Главная страница
Навигация по странице:

  • Белгород, 2020 Одобрено

  • Темы практических работ по учебной дисциплине «Основы философии»

  • Тема занятия Количество часов

  • Всего: 18 Темы и виды практических работ по дисциплине «Основы философии»

  • Практическое занятие №2.

  • Практическое занятие № 3.

  • Практическое занятие № 5.

  • Практическое занятие № 7.

  • Практическое занятие № 9

  • Практическое занятие № 11. «

  • Практическое занятие № 12.

  • Практическое занятие № 15.

  • Основные понятия Будда, буддизм, брахман, Варны, веды, Дао, даосизм, карма, мокша, нирвана, сансара, ян, инь.Темы докладов

  • Практическое занятие №2. « Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах». Ход работы

  • лл. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы философии


    Скачать 342 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы философии
    Дата17.06.2022
    Размер342 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOGSE_01_Osnovy_filosofii_Prak_rab.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #599011
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    обучающимся по выполнению практических работ

    учебной дисциплины

    ОГСЭ. 01 Основы философии

    Специальность: 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

    Белгород, 2020


    Одобрено

    предметно - цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических и общеобразовательных дисциплин

    Разработано на основе

    рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования



    Председатель предметно-цикловой комиссии
    __________________


    Заместитель директора
    ________________



    Протокол № 1 от 31 августа 2020г.

    Составитель:

    Савченко В.Н. преподаватель основ философии ОГАПОУ «БСК»

    Пояснительная записка

    Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Основы философии» предназначены для реализации Федерального государственного образовательного стандарта при подготовке студентов по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования.
    Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы и выполняет одну из ведущих ролей по формированию научного мировоззрения.

    Выпускник СПО должен иметь ясное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимое для решения профессиональных задач. Практические занятия — это разнообразные формы деятельности обучающихся по освоению различных проблем философского познания, в том числе, в области науки и техники.

    Цель практических занятий по дисциплине «Основы философии» - формировать научное мировоззрение и диалектическую культуру творческого мышления студентов, развивать критичность самосознания, вырабатывать умение аргументировано вести дискуссию, прививать навыки устного выступления, научить применять общие философские принципы к анализу общественных явлений и данных специальных наук.

    Практические занятия проводятся в различных формах: семинара, выполнения эссе, тестирования, творческой дискуссии с использованием индивидуальных заданий, конференции. Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируются устойчивая учебно-профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение практических занятий осуществляется с учетом следующих требований:

    • диалогичность;

    • предоставление студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений;

    • деятельностно – творческий характер обучения;

    • направленность на поддержку индивидуального развития, субъективных знаний и опыта обучаемых.

    Для работы на практических занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно-критической литературы, указанной в списках литературы. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранная литература должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить метафизическое усвоение материала. Одним из видов учебной работы, способствующей раскрытию творческой индивидуальности обучающегося, может служить работа над рефератом как видом его учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки к зачету по изучаемой дисциплине. Подготовка докладов и рефератов предполагает составление плана, подбор литературы (не менее трех источников). Текст должен содержать ссылки на используемую литературу.

    Практические работы в зависимости от их содержания выполняются студентами индивидуально. Отчет по результатам практической работы составляется каждым обучающимся самостоятельно. По каждой работе обучающийся получает оценку после ее оформления.
    Результатом выполнения практической работы является овладение следующих ОК:

    ОК 01-02

    Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
    И формирование следующих ЛР:
    ЛР 1. Осознавать себя гражданином и защитником великой страны;

    ЛР 2. Проявлять активную гражданскую позицию, демонстрировать приверженность принципам честности, порядочности, открытости, быть экономически активными и участвовать в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействовать и участвовать в деятельности общественных организаций;

    ЛР 3. Соблюдать нормы правопорядка, следовать идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Быть лояльным к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающих их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрировать неприятие и предупреждать социально опасное поведение окружающих;

    ЛР 4. Проявлять и демонстрировать уважение к людям труда, осознавать ценность собственного труда. Стремиться к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

    ЛР 7. Осознавать приоритетную ценность личности человека; уважать собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;

    ЛР 8. Проявлять и демонстрировать уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Быть сопричастными к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.


    Темы практических работ по учебной дисциплине

    «Основы философии»




    Тема занятия

    Количество часов

    1

    Философские школы Древней Индии и Древнего Китая

    1

    2

    Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

    2

    3

    «Золотой век» античной философии. Диалог Сократа о добре и зле, Платон об идее, Аристотель об истине

    1

    4

    Средневековая философия. Августин Блаженный о времени, Фома Аквинский об универсалиях.

    1

    5

    Основные понятия немецкой классической философии

    1

    6

    Материалистическая и идеалистическая диалектика.

    1

    7

    Основные направления философии 20 века. Философия экзистенциализма и психоанализа

    2

    8

    Поиск смысла жизни в экзистенциализме

    1

    9

    Э. Фромм «Душа человека»; В. С. Соловьёв «Русская идея».

    1

    10

    Философская система нашего времени: основные черты

    1

    11

    Соотношение философской, научной и религиозной истин.

    2

    12

    Культура и цивилизация. Диалог культур.

    2

    13

    Культуры (цивилизации) Шпенглера

    1

    14

    Культурно – исторические типы Данилевского

    Н. Я.

    1

    15

    Типологический подход Тойнби

    1



















    Всего:

    18


    Темы и виды практических работ по дисциплине «Основы философии»

    по специальности: 02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования.

    Практическое занятие № 1. «Философия Древней Индии и Древнего Китая». Сравнительный анализ философских школ.

    Практическое занятие №2. « Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах».

    Практическое занятие № 3. «Золотой век» античной философии. Диалог Сократа о добре и зле, Платон об идее, Аристотель об истине». Анализ текстов.

    Практическое занятие № 4. «Средневековая философия. Августин Блаженный о времени, Фома Аквинский об универсалиях». Анализ текстов.
    Практическое занятие № 5. « Основные понятия немецкой классической философии». Работа с философским словарем.
    Практическое занятие № 6. Материалистическая и идеалистическая диалектика.
    Практическое занятие № 7. «Философия экзистенциализма и психоанализа» (работа с философским словарем).
    Практическое занятие №8. «Поиск смысла жизни в экзистенциализме».
    Практическое занятие № 9. «Э. Фромм «Душа человека»; В. С. Соловьёв «Русская идея». Работа с текстами.

    Практическое занятие № 10. «Философская система нашего времени: основные черты».
    Практическое занятие № 11. « Соотношение философской, научной и религиозной истин». Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин. Работа с философским словарём.

    Практическое занятие № 12. «Культура и цивилизация. Диалог культур».
    Практическое занятие № 13. «Культуры (цивилизации) Освальда Шпенглера».
    Практическое занятие № 14. «Культурно – исторические типы Данилевского Н. Я».
    Практическое занятие № 15. «Типологический подход Арнольда Тойнби».

    Практическое занятие №1. «Философия Древней Индии и Древнего Китая». Сравнительный анализ философских школ.

    Вопросы для обсуждения:
    1.Источники формирования и особенности философствования в Древней Индии.

    2.Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные – веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья; неортодоксальные – джайнизм и буддизм.

    3.Основные школы китайской философии и темы их размышлений:

    а) даосизм; б) конфуцианство; в) моизм; г) легизм.

    4.Особенности развития и связь философии и культуры в Древнем Китае.
    Основные понятия
    Будда, буддизм, брахман, Варны, веды, Дао, даосизм, карма, мокша, нирвана, сансара, ян, инь.
    Темы докладов
    1. Буддизм как философия этического совершенствования.

    2. Антропоцентризм философии Конфуция.

    Контрольные задания
    Выберите правильный ответ:

    1 .Основателем даосизма считается: а) Конфуций; б) Лао Цзы; в) Мо Цзы; г) Мэн Цзы.

    2. Как звали Будду до того, как он стал пробужденным»? а) Махавира Вардхамана Джина; б) Тит Лукреций Кар; в) Сидтхарата Гуатама Шакьмуни; г) Абу - л –Валид Мухаммед ибн Рушд.

    3. Общественный идеал Конфуция - а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети; б) общественная собственность и демократическое управление; в) возврат к «золотому веку предков» - натуральному хозяйству и отсутствию государства; г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.

    4. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

    а) жизнь – это страдание;

    б) причина страданий – жажда жизни;

    г) путь избавления от страданий – жажда жизни;

    д) у страдания есть причина.

    5. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…

    а) происхождения и структуры бытия;

    б) отношения к традициям предков;

    в) добродетели, долга, чести, благородства;

    г) надлежащего управления государством.

    6. Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

    1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 7) вайшешика; 8) веданта; 9) йога; 1 0) джайнизм.
    7. Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?
    Таблица 1
    Конфуцианство Человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует
    Буддизм Идеал человека – «благородный муж» -
    Даосизм Учение об освобождении от страданий

    Чарвака Принцип «недеяния»

    8. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обоих исторических типов?

    1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;

    2) учение о карме как нравственном регулятиве повседневной жизни;

    3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимающихся медитацией;

    4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;

    5) созерцание, погружение в себя как религиозно-философского мироощущения;

    6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;

    7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;

    8) ориентация в основном на нравственные проблемы;

    9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»;

    10) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;

    11) гуманистический настрой философской мысли;

    12) проповедь принципа ахимсы /ненасилия/.

    Эталоны ответов:

    1-б; 2-в; 3-а; 4-а; 5-а;6: а-1,2,4; б-3,5,7,8,9,10; 7:конфуцианство-идеал человека – благородный муж; буддизм – учение об освобождении от страданий; даосизм – принцип недеяния; чарвака – человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует.

    8: Древняя Индия -2,3,4,5,12; Древний Китай -1,6,8,9,10; общее – 7,11.
    Критерии оценки.
    За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

    Оценка «5» выставляется за 8-7 правильных ответов

    Оценка «4» выставляется за 6-5 правильных ответов

    Оценка «3» выставляется за 4 правильных ответа

    Оценка «2» выставляется за 3 и менее правильных ответа

    Методические указания
    Необходимо дать определение основным понятиям практического занятия. Перечислить основные положения древнеиндийской философии. Охарактеризовать основные положения древнекитайской философии. Определить, что общего и в чём проявляются различия в проблематике двух философских систем? и заполнить таблицу « Общее и различное в древних философских системах Древней Индии и Древнего Китая». Выполнение контрольного задания поможет в классификации фактического материала.


    Литература к теме
    1.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.,1993.

    2.Древнекитайская философия: собрание текстов в двух томах. – Т.1. – М.:Мысль,1972.

    3.Катаева О.В. Философия.- Ростов - на - Дону,2014, с.26-34.

    Практическое занятие №2. « Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах».
    Ход работы:

    1.Познакомиться с содержанием текста первоисточника «Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

    Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
    ВСТУПЛЕНИЕ

    Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней – "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

    Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тирана Писистрата. Вот кто были мудрецы.

    Философия же имела два начала: одно – от Анаксимандра, а другое – от Пифагора; Анаксимандр учился у Фалеса, а наставником Пифагора был Ферекид. Первая философия называется ионийской, потому что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Милета: вторая называется италийской, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии. Ионийская философия завершается Клитомахом, Хрисиппом и Феофрастом, италийская же – Эпикуром 17.

    Одни философы называются физиками, за изучение природы; другие – этиками, за рассуждение о нравах; третьи – диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика – о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род – физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского – диалектика.

    Теперь мне следует повести речь о самих этих мужах, начиная с Фалеса.

    1. ФАЛЕС

    Итак, Фалес (по согласному утверждению и Геродота 24, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший среди потомков Кадма и Агенора 25. [Он был одним из семи мудрецов], что подтверждает и Платон 26; и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в "Перечне архонтов"). Отойдя от государственных дел, он обратился к умозрению природы. Он написал только две книги: "О солнцестоянии" и "О равноденствии", считая остальное непостижимым.

    Он первый, как говорят иные, стал вести беседы о природе.

    Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней.

    Между семью мудрецами Фалес – мудрец-звездоведец.

    А изречения его известны такие:

    Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.

    Прекраснее всего – мир, ибо он творение бога.

    Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все.

    Быстрее всего – ум, ибо он обегает все.

    Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем.

    Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все. Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – "Почему же ты не умрешь?" – спросили его. "Именно поэтому", – сказал Фалес. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: "Ночь – раньше на один день" 45. Кто-то его спросил, можно ли скрыть от богов дурное дело. "Ни даже дурное помышление!" – сказал Фалес.

    Он говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно; что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, – говорил он, – и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, – говорил он, – такой поддержки жди и от детей". А разливы Нила, сказал он, бывают оттого, что пассатные ветры встречным напором преграждают ему течение.

    Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано:

    Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:

    В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.
    2. ГЕРАКЛИТ

    Гераклит, сын Блосона (или, по мнению иных, Гераконта), из Эфеса. Расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду. Был он высокоумен и надменен превыше всякого, как то явствует и из его сочинения, в котором он говорит: "Многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором, и Ксенофана с Гекатеем". Ибо есть "единая мудрость – постигать Знание, которое правит всем чрез все". Еще он говорил: "Спесь гасить нужнее, чем пожар" и "За закон народ должен биться, как за городскую стену".

    Книга, известная под его именем, в целом называется "О природе", разделяется же на три рассуждения: обо Всем, о государстве и о божестве. Мнения его в общих чертах были таковы. Все составилось из огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается взаимной противобежностью (enantiodromia). Все исполнено душ и демонов. Высказался он обо всем, чему подвержен мир, например что солнце по величине таково, каким видится. Еще он говорит: "Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди, – так глубок ее Разум».

    Частные же мнения его таковы. Начало есть огонь; все есть размен (amoibe) огня и возникает путем разрежения и сгущения. (Ясного изложения он, однако же, не дает.) Все возникает по противоположности и всею цельностью течет, как река. Вселенная конечна, и мир один. Возникает он из огня и вновь исходит в огонь попеременно, оборот за оборотом, в течение всей вечности; совершается это по Судьбе. Именно, сгущающийся огонь исходит во влагу, уплотняется в воду, а вода крепнет и оборачивается землей – это путь вниз. И с другой стороны, земля рассыпается, из нее рождается вода, а из воды – все остальное (при этом почти все он сводит к морским испарениям) – это путь вверх. Знакомства с ним пожелал сам Дарий и написал ему так: "Царь Дарий, сын Гистаспа, Гераклиту, мужу эфесскому, шлет привет. Тобою написана книга "О природе", трудная для уразумения и для толкования. Есть в ней места, разбирая которые слово за словом видишь в них силу умозрения твоего о мире, о Вселенной и обо всем, что в них вершится, заключаясь в божественном движении; но еще больше мест, от суждения о которых приходится воздерживаться, потому что даже люди, искушенные в словесности, затрудняются верно толковать написанное тобой. Посему царь Дарий, сын Гистаспа, желает приобщиться к твоим беседам и эллинскому образованию. Поспешай же приехать, дабы лицезреть меня в моем царском дворце. Эллины, я знаю, обыкновенно невнимательны к своим мудрецам и пренебрегают прекрасными их указаниями на пользу учения и знания. А при мне тебя ждет всяческое первенство, прекрасные и полезные повседневные беседы и жизнь, согласная с твоими наставлениями". "Гераклит Эфесский царю Дарию, сыну Гистаспа, шлет привет. Сколько ни есть людей на земле, истины и справедливости они чуждаются, а прилежат в дурном неразумии своем к алчности и тщеславию. Я же все дурное выбросил из головы, пресыщения всяческого избегаю из-за смежной с ним зависти и по отвращению к спеси. Потому и не приеду я в персидскую землю, а буду довольствоваться немногим, что мне по душе". Вот каков был он и перед самим царем.
    3. ПАРМЕНИД

    Слушателем Ксенофана был Парменид Элейский, сын Пирета (а сам Ксенофан – слушателем Анаксимандра, как сказано в "Обзоре" Феофраста). Однако хотя он и учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию, сыну Диохета (так говорит Сотион), человеку бедному, но прекрасному и благородному; и ему он следовал гораздо ближе, а по смерти его воздвиг ему святилище, так как сам был родом знатен и богат: Аминий, а не Ксенофан обратил его к душевному миру.

    Он первый заявил, что земля шаровидна и что место ее в середине. Существуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вторая веществом. Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и ум – одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в "Физике", где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он разделил надвое – на философию истины и философию мнения. Поэтому он и говорит в одном месте:

    ...Все тебе должно уведать:

    Истины твердое сердце в круге ее совершенном,

    Мнение смертного люда, в котором нет истинной правды 12.

    Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эмпедоклу. Критерием истины называл он разум, в чувствах же, – говорил он, – точности нет. Вот его слова:

    Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный

    Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным,

    И языком, – будь лишь разум судьей многоспорному слову!

    Потому и Тимон говорит о нем:

    Высокоумную мощь Парменида, чуждателя мнений,

    Освободившего мысль из обманного воображенья.

    Это о нем написал Платон диалог, озаглавленный "Парменид, или Об идеях".

    Расцвет его приходится на 69-ю олимпиаду. По-видимому, он первый открыл, что вечерняя звезда и утренняя звезда одно и то же светило (так говорит Фаворин в V книге "Записок"; иные приписывают это Пифагору, но Каллимах утверждает, что стихотворение это не Пифагорово 13). Говорят, что он и законы дал для сограждан (так сообщает Спевсипп в книге "О философах"), и первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе 14 (так сообщает Фаворин в "Разнообразном повествовании").
    4. ДЕМОКРИТ

    Демокрит, сын Гегесистрата (а другие говорят Афинокрита, а третьи – Дамасиппа), из Абдеры (а иные говорят – из Милета). Он был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о том сообщает и Геродот 25; у них-то он еще в детстве перенял науку о богах и о звездах. Потом он перешел к Левкиппу, а по некоторым сообщениям – и к Анаксагору, моложе которого он был на сорок лет. Однако же Фаворин в "Разнообразном повествовании" утверждает, будто Демокрит говорил, что мнения Анаксагора о луне и солнце не ему принадлежат, а древним и только присвоены Анаксагором и еще будто он высмеивал учения Анаксагора о мировом упорядочении и об Уме – все из-за обиды, что Анаксагор не принял его в ученики; как же в таком случае мог он учиться у Анаксагора?
    Деметрий в "Соименниках" и Антисфен в "Преемствах" сообщают, что он совершил путешествие и в Египет к жрецам, чтобы научиться геометрии, и в Персию к халдеям, и на Красное море; а некоторые добавляют, что он и в Индии встречался с гимнософистами, и в Эфиопии побывал. Из трех братьев он был младшим при разделе наследства и взял себе меньшую долю имущества, состоявшую в деньгах, так как они были ему нужны для путешествия, и братья это хитро сообразили. Деметрий говорит, что его доля превышала сто талантов, и все это он истратил.

    Еще Деметрий говорит, будто бы он так трудолюбив, что жил затворником в садовой беседке, и даже когда отец его привел быка для жертвоприношения и привязал к беседке, Демокрит долго этого не замечал, пока отец, прервав его занятия ради жертвоприношения, сам не сказал ему о быке. Кажется, говорит Деметрий, Демокрит побывал и в Афинах, но не заботился, чтобы его узнали, потому что презирал славу; и он знал Сократа, а Сократ его не знал. В самом деле, вот его слова: "Я пришел в Афины, и ни один человек меня не знал". Если диалог "Соперники" принадлежит Платону, говорит Фрасилл, то именно Демокрит есть тот безымянный собеседник, который наряду с Энопидом и Анаксагором участвует в беседе с Сократом о философии и которому Сократ говорит, что философ подобен пятиборцу 26: он ведь и в самом деле был пятиборцем в философии, так как занимался и физикой, и этикой, и математикой, и всем кругом знаний, и даже в искусствах был всесторонне опытен. Это ему принадлежат слова: "Слово – тень дела". Впрочем, Деметрий Фалерский (в "Апологии Сократа") говорит, будто он вовсе и не приезжал в Афины; тогда это еще замечательнее, ибо он пренебрег таким великим городом и предпочел не себя прославить его славой, а своей славой прославить собственный город.

    По словам Антисфена, упражнялся Демокрит и в том, чтобы разными способами испытывать свои представления 27; для этого он по временам уединялся и даже сидел на кладбищах. По возвращении из странствий жил он в крайней бедности, так как все свое добро он истратил; на пропитание в бедности давал ему брат его Дамас. Но однажды он прославился каким-то предсказанием будущего и потом всю жизнь пользовался в народе славою человека боговдохновенного. А так как был закон, запрещавший хоронить в отечестве человека, расточившего отцовское имущество, то Демокрит, чтобы избежать нареканий завистников и доносчика, – так сообщает Антисфен, прочитал народу свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений 28, и получил за него в награду пятьсот талантов; мало того, в честь его воздвигли медные статуи и когда он умер, то погребли его на государственный счет, – а жил он более ста лет. Впрочем, Деметрий говорит, что "Большой Мирострой" читали перед народом его родичи и что в награду он получил только сто талантов; то же самое говорит и Гиппобот.
    Тимон выражал похвалу Демокриту в таких словах:

    Пастыря слов Демокрита, двойной изощренного мыслью

    Всемудреца, болтуна, поспешил я прочесть среди первых.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта