Главная страница

Гимнастика 4 ч.. Методика обучения гимнастическим упражнениям


Скачать 447.5 Kb.
НазваниеМетодика обучения гимнастическим упражнениям
АнкорГимнастика 4 ч..doc
Дата11.04.2018
Размер447.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГимнастика 4 ч..doc
ТипГлава
#17961
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

ГЛАВА 11. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ

УПРАЖНЕНИЯМ
11.1. Принципы и методические правила обучения
В отечественной дидактике выделяют несколько десятков методических положений (принципов, правил), являющихся обязательным условием процесса обучения.

Принцип сознательности и активности предполагает мобилизацию творческих потенциалов, направленных на познавательную деятельность, активизацию сенсомоторной активности в процессе обучения и самообразования.

Умение анализировать движения, «вслушиваться» в свои ощущения и вносить необходимые коррективы в процесс овладения упражнением, сопоставлять свои собственные представления о движении с объективными данными – эти задачи подвластны лишь тем, кто активно, творчески подходит к делу. Осознанность двигательной деятельности лишь необходимое условие, обеспечивающее возможность правильной самооценки движений. Степень точности самооценки обуславливается рядом факторов и прежде всего кроется в индивидуальных особенностях обучаемого (координационные возможности, уровень физической подготовленности, функциональной дееспособности анализаторов и т.п.). Как бы ни был добросовестен и исполнителен занимающийся, какими бы способностями он не был наделен, самооценка пространственных, временных и силовых параметров техники может существенно расходиться с фактическим положением дел. Не всегда уровень порога анализаторных систем достаточен. Чем сложнее разучиваемое движение, тем ощутимее могут расходиться субъективные и объективные критерии оценки. В силу сказанного, педагог должен постоянно заботиться о том, чтобы предоставить ученику возможность сопоставления субъективных ощущений с объективными данными. В этой связи незаменимыми атрибутами учебного процесса становятся видеомагнитофон, кинограмма, диктофон, учебные фильмы и кинокольцовки.

Принцип наглядности
В процессе обучения, особенно на начальных его этапах, роль зрительного восприятия движения чаще всего является доминирующей. В этом смысле образцовый показ упражнений создает необходимую основу для уяснения сути движения.

Наглядность обеспечивается не только показом пособий, демонстрацией упражнения. «Наглядным» может стать лаконичное, образное объяснение. Слово способно оживить двигательный опыт, пробудить необходимые ассоциации. Словесная наглядность является важным критерием передачи занимающимся необходимых сведений о технике разучиваемых упражнений.

«Наглядное» объяснение – обращает внимание занимающихся на основное звено упражнения, как говорят специалисты, на его техническую основу, позволяя отвлечься от второстепенных деталей техники.

Объяснение, показ, демонстрация наглядных пособий должны обязательно соответствовать возможностям занимающихся. Порою блестяще преподнесенный новичкам соскок махом назад из упора на низкой перекладине (с выходом в положение близкое к стойке на руках) может создать неверное зрительное восприятие и, следовательно, ложное представление о сущности элемента, вселив сомнение у занимающихся в возможности овладеть им.

Принцип доступности тесно связан с реализацией методического правила «от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному».

Преподаватель обязан постоянно изучать возможности своих воспитанников и, приступая к обучению того или иного упражнения, правильно оценивать уровень физической, общедвигательной и психологической готовности занимающихся.

Оценивая трудность упражнения персонально для каждого занимающегося, обычно исходят из его координационной сложности, меры риска и требуемых от ученика физических усилий. При этом, однако, приходится учитывать, что трудность упражнений не всегда сопоставима в связи с неадекватностью критериев оценки (физическая трудность, психологическая трудность). К примеру, соскок махом вперед после большого маха на перекладине по энергетической стоимости или степени мышечных усилий вполне соизмерим с десятками других простых упражнений махового характера. Но только опытный педагог знает, каких волевых усилий стоит иному новичку вовремя отпустить гриф перекладины, находясь в положении спиной к полу, визуально не ощущая место приземления. Эмоциональная перегрузка может проявиться в пронизывающей все тело мелкой дрожи и надолго отодвинуть готовность продолжить упражнения.

«Натаскивание» на упражнение любой ценой, вопреки отсутствию у занимающихся должного уровня силовых качеств, смелости и решительности является грубым нарушением принципа доступности. Следствием такого форсирования событий становится повышенная вероятность травматизма и закрепление компенсаторных движений, отрицательно влияющих на процесс овладения правильной техникой.

Принцип трудности предполагает обучение с возрастающей степенью напряжения систем и функций организма, приближением к полной реализации потенциальных возможностей учащихся.

В подготовке квалифицированных гимнастов этот принцип предполагает овладение упражнениями высочайшей степени сложности, преодоление экстремальных нагрузок, на уровне реализации резервных возможностей организма.

Такая идея «сверхзадач» в общей дидактике предложена Л.В. Занковым, а в теории и методике спортивной тренировки гимнастов связана с именами выдающихся белорусских тренеров – Ренальда Кныша, Викентия Дмитриева, Виктора Хомутова, Олега Мищенко, Сергея Шинкаря, Виктора Дойлидова и многих других.

Принцип систематичности и преемственности предусматривает научно обоснованную систему планирования учебного процесса, разумную последовательность изучения упражнений, обеспечивающую на основе двигательных приоритетов хорошую преемственность – предпосылки к овладению структурно однородными движениями более высоких степеней сложности, а в конечном итоге – к сокращению сроков технической подготовки.

Последовательно и неуклонно возрастающая сложность двигательных заданий, как методическое правило обучения, не исключает иные подходы. При предварительном освоении ключевых (так называемых «базовых») элементов лучшие результаты дает использование правила «от основного элемента – к его разновидности».

Принцип систематичности и преемственности проявляется и в планировании величин учебно–тренировочных нагрузок, их чередование с отдыхом. Практический опыт показывает, что усвоение движений «малыми дозами» (правило «понемногу», но чаще) лучше, чем большими. Поэтому дробление доз воздействия, рассредоточение двигательных заданий (скажем, силовых упражнений, прыжковых серий и т.п.), и с физиологической и с педагогической точек зрения целесообразно, т.к. повышает результативность обучения.

Принцип сопряженного воздействия при обучении и тренировке, предложенный проф.В.М.Дьячковым, предусматривает рационализацию условий и факторов, обеспечивающих единство обучения и физической подготовки. Прежде всего имеется в виду формирование двигательных навыков с одновременным, согласованным развитием физических качеств.

Жизнеспособность этого принципа в гимнастике определяется правильной трактовкой «сопряжения». Удачным примером моделирования условий благоприятного сопряжения может служить выполнение курбета, из стойки на руках на повышенную опору (например, на стопку из поролоновых матов) с обязательным завершением курбета в положение стойки без сгибания. Повышенная опора требует от занимающегося дополнительных усилий скоростно–силового характера, а строго обусловленная поза приземления – соблюдения (совершенствования) правильной техники.

При обучении кувырку вперед сопряжение проявится отчетливей, если выполнять его под уклон, что вынуждает исполнителя сильней отталкиваться ногами, отрабатывая и закрепляя рациональную технику.

Эффективность принципа сопряженного воздействия в гимнастике, предполагающая ускорение достижения цели, сводится к такому планированию процесса обучения и физической подготовки, при котором подготовительные упражнения являются одновременно и подводящими.

Принцип воспитывающего обучения заключается в осуществлении целенаправленного развития у занимающихся не только двигательных умений, навыков, физических способностей, но и личностных качеств – честности, открытости, принципиальности. Личный пример педагога играет важную роль в формировании мировоззренческой позиции учеников, их взглядов, убеждений. Заботой педагога является воспитание активной жизненной позиции детей, развитие у них чувства долга, добросовестного отношения к учебе, общественно полезному труду, уважения к старшим и товарищам, правильного понимания таких понятий как соблюдение правил индивидуального и коллективного общения, взаимовыручки, самообслуживания.

11.2. Процесс овладения упражнением
11.2.1. Знания, умения, двигательные навыки
Освоению упражнений всегда предшествует накопление определенных знаний о них.

Знания – это субъективное представление о структуре движений, взаимосвязи их, о требованиях, предъявляемых к опорно–двигательному аппарату, функциональным системам. Формируются знания с помощью словесного описания упражнения на основе принятой терминологии, изображения на рисунке, схеме, кинограмме, видеозаписи и т.д. На знания занимающийся опирается при практическом выполнении упражнения.

Двигательное умение предполагает способность занимающегося воплощать знание об упражнении в конкретные двигательные действия, присущие данному упражнению. Эта стадия освоения упражнения характеризуется относительно большими энергетическими затратами (физическими и психическими), а также ошибками в деталях техники.

По мере увеличения количества повторений упражнения постепенно уменьшается количество ошибок, движения выполняются более уверенно, более качественно. Снижается роль визуального контроля. Постепенно двигательное умение переходит в навык.

Двигательный навык как более высокая качественная ступень в овладении упражнением, характеризуется способностью выполнять его автоматизированно – уверенно, стабильно, экономично, без существенных ошибок, с соблюдением требований гимнастического стиля.

Каждый двигательный навык служит своеобразной промежуточной ступенькой на пути к овладению все более сложными упражнениями, а в конечном итоге – к вершинам спортивного мастерства в гимнастике.
11.2.2. Особенности формирования двигательных навыков

в гимнастике
При обучении спортивной технике в гимнастике на основе известных закономерностей формирования двигательных навыков важно учитывать ряд специфических факторов, связанных с особенностями гимнастики.

Основная масса используемых в гимнастике упражнений представляет собой искусственно созданные конструкции сочетания движений, не встречающиеся ни в быту, ни в профессиональной деятельности. Этим объясняются дополнительные трудности при разучивании координационно–сложных упражнений. Новички могут испытывать большие трудности даже при освоении простейших упражнений – вис прогнувшись на кольцах, стойки на голове с опорой на руки, кувырка (вперед, назад). Это вынуждает преподавателя терпеливо и настойчиво ждать адаптации к новизне условий, к новизне ощущений, подбирая необходимые подсобные движения, методические приемы.

Требования выполнения движений в своеобразном гимнастическом стиле (с натянутыми носками ног, выпрямленными коленями, четко регламентированным положением головы и т.п.) также не находит отражения в предшествующем двигательном опыте новичков, нередко идет вразрез с выработанными рефлекторными реакциями. Поэтому отработка гимнастического стиля становятся многолетней задачей постоянного действия, ведется буквально с самых первых шагов в гимнастике, начиная с техники ходьбы, бега, постановки рук, туловища, головы и не прекращается даже на уровне высокого спортивного мастерства.

Безграничное многообразие гимнастических упражнений, заставляет педагога строго соблюдать правила преемственности обучения. Иначе говоря, – планировать последовательность обучения упражнениям таким образом, чтобы максимально использовать эффект положительного переноса ранее освоенных упражнений на последующие. И вместе с тем предвидеть и избегать явления отрицательного переноса навыков. Соблюдение правила преемственности имеет отношение не только к качеству обучения, но и к сокращению сроков подготовки.

Выполнение многих упражнений на снарядах предполагает определенную степень риска, требуя от занимающихся мобилизации волевых усилий, собранности, смелости. Страх сковывает, приводит к закрепощенности движений, перенапряжению, снижает амплитуду суставных движений. В итоге – формирование навыка затрудняется, что вынуждает преподавателя применять действенный набор средств – от физической помощи и страховки, использования технических средств и поролона до приемов повышения психо–эмоциональной устойчивости.

Следует принимать во внимание, что занимающиеся разного возраста, пола, разного исходного уровня физической, функциональной подготовленности обладают неадекватной предрасположенностью к успеху в тех или иных упражнениях. Известно, что дети хорошо восприимчивы к сложно –координационным действиям, к вращениям, превосходят взрослых и по ориентировке во времени, в пространстве. Вместе с тем, превосходя взрослых по тонким мышечным дифференцировкам, они уступают в упражнениях, требующих значительных напряжений. При организации учебно–тренировочного процесса все это следует учитывать, как и то, что девочки, девушки имеют превосходство перед мальчиками в проявлении таких способностей как музыкальность, пластичность, гибкость и выносливость.
11.3. Закономерности формирования двигательного навыка
Процесс формирования двигательных навыков может быть разделен условно на три тесно связанные между собой стадии: создание предварительного двигательного представления об упражнении; разучивание его; закрепление (стабилизация) навыка. Названная структура формирования навыка весьма условна, тем не менее каждой из выделенных стадий присущи своеобразные средства, методы и методические приемы в решении соответствующих двигательных задач.
11.3.1. Создание предварительного двигательного представления
Формирование предварительного двигательного представления об упражнении следует начинать с лаконичного, терминологически точного описания упражнения. Чем лучше занимающийся владеет терминологией, тем быстрее в его сознании формируются представления о структуре, динамике усилий, ритмическом «рисунке» упражнения. Знание терминов облегчает и запоминание последовательности выполнения элементов в комбинации. Существует мнение – если ученикам необходимо запомнить серию соединенных между собой элементов или комбинацию, лучше пользоваться методом слова, чем показа. Показ весьма быстротечен. Слова же могут быть произнесены в удобном для восприятия темпе.

Показ упражнения (демонстрация) должен быть безукоризненным, мастерским! Неуверенный показ снижает авторитет педагога. Преподаватель может привлекать для демонстрации упражнения квалифицированных гимнастов, имея возможность по ходу акцентировать внимание учеников на основных, узловых деталях техники.

Разъяснения техники в самых общих штрихах следует давать вместе с показом. И достигают цели они лучше, если сопровождаются приемами аналогий. К примеру, объясняя технику подъема разгибом, можно апеллировать к ранее разученному элементу – подъему одной в упор: «Выполняйте так же, только без проноса ноги за перекладину».

Опробование упражнения применяется после того, как занимающиеся обнаружат ясное представление о технике разучиваемого упражнения. Важно в первых пробных попытках избежать грубых ошибок. Для этого надо создать условия для безбоязненного выполнения. К примеру, занимающиеся нередко с опаской относятся к выполнению стойки на плечах на брусьях, боясь провалиться между жердями. Надежная страховка устраняет защитную реакцию.

Верным признаком высокой квалификации преподавателя является не только то, что говорит он, но и то, о чем он осознанно умалчивает. Опытный педагог не станет обращать внимание на то, что, к примеру, при выполнении наскока на мостик в прыжках или во время переворота назад (вход в курбет) ноги слегка согнуты в коленных суставах. Он понимает, что и без того занимающиеся согнув их. Но стоит «узаконить» небольшое сгибание, как оно сразу окажется утрированным – станет тормозом в овладении правильной техникой отталкивания и курбета.

Большую пользу в процессе корректировки действий приносит проверка представлений занимающихся о величине суставного угла, о позе тела, о направлении движений рук, ног или туловища. С помощью простейших проволочных каркасов, макетов, моделирующих фигуру гимнаста.

Очень полезны словесные отчеты учащихся, побуждающие мысленно воспроизвести упражнение. «Давно было замечено и научно доказано, – отмечал И.П. Павлов, – что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите». Идеомоторное (мысленное) воспроизведение упражнений сопровождается активизацией не только двигательного аппарата, но и вегетативных процессов.

Разучиваемый новый элемент может быть труден по координации, связан с риском, сопровождаться незнакомыми субъективными ощущениями, чувством страха. Названные причины могут сочетаться самым разным, порою неблагоприятным образом. С первых же пробных попыток его выполнения важно выявить главные трудности, найти индивидуализированные меры для коррекции. В одних случаях дает позитивный эффект облегчение условий выполнения, усиление страховки или помощи, в других – не обойтись без подводящих упражнений.

Как показывает практический опыт, сформировать правильное двигательное представление о технике упражнений, намеченных для разучивания – непросто. Преподаватель должен владеть полным набором необходимых средств, методов, правил, приемов. И применять их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

11.3.2. Разучивание упражнения
Разучивание упражнения связано с конкретизацией двигательного представления о технике, установлением самоконтроля за движениями, устранением ошибок.

В процессе разучивания упражнения взамен тех начальных представлений и ощущений, которые возникли при первых пробных попытках постепенно, по мере осмысления сигналов от двигательного, тактильного, зрительного и других анализаторов, формируются точные двигательные ощущения и действия.

Конкретизация двигательных представлений об упражнении – сложный и трудоемкий процесс. Для оказания ученикам помощи тренер использует широкий арсенал средств, специфических приемов. Но основой овладения техникой упражнений является использование подводящих упражнений, в которых легче реализуются мышечные усилия, вестибуло–координационные и другие способности. Во многих случаях роль подводящих упражнений могут взять на себя ранее изученные структурно сходные элементы (например, подъем махом вперед из упора на предплечьях при изучении этого же подъема, но из упора на руках). Нередко, преподавателю приходится изобретать, придумывать полезные для учеников движения – создавать свою индивидуальную систему подводящих упражнений. И чем удачнее подобраны эти упражнения, тем быстрее и лучше результаты учащихся в овладении программным материалом.

При недостаточном уровне силовых показателей или гибкости практикуется упреждающее использование так называемых подготовительных упражнений, которые помогают устранить изъяны в физической подготовленности, препятствующие освоению конкретных гимнастических элементов.

В распоряжение преподавателя, работающего с детьми, большим успехом пользуются нижеперечисленные приемы:

  • Оказание физической помощи. Этот прием помогает компенсировать ученику недостаток силы и устранить действие защитного рефлекса.

– «Фиксация» положения тела ученика облегчает ориентировку в необычных позах (скажем, вниз головой в стойке на руках или в стойке на плечах на брусьях), правильную самооценку мышечных ощущений. Примером тому может служить фиксация поз при обучении лазанию в «два приема», в «три приема».

– «Имитация» движений или главного механизма технического действия – упрощенная модель разучиваемого упражнения или отдельной его части. Имитация используется для уяснения правильного двигательного представления, уточнения мышечно–суставных ощущений и динамики требуемых усилий. Так, стоя перед конем с ручками, можно съимитировать руками направление и ритм маховых движений ногами в лицевой плоскости, что широко практикуется в повседневной работе тренера и ученика. Использовать имитационные движения можно и в упражнениях на перекладине. Например, стоя на одной ноге рядом со стойкой перекладины и удерживаясь за нее рукою имитация механизма броскового движения ног в висе на перекладине. Особенно полезен прием имитации при уточнении «рабочих поз» или «динамической осанки» в упоре на брусьях.

«Проводка по движению». Занимающийся выполняет движение с активной помощью преподавателя, фактически на его руках. Действия преподавателя облегчают возможность ощутить координацию суставных движений, динамику вращения тела в пространстве, уяснить ритм или ритмический «рисунок» упражнения.

– Использование технических средств и прежде всего средств «срочной» информации позволяет ориентироваться при разучивании сложных движений с большой амплитудой и напряженностью, не «на глазок» (выше–ниже), а в точном соответствии с заданной программой.

– Очень полезны коллективные обсуждения техники в группах. Замечено, что стоит одному овладеть элементом, как успехи других ускоряются. Поэтому в сильном окружении достижения в технической подготовленности занимающихся растут быстрее.

Самоконтроль и ориентиры
Самоконтроль – необходимое условие успеха в обучении. Если занимающийся не может сделать глубокий самоанализ своих ощущений, своих действий, ему трудно будет оперативно вносить необходимые коррекции в последующих подходах.

В методике самоанализа и самоконтроля важное значение придается ориентирам. Внешние ориентиры помогают визуально оценить и контролировать пространственные перемещения, поэтому фазы движений, в которых соответствующие звенья тела (руки, ноги) находятся вне поля зрения, контролировать труднее. Визуальные ориентиры облегчают выполнение маховых движений в упорах, висах, при выполнении соскоков. Чтобы ученик выполнил прыжок повыше, преподаватель натягивает перед снарядом веревочку, которая заставляет взлетать над снарядом на заданную высоту.

Наряду с внешними ориентирами в технологии обучения важное значение отводится выработке «внутренних ориентиров», складывающихся при многократном повторении движений как результат правильного самоанализа движений, на основе разных функциональных механизмов, мышечно–суставной сигнализации об уровне и продолжительности прилагаемых усилий. При выработке «внутренних ориентиров» важная роль отводится ритму движений (чередованию движений во времени). Поскольку каждому упражнению присущ свой ритм, выработка правильного ритма порой является решающим условием правильной динамики мышечных усилий и, как следствие, успеха в овладении упражнением.

Огромные возможности позных ориентиров в овладении сложнокоординационными упражнениями раскрыты проф. В.Н.Болобаном. При выполнении маховых упражнений наставник и обучаемый оговаривают положение тела (пусковая поза), которое служит условным сигналом для проявления главного усилия или реализации основного технического действия. Такой «пусковой позой» для перехвата рук во 2–й фазе кувырка вперед согнувшись на брусьях будет поза «согнувшись» при высоком положении таза.

При выполнении сальто вперед с разбега в поролоновую яму – сигналом к группировке будет поза полного выпрямления ног при слегка наклоненном вперед туловища.

Чем ниже квалификация занимающихся, тем шире используются возможности зрительного, слухового анализаторов. С увеличением двигательного опыта, с усложнением двигательных заданий значимость зрительно–слуховых ориентиров снижается, возрастает роль двигательного анализатора (проприоцептивная сигнализация, мышечно–суставная чувствительность).

Технические ошибки и их устранение

Процесс обучения упражнениям органически связан с выявлением ошибок и устранением их при повторении задания.

Болезнь молодых преподавателей – немедленная реакция на ошибку: «согнул ноги, недовернулся…». Такие мелкие ошибки (ошибки стиля) зачастую лишь следствие. Важнее всего определить и устранить причину.

Наиболее опасны грубые ошибки (основные), нарушающие основной механизм упражнения, его техническую основу. Если появилась такая ошибка следует проанализировать цепочку предшествующих движений. Именно в них может таиться причина. Так, сваливание плеч и неэффективное отталкивание при выполнении опорного прыжка согнув ноги, как правило, вытекает из низкого положения спины и таза, что в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием «стопора» при отталкивании о мостик. Типичная ошибка– недостаточность вращения при сальто вперед на акробатической дорожке («зависание»), как правило, связана с неполным выпрямлением ног при отталкивании («мягкие ноги») и легко устраняется после освоения жесткого (полного) толчка.

Очень часто причины ошибок кроются в недостаточном уровне физических качеств. Это побуждает прибегнуть к помощи специальных подготовительных упражнений. Если занимающийся, пытаясь компенсировать недостаток (к примеру, силы), настойчиво продолжает повторять упражнение – вред двойной: ошибка закрепляется, формируется ущербная техника.

Не рекомендуется во избежание отрицательного переноса навыка обучать параллельно нескольким элементам, если они имеют сходство в подготовительных действиях: пример – переворот боком (колесо) и рондат, так как затрудняется дифференцировка основных действий, имеющая ведущее значение в формировании двигательного навыка

Если ошибки закрепились, рекомендуется:

– прекратить на время повторения элемента для угасания сложившихся условно–рефлекторных связей;

– принять меры к устранению защитного рефлекса, научив приемам самостраховки или прибегнуть к помощи страховочных средств.

– переучить элемент в другую сторону (если это возможно).

– разучить более трудный элемент сходной структуры, а затем вернуться к исходному (правило «через более трудное к легкому»).

11.3.3. Закрепление и совершенствование двигательного навыка
Традиционное разучивание упражнения – это путь «проб и ошибок». Даже если движение выполняется в основном правильно, временные нервные связи не всегда устойчивы и время от времени, казалось бы освоенный элемент, не получается.

Стабильность выполнения упражнения – это условия стабилизации навыка – его автоматизации, когда выполнение одной детали рефлекторно вызывает выполнение следующей (при ведущей роли осознанного контроля).

Стабилизация, закрепление двигательного навыка связана со стабилизацией движений и стабилизацией условий, в которых они совершаются. Достигается это многократным повторением освоенного упражнения в стандартных условиях, до тех пор, пока в большинстве попыток выполнение будет правильным.

Двигательные навыки должны быть не только стабильными, но и пластичными – устойчивыми к необычным условиям.

Совмещение двух противоположных требований (стабилизации и пластичности, адаптивности) достигается рядом организационных и методических действий: перестановкой снарядов; проведением занятий в разных залах, а то и на открытом воздухе; выполнением разученных упражнений после физического утомления (например, в конце занятия).

Достижение пластичности навыка объясняется тем, что в реальных условиях занимающемуся приходится упражняться в меняющихся условиях (разные снаряды, степень утомления, непредвиденные перерывы, повышенная эмоциональность и т.п.).Поскольку любое автоматизированное действие теряет свою пластичность, полная автоматизация двигательного навыка в гимнастике не всегда желательна. В частности не рекомендуется доводить до полной автоматизации наиболее употребительные элементы (ключевые, базовые) как и те элементы, которые в перспективе можно усложнить. Достичь недоавтоматизации (пластичности навыка) удается своевременным переходом от разученного элемента к более сложному (той же технической структуры). Полезно также разученный элемент своевременно объединять в соединения, независимо от того нужно ли это соединение в планируемой в будущем комбинации или нет.

11.4. Методы и методические приемы в обучении гимнастическим упражнениям
11.4.1. Основные практические методы обучения
Метод целостного упражнения

Применяют этот метод при разучивании несложных по технике упражнений или в тех случаях, если разделить на части намеченный для разучивания элемент не представляется возможным без искажения его технической основы. Примеры – переворот боком из стойки не плечах на низких брусьях, соскок махом вперед из упора сзади на низкой перекладине.

В ряде случаев метод целостного упражнения успешно реализуется при обучении достаточно сложным двигательным заданием, при условии создания облегченных условий (уменьшение высоты снаряда, снижение требований к качественной стороне выполнения, завершение элемента с приземлением в поролоновую яму и т.п.).

В гимнастике со спортивной направленностью методом целостного упражнения успешно пользуются в работе с молодыми гимнастами после предварительного освоения так называемых «базовых» (ключевых) элементов, обеспечивающих позитивный перенос навыка на большое количество однопрофильных (структурно сходных) элементов.

Предпочтение целостному разучиванию упражнения не исключает использование подводящих и подготовительных движений, технических средств, тренажеров, амортизирующих устройств.

Метод расчлененного упражнения предусматривает деление разучиваемого элемента на более мелкие относительно самостоятельные составные части с поочередным их разучиванием и последующим соединением в полное, целостное упражнение. Примером расчлененного обучения может служить изучение отдельных фаз опорного прыжка: отталкивания ногами о мостик, отталкивания руками о снаряд, техники полета и т.д..

При разучивании упражнения по частям преподаватель обычно выделяет наиболее трудные (или наиболее значимые) части и с них начинает обучение. В приведенном выше примере с опорными прыжками, лучше всего начать с отработки техники приземления.

Метод подготовительных и подводящих упражнений можно рассматривать и как вариант целостного, и как вариант расчлененного обучения.

Подготовительное упражнение призвано обеспечить развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения конкретного упражнения.

Подводящее упражнение преподаватель подбирает в случае, если причины, препятствующие овладению упражнением, относятся к функциональной сфере (связаны с деятельностью анализаторных систем), проявляются в нарушениях координации или ритма движений, смещении акцентов (запаздывание или наоборот – преждевременность) в мышечных усилиях.

Так, для подъема разгибом на перекладине (или одной жерди разновысоких брусьев) подводящим упражнением, облегчающим усвоение механизма разгибания ног в тазобедренных суставах, будет ранее изученный подъем одной в упор ноги врозь или равный подъему разгибом по трудности, но исключающий типичные для подъема разгибом ошибки – подъем вперед в упор сзади. Нельзя использовать в качестве подводящего к подъему разгибом более легкого варианта подъема – «завесом».

Различие в структуре основных действий (технической основе элементов) приведут к отрицательному переносу навыка. Этим объясняется, что в общем–то полезное прикладное упражнение в настоящее время не встретить ни в одной программе начальной двигательной подготовки гимнастов.

Если причина неудач связана с недостаточным уровнем силы соответствующих мышечных групп следует обратиться к помощи подготовительных упражнений целевого назначения, систематическое повторение которых создаст необходимый силовой фундамент для продолжения работы над техникой.

Метод решения локальных двигательных задач – один из тех методов, использование которых указывает на высокий уровень профессионального мастерства педагога.

В основе подбираемых движений (а они в отличие от целостного и расчлененного методов могут не иметь внешнего сходства с разучиваемым движением) обычно выделяется какой–то частный компонент, отражающий интересующую педагога и ученика деталь основного упражнения. Этой деталью может оказаться адекватный ритмический рисунок мышечных усилий, некая «изюминка», снимающая «психологический барьер», гасящая проявление защитной реакции. Постановка таких локальных задач побуждает педагога и ученика к творческим размышлениям, поиску. Часто нужные решения ассоциативно зарождаются в общении с практикой родственных видов деятельности (акробатика, фигурное катание, хореография, балет и т.п.).

Метод программированного обучения

В гимнастике пользуются двумя основными вариантами программирования – линейным и разветвленным. В отличие от традиционных программ технической подготовки обучающие программы базируются на научно–обоснованном дозировании учебного материала. Программированные предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала (упражнения) на дозы (порции) со строго обусловленной последовательностью (по возрастающей степени сложности) их изучения. Обучающая программа линейной схемы предусматривает овладение мелкими двигательными «дозами», последовательное освоение которых теоретически исключает возможность технических ошибок. Разветвленная схема программы обучения ориентированна на крупные дозы и предусматривает вероятность ошибок, следовательно, и корректурную сеть подсобных двигательных заданий.

Изучение каждого учебного задания не исключает использования традиционных подготовительных подводящих упражнений, технических средств и тренажеров, а также необходимости активного управления процессом обучения (контроля за качеством).

В практике большого спорта метод программированного обучения используется при изучении суперсложных элементов, расчленение которых невозможно, а целостное освоение затруднено.

Моделирование как метод обучения в учебно–тренировочном процессе реализуется в разных формах – словесной, графической, математической (эталоны пространственных, временных параметров движений, количественные характеристики двигательного аппарата и т.п.). Практические разновидности двигательной модели широко используются в виде таких приемов как «имитация», «проводка по движению», опробование снаряда, трамплина, выполнение двигательных заданий на тренажерах.

Широко распространенными разновидностями метода моделирования являются соревновательный метод и игровой метод. Трудно переоценить роль игрового моделирования, особенно на начальных этапах подготовки (подробнее об этом говорится в разделе «средства гимнастики»).

Соревнование это не только метод состязательности, но и эффективная модель проверки уровня физической, технической подготовленности, устойчивости двигательных навыков при работе на непривычных снарядах, в необычных условиях, в частности, в условиях повышенной психо–эмоциональной напряженности.

11.4.2. Методические приемы обучения
Выбирая методический прием, педагог стремится сосредоточить внимание ученика на самом главном, «вынуждая» его видеть, слышать, ощущать лишь то, что в данный момент необходимо и ограждая от отвлекающих деталей.

Множество приемов родилось в гимнастических залах на прогрессивных идеях педагогов и учащихся. Давно осознана и необходимость их систематизации. В методической литературе описана группировка приемов по предметному признаку, по способам воздействия на учеников, по реакциям функциональных систем.

К числу наиболее употребительных относятся:

  • Приемы с использованием ориентиров. В качестве визуальных ориентиров используются – предметы, части снарядов, звенья тела самого исполнителя. Они позволяют уточнить представление о направлении движений, проконтролировать свои действия.

  • Приемы с использование сигналов звуковых – (хлопок в ладоши, свисток); тактильных (прикосновение к ученику, в случаях затруднений зрительной ориентировки).

  • Приемы с использованием технических средств и тренажеров. Позволяют получить не только качественные оценки выполнения упражнения, но и точные количественные данные, облегчающие корректировку программы действий, исправление технических ошибок.

К техническим средствам относятся простейшие измерительные приборы – секундомер, угломеры; регистрирующая и записывающая аппаратура (кинокамера, кино – и видеокамера, динамограф, приборы срочной информации о параметрах выполняемых движений).

Целенаправленность обучения при использовании методических приемов возрастет, если использовать их сообразно конкретным двигательным задачам, которые предстоит решать на том или ином этапе обучения (соответствующем этапе овладения двигательным умением и навыком).

Важным условием успеха является комплектность использования приемов в обучении, что объясняется сложнокоординационной структурой упражнений на снарядах и со снарядами (предметами). Именно поэтому, обучая, к примеру, перевороту боком используют скамейку или мостик, применяют «проводку» и физическую помощь, устанавливают визуальные ориентиры – меловые отметки на полу для постановки кистей рук и стоп.

«Желая запечатлеть что–либо в памяти ученика», – отмечал К.Д. Ушинский, педагог должен позаботиться, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных усилий и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте «запоминания». Эта мысль выдающегося педагога вполне относится к сфере двигательной деятельности в гимнастике. И, конечно, подобно тому, как в комплексе анализаторов выделяется главный, так и в комплексном использовании методических приемов можно и должно выбирать ведущий, основной.

Сложность выработки правильных двигательных представлений, а на их основе и технических навыков, движение в которых исчисляются порой долями секунды, побуждает уделять большое внимание «Приемам – подсказкам» (визуальным, слуховым, тактильным).

Подавать сигналы – подсказки необходимо с некоторым упреждением, в расчете на то, что ветвь «сигнал – осмысление – ответная реакция» требует времени. Если подать сигнал о начале рывковых действий при подъеме махом вперед на брусьях именно в тот момент, когда учащийся его фактически должен начать, сигнал запоздает, что приведет к неудаче.

Формирование внутренних «позных» ориентиров на этапе углубленного разучивания движений значительно ускоряется, если воспользоваться такими приемами как «имитация», фиксация «пусковых» или «переходных» рабочих поз тела, «обкрутка» на лонжах, на руках тренера, на тренажерах (ренское колесо, центрифуга, лопинг и т.п.). Наряду с совершенствованием вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве и во времени с помощью таких приемов вырабатывается важная способность к жесткой фиксации «мышечного корсета» передней и задней поверхностей тела, предупреждающей типичные ошибки в упражнениях с вращениями.

Не обойтись без методических приемов при обучении упражнений с вращениями. Очень часто ставшая привычной сторона выполнения вращения не совпадает с функционально благоприятной. Это порождает технические ошибки, которые становятся «тормозом» в овладении более сложными упражнениями. В таких случаях важно как можно раньше прервать конфликтную ситуацию и разучить элемент с вращением в «свою» сторону.

Определяться с выбором направления движений в основной гимнастике приходится при разучивании так называемых асимметричных упражнений. Если разучиваемое упражнение может быть выполнено в правую и левую сторону, на правой и левой ноге, с опорой на правую и левую руку (простейшие повороты, равновесия, перевороты в сторону, опорные прыжки боком или прогнувшись, то целесообразно научиться выполнению движений в обе стороны, избегая консервативной двигательной асимметрии.

В учебно–тренировочной и соревновательной деятельности в гимнастике возникает немало ситуаций, когда эффективность обучения тормозит проявление защитных рефлексов. Подмечено, что если техническая ошибка является следствием испуга (срыв со снаряда, падение, во время выполнения неожиданно рядом пробежал партнер), искажение техники становится очень стойким, устранить которое не всегда удается. Инстинкт самосохранения может играть и позитивную роль. С использованием позитивного влияния защитных рефлексов построено много механических приемов, направленных на предотвращение ошибок или устранения их, пока они не закрепились. Например, при совершенствовании переворота назад («фляк») грубую ошибку – «мягкие ноги» (проявляется в форме «стрекоссата») удается предотвратить, если выполнять упражнение из исходного положения стоя лицом к стене (в полуметре от нее).

Важную роль в гимнастике следует придавать психологическим приемам стимулирующего, мобилизующего, вдохновляющего действия: «заканчивай повторение на удачном подходе», «повтори элемент после падения», «выполни упражнение на оценку», « используй только три попытки». Последний прием сдерживает естественное желание до бесконечности повторять разученный элемент, приучая всегда быть собранным, нацеленным на высокое качество исполнения элемента в рамках трех отведенных на это попыток.

На этапе закрепления навыка при разучивании упражнения большую пользу приносят приемы воспитывающие способность к волевому усилию: «страховку обеспечивает не преподаватель, а тренер», «попробуй без страховки», «выполни без зрительного контроля» и т.п.

На этапе совершенствования разученного упражнения опытные педагоги используют «парадоксальные» приемы. Например, предлагая ученику выполнить неудавшееся движение через более трудный вариант (вместо опорного прыжка согнув ноги, выполнить прыжок согнувшись, т.е. с выпрямленными в коленях ногами). Последнее вынуждает ученика поднимать выше спину, что облегчает условия для отталкивания руками («стопор»!).

Большой педагогический смысл имеет не только то, о чем говорит ученику наставник, но многое из того, о чем он сознательно умалчивает. Педагог «хитрит», когда требует от ученика при входе в курбет не сгибать ноги в коленях или отталкиваться при перевороте вперед прямыми руками. Он понимает, что по законам биомеханики это сделать практически невозможно. Но стоит узаконить небольшое сгибание, как оно сразу станет утрированным, что увеличит продолжительность отталкивания и соответственно снизит его эффективность, порождая вытекающие из этого технические ошибки.

Разнообразие методических подходов к обучению, отвечающее индивидуальным особенностям психо–моторных реакций, особенно среди детей – одно из необходимых условий успеха. Дети нетерпеливы, не могут долго концентрировать внимание, часто отвлекаются от главной темы. Поэтому в работе с детским контингентом не обойтись без игровых приемов, состязательности.

Использование пусть даже самых популярных методических приемов, как «маленьких технологических хитростей» педагогов в гимнастике не может следовать какой–то универсальной схеме, пригодной во всех случаях и для всех занимающихся. То, что пригодно одному занимающемуся и обеспечивает быстрый успех, для другого может оказаться бесполезным и даже вредным.

  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта