Главная страница

История и методология юридической науки. Министерство науки и образования фгбоу впо тюменский государственный университет


Скачать 2.14 Mb.
НазваниеМинистерство науки и образования фгбоу впо тюменский государственный университет
АнкорИстория и методология юридической науки.doc
Дата28.01.2017
Размер2.14 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория и методология юридической науки.doc
ТипУчебное пособие
#457
страница27 из 28
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

ГЛОССАРИЙ
Аксиология – (греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, стрктуре ценностного мира.

Антикумулятивизм - модель историографии науки, рамках которой ис­тория науки предстает как череда революционных смен систем знания.

Антиномичность объекта познания– понимание объекта познания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внутренне про­тиворе­чивого, многоаспектного.

Антропный принцип – интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как ра­зум­ным существом.

Герменевтический круг - метод исследования юридических текстов, со­единяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на по­сто­янное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, ме­жду ча­стным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и понима­нием.

Гносеология – (греч. gnosis – познание, logos – учение) теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности на­учного познания.

Гносеологический объективизм - идея суверенности разума, объек­тив­ности и предметности знания, достигаемой за счет исключения всего того, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

Гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость за­ко­нов миро­здания с целью обретения власти над вещами, природой.

Детерминизм – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.

Диалогизм – представление о диалоге как универсальном способе ор­га­низации научного знания.

Дисциплинарный синкретизм – нерасчлененное единство научного зна­ния.

Интернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как саморазвитие – разворачивание внут­ренней логики по­знавательных процессов.

Культурно-исторический подход - методология юридических исследо­ваний, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникаль­ный дух, организм.

Кумулятивизм – модель историографии науки, в рамках которой ис­то­рия науки предстает как эволюци­онный процесс накопления и усовершен­ство­вания знания.

Методологический монизм – абсолютизация того или иного метода как единственно истинного.

Методологический плюрализм – многообразие исследовательских подходов и методов.

Механистический детерминизм- представление о жесткой причинно следственной связи явлений мира, их подчиненности законам динамического типа, дающим предсказания точно определенного, однозначного характера.

Механицизм – понимание мира как механической системы, редуциро­ва­ние всех систем к механическим системам.

Натуроцентризм – определение природы как универсальной основы всего сущего, объяснение мира посредством апелляции к природе.

Наука – форма познания мира, сфера общественного сознания, имею­щая в своем основании особый тип познания - научный рационализм.

Научная гипотеза - допущение или предположение, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Научная истина - достоверная информация об объекте, представлен­ная в виде отдельного утверждения или системы утверждений.

Научная картина мира – предельно обобщенная модель действитель­но­сти, в схематической форме представляющая реальные объекты и про­цессы.

Научная проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых представляет теоретическую или практическую значимость.

Научная теория - система принципов, идей, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного.

Научный закон – форма теоретического знания, содержащая пред­став­ления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между яв­ле­ниями реального мира.

Научный метод – способ научного познания, представляющий собой систему принципов, норм, процедур, организующих научно-исследователь­ский процесс.

Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ори­ен­тированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, ра­зумно-рассудочное мышле­ние.

Объект научного познания– фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания.

Онтология – (греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Органицизм - представление о мире как едином организме - большой, саморазвивающейся системе.

Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании тео­рии, в организации эмпирических исследований.

Предмет научного познания (предметное поле научного познания) - конкретный аспект (аспекты) исследуемого объекта, на который направ­лено внимание исследователя.

Принцип дополнительности – представление о том, что только сово­купность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах.

Про­грессизм вера в возможность преобразования и улучшения ок­ру­жающей со­циальной и материальной среды посредством развития челове­че­ского разума.

Рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональ­ном устройстве мира.

Рефлексия – способность мышления сделать своим предметом мыш­ле­ние.

Статистический детерминизм - неклассическое понимание причин­но­сти как статистической закономерности и вероятностной зависимости.

Структурный функционализм - методология юридический исследо­ва­ний, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей чело­века, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент струк­туры имеет определенное функциональное значение.

Субъект научного познания - личность или социальная группа, осу­ще­ствляющая научное исследование.

Сциентизмквали­фикация научного знания как ведущей формы куль­туры и главной производи­тельной силы общества.

Формационный подход - методология юридических исследований, ба­зирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим ба­зисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общин­ную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистиче­скую ста­дии.

Экстернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как процесс, обусловленный внешними – социаль­ными, культурными, экономическими и т.д. факторами.

Эпистемология – (греч episteme - знание, logos – учение) теория науч­ного познания.

Юридическая аксиология - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основа­нии правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посред­ством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некото­рому ап­риорно существующему идеалу.

Юридическая герменевтика - методология познания права, позицио­ни­рующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной ин­терпре­тации и понимании.

Юридический дискурс - система юридического знания, выраженная в языке.

Юридическая синергетика - методология юридических исследова­ний, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обла­дающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного об­мена энергией - информацией с внешней средой.

Юридическая феноменология - методология познания правовых яв­ле­ний, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством ме­то­дологической процедуры эпохе.

Юридический позитивизм - методологияисследования права, опи­раю­щаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет вы­явления и устранения противоречий в законе.

Юридический постмодернизм - методология юридических исследова­ний, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу вы­явления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса вла­сти.

Юридический прагматизм - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, вы­двигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практи­чески непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом про­блемной си­туации.


Список литературы
Основная


  1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М., 1997.

  2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспи­рантов.- Ростов н/Д., 2007.

  3. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

  4. Степин В.С. Теоретическое знание.- М., 2003.

  5. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.

  6. Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2007.

Дополнительная


  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники.- М.. 1998.

  2. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Мате­риалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.

  3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

  4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

  5. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

  6. Андреева Г.М., Психология социального познания. - М., 2000.

  7. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диа­лектика и связь времен).- М., 1996.

  8. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999.

  9. Атарщикова Е.Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.

  10. Бакли У. Структурно-функциональный анализ в современной социоло­гии // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

  11. Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии.- М., 1994.

  12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994

  13. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000.

  14. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эсте­тика словесного творчества. М., 1986.

  15. Башляр Г. Избранное: научный рационализм. - М., 2000

  16. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

  17. Белов В.А. Ценностное измерение науки.- М., 2001.

  18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трак­тат по социологии знания. М., 1995.

  19. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

  20. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

  21. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

  22. Бернар Дж. Наука в истории общества.- М., 1956.

  23. Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пос.- Харьков, 1996.

  24. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.

  25. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

  26. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.

  27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

  28. Больцано Б. Учение о науке: Избранное.- СПб., 2003

  29. Бургин М.С. Кузнецов В.И. Введение в современную точную методо­логию науки.- М., 1994.

  30. Варьяс М.Ю. Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999.

  31. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  32. Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре// Куль­турология XX век: Антология. - М., 1995.

  33. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и со­временность. 1993. № 4.

  34. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское го­сударство и право. 1986. № 10.

  35. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1990.

  36. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.

  37. Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки.- М., 1996.

  38. Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. - М., 1995.

  39. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988.

  40. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.- М., 2003.

  41. Гайденко П.П. Эволюции понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формирова­ние научных программ нового времени.- М., 1987.

  42. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие пер­вых научных программ.- М., 1980.

  43. Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века.- М., 1989.

  44. Гегель. Система наук. Часть первая. Феноменологии духа.- СПб., 1992.

  45. Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.

  46. Герменевтика: история и современность (Критические очерки).- М., 1985.

  47. Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитар­ного знания.- Самара, 2001.

  48. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: акту­альный и все еще не завершенный проект // Правоведение. 2000. № 3.

  49. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

  50. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Правове­дение. 1996. № 1.

  51. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом пове­дении в Советском Союзе.- М., 1991.

  52. Грязин И.Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкури­рующих теорий. Таллин, 1983.

  53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической фи­лософии. Кн.1. Общее введение в чистую феноменологию.- М., 1999.

  54. Гуссерль. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.

  55. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения.- М., 1998.

  56. Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995

  57. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Право­ведение. 2001. № 4.

  58. Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: Новые ис­следования по теории права и демократического правового государства // Ха­бермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интер­вью. М., 1995.

  59. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб., 2000.

  60. Джемс У. Воля к вере. - М., 1997.

  61. Джентиле Ф. О роли философии права в изучении философии в Ита­лии // Государство и право. 1995. № 1.

  62. Дзюн Т. Теория науки. М., 1983.

  63. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изуче­ния общества и истории.//Собр. Соч. Т.1.- М., 2000.

  64. Дьюи Д. Реконструкция в философии. - М., 2001.

  65. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.

  66. Злобин Н. Культурные смыслы науки.- М., 1997.

  67. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994

  68. Ильин В.В. Философия науки.- М., 2003.

  69. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.

  70. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

  71. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  72. Исторические типы рациональности. Т. 1-2. М., 1995.

  73. Историческое в теории права. Тарту, 1989.

  74. История и методология социального познания. Конец XIX –XX вв. - М., 2001.

  75. История политических и правовых учений: учеб. Для вузов/ под ред. Проф. О.Э. Лейста.- М., 2006.

  76. Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание.- Воронеж, 2003.

  77. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи.- Л., 1991.

  78. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

  79. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М., 2000.

  80. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и про­гнозы будущего. М., 1997.

  81. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

  82. Карпович В.Н. Системность теоретического знания. Новосибирск, 1984.

  83. Касавин И.Т. Проблемы неклассической теории познания. Миграция. Креативность. Текст.- СПб., 1998.

  84. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе//Философия культуры. - М., 1998.

  85. Кассирер Э. Философия символических форм.- Т. 1-3.- СПБ, 2002

  86. Кедров Б.М. Классификация наук. Кн. 1-3. М., 1961-1985.

  87. Кедров Б.М. О великих переворотах в науке.- М., 1986.

  88. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды.- М., 1990.

  89. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы.- М., 1998.

  90. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Госу­дарство и право. 1995. № 9.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


написать администратору сайта