Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности деловых и ролевых игр.

  • Ролевая игра Деловая игра

  • 3. Экскурсия

  • экскурсии

  • экскурсий

  • 4. Использование общественных ресурсов.

  • 5. Анализ казусов.

  • 5fan_ru_Методика и методы правового обучения. Методика и методы правового обучения


    Скачать 287 Kb.
    НазваниеМетодика и методы правового обучения
    Дата19.01.2022
    Размер287 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла5fan_ru_Методика и методы правового обучения.doc
    ТипДокументы
    #335525
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    В последнее время ролевые игры находят всё более широкое применение в учебном процессе. Через правовые ролевые игры педагог доносит до учащихся ценности и принципы правового общества, развивает позитивное отношение к закону, правовой системе, воспитывает активную гражданскую позицию членов общества. Различными авторами выделяются: учебно-деловые игры (А.А. Вербицкий, П.И. Педкасистый), обучающие игры (В.И. Бедерханова), дидактически – имитационные (Ж.С. Хайдаров), имитационные (Н.Н. Лебедев), Учебно-имитационные (О.А. Знаменская), педагогические (В.В. Кузнецов, В.Г. Мимиганов), дидактические (Е.Д. Семенова), Операционные (Грей, Грем), учебно-ролевые (Коробиковская, Юдина), Ролевые (Адхадеева), познавательные (Бабанский), деловые педагогические (Пенькова, Федорин). Перечень педагогических игр этим не исчерпывается, а тенденция к выделению новых их видов различной степени обобщения продолжается.

    Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединена решением главной задачи и ориентирует своё поведение на выигрыш. Её основными структурными элементами являются:

    • моделируемый объект учебной деятельности;

    • совместная деятельность участников игры;

    • правила игры;

    • принятие решений в изменяющихся условиях;

    • эффективность принимаемого решения.

    В зависимости от направленности целеполагания правовых игр, можно выделить:

    • деловые игры – применяемые для обучения школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем, в которых взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные подходы к разрешению ситуации. Обычно деловая игра проводится в четыре этапа:
      • ознакомление участников с целями, задачами и условиями игры
      • инструктаж относительно порядка проведения игры;
      • разделение участников на несколько ролевых групп;
      • анализ, оценка процесса и результатов игры.
    Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.13

    • иллюстративные игры – применяемые с целью детального разъяснения правовых явлений и понятий и служит для глубокого осмысления юридической мысли, осознания сущности права, выработке гражданственности и позитивного отношения к любым правовым последствиям.

    Особенности деловых и ролевых игр.14

    Исследователи по-разному определяют отличия между ролевой и деловой игры.

    Итак, ролевая игра в отличие от деловой характеризуется более высокой степенью абстрактности, а учащиеся берут на себя роль, руководствуясь при этом установленными правилами (при этом собственное мнение может не совпадать с позицией персонажа). В американской педагогике в ролевой игре участнику предлагаются заранее заготовленные слова,

    Принципиальные отличия между данными видами игр, сущность которых заключается в следующем:15

    Ролевая игра

    Деловая игра

    Обязательное наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему

    Наличие полной модели социально-экономической системы

    Наличие функциональных ролей

    Наличие и распределение ролей

    Различие ролевых целей участников игры, исполняющих разные роли

    Различие функциональных ролевых целей при выработке решения

    Взаимодействие ролей

    Активное взаимодействие игроков, исполняющих игровые роли

    Наличие общей цели у всего игрового коллектива

    Наличие общей цели у всего игрового коллектива




    Коллективная выработка решений участниками игры




    Реализация «цепочки решений»

    Многоальтернативность решений

    Многоальтернативность решений

    Наличие управляемого эмоционального напряжения

    Наличие управляемого эмоционального напряжения

    Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников

    Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников

    Ценность данного метода заключается в том, что если теоретическая информация имеет тенденцию к быстрому стиранию, то полученный в игре опыт сохраняется длительное время и имеет практическую направленность. Однако излишняя увлеченность игрой также будет иметь негативную сторону – недостаточное развитие теоретического мышления, если она проводятся в ущерб теоретической подготовке.

    Ролевые игры все активнее входят в арсенал преподавателей права, однако, кроме положительного влияния, неумелое или чрезмерное использование этого метода может привести к искажению планируемых результатов обучения в отрицательную сторону. В малых дозах эта неизменно лекарственная и необходимая добавка педагогической практики превращается в яд в случае злоупотребления ей.

    Выше мы уже отметили необходимость сопутствия игры процессам обучения, выявили позитивные моменты ее использования в различных сферах развития личности. Но, как и в любой целенаправленной деятельности, игровые методики имеют издержки применения, которые необходимо минимизировать. В данный момент мы можем выделить следующие негативные стороны применения игр и проблематику их использования.

    1 Необходимость задействования значительно большего периода времени обучения в условиях игровых методик, что затруднено в системе определенной программы изучения предмета, изначально не предусматривающей их использование.

    2. Недостаточная профессиональная подготовка преподавателя как ведущего ролевых игр. Для получения планируемого педагогического результата необходимо умело управлять игрой, не дать ей уйти от заданного хода и подвести воспитанников к намеченным выводам, иначе игра может приобрести антивоспитательный правовой характер. Снижения этого критерия можно добиться путем распространения специализированной литературы, проведения обучающих семинаров на базе высшей школы.

    Еще один фактор подготовленности учителя к использованию ролевых методов – способность разрешать конфликтные ситуации в условиях игрового урока. Применение интерактивных методов не подразумевает отметочную систему оценивания и навязывание игровой деятельности своей волей, тогда как наиболее частой проблемной ситуацией является отказ от игры или внутреннее неприятие заданной ситуации. Здесь стоит задача определения причин не вхождения в игру и мягкое, незаметное устранение их действия.

    Второй аспект применения игровых методик – вывод из роли излишне восприимчивых участников, по ее окончании, не допустить переноса игровой ситуации в жизнь и на сложившиеся отношения, не ослабляя эмоционального переживания. Эту функцию выполняет, главным образом, послеигровая рефлексия.

    3. Непонимание необходимости применения ролевых методик в правовом обучении, видение только кажущейся бессмысленности игровых методик, при неоправданно высоких энергозатратах.

    Если для ученика качество и специфика подготовки в условиях правовых игр практически не меняется, то у преподавателя подготовка ролевой игры отнимает значительно больший временной отрезок, чем требуется для подготовки к классической форме урока, что не приемлемо при их чрезвычайной загруженности.

    4. Необходимость наличия материальной базы задействованной в качестве игровой атрибутики.

    Наиболее распространенная педагогическая ошибка при проведении ролевой игры – недооценивание роли рефлексии в процессе обучения с использованием игровых методов. На этом этапе происходит непосредственное осмысление полученных знаний и опыта, самоанализ. Именно на этом этапе приходят к логическому завершению все педагогические и игровые конфликты. Игра только создает необходимые предпосылки к личностному развитию, а сам процесс движения начинается после рефлексивного «толчка».

    По сути, этап рефлексии и делает игру методом обучения, в нем и проявляется в полной мере уровень педагогического мастерства, тогда как проведение остальных этапов можно доверить ученикам.

    Таким образом, педагог решивший использовать в своей деятельности игровые методы должен четко представлять возможности этих методов и требования, которые будут предъявляться к нему в процессе их использования. Необходимо помнить, что игровые методики имеют и негативные стороны, и задача педагога устранить их влияние, на педагогический процесс, оставив лишь самые сильные ее стороны.

    3. Экскурсия (от лат. excursio - поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность ит.д.), форма и метод приобретения знаний.Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются: по целям - учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике - в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов - натурные, музейные; по составу участников - для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.

    Экскурсии возникли в конце 18 - начале 19 вв.; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. экскурсии постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов; в том же году вышла книга об основных принципах экскурсионной методики "Школьные экскурсии, их значение и организация" (под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча). В первых декретах Советской власти о школе экскурсии рассматривались как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. Советская школа широко использовала экскурсии в учебно-воспитательном процессе: предметные (по учебной программе), производственные, комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные. Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом; при создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д. Экскурсии как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций - познания, общения, оздоровления.

    4. Использование общественных ресурсов.16

    Использование общественных ресурсов – важнейший педагогический метод в правовом и гражданском образовании. В нашем понимании общественные ресурсы – это:

    • Интересные люди, специалисты в различных сферах жизни общества.

    • Различные организации, учреждения, памятники истории и культуры, другие социальные и природные объекты, которые могут быть местом для проведения выездного учебного занятия, экскурсии, выполнения творческого задания или социального проекта.

    • Различные события и мероприятия, в которых можно принять участие, а также иное использование возможностей, имеющихся в обществе (театры, кино, теле- и видеофильмы, радиопередачи и т. д.).

    Общественные ресурсы позволяют всем участникам образовательного процесса:

    • Резко расширить горизонты учебной деятельности, преодолеть замкнутый характер образования и доминирование традиционных методов обучения и воспитания.

    • Получить более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления.

    • Связать теорию с практикой.

    • Получить эмоциональный заряд, вызвать живой интерес к учебной деятельности.

    • Обогатить внутренний мир, познакомить с уникальным жизненным опытом других людей, воспользоваться дополнительным источником знаний; создать условия для их профессиональной ориентации и социализации.

    5. Анализ казусов.17
    1   2   3   4


    написать администратору сайта