Главная страница
Навигация по странице:

  • §2. Синергетика в истории методологической мысли

  • математизация»

  • История и методология юридической науки. Министерство науки и образования фгбоу впо тюменский государственный университет


    Скачать 2.14 Mb.
    НазваниеМинистерство науки и образования фгбоу впо тюменский государственный университет
    АнкорИстория и методология юридической науки.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория и методология юридической науки.doc
    ТипУчебное пособие
    #457
    страница24 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    ГЛАВА 15. СИНЕРГЕТИКА

    КАК ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    §1. Основные идеи и принципы синергетики как методологии социально-гуманитарного познания
    Теория самоорганизации, синергетика (от греч. sinergeia – совместное действие) - междисциплинарная теория, изучающая процессы самоорганизации сложных открытых систем различной природы. Предметом синергетики явля­ются универсальные принципы самоорганизации и эволюции сложных систем, механизмы устойчивости, распада, возникновения новых структур в процессе саморазвития этих систем. Согласно теории самоорганизации новые структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляет переход от одного уровня самоорганизации к другому более сложному. Формирование каждого нового уровня системы сопровождается ее прохождением через состояние неустойчивости (точки бифуркации), когда не­большие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Самоорганизующиеся системы - это исторически развивающиеся системы, они характеризуются принципиальной необратимостью процессов. Теория самоор­ганизации содержит положение о недопустимости навязывания сложнооргани­зованным социоприродным системам траекторий развития, о необходимости понимания их собственных тенденций развития.

    Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры синер­гетического метода.

    Исходным положением синергетики является представление о систем­ном характере бытия. Универсум в ее интерпретации есть системно-целост­ное единство, слагающееся из подсистем, элементов систем и элементов эле­ментов систем. Необозримое пространство системных объектов, составляющих Универсум, можно разграничить, выделив типы систем: неорганические и ор­ганические, биологические и социальные, материальные и духовные. Биологи­ческая клетка и город, ментальность и язык, художественный стиль и геологи­ческая формация - все это есть системы. Как они связаны между собой?

    Во-первых, если универсум есть системно-целостное единство, то законы существования систем, принадлежащих к разным сферам реальности, струк­турно подобны или изоморфны. Изоморфизм (греч. isos – равный, одинаковый + morphe – вид, форма) понятие, выражающее свойство одинаковости строения каких-либо совокупностей элементов, совершенно безразличное к природе этих элементов. Химические процессы протекают подобно процессам биологиче­ским, общественным. Однако, изоморфизм - структурное единство - не озна­чает тождество. В системной организации мира существует некоторая иерар­хия, разделяющая системы по уровням сложности. К разряду систем высшего уровня сложности (наиболее сложных по составу) принадлежат исторические системы - человек, общество, культура. Необходимо акцентировать такой мо­мент как недопустимость редукции закономерностей развития более сложных систем к закономерностям более простых. Это означает, что различного рода математические или биологические методы вполне приемлемы для изучения человеческого общества, человека, культуры, но их абсолютизация недопус­тима, поскольку этими показателями существование систем высшего уровня сложности не исчерпывается. Для анализа систем, обладающих механизмом саморефлексии, т.е. думающих систем, необходимо привлечение методов со­циологии, культурологии, психологии, философии.

    Представлении о структурном подобии объектов отражается в понятии «фрактальные объекты». Фрактальными называют такие объекты, которые об­ладают свойством самоподобия или масштабной инвариантности. Малый фрагмент структуры такого объекта подобен более крупному фрагменту или структуре в целом(1). Природа часто выражает себя во фрактальных формах, что касается культуры, то фрактальным объектом культурологи считают, на­пример, патерналистское государство, основным элементом которого высту­пает патриархальная семья.

    Во-вторых, помимо связей изоморфизма элементы системы связаны от­ношениями внутренней сущностной согласованности – когерентности (лат. co­haerentia – сцепление, связь). Вопрос первичности материи или духа, бытия или сознания, экономического базиса или идеологической надстройки, с точки зре­ния синергетики - некорректен. В синергетической трактовке связи подсистемы бытия определяются не причинно-следственной зависимостью, но сущностной согласованностью или когерентностью.

    Специфика синергетического подхода заключается в том, что его предме­том является не только и не столько система сама по себе, сколько процесс эво­люции и структурации системы, процесс перехода системы от одного уровня организации к другому. Внимание синергетики фокусируется именно на про­блеме перехода, изменения. Синергетика, таким образом, это, в первую оче­редь, теория и философия развития.

    Важнейшим постулатом синергетики является идея незапрограммиро­ванности развития какой-либо внешней силой - Богом, Абсолютным Разумом, объективным законом. Речь идет об отказе от принципов жесткого детерми­низма. Самоорганизация понимается как процесс спонтанного упорядочивания (от хаоса к порядку), порождения качественно новых свойств сложных систем, в результате взаимодействий их элементов. Развитие не сводится к реализации некоторого заданного плана, оно есть процесс самоорганизации, обусловлен­ный внутренними механизмами существования системы. Движущие силы раз­вития любой системы будь то биологический организм, человек, общество, го­сударство нужно искать не вне системы, а внутри нее. Важнейший тезис синер­гетики: все самоорганизуется, выбирает наиболее удобный для себя путь. От­сюда другой не менее важный момент - нелинейность развития, предполагаю­щая множественность вариантов, альтернатив. Нелинейность предполагает на­личие выбора из альтернативных путей. Причем этот выбор невозможно пред­сказать с точностью. Для обозначения этого феномена синергетики используют понятие «стохастичность» - непредсказуемость маршрутов, по которым может эволюционировать система.

    Понятие «нелинейность» сопрягается с понятием «необратимость». Под необратимостью процессов самоорганизации подразумевается их разомкну­тость, принципиальная неповторяемость состояний системы, невозможность вернуться к исходному ее состоянию. Идея необратимости в синергетике вы­ражается при помощи метафоры «Стрела времени». «Стрела времени» явля­ется частью картины «открытого» темпорального мира, в котором: «...в каждый момент времени в игру могут вступить все новые возможности»(2). В отличие от классической механики, где понятия будущего и прошлого равно­значны, поскольку считается, что в любой ситуации при обращении времени сложная система обязательно придет к начальным условиям; в синергетике бы­тует представлении о неэквивалентности прошлого будущему. В синергетиче­ском понимании Вселенная, претерпевая непрерывные изменения, эволюцио­нирует ко все более высоким формам сложности, наращивая внутреннее разно­образие элементов.

    Рождение синергетики связано (не хронологически, а каузально) с откры­тием второго закона термодинамики, согласно которому энергия не сохраня­ется, а рассеивается, т.е. переходит от более теплых тел к холодным. Это рас­сеяние, обесценивание энергии называется диссипацией - (лат. dissipare – рас­сеивать). Рассеивание энергии, влечет за собой энтропию. Энтропия (греч. en в + trope поворот, превращение) – особая физическая величина, которая характе­ризует рассеяние энергии, обесценение энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерном, равновесном распределении последней между всеми телами природы. Рассеяние энергии сопровождается дезорганизацией ли внутренней хаотизацией системы, поэтому рост энтропии есть увеличение степени хаоса. Таким образом, из второго начала термодина­мики следует, что в любых диссипативных системах процесс идет в сторону теплового равновесия: все замкнутые системы обречены на тепловую смерть – на выравнивание температур. Иными словами, замкнутые, закрытые системы, рассеяв энергию и не имея источников новой энергии, подлежат разрушению и гибели. Однако в основе жизни лежат открытые для потоков энергии из окру­жающей среды системы, которые, импортируя энергию, противодействуют процессам энтропии. Постоянная негэнторпийная (антиэнтропийная) деятель­ность, направленная на противостояние уравновешивающему давлению окру­жающей среды, создает тепловое неравновесие системы и ее окружения. Это неравновесие, получившее название «устойчивого неравновесия», и есть важ­нейшие условие поддержания жизни. А жизнедеятельность в целом можно ин­терпретировать как процесс постоянной негэнтропийной (антиэнтропийной) работы.

    Необходимо уточнить, что применительно к социально-гуманитарному познанию понятие «энергия» может интерпретироваться достаточно широко. Во-первых, оно может пониматься метафорически как творческая энергия. Во-вторых, под «энергией» может подразумеваться деятельная, созидательная сила идей, социальных программ, нравственных принципов. Наконец, в-третьих, в современном токовании интеллектуальная энергия есть ничто иное, как ин­формация. Культура существует за счет постоянного наращивания энергии - информации, именно растущий поток конструктивной информации и есть одно из средств, обеспечивающих выживание человека.

    Структура негэнтропийной (антиэнтропийной) деятельности складыва­ется как диалектическое взаимодействие двух взаимообусловленных механиз­мов.

    Первый связан с притяжением потоков энергии из окружающей среды - все живые системы существуют за счет импорта, поглощения энергии. Интел­лектуальные системы существуют за счет постоянного наращивания потоков информации. Вместе с тем, сама по себе энергия или информация в ее разроз­ненном, неорганизованном виде не представляет собой оптимального способа противостояния энтропии. Только структурируясь, превращаясь в системно-це­лостное единство, энергия - информация становится надежным средством ан­тиэнтропии. Таким образом, вторым важнейшим механизмом самоорганизации открытых систем является структурное упорядочение, организация накоплен­ного человечеством объема энергии, информации.

    Итак, если система импортирует больше энергии, чем рассеивает энтро­пии, то она растет и развивается. В то же время, рост системы ведет к увеличе­нию размеров энтропии - чем сложнее система, тем больших затрат требует со­хранение ее устойчивого неравновесия, чем больше энергии она поглощает, тем больше и рассеивает. Рано или поздно это приводят к тому, что выработан­ные прежде механизмы антиэнтропии, рассчитанные на прежний масштаб сис­темы в новых условиях оказываются не эффективными. Наступает кризис, вследствие которого система либо деградирует, либо вырабатывает новые, бо­лее изощренные механизмы антиэнтропии. Прогрессивная направленность ди­намики открытых систем, движущей силой которой является диалектика эн­тропийных и антиэнтропийных процессов, может квалифицироваться как важ­нейшая закономерность их существования. Выживание не может быть обеспе­чено раз и навсегда сформированными стабильными средствами негэнтропии, жизнь устроена так, что для ее непрерывного поддержания необходимо нара­щивать потоки энергии, совершенствовать способы антиэнтропийной работы.

    С процессами структурации и саморазвития связан концепт «аттрактор» (лат. attraction – притяжение). Аттрактор, одновременно, принцип упорядоче­ния, цель, причина, организующая идея, притягивающая и структурирующая все части системы. Всякий новый аттрактор формируется в недрах уходящей структуры, настоящее содержит в себе будущее в виде зерна, которое имеет перспективу развития, т.к. будущее ее притягивает, обеспечивая именно ей преимущественные условия для реализации.

    Бифуркация (англ. bifurcations - раздвоение) - фаза развития, в процессе которой про­исходит перестройка, реорганизация системы, выявляются возможные вари­анты новой организации системы, возможные аттракторы. У эволюционной траектории появляется новая ветвь - новая мода. Таким образом, точкой би­фуркации (англ. fork – вилка) в синергетике называется точка ветвления воз­можных путей эволюции. Вариантов аттракторов может быть не два, а целый спектр. Синергетика предполагает многовариантность путей в будущее, причем веер возможностей может быть широким. Значительную роль в этой фазе раз­вития имеет элемент случайности. Яркий пример бифуркации в истории - рево­люция, переворот, наступление которых зачастую зависит от стечения обстоя­тельств. Важен и такой момент как разрушение в бифуркационной фазе сло­жившейся структуры.

    Неодномерность проблемы негэнтропийной деятельности заключается том, что в процессе самоорганизации возникает обратная связь, которую си­нергетики рассматривают как «механизм самовлияющего, самоподстегиваю­щего развертывания процессов»(3). Вследствие взаимодействия сложной сис­темы с окружающей средой происходит изменение самой среды, в результате которого сложившиеся способы негэнтропийной деятельности утрачивают свою эффективность. Это требуют новой радикальной перестройки системы. Таким образом, борьба с энтропией оказывается неординарной задачей, по­скольку требует постоянного усовершенствования.

    Самоорганизация складывается как постоянный отбор более совершен­ных и продуктивных способов организации и кооперации систем и отбраковка контрпродуктивных, утративших свой энергетический потенциал. Переход от одного уровня организованности к другому, более высокому через разрушение существующего - повторяющейся сценарий развития системы. Периодическое чередование стадий интеграции и дезинтеграции, организации и дезорганиза­ции, порядка и хаоса можно квалифицировать как важнейший принцип поведе­ния сложных систем. Необходимо констатировать, что в процессе самооргани­зации отбираются не всегда самые лучшие структуры и способы организации, поэтому деградация системы – тупик эволюции - также один из возможных сценариев ее развития. Предотвращение такого сценария возможно лишь по­средством включения разума в механизмы отбора.

    Мировоззренческой доминантой синергетики, по общему признанию, яв­ляется диалог как смысловой центр, стягивающий, объединяющий и органи­зующий интеллектуальное пространство в единое целое. Диалогизм можно квалифицировать как нравственную основу синергетики, как единственную спасительную стратегию деятельности, которая выведет человечество из лаби­ринта тупиковых направлений эволюции. Синергетика выстраивается на фун­даменте диалектики, тем не менее, она отказывается от универсально-линей­ных построений, трактуя законы диалектики не как жестко заданные сценарии, но как гипотетико-дедуктивные модели познания реальности, а диалектические категории не как универсальные формы мышления, а как некоторые типологи­ческие концепты. Идеологические трактовки синергетической теории также могут быть достаточно разнообразными. Однако, представляется очевидным, что синергетика несоединима как с идеологией крайнего почвеннического изо­ляционизма, так и с идеологией западнической унификации. Идея развития на основе идентификации с собственной традицией соединяется в ней с представ­лением о системном единстве мира. В сущности, синергетический диалог есть ничто иное, как баланс идеалов единства и отдельности, как синтез общечело­веческих и этно-национальных ценностей. По мнению ряда исследователей, синергетика составляет онтологический фундамент посткапиталистического проекта, синтезирующего распределительные (социалистические) и рыночные (капиталистические) способы социально-экономического бытия. В таком кон­тексте соперничество и сотрудничество, конкуренция и кооперация предстают как стратегии взаимодополняющие.

    Если все самоорганизуется, то человек своим вмешательством может по­мешать этому процессу или помочь, угадав характер изменений. Важнейшее требование синергетики – самоорганизующимися системами нельзя управлять, навязывая некоторые желательные сценарии развития, необходимо создавать условия, с тем, чтобы система развивалась по тому или иному сценарию. В си­нергетике развивается идея модельного мышления, важную роль играет ком­пьютерное моделирование.
    §2. Синергетика в истории методологической мысли
    Идея термина «синергетика» принадлежит Герману Хакену (1927 г.) – не­мецкому ученому, профессору теоретической физики Университета Штутгарта, автору работ «Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах», «Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам», «Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности».

    Термином «синергетика» Хакен обозначает новую область науки, связан­ную с исследованием общих закономерностей, которые действуют в системах, состоящих из большого количества элементов. Термин «синергетика», по Ха­кену, призван подчеркнуть роль коллективных, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации физических, химических, биологических, психоло­гических, социальных систем. Посредством взаимодействий, как считает Ха­кен, элементы сложной системы могут порождать качественно новые свойства в макроскопических масштабах. Задача синергетики – исследовать возникнове­ние новых свойств, основной ее вопрос, в представлении Хакена, состоит в том, существуют ли общие принципы, управляющие поведением сложных систем, когда в них происходят качественные изменения(4).

    Синергетика, в видении Хакена, охватывает такие области науки как: теорию детерминированного хаоса, теорию автопоэзиса, теорию диссипатив­ных структур, теорию сложности, теорию самоорганизованной критичности. Основное содержание синергетики выражают следующие ключевые положения и слова:

    «1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

    2. Эти системы являются нелинейными.

    3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

    4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

    5. Системы могут стать нестабильными.

    6. Происходят качественные изменения.

    7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.

    8. Возникают пространственные, временные, пространственно-вре­менные или функциональные структуры.

    9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

    10. Во многих случаях возможна математизация» (5).

    К числу отличительных свойств синергетических систем Хакен относит стохастичность. Ученый полагает, что система может эволюционировать по со­вершенно различным маршрутам, поскольку эволюция синергетических систем зависит от причин не предсказуемых с абсолютной точностью. Самооргани­зацию, как полагает Хакен, может вызвать увеличение числа компонентов сис­темы, смешение уже имеющихся компонентов или внезапное изменение управ­ляющих параметров. Особенностью синергетических систем является, по Ха­кену, также то обстоятельство, что ими можно управлять, изменяя действую­щие на них внешние факторы. Демонстрирует различия синергетики и кибер­нетики, он утверждает, что: «Кибернетика занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала должным образом. В синергетике мы изменяем управляющие параметры более или менее непредсказуемым образом и изучаем самоорганизацию системы, т.е. различные состояния в которые она переходит под воздействием «рычагов управления»»(6).

    Основоположником термодинамики неравновесных процессовявляется Илья Романович Пригожин (1917-2003) – русско-бельгийский физик, химик, основные работы: «Введение в термодинамику необратимых процессов», «От существующего к возникающему», «Порядок из хаоса» (в соавторстве с И. Стенгерс), «Время, хаос, квант» (соавторстве с И. Стенгерс) и др.

    Пригожин утверждает, что классическая наука уделяла внимание устой­чивости, порядку, она изучала замкнутые системы и линейные соотношения. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы - таковы замкнутые системы, которые составляют меньшинство во Вселенной. Что касается большинства, то его, в видении Пригожина, составляют открытые системы, которые обмениваются энергией и веществом. Ученый полагает, что попытка понять такие системы при помощи механистической модели, обречена на провал. Закрытые системы эволюционирую к хаосу, открытые – ко все более высоким формам сложности. Пригожин выступает с критикой идеи «тепловой смерти Вселенной», Вселенная, в его репрезентации, предстает как открытая система. В его видении, реальность не является ареной, где господствует поря­док, напротив, главенствующую роль в окружающем мире играют неустойчи­вость, неравновесность. Пригожин пишет: «Неравновесность есть то, что по­рождает порядок из хаоса» (7). Важнейшее положение теории Пригожина – спонтанное возникновение порядка из хаоса. Он убежден, что при определен­ных условиях энтропия может быть прародительницей порядка.

    Пригожин утверждает, что все открытые системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют (колеблются, отклоняются от равномер­ного распределения). Отдельные флуктуации столь сильны, что организация разрушается. Этот переломный момент есть особая точка – точка бифуркации. Из этой точки принципиально невозможно предсказать в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие. Одни системы вырождаются, другие развиваются по восходящей.

    Пригожин вводит понятие необратимости времени, что связано с отказом от ньютоновского подхода ко времени как феномену обратимому. Он полагает, что задачей современной науки является преодоление атемпорального видения Вселенной. Идея необратимости времени - нарушения симметрии между про­шлым и будущим выражается ученым при помощи метафоры «Стрела вре­мени».

    Пригожин полагает, что детерминизм и случайность согласуются, допол­няя друг друга. В точке бифуркации невозможно предсказать в какое русло пе­рейдет система, но когда путь выбран, вступает в силу детерминизм. Специ­фику несводимых вероятностных законов он определяет следующим образом: «…детерминистические симметричные во времени законы соответствуют только весьма частным случаям. Они верны только для устойчивых классиче­ских и квантовых систем, т.е. для весьма ограниченного класса физических систем. Что же касается несводимых вероятностных законов, то они приводят к картине «открытого» мира, в котором в каждый момент времени в игру всту­пают все новые возможности»(8).

    Ученый рассматривает свою концепцию как междисциплинарную, тем не менее, он предупреждает о том, что применять естественнонаучные понятия в социальных и экономических исследованиях необходимо с осторожностью, по­скольку люди – не динамические объекты. На человеческом уровне необрати­мость обретает более глубокий смысл, который неотделим от смысла человече­ского существования.

    Создателем концепции универсального эволюционизма являетсяНикита Николаевич Моисеев (1917 – 2000 гг.) – российский ученый, физик, математик, ав­тор работ: «Судьба цивилизации. Путь Разума», «В раздумьях о будущем», «Современный рационализм» и др.

    Исходной идеей концепции Моисеева является идея кризиса классиче­ского рационализма, с такими присущими ему атрибутами как метод субъект-объектного описания, концепция абсолютной истины, жесткого детерминизма и т.п. Ученый формулирует основные постулаты и принципы современного ра­ционализма, среди которых: принцип системности бытия, связи объекта и субъекта познания, принцип стохастичности, относительности истины.

    Согласно принципу универсального эволюционизма Универсум, будучи открытой системой, никогда не находится в равновесии, он все время меняется. Моисеев определяет универсальные, общие для косной материи, живого веще­ства и общества, свойства процессов самоорганизации, протекающих в Уни­версуме. Ученый рассматривает бифуркационный механизм как источник роста разнообразия и сложности систем. В этом, как полагает ученый, проявляется общая направленность мирового эволюционного процесса, хотя отдельные ор­ганизационные структуры могут в процессе эволюции делаться все более при­митивным и исчезать, не справившись с адаптацией к изменяющимся условиям существования. Моисеев рассматривает процесс самоорганизации как непре­рывное разрушение старых и возникновение качественно новых структур, не имеющих аналогов. Основу мирового движении, в его видении, составляет не­прерывная перестройка организации систем и их объединения в новые. Этот процесс универсален – тенденция к кооперативности пронизывает все этажи мироздания. Механизмы лежащие в основании этого процесса Моисеев назы­вает «механизмами сборки». Ученый рассматривает формирование живого ве­щества и Разума как результаты процессов самоорганизации. Он вводит поня­тие «ноосферогенеза».

    Для характеристики механизмов самоорганизации Н.Моисеев использует метафору «Диалектика Рынка»(9). Речь идет не об обывательской интерпрета­ции рыночных отношений, но о сложнейшем механизме самоорганизации, ко­торый изобрела сама Природа. Ученый рассматривает саморазвитие Вселенной как постоянный отбор более совершенных и продуктивных способов организа­ции и кооперации систем и отбраковку контрпродуктивных, утративших свой энергетический потенциал. Он уточняет, что «Рынок» отбирает не всегда самые лучшие структуры и способы организации, поэтому деградация системы также один из возможных сценариев ее развития. Предотвращение такого сценария возможно лишь посредством включения Разума в механизмы Рыночного от­бора. Моисеев утверждает, что становление Разума не меняет смысла того ме­ханизма Рынка, который правит всем процессом развития: Разум дает лишь но­вые возможности тем или иным организационным структурам действовать бо­лее эффективно, поскольку он обладает определенным горизонтом предвиде­ния. Включение Разума в механизмы рыночного отбора, в видении Моисеева, переносит их деятельность на более совершенный уровень, способный учесть будущее. Он указывает: «Особенность Разума как раз и состоит в том, что он способен предвидеть некоторые фрагменты будущего развития, его тенденции, а, следовательно, и оценить некоторые из следствий отбора или предсказать возможные сценарии развития. И, тем самым, повлиять на характер отбора, со­вершаемого РЫНКОМ. Таким образом, включение разума позволяет усовер­шенствовать структуру обратных связей, введя в нее учет тенденций, т.е. про­изводных. (...) Включение Разума в механизмы РЫНКА означает, в частности, использование предвидение в процедурах селекции и отбора, т.е. замену стати­ческих динамическими обратными связями. И, что не менее важно, - включе­ние в процедуры отбора долговременных целей носителей разума. Таким обра­зом, отбор приобретает определенную целенаправленность»(10). Моисеев счи­тает, что жесткое планирование и регламентация человеческой деятельности мешают самоорганизации общества, самоорганизация осуществляется в ре­зультате компромисса двух начал – свободы и регламентации.

    Моисеев констатирует, что в результате рождении Разума возникла новая логика эволюции, часто не согласованная с логикой природы, которая управ­ляла развитием мира до появления человека. Задача человека, по Моисееву, со­стоит в том, чтобы научиться вписывать логику истории в логику развития Природы, найти гармонию синтеза обеих логик, которая только и способна обеспечить развитие человечества(11). Моисеев называет это «аксиомой коэво­люции человека и биосферы». На обширном материале ученый представляет историю экологических кризисов и вызываемых ими бифуркаций в истории культуры.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта