лл. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы философии
Скачать 342 Kb.
|
Литература: Интернет-источники: ЭБС http//znaium.com. 1. Философия. Под ред. Свергузова А.T. 2. Философия, Этика и Религиоведение. Под ред. Любинской Л.Н., Лепилина С.В. 3. Информационный портал Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.73.11. 4. Информационный портал Режим доступа: www.dialog21.ru. 5. Информационный портал Режим доступа:http://philosophy.ru/. 6. www.alleg.ru/edu/philos1.htm 7. ru.wikipedia.org/wiki/Философия 8. www.diplom-inet.ru/resursfilos 9. Информационный портал Режим доступа:http://intencia.ru/. 10. История философии. Курс лекций в конспективном изложении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акулова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2014.- 98 c, режим доступа: htt Практич p://www.iprbookshop.ru/30405.html.- ЭБС Практическое занятие № 14. «Культурно – исторические типы Данилевского Н. Я». Цель занятия: Охарактеризовать типологию цивилизаций на основании работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». Ход занятия: Прочтите отрывок из статьи « Цивилизационный подход к истории Н. Я. Данилевского: «Россия и Европа». Определите в чём сущность учения о цивилизациях. Дайте понятие культурно - историческому типу. Опишите 10 культурно – исторических типов – цивилизаций. Какое место займёт славянская цивилизация в будущем? Цивилизационный подход к истории Н. Я. Данилевского: «Россия и Европа» Основные идеи Н. Я. Данилевского отражены в работе «Россия и Европа», в которой он изложил теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций. Концепции единства мировой истории Н. Я. Данилевский противопоставлял биологическую модель исторического процесса, отвергая наличие общечеловеческих идеалов. Основываясь на теории культурно-исторических типов, можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии специфических видов культурных типов. Всего он выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский и славянский. Главное внимание Н. Я. Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Н. Я. Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом. Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Н. Я. Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит: 1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом; 2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития; 3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств; 5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу. В последующем цивилизационный подход наполнялся новым содержанием, но его основы, сформулированные Н. Я. Данилевским, по существу, оставались неизменными. У О. Шпенглера это представлено в виде множества независимых друг от друга культур, лежащих в основе государственных образований, и их детерминирующих. Единой мировой культуры нет и не может быть. Всего немецкий философ насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская (греко-римская), магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская) и культура майя. На подходе формирующаяся русско-сибирская культура. Возраст каждой культуры зависит от ее внутреннего жизненного цикла и охватывает приблизительно тысячу лет. Завершая свой цикл, культура умирает и переходит в состояние цивилизации. Принципиальное отличие культуры от цивилизации заключается в том, что последняя выступает синонимом бездушного интеллекта, мертвой «протяженности», в то время, как первая – это жизнь, творческая деятельность и развитие. С 1844 по май 1848 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В июне 1849 арестован в Тульской губернии, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. В ноябре 1849 освобожден, затем выслан в Вологду под надзор полиции. В 1852 переведен на службу в Самару. В 1857 причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879 назначен директором Никитского ботанического сада. В 1879 приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определил как «естественное богословие», суммировав доводы антидарвинистов с точки зрения эволюции. Труд не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти Данилевского. Литература: 1. Катаева О.В. Философия. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. 317.(1)с. – (Среднее профессиональное образование). 2. Н.Я. Данилевский «Россия и Европа». Тверь, 2001. Изд. 2-е, испр. и доп. 3. Mac-Master R. Danilevsky and Spengler: A new interpretation // J. Of modern history. Chicago, 1954. Vol. 26. № 2. Практическое занятие № 15. «Типологический подход Арнольда Тойнби». Цель занятия: определить, какие цивилизации выделяет А. Тойнби в ходе всемирно – исторического развития и что составляет их специфику? Ход занятия: Прочитайте текст указанного учебника (с. 216-218) и отрывок о типологическом подходе А. Тойнби к существованию цивилизаций. Выпишите 25 цивилизаций, которые А. Тойнби выделяет в общественно – историческом развитии человечества. Что А. Тойнби считает основополагающим началом цивилизации? Чем характеризуются различные фазы развития цивилизации у А. Тойнби? Арнольд Тойнби, утверждает, что цивилизационный подход проявляется в осмыслении общественно-исторического развития человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Следуя своим предшественникам, Арнольд Тойнби отрицает существование единой истории человечества и признает лишь отдельные, не связанные между собой замкнутые цивилизации. Вначале он насчитал 21 цивилизацию, а затем ограничил их число до 13 без учета второстепенных, которые не состоялись или не получили должного развития. Все существовавшие и существующие цивилизации по своим количественным и ценностным параметрам по существу, эквивалентны и равноценны. Каждая из них проходит один и тот же цикл развития – возникновение, рост, надлом и разложение, в результате чего она гибнет. Идентичными, по своей сущности, являются социальные и другие процессы, происходящие в каждой из цивилизации, что позволяет сформулировать некоторые эмпирические законы общественного развития, на основании которых можно познавать и даже прогнозировать его ход. Так, по мнению Арнольда Тойнби, движущей силой общественного развития выступает «творческое меньшинство», или «думающая элита», которая с учетом складывающихся в обществе условий принимает соответствующие решения и заставляет силой убеждения и авторитета или же насилием выполнять их остальную часть населения, являющегося, по своей сути, инертным и неспособным к творческой оригинальной деятельности. Развитие и расцвет цивилизации напрямую зависит от способности «творческого меньшинства» служить своеобразным образцом для инертного большинства и своим интеллектуальным, духовным и административным авторитетом увлекать его за собой. Если «элита» оказывается не в состоянии решить оптимальным образом очередную социально-экономическую проблему, поставленную ходом исторического развития, она из «творческого меньшинства» превращается в господствующее меньшинство, которое проводит свои решения не путем убеждений, а силой. Такая ситуация ведет к ослаблению основ цивилизации, а в последующем к ее гибели. В двадцатом столетии, по А. Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Рекомендуемая литература 1.Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 317с. 2.Гуревич П.С. Основы философии (для СПО) Учебное пособие. - КноРус, 2017-478c. Электронные издания, электронные ресурсы: 1.Библиотека философии и религии [Электронный ресурс], режим доступа http://filosofia.ru/ 2.История философии. Курс лекций в конспективном изложении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акулова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2014.- 98 c, режим доступа: htt Практич p://www.iprbookshop.ru/30405.html.- ЭБС Интернет-источники: 1.ЭБС http//znaium.com. Философия. Под ред. Свергузова А.T. Философия, Этика и Религиоведение. Под ред. Любинской Л.Н., Лепилина С.В. |