лл. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы философии
Скачать 342 Kb.
|
Рекомендуемая литература 1. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 117-151. 2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 145-178. 3. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 149-172. Интернет-ресурсы: 1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm 2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия 3.www.diplom-inet.ru/resursfilos Практическое занятие № 11. « Соотношение философской, научной и религиозной истин». Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин. Работа с философским словарём. Вопросы для обсуждения: 1.Понятие истины, её виды и концепции. 2. Понятие философской истины. Концепции истины выдающихся философов Античности, Средневековья, Нового времени и Современности. 3.Понятие религиозной истины. Теологические концепции истины. 4.Понятие научной истины. Критерии научного знания. Основные понятия: Истина, абсолютная истина, относительная истина, философская истина, Религиозная истина, научная истина, концепции истины. Ход занятия: Работа с философским словарём по определению основных понятий практического занятия. Просмотр научно - популярного фильма о соотношении философской, религиозной и научной истины с целью: составить тезисы в ходе просмотра фильма: определить истины философские, религиозные и научные. Сделать выводы о соотношении религиозной научной и философской истин. Литература: 1. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 271-296. 1.Философский словарь Ф.А.Брокгауз. Россия: иллюстрированная энциклопедия: современная версия. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. – М.:ЭКСМО, 2007.-704с. Интернет-ресурсы: 1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm 2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия 3.www.diplom-inet.ru/resursfilos Практическое занятие № 12. «Культура и цивилизация. Философия культуры». Цель занятия: показать философскую трактовку культуры, определить значение культуры в развитии человека и общества и взаимодействие культур различных цивилизаций. Оборудование и раздаточный материал: методические рекоменда- ции, философский словарь, конспект лекций. Краткие теоретические сведения Культура – система исторически развивающихся внебиологических про- грамм человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свобод- ной самореализации личности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа – культура» сменилась на оппозицию «цивилизация – культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура – совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура – сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. Порядок проведения занятия 1. Привести определения понятий: «культура», «цивилизация», «материальная культура», «духовная культура». 2. Показать, что означает выражение «философия – рациональная отрасль духовной культуры». 3. Привести основные философские подходы в рассмотрении культуры. 4. Охарактеризуйте основные формы и функции культуры. 5. Ответьте на вопросы теста. 5.1. Природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовле- творения тех или иных потребностей, называется … а) субстанцией б) рационализмом в) культурой г) субстратом 5.2. Феномен социальной жизни, выражающийся в накоплении и обобщении опыта коллективной жизни, называется… а) культурой б) обрядом в) космологией г) утопией 5.3. Приведите ваши аргументы в пользу одного из определений, на ваш взгляд, наиболее полно отражающего понятие « Культура»: Культура – совокупность порожденных обществом ценностей. Культура – мера человеческого (разумности, одухотворенности) в человеке. Литература: 1. Катаева О.В. Философия. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. 317.(1)с. – (Среднее профессиональное образование). Интернет - источники ЭБС http//znaium.com. 1. Философия. Под ред. Свергузова А.T. 2. Философия, Этика и Религиоведение. Под ред. Любинской Л.Н., Лепилина С.В. 3. История философии. Курс лекций в конспективном изложении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акулова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2014.- 98 c, режим доступа: htt Практич p://www.iprbookshop.ru/30405.html.- ЭБС Практическое занятие № 13. «Культуры (цивилизации) Освальда Шпенглера». Цель работы: определить место культуры и цивилизации во всемирно- историческом процессе в концепции О.Шпенглера. Ход занятия: Прочтите отрывок из работы О. Шпенглера «Закат культуры». Дайте его определения культуре и цивилизации. Охарактеризуйте его концепцию всемирного развития. Какие причины приведут культуру человечества к упадку? Как вы понимаете утверждение О. Шпенглера: « Цивилизация - это смерть культуры»? «Культура» и «Цивилизация» в концепции О. Шпенглера. Наряду с общей идеей истории, мира как истории, Шпенглер утверждает строгую череду внутренних закономерностей развития исторического индивидуума. Диалектика развития каждой культуры сводится к прохождению культурно-историческим единством тех стадий, которые в своем развитии проходит живой организм: детство, юность, зрелость, увядание. Неминуемость - и закономерное наступление, чередование этих стадий - делает периоды развития всех культур абсолютно тождественными, длительность фаз и срок существования самой культуры - отмеренными, нерушимыми. Исходя из этого, Шпенглер создает своеобразную концепцию "одновременности" явлений, отделенных промежутками в тысячелетия; для обозначения этой "одновременности" Шпенглер, придерживающийся органицистских теорий, использует термин "гомология". Выделяя следующие фазы развития: мифосимволическую раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю, цивилизационную, стадию культуры, он стремится на историческом материале показать "параллельно-одновременный" характер прохождения культурами этих стадий. Культуру, О. Шпенглер считает всецело историческим явлением, которое нельзя анализировать при помощи естественнонаучных методов и понятий. К ней неприменимы принципы причинности, обратимости во времени, сохранения энергии, а также понятия числа, закона. Закон — антиисторичен. Природу можно подводить под закон, измерять и разлагать. Историю же и ее феномен — культуру — следует творить и сопереживать. Культура определяется в своем движении не законом, а судьбой. Постигается она не рассудком, а образной интуицией. Сравнительная морфология растений, по Шпенглеру, — ближайший аналог для сравнительной морфологии культур. Выступая, как и Данилевский, против “европоцентризма”, Шпенглер все-таки признает за европейским человеком одно преимущество. Европейца — интеллигента и философа — не может удовлетворить культура с одной-единственной точки зрения. Он стремится охватить их все в одном представлении, признавая при этом уникальность каждой. Этот взгляд, названный позже “модернизмом”, в отличие от классицизма, признающего лишь одну систему истин, Шпенглер называет коперниканской революцией в исторической науке. История не должна больше “вращаться вокруг Европы”, как Солнце не должно вращаться вокруг Земли. “Я вижу вместо монотонной картины схематической всемирной истории... — писал Шпенглер, — феномен множества могучих культур, расцветающих со стихийной силой на лоне своего родного ландшафта. Таким образом, Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, "магическая" (арабо-византийская), "аполлоновская" (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) культуры и культура майи. Это культуры "завершенные", полностью исчерпавшие свои возможности. (В дальнейшем Шпенглер собирался направить свое внимание на будущую русско-сибирскую культуру.) Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты для Шпенглера - отнюдь не свидетельство единства мирового исторического процесса (напротив, оно неоспоримо доказывает бессмысленность самого этого понятия, отсутствие истории в этом смысле, истории как процесса), а свидетельство единства проявлений жизни во Вселенной во всем ее многообразии. Итак, в большем объеме, в наиболее обобщенном употреблении "культура" у Шпенглера это сложившаяся в веках историко-культурная целостность. В первом случае - в концепции культур - реализует себя философско-историческая установка Шпенглера. Шпенглер выступает против идеи единого "всемирного" исторического процесса, единой линии эволюции человечества, проходящей (с всемирноисторической точки зрения) последовательные этапы развития, т.е. поступательного движения, которое, используя социальные, гносеологические и другие критерии, историки до сих пор определяли как прогресс. Теории единства и преемственности процесса мировой истории как общей картины развития человечества Шпенглер противопоставляет учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени цивилизаций ("культур"), равноценных по предельной полноте осуществленных в них возможностей и достигнутому совершенству выражения, языка форм. В своем втором значении "культура" - становление творческих возможностей, расцвет, линия подъема. "Культура" (и затем "цивилизация" как нисходящая линия развития) полностью совпадает у Шпенглера с понятиями "история" и "общество". Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть симптом и выражение отмирания целого как организма, затухания одушествлявшей его культуры, возврат в "небытие" культуры. Итак, существование восьми форм культур — в разное время и на разных территориях — есть, по Шпенглеру, свидетельство не единого процесса мировой истории, не «линейной» ее направленности, а единства проявлений жизни во Вселенной. По Шпенглеру, каждая культура имеет не только свое искусство (к этой мысли все уже привыкли), но свое собственное естествознание и даже свою уникальную природу, ибо природа воспринимается человеком через культуру. «Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира как природы, или — одно и то же — у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в еще более высокой степени у каждой культуры... есть... собственный тип истории, в... стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление». Господствующему в его время пониманию развития культуры по линейной модели Шпенглер противопоставляет циклическое понимание, согласно которому каждый «культурный организм» представляет собой замкнутую в себе целостность, проходящую между рождением и смертью стадии детства, юности, зрелости и старости. Циклическая теория развития должна, по его мнению, преодолеть механицизм однонаправленных схем эволюции. Исходная методологическая идея Шпенглера — идея круговорота (цикличности) исторического развития — приводит его к выводам о том, что: а) хотя «культурные миры» развиваются, но они разрознены в пространстве и во времени); б) даже при одновременном существовании эти миры не сообщаются между собой; в) в силу двух предыдущих обстоятельств, нужно особое внимание уделять индивидуальности, исключительности «культурных миров», их внутреннему единству и эволюции. В основе каждой культуры лежит душа, а культура — это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь все живое смертно. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур, которые рождаются в этот мир из таинственного хаоса душевной жизни. «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечномладенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа... Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук...» Шпенглер по-настоящему не объясняет истоки и причины этого рождения, но зато дальнейшая судьба культуры нарисована им со всей возможной выразительностью. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость». Западная культура, по его мнению, уже вступила в такую стадию, на которой начинается ее неумолимая фатальная гибель. Каждому «культурорганизму» дано судьбой прожить 1000— 1500 лет, пройти путь от юности до смерти [4,284]. Но что значит — умирание культуры? Смерть культуры есть исчерпание ее души, когда ее смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. «Как только цель достигнута, и... вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией». Противоположность культуры и цивилизации – главная ось всех Шпенглеровских размышлений. Культура, – это могущественное творчество созревающей души, – рождение мифа, как выражения нового богочувствования, – расцвет высокого искусства, исполненного глубокой символической необходимости, – имманентное действие государственной идеи среди группы народов, объединенных единообразным мирочувствованием и единством жизненного стиля. Цивилизация – это умирание созидающих энергий в душе; проблематизм мирочувствования; замена вопросов религиозного и метафизического характера вопросами этики и жизненной практики. В искусстве – распад монументальных форм, быстрая смена чужих входящих в моду стилей, роскошь, привычка и спорт. В политике – превращение народных организмов в практически заинтересованные массы, господство механизма и космополитизма, победа мировых городов над деревенскими далями, власть четвертого сословия. Цивилизация — старость культуры, ее постепенное умирание. Симптомами этого умирания, по Шпенглеру, являются материализм и атеизм, социальные революции и распространение научных воззрений. По Шпенглеру, всякая культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Вот как пишет об этом Шпенглер: «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки — хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих «вечных истин» как истинные». Если культура перестает притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. С этих позиций Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация. Нет ничего дурного в практическом благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил, «огонь души угасает». Шпенглер ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: «Культура и цивилизация — это живое тело душевности и ее мумия». Итак, переход от культуры к цивилизации есть, по Шпенглеру, переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «героических деяний» к «механической работе». Здесь уже не нужна литература и искусство, а нужен только голый техницизм. Переходя в цивилизацию, культура застывает, отмирает. Цивилизация, по Шпенглеру, есть «неизбежная судьба культуры», ее логическое следствие, завершение и исход. Цивилизация как «ставшее» — неизбежный конец культуры как «становления». |