Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.1. Разновидности урока и структура его

  • 13.2. Содержание и методика их проведения отдельных частей урока 13.2.1. Методические рекомендации к проведению подготовительной части урока

  • Подготовительная часть урока

  • Общеразвивающие упражнения

  • 13.2.2. Методические рекомендации к проведению основной части урока

  • Способы организации учебно–воспитательного процесса

  • Методические рекомендации к проведению упражнений Акробатические упражнения

  • Упражнения для развития физических качеств

  • Примерный комплекс упражнений круговой тренировки для старшеклассников

  • 13.2.3. Заключительная часть урока

  • Элементы музыкальной грамоты Как обозначается длительность звуков

  • Проведение различных упражнений с музыкальным сопровождением Ходьба.

  • Разновидности передвижений и упражнения в движении

  • Общеразвивающие упражнения.

  • Гимнастика 4 ч.. Методика обучения гимнастическим упражнениям


    Скачать 447.5 Kb.
    НазваниеМетодика обучения гимнастическим упражнениям
    АнкорГимнастика 4 ч..doc
    Дата11.04.2018
    Размер447.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика 4 ч..doc
    ТипГлава
    #17961
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ГЛАВА 13. УРОК ГИМНАСТИКИ
    Эффективность учебно–воспитательного процесса по гимнастике зависит от организации и методики проведения занятий. Ведущее место при этом в практике физического воспитания отводится уроку – основной форме организации занятий потому, что урок проводится под руководством преподавателя, который может квалифицированно обеспечить эффективность учебно–воспитательного и тренировочного процесса путем:

    1. Правильной постановки педагогических задач (на основании учебного плана, программы и других документов).

    2. Рационального подбора средств для решения задач как отдельного занятия, так и всего учебно–воспитательного процесса.

    3. Правильной методики обучения упражнениям (хороший показ, доступное объяснение техники изучаемых упражнений, применение различных методических приемов, облегчающих их освоение, обеспечение исправления ошибок, обеспечение безопасности и т.д.). Коллективное участие занимающихся в овладении программным материалом – одно из весомых достоинств урока. Находясь в группе, занимающимся легче анализировать технику упражнений, сравнивать свои действия, сравнивая их с действиями товарищей. Кроме того, занятия в коллективе способствуют воспитанию организованности, дисциплинированности, чувства ответственности и других нравственно этических качеств.
    13.1. Разновидности урока и структура его
    Разнообразие видов гимнастики с характерными для них задачами, средствами, организационно–методическими подходами обуславливает различие в содержании урока. Если при этом учесть и особенности контингента, с которым они проводятся (пол, возраст, степень подготовленности и т.д.), становится понятной необходимость разнообразия форм урока по содержанию и целевому назначению.

    Принято различать:

    1. Урок освоения нового материала;

    2. Урок закрепления пройденного материала;

    3. Контрольный зачетный урок, на котором определяется исходный уровень подготовленности занимающихся, оценивается степень освоения пройденного материала;

    4. Комбинированный урок, в котором могут решаться задачи обучения новым упражнениям, совершенствования ранее сформированных навыков и контроля качества учебно–тренировочной работы.

    Перечисленные выше основные формы урока могут иметь общность в последовательности решения педагогических задач, в порядке чередования гимнастических упражнений, что обуславливается сходством анатомо–физиологических и психологических особенностей занимающихся проявляющихся в процессе урока. Занимающиеся не могут без соответствующей подготовки органов и систем организма выполнять трудные физические упражнения, требующие большого мышечного напряжения, максимальной скорости и амплитуды. Для этого необходимо определенное время. Чтобы подготовить к такой деятельности сердечно–сосудистую, дыхательные системы, мышечно–связочный аппарат, чтобы достичь оптимального возбуждения центральной нервной системы требуется определенное время. Этот период времени, связанный с фазой врабатываемости именуется разминкой. Он характерен для любого занятия и соответствует подготовительной части урока.

    В последующей – основной части урока решаются главные задачи. Используемые для этого упражнения требуют большого напряжения сил и высокого уровня работоспособности.

    После интенсивной работы необходимо привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние, ускорить восстановительные процессы. С этой целью предусматривается заключительная часть урока.

    13.2. Содержание и методика их проведения отдельных частей урока
    13.2.1. Методические рекомендации к проведению

    подготовительной части урока
    Назначение подготовительной части урока – подготовить организм занимающихся к большим физическим нагрузкам и выполнению технически сложных упражнений основной части урока.

    В подготовительной части урока решаются следующие задачи:

    1. Подготовка центральной нервной системы, вегетативных функций, сенсорных систем к интенсивной работе;

    2. разогревание мышц, связок, повышение подвижности в суставах, т.е. подготовка двигательного аппарата к освоению сложных упражнений.

    3. Формирование умений выполнять сравнительно несложные двигательные действия с требуемой пространственно–временной точностью и должной степенью усилий.

    4. Формирование правильной осанки. Овладение навыками соблюдения гимнастического стиля движений.

    Подготовительная часть урока начинается, как правило, с построения группы, ее организации, создания определенной настройки.

    Проводить ее надо живо и увлекательно. Эмоционально проведенная разминка в определенной мере задает тон всего урока. Особенно, если проводится под музыкальное сопровождение. В целях рациональной траты времени при сообщении задач урока следует подчеркнуть главное, самое важное, избегая деталей, о которых придется говорить в основной части урока. Иное дело, когда занимающимся сообщается, что на данном уроке начинается разучивание упражнений, которые учащиеся будут сдавать в конце четверти или, что данный урок посвящается, главным образом, развитию физических качеств и т.п.

    Следует вносить разнообразие в начале урока, избегая шаблона. Это активизирует внимание занимающихся. Обычно с этой целью используют заранее подготовленный перечень различных заданий. Например, поворот группы налево вместо привычного поворота направо. Можно начать урок движением всей шеренгой с последующим переходом на ходьбу на месте; поворотом группы направо или налево прыжком; с движения в обход в другую сторону и т.д. С этой же целью должное внимание придается точному выполнению самых привычных команд, с которых обычно начинается урок – «Равняйсь!» и «Смирно». Очень часто эти команды воспринимаются учащимися не как упражнение, а как привычная формальность, поэтому выполняются кое–как. Такая привычка, оставленная без внимания может закрепиться в виде небрежности. Преподаватель должен требовать точного выполнения своих команд, не переходить к последующей, не убедившись в правильном выполнении предыдущей. Требовательность в начале урока создает определенную настройку, дисциплинирует занимающихся, формирует правила субординации.

    Решая оздоровительные задачи средствами общего воздействия, следует чаще использовать в уроке соединения из 2–3-х вариантов ходьбы, бега или прыжков. Они могут выполняться на заданное количество счетов, например, на 4 или 8 шагов с высоким подниманием бедра, руки на пояс; на 4 или 8 шагов в полуприседе, руки в стороны, можно, к примеру, чередовать различные виды ходьбы или бега, двигаясь вдоль каждой из четырех сторон зала или разнообразить движение «змейкой», передвигаясь в одном направлении обычным шагом, а в противоположном скрестным шагом на носках.

    С большим успехом в подготовительной части урока проходят упражнения аэробики, которые отличаются большой динамичностью и создают хорошие предпосылки развитию вегетативных функций занимающихся. Небольшой комплекс таких упражнений на 5–6 минут по энергетическим затратам не уступает бегу трусцой равной продолжительности, а по эмоциональному заряду значительно превосходит.

    Общеразвивающие упражнения – основное средство подготовительной части. Они лучше других средств способствуют решению задач разностороннего физического развития, совершенствованию способностей соразмерять движения по направлению, скорости, ритму, амплитуде, тем самым закладывать основы общедвигательной подготовки занимающихся; вырабатывать гимнастический стиль, а в более широком смысле – двигательную культуру.

    Общеразвивающие упражнения проводятся в виде комплексов, включающих 6–10 упражнений. Их количество диктуется как характером упражнений, так и дозировкой, временем отведенным на разминку, особенностями предстоящей в уроке работы, температурой воздуха в зале и т.д.

    Выбор упражнений для подготовительной части урока зависит прежде всего от задач урока, контингента занимающихся и от условий, которыми располагает преподаватель.

    Даже в рамках одного урока занимающиеся выполняют большой объем разнообразных упражнений с воздействием на разные звенья опорно–двигательного аппарата. Это обогащает двигательный опыт, создающий благоприятные условия для позитивного переноса качеств и навыков, которые формируются в основной части урока.

    Подготовительная часть урока не должна сводиться только к разминке. Это сужает ее педагогическую значимость и уменьшает ее продолжительность. Если занятия проводятся с детьми – длительность подготовительной части в пределах 7–10 минут может быть достаточной для разминки и решения других важных задач. В работе со взрослыми людьми требуется больше времени – от 12 до 15 минут.

    Постановка образовательных задач обуславливает видоизменение содержания и количества упражнений, что потребует увеличение продолжительности подготовительной части урока.

    С методической точки зрения весь комплекс действий, используемых преподавателем в начальной части урока направлен на то, чтобы:

    1. Добиться от занимающихся точного выполнения упражнений. В этом кроется суть успеха в овладении программным материалом в кратчайшие сроки и при минимальных затратах времени и сил.

    2. Обеспечить и поддержать интерес занимающихся к упражнениям. Отсутствие такового – верный признак формального выполнения движения (не четкого) с низким коэффициентом полезного действия

    3. Развить самостоятельность мышления и самостоятельность действий. Образовательная ценность воспитания и обучения возрастет, если преподаватель продумает организацию и построение работы так, чтобы занимающиеся могли проявить себя. В этой связи как нельзя лучше подходят упражнения в парах, планирование индивидуальных заданий, практика постоянной смены направляющего (возможность каждому испытать себя в роли лидера, на которого равняются остальные).


    13.2.2. Методические рекомендации к проведению основной части урока
    Главными задачами этой части урока являются:

    1. Формирование разнообразных двигательных умений и навыков, которые могут быть использованы в повседневной жизни, в профессиональной деятельности.

    2. Развитие физических, волевых качеств и функциональных возможностей организма.

    Обе эти задачи решаются параллельно на каждом уроке с помощью широкого круга используемых в гимнастике средств.

    Обучаемые должны понимать смысл предлагаемых им упражнений, видеть положительные результаты своих занятий. Им нужен успех, вселяющий уверенность в своих силах, побуждающий их к дальнейшему совершенствованию.

    В основной части урока используются упражнения на снарядах, прыжки, вольные, акробатические, общеразвивающие и прикладные упражнения, упражнения художественной гимнастики, аэробики, на батуте. Строевые упражнения применяются в служебных целях, главным образом для организационного передвижения занимающихся от одного вида упражнений к другому.

    Характерной особенностью урока гимнастики является его многотемность. Количество разнообразных умений и навыков, которые требуется формировать параллельно или последовательно достаточно велика. Это заставляет преподавателя тщательно продумывать объем включаемого в урок теоретического и практического материала, его чередование на каждом уроке. Урок не должен быть перегружен и учебным материалом.

    В зависимости от сложности изучаемых упражнений, целесообразно планировать не более 1–2 новых элементов или соединений в уроке, распределяя их так, чтобы координационно сложные, требующие большой точности и нервного напряжения изучались в начале основной части на свежие силы.

    Упражнения повышенной интенсивности (игровые задания, эстафеты, прикладные упражнения) связанные с преодолением препятствий, переноской груза, а также специальные общеразвивающие упражнения для развития физических качеств нужно планировать на вторую половину основной части. Следует чередовать виды занятий с таким расчетом, чтобы упражнения в висе чередовались с упражнениями в упоре, а однотипные по характеру упражнения не следовали одно за другим.

    Важную роль в организации учебного процесса играет четкость действий занимающихся при подготовке мест занятий для основной части урока (расстановка снарядов, укладка матов и т.п.), а также уборке снарядов после занятий. Все это важно для экономного использования времени урока. Важно это и в воспитательном отношении (каждый в равной мере принимает участие и точно знает, что и как должен сделать).
    Способы организации учебно–воспитательного процесса
    В зависимости от задач урока, от содержания изучаемого материала, численности и подготовленности занимающихся, оснащенности зала могут применяться различные способы организации занятий.

    Групповой способ. При этом способе занимающиеся делятся на несколько отделений (обычно по числу запланированных на урок видов). Каждое отделение занимается на своем виде и через обусловленный период времени меняются местами.

    Формировать отделения нужно прежде всего по полу. Желательно также более подготовленных и менее подготовленных разводить по соответствующим группам. Такое распределение позволяет более точно подбирать материал для урока с учетом подготовленности занимающихся.

    Проводя урок групповым способом, преподаватель обязан предусмотреть меры безопасности. Он должен находиться на том виде, который наиболее травмоопасен, а на остальных назначить помощников из числа наиболее подготовленных занимающихся, хорошо проинструктировав их о правилах страховки, самостраховки, использовании поролоновых матов, другого инвентаря. Особо тщательно оговариваются c помощниками методические приемы, обеспечивающие и решение педагогических задач и меры безопасности. Например, при разучивании кувырка вперед из седа ноги врозь на брусьях достаточно поставить под брусья гимнастического коня, опустив его на 15–20 см ниже уровня жердей. Даже при неудачном выполнении упражнения занимающиеся застрахованы от неприятностей.

    Фронтальный способ. Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися. Чаще всего он используется при проведении общеразвивающих, вольных и некоторых акробатических упражнений, при выполнении танцевальных упражнений, что обеспечивает большую моторную плотность.

    Сложные упражнения, требующие страховки и помощи преподавателя, фронтальным способом не проведешь, но опытный преподаватель не применет использовать каждую возможность для организации занятий этим способом. Этот способ приносит большой педагогический эффект при использовании многокомплектных снарядов.

    Поточный способ успешно применяется при проведении некоторых акробатических упражнений (кувырки, перевороты), хорошо изученных опорных и неопорных прыжков, прикладных упражнений ( в равновесии, перелазании через препятствия и т.п.). При этом занимающиеся выполняют упражнение один за другим с минимальными интервалами, быстро возвращаются в и.п. и снова включаются в исполнение. Такой способ проведения занятий очень эмоционален, нагрузочен, но требует точного и быстрого расчета действий, поскольку от этого зависит успешное выполнение упражнения всеми занимающимися. Так например, выполнив прыжок через коня, занимающийся должен моментально уйти в сторону, т.к. следующий в это время уже выполняет наскок на мостик.

    Обеспечение достаточной функциональной нагрузки – одна из важнейших задач занятий физическими упражнениями. Говоря об эффективности урока, с точки зрения воздействия на функциональную сферу следует иметь в виду не столько общую плотность (определяется отношением полезно затраченного времени ко времени всего урока), сколько моторную плотность. Моторная плотность – (отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение упражнений ко времени всего урока), в отличие от общей плотности, никогда не приближается к 100 %.

    Высокие показатели моторной плотности подготовительной части урока означает проведение упражнений с минимальными простоями. В основой части урока показатели моторной плотности не постоянны и меняются в зависимости от формы организации работы.

    Индивидуальный способ. Индивидуальный способ организации учебного труда на уроке и чаще всего предусматривает индивидуальные задания. Их дает учитель, если чувствует отставание ученика от класса в освоении учебного материала, связанное с пропуском занятий по причине болезни, недостаточного функционального состояния и уровня развития отдельных физических качеств. В отдельных случаях этот вид подготовки учащегося может быть связан с выполнением поручения педагога, готовящего себе ассистента, помощника из числа учащихся, имеющих высокие спортивные результаты в том или ином виде гимнастики.

    Методические рекомендации к проведению упражнений

    Акробатические упражнения

    При занятиях акробатическими упражнения немаловажное значение имеет их организация. Обычно акробатические упражнения выполняются на матах, уложенных в виде дорожки. Простейшие упражнения – кувырки, перекаты, стойки на лопатках, на голове и т.п. – можно выполнять одновременно всей группой или поочередно, разделив группу пополам. При занятиях парными упражнениями хорошо разбить группу на тройки, в которых двое выполняют упражнение, а третий помогает или страхует их. При выполнении комбинаций состоящих и кувырков, переворотов, выполняемых в одном направлении, можно применять и поточный способ. Парные упражнения легче разучивать стоя возле гимнастической стенки, держась за нее руками или опираясь о нее спиной при поддержках. Начерченная мелом линия на матах служит хорошим ориентиром для правильной постановки рук при выполнении кувырков, переворотов, для контроля направления движения.
    Упражнения на снарядах

    При занятиях на снарядах занимающихся следует располагать так, чтобы упражнения лучше воспринимались визуально. В начале занятий желательно сделать 1–2 разминочных подхода, выполняя знакомые нетрудные упражнения, чтобы прочувствовать снаряд. Если изучаемое упражнение требует максимального проявления физических качеств, например, силы или гибкости, следует предварительно в специальной разминке проделать соответствующие упражнения.

    При занятиях на снарядах трудно рассчитывать на высокую моторную плотность. Продолжительность упражнений не велика, многокомплектных снарядов, как правило, нет и занимающимся приходится ждать очереди между подходами. Выход может быть найден, если практиковать дополнительные задания, проделывать подводящие упражнения между подходами, выполнять тем, где это возможно, упражнения по 2 человека одновременно (смешанные и простые висы, соскоки из упора на низкой перекладине и т.п.).
    Упражнения для развития физических качеств

    Упражнения для развития физических качеств целесообразно выполнять в конце основной части. При этом могут использоваться 2 формы проведения занятий:

    Индивидуальная (предусматривает выполнение упражнений, составленных с учетом недостатков в физической подготовленности, выявленных при тестировании в начале учебного года).

    Круговая тренировка, при которой все выполняют одинаковые по содержанию комплексы упражнений.

    Индивидуальная форма наиболее целенаправленна и эффективна. Однако, проведение ее связано с определенными трудностями организационного характера (большое число занимающихся, недостаточная укомплектованность залов необходимым оборудованием). Индивидуальное занятие предусматривает выполнение составленных преподавателем индивидуальных программ.

    В ходе тестирования преподаватель прежде всего оценивает уровень силы мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища, ног а также подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов. Низкие показатели развития этих качеств у занимающихся и находят отражение в индивидуальных комплексах упражнений.

    Круговая тренировка – форма занятий по физической подготовке проводится в отделениях в соответствии с количеством намеченных упражнений в комплексе. Места, где проводятся упражнения называют станциями. Их удобно располагать по периметру зала, по кругу (отсюда и название – круговая тренировка). Число станций зависит от задач, стоящих перед уроком, от времени, отведенном на эти упражнения и т.п. Обычно их число бывает в пределах 6–10. Все отделения на станциях одновременно начинают упражнения по сигналу преподавателя. По второму сигналу отделения заканчивают выполнение упражнений и по заранее обусловленной схеме переходят к следующей станции, проделав полный круг, весь комплекс упражнений. Нагрузка может регулироваться как содержанием самих упражнений, так и временем, отводимым на выполнение и на отдых между станциями. Для начала рекомендуется соотношение времени работы и отдыха как 1:2. В дальнейшем, по мере улучшения показателей, можно увеличивать нагрузку, проходя весь круг дважды или путем изменения соотношения продолжительности работы и отдыха. Важна и расстановка упражнений в комплексе. Обычно они чередуются по принципу «руки–туловище–ноги», причем эта схема может повторяться несколько раз, но с воздействием на различные мышцы группы. Например, в первой серии выполняются упражнения для двуглавой мышцы плеча, мышц живота и четырехглавую мышцу бедра, а во второй – на трехглавую мышцу плеча, мышцы спины и икроножные мышцы. Между сериями можно проделать упражнения на расслабление.


    Примерный комплекс упражнений круговой тренировки для старшеклассников

    Для юношей: 1. Подтягивание в висе. 2. Стоя боком к гимнастической скамейке, прыжки через нее и обратно. 3. Из положения лежа на спине, руки вверх, принять положение сед углом, касаясь руками носков и возвратиться в и.п. 4. Сгибание и выпрямление рук в упоре на брусьях. 5. Упражнение на расслабление – поднять руки вверх и расслабленно бросить их вниз, потряхивая и опуская плечи, голову. 6. Из положения лежа животом поперек коня с закрепленными на гимнастической стенке ногами, набивной мяч за головой – поднимание и опускание туловища. 7. Стоя боком к гимнастической стенке, держась за нее рукой – приседания на одной ноге, другая вперед. 8. Из основной стойки поднимание и опускание гантелей дугами наружу (руки выпрямлены). 9. Из виса на гимнастической стенке поднимание и опускание ног (до положения прямого угла). 10. Из основной стойки, скакалка, сложенная вдвое внизу. Выкруты вперед и назад в плечевых суставах. Время выполнения упражнений и отдых между упражнениями – по 30 с.

    Для девушек: 1. Из виса стоя на согнутых руках хватом за 5-ю рейку гимнастической стенки – медленное опускание назад и возвращение в и.п. (ноги выпрямлены). 2. Из стойки боком к гимнастической скамейке, прыжки через скамейку в одну, затем в другую сторону. 3. Из положения лежа на животе с закрепленными ногами, руки за головой – поднимание и опускание туловища. 4. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке – сгибание и выпрямление рук. 5. Упражнение на расслабление – поднять руки вверх и бросить их вниз, расслабленно потряхивая и опуская голову, плечи. 6. Лежа на спине, полусогнутые ноги фиксированы, руки за головой – выполнить сед с наклоном вперед и возвратиться в и.п. 7. Стоя боком на первой рейке гимнастической стенки, держась за нее рукой – приседание на одной ноге, другую вперед. 8. Из основной стойки, скакалка, сложенная вдвое, внизу – выкруты вперед и назад в плечевых суставах. 9. Из виса на гимнастической стенке поднять согнутые ноги, выпрямить их вперед и опустить в и.п. Соотношение времени работы и отдыха то же, что у юношей.

    13.2.3. Заключительная часть урока
    Задачами заключительной части являются:

    1. Снижение физической и психологической нагрузки.

    2. Подведение итогов урока и домашние задания для самостоятельных занятий.

    Содержание заключительной части зависит от содержания урока, от характера нагрузки, полученной в основной части.

    Обычно в этой части урока применяются успокаивающие упражнения: ходьба с различным положением рук, упражнения на дыхание, на расслабление.

    После упражнений основной части, вызвавших повышенное эмоциональное состояние (эстафеты, подвижные игры), целесообразно проводить отвлекающие упражнения – спокойные игры на внимание, типа «Класс, смирно!», упражнения с музыкальным сопровождением, танцевальные упражнения в умеренном темпе.

    Если в конце основной части проводились упражнения с большой физической нагрузкой, например, круговая тренировка, в заключительную часть стоит включить упражнения, создающие бодрое, жизнерадостное настроение. Это могут быть те же игры и танцевальные упражнения, но иного характера.

    Заканчивается урок построением группы, кратким подведением итогов занятий, установкой на последующий урок.

    13.3. Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики
    Использование музыкального сопровождения упражнений не требует от преподавателя подсчета, дает возможность делать методические указания занимающимся в ходе проведения упражнений. Для того, чтобы в полной мере использовать неограниченные возможности музыкального сопровождения, преподаватель должен владеть музыкальной грамотой в том объеме, который позволяет ему правильно подбирать и использовать музыкальный материал на уроке.
    Элементы музыкальной грамоты
    Как обозначается длительность звуков? Вся музыка состоит из звуков разной длительности. За единицу счета чаще всего принимается одна четверть – звук, соответствующий счету «раз», «два» и т.д. По сравнению с этой длительностью, все остальные будут либо длиннее, либо короче. Звукам различной длительности соответствует различное их обозначение в записи:

    • целая нота (четыре четверти);




    • половинная нота (две четверти);




    • четвертая нота (одна четверть – единица отсчета);




    • восьмая нота (1/2 четверти);




    • шестнадцатая нота (1/4 четверти);


    Ударения. Подобно ударениям в словах, в любом музыкальном произведении отдельные ноты звучат более громко и отчетливо, т.е. являются ударными. Для того, чтобы правильно вести подсчет, преподавателю гимнастики необходимо слышать ударные звуки в любом музыкальном произведении. В марше к примеру, они совпадают с шагом левой ноги.

    Такт. Расстояние от одного ударения до последующего называется тактом. Каждый такт можно разбить на несколько одинаковых по длительности долей. Ударная доля называется сильной, остальные слабыми. Количество долей такта и их длительность составляют его размер: 2 доли – двухдольный, 3 доли – трехдольный. Следовательно, в музыкальных произведениях двухдольного размера сильные и слабые доли чередуются через равные промежутки времени, а в произведениях трехдольного размера на каждую сильную долю приходятся две слабые.

    Как двух–, так и трехдольные размеры называются простыми. Два или больше тактов простого размера, объединенных в один, образуют такт сложного размера (два двухдольных такта составляют четырехдольный). При этом самая первая доля такта остается сильной, все остальные сильные доли простых тактов – относительно сильными.

    Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается не с сильной, а со слабой доли. В таких случаях такт получается неполным называется он (затакт) и счет следует вести с сильной доли первого полного такта, пропуская затакт.

    Ритм. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, который является чередованием и соотношением звуков различной длительности. Мерой ритма, средством его измерения является метр – такой ритм, в котором все длительности равны, а ударения одинаковой силы появляются через равные промежутки времени. Во время исполнения музыкального произведения мы подсознательно отсчитываем все доли метра, что помогает постичь ритм исполняемого произведения.

    Схематично это можно изобразить таким образом: И.О. Дунаевский «Легко на сердце»

    • доли метра (ноты одинаковой длительности)




    • ритмическая организация звуков (ноты разной длительности)


    Фразировка. Человеческая речь состоит из предложений, отделяющихся друг от друга паузами. Музыкальные произведения в отличие от речи, более равномерны и упорядочены. Предложение может состоять даже из одного слова, тогда как музыкальные фрагменты («предложения»), используемые в гимнастике, как правило, равномерны и носят название квадрата. Примером произведений квадратной структуры могут служить марши, песни, танцевальная музыка (полька, галоп, мазурка, вальс).

    Музыкальная фраза – самая маленькая часть квадрата, занимающая обычно 2 такта в четырех – и 4 такта в двух– и трехдольных размерах. На слух фраза воспринимается как простое предложение в разговорной речи, отделенное запятой, за которым следует дальнейшее развитие мысли. Если считать по четвертям, то на фразу в музыкальном произведении двух– и четырехдольного размеров приходится 8 счетов, трехдольного – 12 или 4 счета по тактам.

    Две фразы составляют предложение, два предложения – период, являющий собой законченную музыкальную мысль.

    Преподавателю гимнастики очень важно уметь ориентироваться в структуре музыкальных произведений. Это умение дает возможность грамотно проводить занятия с музыкальным сопровождением, составлять упражнения, вести счет, вовремя подавать команды.

    Счет. Если счет ведется на «раз–два», то начинать его можно с любого такта двух– и четырехдольного размеров, лишь бы счет «раз» совпадал с сильной долей. При счете на «четыре» счет «раз» должен совпадать с первой долей такта четырехдольного размера. Когда счет ведется на «восемь», то счет «раз» должен попасть на первую долю такта, с которого начинается музыкальная фраза.

    Проведение различных упражнений с музыкальным

    сопровождением
    Ходьба. Для ходьбы обычно побираются музыкальные произведения двух– и четырехдольного размеров: марш, полька, песня. Если ходьба чередуется с подскоками, целесообразно использовать произведения танцевального характера.

    Счет ведется по четвертям. Для остановки движения на 1-й счет последней фразы музыкального периода подается команда «Группа», на 5-й «СТОЙ!».

    Бег. Для бега используются музыкальные произведения двух– и четырехдольного размеров: галоп, полька, песня.

    Счет ведется по четвертям. Поскольку обычно бег заканчивается не остановкой, а ходьбой, для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды: «Шагом (бегом)» – на 1-й (допустимо на 5-й), «МАРШ!» – на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

    Подскоки. Для подскоков подходит музыка, которая используется и для бега. Счет ведется в основном по четвертям, реже – по восьмым.

    Подскоки завершаются ходьбой. Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда «шагом» – на 5-й и «МАРШ!» – на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

    Разновидности передвижений и упражнения в движении, очень разнообразны, тем не менее, музыкальный материал используется такой же, как для ходьбы, бега, подскоков (2-х и 4-х дольного размеров).

    Счет ведется по четвертям, по восьмым, в зависимости от способа передвижения группы. Если упражнение начинается или изменяется во время движения группы, то первоначально дается предварительная команда, в которой изменяются требования к занимающимся, затем – исполнительная команда – «МАРШ!», которая приходится на 7-й счет последней фразы музыкального периода, или «Упражнение» на 1-й счет, «Начи»– на 5-й и «Най» – на 7-й счет. Для окончания упражнений подаются команды: «Обычным» – на 5-й счет и «МАРШ!» – на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

    Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются самые разнообразные музыкальные произведения: вальс, галоп, полька, мазурка, народные танцы (венгерский, молдавский, испанский, цыганский и другие).

    Подсчет здесь ведется на каждое движение, следовательно, по восьмым: «раз» – «и» – «два» – «и». Шаг вальса и шаг мазурки состоят их трех движений, соответственно и счет ведется по четвертям: «раз», «два», «три». Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (галоп, полька), то подается команда: «Шагом» – на 5-й счет, «МАРШ!» – на 7-й счет. Для прекращения танцевального движения подается команда «Стой!» с последним счетом последней фразы музыкального периода.

    Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения проводятся под музыку любого размера, важно, чтобы ритм легко прослушивался. Трехдольный размер рекомендуется для плавных упражнений (приседания, медленные наклоны назад и т.п.), для которых важна слитность и равномерность движений. Этому способствует то, что в трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями слабо выражены.

    Для рывковых движений руками, выпадов, пружинящих наклонов и т.п. больше подходит музыка двух– и четырехдольного размеров, поскольку здесь этот контраст очень легко определить.

    В произведениях двух– и четырехдольного размеров счет, как правило ведется по четвертям, иногда по половинам (это зависит от темпа упражнения). Музыка написанная в трехдольном размере считается по тактам, совпадая с сильными долями. В случаях, когда упражнение состоит из трех движений, используется музыкальное произведение трехдольного размера в медленном темпе, и счет ведется по четвертям. Если упражнение выполняется в медленном темпе и счет ведется по половинам, то он будет совпадать с сильными долями такта. При проведении двухфазных упражнений (фаза основного действия и возвращение в исходное положение), счет «раз» должен совпадать с сильной, а «два» со слабой долей такта.

    Например: И.П. – О.С., руки в стороны;

    1 – мах ногой вперед с хлопком под ней;

    2 – И.П.

    Обычное упражнение на четыре счета повторяется 4–8 раз. Для его прекращения подается команда «Стой!» с последним счетом музыкального предложения или периода.

    В практике проведения уроков гимнастики с музыкальным сопровождением в школе (без аккомпаниатора) удобно пользоваться магнитофонными записями, имея набор компакт–кассет с музыкой для ходьбы, бега, подскоков, различных по характеру и темпу общеразвивающих и танцевальных упражнений. При наличии двух магнитофонов или одного двухкассетного быстро включать нужную музыку с минимальной потерей времени.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта