Главная страница

Методические указания для учителей по организации эффективного планирования, преподавания и оценки каждой темы учебника, подготовленного в соответствии с программой обновленного образования


Скачать 3.03 Mb.
НазваниеМетодические указания для учителей по организации эффективного планирования, преподавания и оценки каждой темы учебника, подготовленного в соответствии с программой обновленного образования
Дата06.11.2022
Размер3.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаInformatika_Metodika_5 kl_Rus.pdf
ТипМетодические указания
#772928
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема: Двоичное представление информации Школа:
Дата:
Ф.И.О. педагога:
Класс:
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Цель обучения
5.2.1.4 пояснять, что вся информация для компьютера представляется в двоичном виде.
Предполагаемый
результат
Для всех учеников:

определяют таблицу двоичного кода представления информации.
Для большинства учеников:

сравнивают части кода ASCII.
Для некоторых учеников:

описывают особенности использования кода ASCII.
Языковая цель
Предметная лексика и терминология: двоичное кодирование – екілік кодтау – binary coding численный – сандық – numerical
Полезные фразы, необходимые для составления диалога и
письменной работы
Обсуждение:
Как вы думаете, каким образом компьютер распознает информацию?
Какую систему счисления мы используем в математике?
Письмо:
Запишите виды кодирования информации.
Опорные знания,
умения и навыки
Межпредметные
связи
Воспитание
ценностей
Передача информации.
Математика реализация ценностей национальной идеологии «Мәңгілік ел».
План
Этапы
Запланированные действия
Используемые
ресурсы
Начало
3 мин
10 мин
Орг. момент.
Приветствие, проверка посещаемости.
Создание благоприятной атмосферы в классе.
Для повторения пройденного урока, можно использовать метод
«Магазин».
Определения разделены на несколько частей и распределены по группам. Каждая группа готовит пять вопросов по предыдущей теме. Рекомендуется, чтобы группы сформулировали определения. Группы идут в магазин, чтобы получить слово, которое им нужно. Они должны ответить на вопросы владельцев магазина, чтобы получить необходимое слово. После правильного ответа, они получают фрагменты определения, с помощью которых они составляют определение в своих командах.
Группа 1: Составление определения
шифрование
Шифрование – это изменение информации, которое является секретным (конфиденциальным), для недоступности посторонним.

27
Группа 2: Составление определения
криптология
Группа 3: Создание азбуки Морзе
Основная часть
3 мин
5 мин
10 мин
5 мин
Обсуждение вопросов с классом
Как вы думаете, каким образом компьютер распознает информацию?
Какую систему счисления мы используем в математике?
Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся с материалом, приведенным в учебнике. Учитель знакомит с новой информацией, вместе обсуждают (с помощью видеозаписи, презентации, флипчарта).
Выполнение заданий из учебника
1. Английский эквивалент терминов, изученных в данной теме, закодирован по базовой таблице ASCII
(таблица 2 из учебника). Расшифруй эти слова и найди их перевод на русский и казахский языки.
Слово 1 01000010 01111001 01110100 01100101
Byte
Слово 2 01000010 01101001 01101110 01100001 01110010
Binаry
Слово 3 01001110 01110101 01101101 01100010 01100101
Number
Слово 4 01000011 01101111 01100100 01100101
Code
2. Даны слова, которые содержат латинские буквы. а) Закодируй их с помощью двоичного кода с использованием таблицы ASCII. б) Посчитай количество байтов и битов в каждом слове, указанном ниже:
abbas, algo, info, expo, demo, delta
Ответ:
abbas=> 01100001 01100010 01100010 01100001 01110011 =5 байт=40 бит
Учебник https://kopilkaurok ov.ru/informatika/p resentacii/proiektna ia-rabota-drievniie- sistiemy-schieta
Учебник, стр 21
Компьютер
Криптология
– наука о поиске математических методов, дающих возможность преобразовать заданный открытый текст к виду недоступному (закрытому) для посторонних лиц.

28 algo=>01100001 01101100 01100111 01101111=4 байт=32 бит info=>01101000 01101110 01100110 01101111=4 байт=32 бит expo=>01100101 01111000 01110000 0110111=4 байт=32 бит demo=>01100100 01100101 01101101 01101111=4 байт=32 бит delta=>01100100 01100101 01101100 01110100 01100001= 5 байт-40 бит
3. На графическом рисунке 1 скрыт термин по информатике на английском языке. Найди скрытое слово. Как переводится это слово на русский и казахский языки? Обрати внимание, что белая клетка –
0, а серая – 1.
Конец
8 мин
Рефлексия
Домашнее
задание
1 мин
После выполнения индивидуальных заданий учащиеся работают в командах. Методом «Взлетные вопросы» ученики должны обобщить свои знания, полученные на уроке, для этого нужно сделать самолет из бумаги и написав на нем вопросы, отправить его в следующую группу. Следующая группа, написав ответ, отправляет самолет обратно.
По методу «Две звезды и одно пожелание» каждый учащийся, определяет и указывает на два положительных момента урока – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, –
«пожелание».
Подготовка к тесту по изученной теме.
Учитель должен подготовить тестовые вопросы закрытого типа и выдать учащимся для подготовки к тесту. https://nsportal.ru/s hkola/informatika-i ikt/library/2016/10/
14/interaktivnyy- test-na-temu- informatsiya- dvoichnoe
Урок №5.
Тема: Представление графической
Школа:

29 информации в двоичном коде
Дата:
Ф.И.О. педагога:
Класс:
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Цель обучения
5.2.1.4 пояснять, что вся информация для компьютера представляется в двоичном виде.
Предполагаемый
результат
Для всех учеников:
называет виды графики по способу представления информации.
Для большинства учеников:
сравнивают графические способы представления информации.
Для некоторых учеников:
оценивают эффективность использования графической информации.
Языковая цель
Предметная лексика и терминология:
векторная графика – векторлық графика – vector graphics растровая графика – растрлық графика – raster graphics
Полезные фразы, необходимые для составления диалога и
письменной работы.
Обсуждение:
Как вы думаете, каким образом изображения отображаются на компьютере?
Специалисты каких профессий используют графическую информацию?
Знаете ли вы, как представляются числа на координатной оси?
Письмо:
Запишите виды представления графической информации.
Пиксель,…
Опорные знания,
умения и навыки
Межпредметные
связи
Воспитание
ценностей
представление информации в двоичном коде. художественный труд, математика, английский язык. реализация ценностей национальной идеологии «Мәңгілік ел».
План
Этапы
Запланированные действия
Используемые
ресурсы
Начало
3 мин
6 мин
Орг. момент.
Приветствие, проверка посещаемости
Создание благоприятной атмосферы в классе.
Чтобы эффективно повторить пройденный урок, лучше всего использовать игру «Кто быстрее». Для этого учащимся будут даны пословицы о знаниях с английскими эквивалентами. Учащиеся должны написать эти же пословицы двоичным кодом, используя код
ASCII.
1. No man is born wise or learned.
Лист А4

30
Мудрецом и ученым не рождаются.
2. Knowledge is power.
Знание – сила.
3.Money spent on the brain is never spent in vain.
Деньги, истраченные на образование, всегда окупаются.
Основная часть
3 мин
5 мин
10 мин
5 мин
Обсуждение вопросов с классом
Как вы думаете, каким образом изображения отображаются на компьютере?
Специалисты каких профессий используют графическую информацию?
Знаете ли вы, как представляются числа на координатной оси?
Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся с материалом, приведенным в учебнике. Учитель знакомит с новой информацией, вместе обсуждают (с помощью видеозаписи, презентации, флипчарта).
Работа в группе.
Рассмотрите рисунок 3. Какое изображение является векторной, а какое − растровой графикой? Каковы различия между методами представления изображений?
Проанализируйте.
Выполнение заданий из учебника
1. Нарисуй векторное и растровое изображение заданной лодки (рис. 4) на листе в клетку.
Построение векторного изображения (рис. 1) выполни в декартовой системе координат. При рисовании растрового изображения в двоичном коде руководствуйся рисунком 2.
2. Задан двоичный код для черно-белого растрового изображения (Таблица 1 из учебника). Какое получится изображение, если перенести на бумагу клетки с номером 1 из этой таблицы?
Таблица 1
https://www.yaklass.ru
/p/informatika/10- klass/informatciia-i- informatcionnye- protcessy-
11955/predstavlenie- nechislovoi- informatcii-v- kompiutere-12433/re- d1740061-35a0-4f23- aeab-2a9637ebab04 https://kursiv.kz/news/
tendencii-i- issledovaniya/2019-
08/kak-v-buduschem- khorosho-zarabatyvat- i-byt-vostrebovannym- v https://edunews.ru/pro fessii/obzor/tvorcheski e/svyazannye-s- risovaniem.html
Учебник https://ppt- online.org/170387
Учебник
Лист А4 https://pedsovet.su/pu

31
Конец
7 мин
Рефлексия
Домашнее задание
1 мин
Двоичный код растрового изображения
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0
Ответ: вертолет
Работа в паре.
Представь векторное и растровое изображение любимого тобой фрукта на листке в клетку.
Какое из двух изображений было проще и легче нарисовать? Почему?
Индивидуальная работа.
Обсуди!
Какую графику, растровую или векторную, лучше использовать для отображения графической информации на компьютере? Какая из них наиболее эффективна?
Составь синквейн к слову «Графика».
По методу «Две звезды и одно пожелание» каждый учащийся, определяет и указывает на два положительных момента урока – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».
Подготовка к тесту по изученной теме. bl/42-1-0-5767
Компьютер https://videouroki.net/t ests/kodirovaniie- ghrafichieskoi- informatsii-variant-
2.html https://infourok.ru/mat erial.html?mid=4534 https://multiurok.ru/fil es/priedstavlieniie- ghrafichieskoi- informatsii-1.html
Уроки №6-7, 8
Тема: Практические задания. СОР-1
Школа:
Дата:
Ф.И.О. педагога:

32
Класс:
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Цель обучения
5.2.1.1 приводить примеры разных видов информации и представлять информацию в разных формах;
5.2.1.2 приводить примеры каналов связи, источников и приемников информации;
5.2.1.3 кодировать и декодировать текстовую информацию;
5.2.1.4 пояснять, что вся информация для компьютера представляется в двоичном виде. Представление графической информации на компьютере с помощью двоичного кода.
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика» на стр.
11: цели обучения, критерии оценивания, уровни мыслительных навыков, рекомендованное на проведение время, дескрипторы
Предполагаемый
результат
Для всех учеников:

определяют информацию различными способами.
Для большинства учеников:

сравнивают способы представления информации.
Для некоторых учеников:

описывают и формулируют важность способов представления информации.
Полезные фразы, необходимые для составления диалога и
письменной работы.
Обсуждение:
Как информация представляется в разных формах?
Чем отличаются источники и приемники информации?
Как происходят кодирование и декодирование текстовой информации?
Как можно представить графическую информацию на компьютере в двоичной кодировке?
Письмо:
Запишите виды принимаемой информации.
Запишите виды кодирования информации.
Опорные знания,
умения и навыки
Межпредметные
связи
Воспитание
ценностей
передача информации, кодирование информации. английский язык, математика. реализация ценностей национальной идеологии «Мәңгілік ел».
План
Этапы
Запланированные действия
Используемые
ресурсы
Начало
3 мин
7 мин
Орг. момент.
Приветствие, проверка посещаемости
Создание благоприятной атмосферы в классе.
Используя диаграмму Венна для повторения пройденного урока, учащиеся сравнивают виды информации, представленной в графическом коде, классифицируют данные.
Лист А4 https://infourok.ru
/prezentaciya-na- temu- graficheskiy- sposob- predstavleniya- informacii-
3223357.html

33
Основная часть
3 мин
18 мин
Обсуждение вопросов с классом
Как информация представляется в разных формах?
Чем отличаются источники и приемники информации?
Как происходят кодирование и декодирование текстовой информации?
Как можно представить графическую информацию на компьютере в двоичной кодировке?
Выполнение заданий из учебника
Проведение игры «Сетевой маркетинг».
Учащиеся выполняют первое задание в парах, второе задание выполняют по трое, третье задание
– по четверо, четвертое задание – по пять человек, пятое задание выполняют по шесть, седьмое задание выполняют все вместе.
1. Заполни в тетради таблицу «Виды информации по способу восприятия» по способу восприятия информации в повседневной жизни. Приведи примеры в зависимости от способов восприятия информации: зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и осязательной (тактильной).
(таблица 1).
Виды информации
по способу восприятия
Примеры из повседневной
жизни
Визуальная (зрительная)
Аудиальная (звуковая)
Вкусовая
Обонятельная
Тактильная (осязательная)
2. Внимательно рассмотри предметы на рисунках.
Определи, какие виды информации ты можешь получить. Поставь знак (+) в соответствующие столбцы таблицы (выполняется в тетради).
Обоснуй свой ответ.
Название
предмета
Визуальная
(зрительная)
Аудиальная
(звуковая)
Вкусовая
Обонятельная
Тактильная
(осязательная)
солнце
+
+
Учебник
Учебник
Отли- чие
Отли- чие
Что объединяет?

34 3. Выполни следующие задания, используя рисунки из учебника.
1) Сгруппируй рисунки (изображения, картинки) на естественные и искусственные источники информации в соответствии с их номерами.
2) Рассмотри изображения. Определи, какой вид обмена информацией – односторонний и двусторонний – соответствует им. Распредели их номера на две группы.
3) Раздели изображения на две группы, одна из которых показывает биологические, другая – технические каналы связи.
4. Запиши имя и возраст одноклассника буквами латинского алфавита и закодируй азбукой Морзе
(рис. 1). Дай этот код своему другу, чтобы он расшифровал.
5. Код буквы в кодировочной таблице на рисунке 2 образуется из номера строки и номера столбца.
Например, буква И кодируется числом 25. Потому что буква И находится на пересечении 2-й строки и
5-го столбца. Составь слова. Переведи на русский язык слова под номером 3 и 5. Назови их.
1. 11 32 15 36 42 25 44 33 2. 17 21 27 36 17 44 11 45 3. 11 42 34 11 4. 15 42 11 51 25 27 11 5. 11 31 41 11 42 11 44 6. Рассмотри рисунок 3. Закодируй ответы на следующие вопросы в двоичном коде в зависимости от вида ответа: текстовой, числовой или графический. Используй таблицу ASCII для кодирования текстовой и числовой информации
(параграф 1.4, Таблица 2) конь
+
+
+
+ вода
+
+
+
+ камень
+
+ яблоко
+
+
+
+

35 1. Сколько людей изображено на картинке?
(числовой код)
2. Дай имена людям, изображенным на картинке
(запиши имя латинскими буквами).
3. Сколько ты видишь домашних животных на картинке? (числовой код)
4. Закодируй изображение юрты на листе в клетку с помощью двоичного кода
(графическое кодирование).
7. Расшифруй слово, закодированное в двоичном коде, используя таблицу ASCII (параграф 1.4, таблица 2). Как ты думаешь, насколько значение этого слова важно для тебя? Поделись мыслями.
ОТАN
01010010 01001111 01000100 01001001 01001110 01000001
RODINA
01001000 01001111 01001101 01000101 01001100 01000001 01001110 01000100
HOMELAND
01001111 01010100 01000001 01001110
Конец урока
5 мин
3 мин
Домашнее задание
После выполнения всех заданий, в классе определяют миллионера.
Метод «Эссе».
Написав эссе, учащиеся могут определить, сколько новой информации они узнали в этом разделе
«Две звезды и одно пожелание».
По методу «Две звезды и одно пожелание» каждый учащийся определяет и указывает на два положительных момента урока– «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, –
«пожелание».
Подготовка к тесту по изученной теме.
https://ibrain.kz/in formatika/predsta vlenie- graficheskih- dannyh-v- dvoichnom-kode

36
ІІ четверть
Раздел 2. Компьютерная графика
Урок №9
Тема: Растровые и векторные графические редакторы
Школа:
Дата:
Ф.И.О. педагога:
Класс:
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Цель обучения
5.2.2.2 создавать и редактировать растровое изображение.
Предполагаемый
результат
Для всех учеников:
определяют графические редакторы.
Для большинства учеников:
сравнивают графические редакторы.
Для некоторых учеников:
описывают важность использования графических редакторов.
Языковая цель
Предметная лексика и терминология:
изображение – кескін – image цифровое фото – сандық фотосурет – digital photo
Полезные фразы, необходимые для составления диалога и
письменной работы.
Обсуждение:
Что такое графический редактор? Какова его функция?
Какие вы знаете графические редакторы, предназначенные для редактирования рисунков, изображений и фотографий на компьютере?
Какие графические редакторы вам нравится использовать для работы на компьютере?
Письмо:
Запишите название растровых и векторных графических редакторов.
Опорные знания,
умения и навыки
Межпредметные
связи
Воспитание
ценностей
видеопрезентация 4 класс. художественный труд реализация ценностей национальной идеологии «Мәңгілік ел».
План
Этапы
Запланированные действия
Используемые
ресурсы
Начало
2 мин
7 мин
Организационный момент.
Приветствие, проверка посещаемости.
Создание благоприятной атмосферы в классе.
Для повторения пройденного урока лучше всего необходимо использовать игру «Горячий стул».
Учащиеся по изученному параграфу задают вопросы по всем темам ученику, сидящему на стуле. Если ученик не ответит быстро и правильно, считается, что он сгорит.
Стул
Основная часть
Обсуждение вопросов с классом

37
3 мин
7 мин
8 мин
5 мин
Конец
7 мин
Что такое графический редактор? Какова его функция?
Какие вы знаете графические редакторы, предназначенные для редактирования рисунков, изображений и фотографий на компьютере? Какие графические редакторы вам нравится использовать для работы на компьютере?
Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся с материалом, приведенным в учебнике. Учитель знакомит с новой информацией, вместе обсуждают (с помощью видеозаписи, презентации, флипчарта).
Примени на практике.
По очереди запусти редакторы растровой графики
Paint.NET и векторной графики Photo-Brush.
Значки (ярлыки) программ, установленных на компьютере, расположены на рабочем столе или в списке «Все программы».
Ссылка для скачивания: программу Photo-Brush:
https://soft.mydiv.net/win/download-PhotoBrush.htm
Работа в группе.
Сравните структуру обоих окон, предварительно открыв их. Сравните, какое различие и сходство по расположению инструментов они имеют в структуре окон. Какой программный интерфейс вам больше понравился? Почему? Обоснуйте свой выбор примерами.
Индивидуальная работа.
В обеих программах нарисуй простой лист растения, увеличь масштаб и сохрани.
Какие различия ты видишь в изображении листа в векторном и растровом графических редакторах?
В какой программе изображение листа было наиболее удачным?
Работа в паре.
Оцени возможности инструментов редактора растровой графики Paint.NET и редактора векторной графики Photo-Brush.
Заполните таблицу. https://bilimland.kz
/ru/courses/informa tika-ru/5- klass/lesson/grafich eskie-redaktory
Учебник https://www.youtub e.com/watch?v=8N
DMSr_nUS8
Компьютер, программы
Paint.NET,
Photo-Brush https://bravedefend er.ru/besplatnyiy- paint-net- rastrovyiy- graficheskiy- redaktor-dlya- windows/ https://interneturok.
ru/lesson/informati ka/5-klass/osnovy- raboty-s- graficheskoy- informatsiey/rastro vaya-i-vektornaya- grafika-osnovnye- ponyatiya https://bilimland.kz
/ru/courses/informa tika-ru/5- klass/lesson/priemy
-raboty-v- graficheskom- redaktore https://videouroki.n et/tests/sozdaniie- ghrafichieskikh- izobrazhienii.htmlЛ
ист А4

38
Рефлексия
Домашнее задание
1 мин
Приведите примеры графических редакторов.
Редактор растровой графики
Редактор векторной графики
Редактор фрактальной графики
Используя метод «Большого пальца», учащиеся выразят свое впечатление от урока.
Подготовка к тесту по пройденной теме. Ссылка записывается на доске, учащиеся могут дома подготовиться и пройти онлайн-тест.
Урок №10
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта