в традициях православной религиозности, светского радикализма, материализма, «русского социализма», позитивизма.
    Удачи вам при написании эссе.

    Рекомендуемая литература
    1. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 169-176.

    2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 145-178.

    3. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 149-172.

    Интернет-ресурсы:

    1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

    2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

    3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

    Практическое занятие № 9. «Э. Фромм «Душа человека»; В. С. Соловьёв «Русская идея». Работа с текстами.
    1 часть

    Ход занятия:

    1.Прочтите отрывок из произведения Эриха Фромма «Душа человека».

    2.Покажите противоречивость позиции человека в его общении с окружающими.

    3.Определите роль общества в развитии личности и движущие силы развития личности.

    4.Эрих Фромм о ценностях жизни человека.
    Эрих Фромм: Душа человека

    Рассматривая проблемы психоанализа в послефрейдовской социальной мысли, нельзя не выделить ее вершину. В социологическом плане ею выступает учение Э. Фромма. Его научное наследие нельзя строго отнести к какой-то одной дисциплине. Однако можно определить ведущую проблему всего его творчества - проблему человека. Она занимает центральное место в работах Э. Фрома разных лет, но преимущественно в период после Второй мировой войны. Причинами актуализации личностной проблематики были и осмысление им ценности жизни человека, и развитие капитализма в новых условиях, заставившее по-другому взглянуть на проблему отчуждения человека и влияния на него деструктивных сил, и, наконец, общий резко возросший интерес к проблематике человека в мировой общественной мысли, появление и развитие радикального гуманизма. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса – мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

    Фромм пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

    Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации с политическим деятелем, который обещает надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял и приход фашизма. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения.

    Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примерить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно и удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество – «гуманистический идеализм», основанный на любви людей друг к другу.

    Э. Фромм обличает современное капиталистическое общество, в котором люди «стали винтиками бюрократической машины», их мыслями и чувствами, вкусами манипулируют «правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации; экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все больше и больше увеличивается; технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых – или обе вместе – способны уничтожить всю цивилизация и, возможно, жизнь на земле».

    Кроме этих основных проблем современного человека, Фромм выделяет и проблему внутренней двойственности и противоречивости человека. «Проблема человеческого существования совершенно уникальна по своей природе: вроде человек вышел из природы – и все же пребывает в ней; он отчасти божество, отчасти животное, он и бесконечен, и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречия своего существования, находить в себе более высокие формы единства с природой, своими собратьями и самим собой – вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».

    Э. Фромм считает, что личность противоречива вследствие противоречивости воздействия на нее как объективных природных процессов (жизнь и смерть), так и экономических и политических. Отсюда – учение Фромма о бытии и обладании. Смысл его в следующем. Человечество в результате наступившего кризиса близко к экономической и психологической катастрофе. Выход из кризисного положения связан только с изменением характера человека. Сейчас его ведущая установка – на обладание, будущее же – за установкой на бытие. Речь идет о переходе от потребительского общества к здоровому обществу, основанному на господстве гуманизма. Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным притязаниям. Нужны добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которые снова соединят его с миром, но уже не первичными связями, а как свободного и независимого индивида. Это и есть стратегический план на спасение и изменение человеческого общества.

    Крайне важная категория учения Э. Фромма о личности – любовь. Под ней он понимал и жизненную потребность каждого человеческого существа, и великую, объединяющую людей силу. Однако современное западное общество не создает для ее (любви) развития соответствующих условий; наоборот, вместо объединяющей любви продуцируется разъединяющее зло.

    Э. Фромм анализирует различные виды любви, особо выделяя любовь между родителями и детьми. По такому критерию, как объекты любви, ученый выделяет следующие ее виды: братскую любовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе, любовь к Богу.

    Фромм утверждает, что любовь – редкое явление в современном обществе, а ее место заняли многочисленные формы псевдолюбви, которые в действительности являются формами ее разложения. Он считает, что люди ошибочно говорят о любви другим и внушают это чувство себе по той причине, что хотят спастись от одиночества, которое иначе было бы невыносимым. Вступая в брак, человек вступает в «союз двоих против всего мира», и этот эгоизм принимается за любовь и близость. «Любовь - как взаимное половое удовлетворение и любовь - как работа в составе команды и убежище от одиночества – вот две нормальные формы разложения любви в современном западном обществе, патология любви, следующая социально обусловленным образцам». В других исследованиях ученый подчеркивает, что в каждом человеке заложены две тенденции – любовь к жизни (биофилия) и любовь к смерти (некрофилия). Человек может стать биофилом или некрофилом. Если он утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинкт смерти. У Фромма понятие некрофилия строиться не на сексуальной основе, это понятие значительно шире и богаче. Речь идет о стремлении к разрушению в самых различных формах. Человек сам взращивает в себе комплексы некрофила, связанные с жестокостью, дистрофией чувств.

    Работы Э. Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название «фрейдо-марксизм». Однако главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта