Главная страница
Навигация по странице:

  • 16.1. Содержание программы выступления

  • 16.1.2. Вольные упражнения

  • 16.1.3. Смысловые или тематические построения

  • 16.1.4. Сольные упражнения

  • 16.1.5. Фонирующие упражнения

  • 16.1.6. Упражнения на снарядах

  • 16.1.7. Упражнения на специальных конструкциях

  • 16.1.8. Вставные номера.

  • 16.2. Художественный фон

  • 16.3. Музыкальное сопровождение

  • 16.4. Художественное оформление

  • Методические рекомендации к подготовке и проведению массовых гимнастических выступлений

  • Гимнастика 4 ч.. Методика обучения гимнастическим упражнениям


    Скачать 447.5 Kb.
    НазваниеМетодика обучения гимнастическим упражнениям
    АнкорГимнастика 4 ч..doc
    Дата11.04.2018
    Размер447.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика 4 ч..doc
    ТипГлава
    #17961
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Большой вклад в содержание массовых гимнастических выступлений как жанра зрелищного искусства внесли в Беларуси И. Моисеев, К. Голейзовский и А. Губанов.

    Творческое содружество заслуженного деятеля физической культуры Беларуси Александра Губанова и выдающегося балетмейстера заслуженного артиста СССР Игоря Моисеева имеют отношение к реорганизации Минского техникума в Белорусский государственный институт физической культуры и награждению его орденом Трудового Красного Знамени в 1937 году. Мотивом послужило блестящее воплощение идеи незыблемости границ СССР спортивно–художественными средствами в выступлении белорусской делегации на Красной площади в Москве. Идеи А. Губанова (знаменитая «белорусская ваза», оригинальные поточные движения, «белорусский парадный шаг» и др.) не раз воплощали в жизнь его ученики и последователи в своих режиссерских работах при проведении XXII Олимпийских игр, Всемирных фестивалей молодежи и многих международных форумов на всех континентах.

    16.1. Содержание программы выступления
    Массовые гимнастические выступления складываются из определенного количества «блоков». Это прежде всего: выход, вольные упражнения, смысловые (тематические) построения, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, упражнения художественной гимнастики, сольные и фонирующие упражнения, художественный фон, различные вставные номера из области спорта или искусства, уход и другие.

    Выступление любого масштаба должно отвечать главному требованию – быть зрелищным. Это достигается актуальностью замысла (идея, тема), оригинальностью упражнений с высоким качеством исполнения участниками, подбором музыкального сопровождения, художественным оформлением (цвет и покрой костюмов, реквизит) и другими факторами.

    16.1.1. Выход
    Выход – это «визитная карточка», заявка участвующего коллектива. Он должен быть оригинальным, выполняться четко, синхронно, геометрически точно. Как правило, выход начинается со стороны восточной беговой дорожки, на которой участники занимают исходное положение. Реже выход начинается с флангов.

    Существует несколько основных вариантов выходов. Все они построены на основе учета структуры музыкального сопровождения, чаще всего – марша.

    Выход «клином» (рис.194). Движение начинает центральная колонна, а остальные движутся поочередно с отставанием на 4 счета.
    Рис. 194
    Выход «зигзагом» (рис.195). Колонны движутся одновременно, проходя 3–4 линии разметки и смещаясь на 1–2 разметки в сторону, а затем то же, но со смещением в другую сторону.
    Рис. 195
    Выход «ромбами» (рис.196) выполняется сдвоенными колоннами, каждая из которых движется как при выходе зигзагом, но в разные стороны, расходясь и сходясь по ходу движения.
    Рис. 196

    Выход плотным строем на центр поля с последующим разбеганием на точки периметрами, через определенные музыкальные ориентиры (рис.197).
    Рис. 197
    Выход «дроблением» выполняется движением к центру поля плотным прямоугольным строем (соотношение сторон 1:2) с последующим делением на 2 части и расхождением на полуцентры, затем делением каждого квадрата на 4 части и т.д. На точки участники расходятся на последнюю фразу марша (рис.198).
    Рис. 198
    Размещение участников на поле может быть обычным (каждый стоит на разметочной кнопке); разреженным (участники в глубину или по фронту стоят через одну кнопку) и плотным (между участниками, стоящими на кнопках, находится еще один человек).

    Добиться точности и геометрически правильного построения и передвижения возможно лишь при наличии разметки на поле (специальные кнопки, устанавливаемые через 2 м в глубину и по фронту).

    16.1.2. Вольные упражнения
    Практикуются 3 разновидности вольных упражнений: 1 – упражнения типа «зарядки», представляющие собой сочетание различных общеразвивающих упражнений (упоры, выпады, наклоны, махи ногами, повороты и т.п.); 2 – собственно вольные упражнения, выполняемые квалифицированными гимнастами, включающие сложные элементы–стойки, перевороты, сальто и т.п.; 3 – тематические вольные упражнения, включающие движения, отражающие специфику темы (например, имитация движений лыжника, конькобежца, кузнеца, сталевара, кочегара и т.п).

    Вольные упражнения могут выполняться без предметов и с предметами (традиционные гимнастические – обруч, мяч, скакалки, палка, гантели, лента и т.д., и нетрадиционные– веера, сабли, винтовки, искусственные цветы, гирлянды, весла, лыжи и т.д.). Могут использоваться предметы группового использования (шесты, лестница, гимнастическая скамейка, сделанная из алюминиевых сплавов и т.п.).

    Форма строя для вольных упражнений может быть различной и может меняться по ходу исполнения, создавая тем самым новый рисунок на поле, позволяющий выполнять иные, характерные для каждой разновидности строя движения. Например, из разомкнутого разреженного строя участники могут, смыкаясь, образовывать плотные колонны, шеренги или диагонали. Оттуда можно образовать круги или концентрические круги. Можно собраться в пары для парных упражнений, в тройки или четверки, пятерки для групповых, пирамидковых упражнений и т.д.

    16.1.3. Смысловые или тематические построения
    Суть их заключается в выстраивании участниками различных цифр, слов, символов, которые подчеркивают тему выступления. Смысловые построения требуют тщательного расчета размещения участников, определения рационального пути каждого участника от его исходного положения к месту в смысловом построении.
    16.1.4. Сольные упражнения
    Для участия в них отбираются квалифицированные спортсмены, которые могут продемонстрировать мастерство, отличное от содержания массовых выступлений. Это могут быть гимнастки – «художницы» с различными предметами, акробаты (прыгуны: пары, тройки или четверки), фехтовальщики, боксеры. Не следует воспринимать слово «солисты» буквально. Это может быть и значительная по числу участников группа, которая, как правило, выступает всегда в сопровождении фонирующей группы.

    16.1.5. Фонирующие упражнения
    Фонирующие упражнения представляют собой вспомогательные действия, которые призваны оттенить основное выступление солистов, в роли которых могут быть высококвалифицированные спортсмены. В некоторых случаях, особенно на крупных праздниках, создается специально фонирующая группа, в задачу которой входит создание своеобразного «аккомпанемента» для всех участвующих коллективов. Формы строя для фонирующих упражнений могут быть самыми различными: открытый 3–х сторонний фон (рис.199), закрытый частный фон (рис.200), тематический фон (рис.201).
    Рис. 199
    Рис. 200
    Рис. 201
    Фонирующие упражнения не должны своими действиями «заглушать» основные упражнения. Поэтому используются плавные движения, в т.ч. с предметами (шарфы, платки, гирлянды, обручи), или статические позы, сменяющиеся через 4, 8 счетов.
    16.1.6. Упражнения на снарядах
    Применяются не часто, т.к., во–первых, стандартные снаряды довольно громоздки, тяжелы. И собрать нужное количество их довольно сложно. В качестве брусьев, например, могут использоваться шесты, соединенные попарно. Если поднять один шест, получаются брусья разной высоты.

    На открытии XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 г. использовались комбинированные снаряды, собранные на стальной раме и позволяющие использовать их в качестве перекладины и брусьев разной высоты.
    16.1.7. Упражнения на специальных конструкциях
    Приоритет использования специальных металлических высотных конструкций для массового номера принадлежат белорусским режиссерам. На Всесоюзном параде физкультурников 1945 г. делегацией Белоруссии было продемонстрировано упражнение на многоступенчатом круглом постаменте, который через год превратился в знаменитую «Белорусскую вазу». Впоследствии создавались и другие формы конструкций, которые имели вид Кургана Славы, Кремлевской башни, Земного шара, кубка (рис.202).
    Рис. 202
    Такие конструкции очень эффектны, когда заполняются большой группой участников, выполняющих, на них характерные «поточные» упражнения. Подобные конструкции, как правило, используются в финальной части праздников.

    Использование таких конструкций связано с рядом проблем (трудности с выносом их на центр поля из–за большого веса, с обеспечением безопасности участников, находящихся на высоте до 10 м).
    16.1.8. Вставные номера.
    Содержанием этого блока программы могут стать легкоатлетические забеги, эстафеты, финиш многодневной велогонки, выступления штангистов на побитие рекордов, выступления танцевальных и цирковых профессиональных коллективов, вокально–инструментальных ансамблей, демонстрация мод на специально оборудованном подиуме и т.п. Все это делает программу праздников более насыщенной, разнообразной а, следовательно, более зрелищной.
    16.1.9. Уход
    Завершение выступлений является столь же важной частью, как и все предыдущее. Выполненный неорганизованно уход может испортить впечатление от самого удачного выступления.

    Наиболее простой способ ухода – перестроение или смыкание участников в плотное построение или в отдельные группы и четкое движение в марше к выходу со стадиона, одновременно или в определенной последовательности. В зависимости от особенностей стадиона, количества ворот на нем и расположения участников на поле.

    Если в финале выступления было смысловое построение, то уход может сопровождаться сохранением рисунка, пока участники в установленном порядке продвигаются к воротам стадиона.

    Возможно и специальное смысловое построение для ухода, например, в виде ракеты, корабля или самолеты. В этом случае уход можно начать после соответствующей изображенному построению команды – «На старт!», «От винта!», «Полный вперед!».
    16.2. Художественный фон
    Художественный фон или «живой экран», представляет собой огромную мозаичную картину, элементами которой являются сидящие на трибуне стадиона участники с набором двусторонних двуцветных флажков размером 50 x 50 см. Из этих флажков и составляются различные картины, которые помогают раскрыть тему выступления, оттенить действие участников на поле, отвлечь на себя внимание зрителей во время различных вспомогательных действий на поле – перестроений, выноса и заполнения конструкций и т.п.

    Художественный фон может играть и сольную партию, освещая определенные события целой серией взаимосвязанных картинок. На художественном фоне можно выполнять поточные упражнения. Участники фона должны располагаться в строгом равнении и знать свои постоянные координаты – № колонки и ряда. В соответствии с подготовленными художником картинами для показа каждый участник располагает личной карточкой (программой), в которой указываются его координаты, нумерация картин и цвет флажка для каждой из них.

    Руководство действиями художественного фона может осуществляться визуально, когда на противоположной трибуне участникам показывают на специальном табло номер предполагаемой для демонстрации картины и по установленному сигналу режиссера, например, по взмаху красным флагом, участники раскрывают флажок нужного цвета, который указан в личной карточке рядом с номером картины. По другому сигналу, например, по взмаху белым флагом, участники убирают флажки.

    Звуковое руководство фоном по микрофону осуществляет режиссер.

    При таком управлении фоном можно использовать многие приемы, «оживляющие» картины, делающие их динамичнее, зрелищнее, эффектнее.

    Ниже приводятся некоторые приемы показа картин:

    – вибрирующие движения одной рукой натянутого флажка (колыхание);

    – поочередное поднимание и опускание флажков, начиная с фланга или середины фона (волна);

    – быстрое переворачивание флажка на другую сторону (перевертка);

    – быстрое переворачивание и возвращение обратно флажка (блик);

    – поднимание вверх отдельных частей картины (рельеф).

    Возможны и другие приемы показа, например, поочередное, по буквам написание какого–либо слова. В этом случае участники должны пометить в своей карточке эту очередность цифрой и в соответствии с ней открывать флажок.

    В отдельных случаях, когда способом мозаики изобразить точно картинку невозможно, например, портрет, изготавливают рисованное панно и, обозначив координаты каждого флажка, раздают их участникам, места которых соответствуют этим координатам.

    Для выполнения поточных упражнений на фоне костюм участников должен быть многоцветным (грудь, спина и рукава разного цвета). Тогда движения будут лучше просматриваться.
    16.3. Музыкальное сопровождение
    При подборе музыкального материала следует учитывать:

    – соответствие музыкального произведения теме праздника, характеру предполагаемых упражнений;

    – качество музыкального произведения как произведение искусства;

    – четкость и равномерность метрического отсчета;

    – темп исполнения;

    – контрастность музыкальной программы по жанру и настроению.

    Составление предусмотренных программой упражнений должно начинаться с тщательного изучения подобранного для этого музыкального произведения, глубокого осмысления содержания композиции – ее структуры, расстановки акцентов, моментов перестроений, мест для сложных, «ударных» элементов и т.п.
    16.4. Художественное оформление
    Под художественным оформлением понимается использование средств искусства, при помощи которых можно подать действия участников выступления на уровне сценического представления.

    При выборе художественного оформления внимание руководителя выступления должно быть направлено не только на то, чтобы украсить выступающих с помощью костюмов, декораций, реквизита, но и на то, чтобы полнее и ярче показать самого участника, достоинства его телосложения, возможности его физических качеств и широту его двигательной эрудиции.

    К художественному оформлению следует отнести и работу художественного фона на трибунах.


      1. Методические рекомендации к подготовке и проведению

    массовых гимнастических выступлений
    Руководитель массового гимнастического выступления, получив заказ на его подготовку, должен, прежде всего, изучить исходные данные, т.е. условия, в которых придется работать. Сюда входит и ознакомление с местом выступления (стадион, площадь, дворец спорта и т.п.) и изучение контингента, с которым предполагается работать (школьники, студенты, военные, учащиеся ПТУ и т.д.), их число, степень подготовленности, возможность включения в программу вставных номеров (эстрада, песни, танец, иные выразительные средства, др. виды спорта – единоборства, парашютный спорт, фехтование, конный спорт и др.).

    Важно учесть финансовые возможности организаторов, позволяющие рассчитывать на определенный инвентарь, спортивную форму, создание оборудования и реквизита и т.п.

    Далее следует разработать сценарный план выступления, в котором должны быть отражены:

    – тема выступления;

    – виды упражнений, исполнители (пол, возраст), количественный состав каждой группы;

    – экипировка участников;

    – схемы построений, передвижений участников, схемы тематических построений;

    – вставные номера (их место на поле); расположение фонирующей группы;

    – перечень намечаемых рисунков художественного фона.

    Вместе со сценарным планом составляется план материально–хозяйственного обеспечения репетиций и выступления, предусматривающий прежде всего:

    – подготовку мест репетиций (площадки, командная вышка, места для переодевания, туалеты, дежурный медперсонал и т.п.);

    – радиофикация мест тренировок и выступлений;

    – изготовление разметочных кнопок и производство разметки поля (выделение хоз. отделения);

    – график работы радиста на время выступлений, кладовщика для выдачи реквизита, а формы;

    – подготовка мест на трибуне для художественного фона.

    Одновременно составляется предварительная смета расходов на проведение выступления, куда нужно включить все, что требует финансирования.

    Смета утверждается организацией, проводящей выступление, а после открытия финансирования производятся заказы на изготовление всего того, что нельзя приобрести в магазинах, на базах и т.д.

    Следующий этап подготовки – составление упражнений.

    Для этого нужно определиться с музыкальным материалом, отобрать после прослушивания необходимые музыкальные произведения. Совместно с музыкальным руководителем сделать нужные купюры, определить фигуры и изменения строя по ходу музыкального произведения, а также места, где будут выполняться сложные элементы в упражнениях и составить композицию полностью.

    Эта работа может быть облегчена, если есть возможность создать экспериментальную группу для опробования движений, которые планируются для упражнения.

    Разрабатывая сценарий, следует стремиться к максимально возможной четкости в смене номеров программы. Не следует увлекаться трудностью упражнений. Композиция из простых движений, в которых есть контрастные, неожиданные переходы от высоких положений к низким, от резких, быстрых элементов к статичным, может быть зрелищнее композиции, состоящей из трудных элементов, поскольку выполнить их синхронно довольно сложно.

    По окончанию работы по сценарию, приступают к обучению участников.

    Разучивать вольные упражнения можно сразу всем составом, когда ведущий, стоя на возвышении (на вышке), показывает движения, а ассистенты, находясь при участниках, уточняют отдельные положения, исправляют ошибки.

    В другом случае упражнения могут разучиваться отдельными группами под руководством преподавателей, получившим предварительно инструкции от ведущего и хорошо уяснивших упражнение. В дальнейшем группы сводятся на поле для совместных репетиций.

    Аналогична методика подготовки солистов и других номеров программы.

    Если сценарием предусмотрен блок упражнений на конструкции, разучивание вначале ведется внизу – в условиях, приближенных к тем, которые связаны с нахождением на конструкции. Например, тренируя наклон назад прогнувшись из положения сидя, можно использовать гимнастического коня, поставленного в полуметре от гимнастической стенки и сесть на него, закрепив ноги на рейке стенки.

    Создавать упражнения непосредственно на конструкции (если она кольцевая) сложно – половина участников не видна. Загружать только половину конструкции опасно, да и утомительно вести поиск нужных движений и их сочетаний с находящимися на высоте участниками, т.к. это требует много времени. Поэтому приходится заранее составлять упражнения, апробируя его вне конструкции, желательно с использованием подсобных схем или зарисовок.

    При проведении репетиций полезно периодически проводить разбор их, устраивать соревнования на лучшее выполнение упражнений отдельными группами участников. Эти приемы способствуют повышению качества выполнения и, что особенно важно, повышают ответственность участников, психологически подготавливая их к эмоциональной атмосфере основного выступления.

    Генеральная репетиция – обязательная ступень подготовки. Она проводится по полной программе, с праздничной экипировкой и реквизитом, желательно с присутствием зрителей.

    Как правило, после генеральной репетиции предусматривается свободный день, когда можно исправить недочеты, выявленные в ходе генеральной репетиции, поработать над совершенствованием отдельных номеров.

    По окончании выступления необходимо подвести итоги, всесторонне проанализировать выступление, сделать заметки на будущее.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта