Главная страница

История и методология юридической науки. Министерство науки и образования фгбоу впо тюменский государственный университет


Скачать 2.14 Mb.
НазваниеМинистерство науки и образования фгбоу впо тюменский государственный университет
АнкорИстория и методология юридической науки.doc
Дата28.01.2017
Размер2.14 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория и методология юридической науки.doc
ТипУчебное пособие
#457
страница26 из 28
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
К главе I:
1. Основанное на опыте, направленное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений, ра­зумно-рассудочное, мышление называется: а) философский прагматизм; б) по­вседневный практицизм; в) научный рационализм; г) развитой утилитаризм.

2. Мысль о мысли, способность мышления сделать своим предметом мышление есть: а) интуиция; б) эрудиция; в) интеллект; г) рефлексия.

3. Универсальный принцип, дающий основание квалифицировать те или иные идеи как научные или ненаучные по своей сути, называется: а) критерий научности; б) мерило правдивости; в) кодекс честности; г) показатель истинно­сти.

4. Логикой рассудка является: а) диалектика; б) мифологика; в) формаль­ная логика; г) схоластика.
К главе II:
1. Наука как социальный институт, форма культуры и специфический вид познавательной деятельности возникла: а) в Древней Индии в VII в. до н.э.; б) в Европе в XVI -XVII вв.; в) в Древней Греции в VI в. до н.э.; г) в России в XVIII в.

2. По К. Ясперсу духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н.э., когда в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления ки­тайской философии, в Индии жил Будда и возникли Упанишады, в Иране про­поведовал Заратустра, в Палестине выступали древнеиудейские пророки, в Греции творили Гомер, Парменид, Гераклит, Платон называется: а) Возрожде­ние; б) Осевое время; в) Новейшее время; г) Новое время.

3. Выдающиеся римские юристы: а) Гай (II в.); б) Папиниан (II– III вв.); в) Ульпиан (II–III вв.); г) Августин (IV–V вв.).

4. Основным методом средневековой юриспруденции была: а) диалек­тика; б) соционика; в) схоластика; г) синергетика.
К главе III:
1. В современном науковедении сложилась традиция выделять следую­щие типы научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: а) классический; б) неклассический; в) неоклассический; г) постнеклас­сический; д) протоклассический.

2. Натуроцентризм как центральный принцип классической науки в юри­дической науке XVII - XVIII веков отливается в форму концепции: а) историче­ского права; б) естественного права; в) живого права; г) свободного права.

3. Представление о правовой реальности как сложной, внутренне неодно­родной и антиномичной системе присуще: а) классической юридической науке; б) неклассической юридической науке; в) постнеклассической юридической науке; г) неоклассической юридической науке.

4. Основные модели историографии науки: а) кумулятивизм – антикуму­лятивизм; б) позитивизм - антипозитивизм; в) сциентизм – антисциентизм; г) интернализм – экстернализм.
К главе IV:
1. Предельно обобщенная модель действительности, формирующаяся по­средством обобщения и систематизации научных знаний, в схематической форме представляющая реальные объекты и процессы: а) объект научного по­знания; б) раздел научного познания; в) предмет научного познания; г) научная картина мира.

2. Достоверная информация об объекте, представленная в виде отдель­ного утверждения или системы утверждений, называется: а) критерий научно­сти; б) план познания; в) научная истина; г) предмет познания.

3. Форма теоретического знания, содержащая представления о сущест­венных, необходимых и повторяющихся связях между явлениями реального мира: а) научный закон; б) научная картина мира; в) критерий научности; г) на­учный идеал.

4. Этапнаучного познания, связанный с формулированием научного до­пущения или предположения, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, называется: а) формулировка проблемы; б) вы­движение научной гипотезы; в) конструирование теории; г) формирование па­радигмы.

5. Признание всеобщей объективной закономерности и причинной обу­словленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки, называется: а) сциентизм; б) техницизм; в) детерминизм; г) индетерминизм.
К главе V:
1. Методология познания права, позиционирующая предмет исследова­ния как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимания: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический прагматизм.

2. Способ исследования юридических текстов, соединяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на постоянное разрешение смысло­вого противоречия между частью и целым, между частным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и пониманием: а) юридический позитивизм; б) герменевтический круг; в) герменевтический квадрат; г) юридический прагма­тизм.

3. Систематизатор юридической герменевтики, голландский юрист, пра­вовой мыслитель: а) Гуго Гроций; б) Томас Гоббс; в) Джон Локк; г) Жан Боден.
К главе VI:
1. Парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой при­рода выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего: а) прагматизм; б) позитивизм; в) натурализм; г) сциентизм.

2. Способ познания права, в основе которого лежит идея обоснования права посредством апелляции к законам природы: а) юснатурализм; б) позити­визм; в) юспозитивизм; г) сциентизм.

3. Поведенческий подход к праву, в рамках которого конкретное поведе­ние должностных лиц, судей, административного аппарата рассматривается как совокупность реакций организма на раздражители внешней среды: а) бихевио­ризм; б) органицизм; в) биологизм; г) фрейдизм.
К главе VII:
1. Методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основании правовой реальности, выдви­гающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая аксиология; г) юридический прагматизм.

2. Понятие «естественное право с меняющимся содержанием» вводит в научный оборот: а) Р. Штаммлер; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) К.Ф. Савиньи.

3. Автор концепции нормативизма: а) Е. Эрлих; б) К. Маркс; в) Г. Кель­зен; г) К.Ф. Савиньи.
К главе VIII:
1. Методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, выдвигающая задачу реконст­рукции опыта, с целью формирования «практически непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом проблемной ситуации: а) юридическая гер­меневтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический прагматизм.

2. Основным методом исследования права в рамках юридического праг­матизма выступает метод: а) реконструкции опыта; б) герменевтического круга; в) отнесения к ценности; г) интерпретации.

3. Одним из видных представителей юридического прагматизма является американский правовед, юрист: а) Г. Кельзен; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) Р. Паунд.
К главе IX:
1. Методология познания правовых явлений, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигаю­щая задачу ее выявления посредством методологической процедуры эпохе: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический позитивизм.

2. Одним из классиков юридической феноменологии можно считать не­мецкого правового мыслителя, последователя Э. Гуссерля, представителя фе­номенологического движения XX века: а) Г. Кельзена; б) К. Маркса; в) Е. Эр­лиха; г) А. Райнаха.

3. Представителем феноменологии права в российской юридической науке был выдающийся российский юрист: а) Г.Г. Шпет; б) Н. Н. Алексеев; в) Н.К. Петров; г) А.В. Павлов.
К главе X:
1. Методологияисследования права, опирающаяся на формально-логиче­ский анализ юридических текстов на предмет выявления и устранения проти­воречий в законе: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменоло­гия; в) юридическая синергетика; г) юридический позитивизм.

2. Автор идеи, согласно которой, юридическая наука должна изучать, а не оценивать право; ее задача - заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и во­обще правотворческой) деятельности государства: а) К. Бергбом; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) Р. Паунд.

3. Юридический неопозитивизм как методология исследования права развивается в русле такого направления юридической науки как: а) социологи­ческая юриспруденция; б) аналитическая юриспруденция; в) юридическая си­нергетика; г) юридическая феноменология.
К главе XI:
1. Методология юридических исследований, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу выявления базовых структур тек­стов, понимаемых как «следы» дискурса власти: а) структурный функциона­лизм; б) юридический постмодернизм; в) юридическая синергетика; г) юриди­ческая феноменология.

2. Определение права как разветвленной, многомерной сети – ризомы, состоящей из множества случайно и локально развивающихся элементов при­суще: а) юридическому постмодернизму; б) аналитической юриспруденции; в) юридической синергетике; г) юридической феноменологии.

3. Основным методом Школы критических исследований права является метод: а) правовой реконструкции; б) правовой деконструкции; в) правовой де­струкции; г) эпохе.
К главе XII:
1. Методология юридических исследований, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей человека, выдвигающая задачу систем­ного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчленен­ной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное значение: а) структурный функционализм; б) юридический постмодернизм; в) постструктурализм; г) юридическая феноменология.

2. Французский правовед, социолог, автор концепции солидаризма: а) К. Бергбом; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) Л. Дюги.

3. Методология структурного функционализма находит применение в: а) социологической юриспруденции; б) юснатурализме; в) юридическом неокан­тианстве; г) юридической феноменологии.
К главе XIII:
1. Методология юридических исследований, базирующаяся на идее куль­турного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникальный дух, организм: а) культурно-исто­рический подход; б) формационный подход; в) цивилизационный подход; г) юридическая феноменология.

2. Представители Исторической школы права: а) Е. Эрлих; б) Л. Дюги; в) Ф.К. Савиньи; г) Г.Ф. Пухта.

3. Основатель Исторической школы права: а) Е. Эрлих; б) Л. Дюги; в) Г. Гуго; г) К. Маркс.
К главе XIV:
1. Методология юридических исследований, базирующаяся на представ­лении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно раз­вивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, фео­дальную, капиталистическую и социалистическую стадии: а) культурно-исторический подход; б) формационный подход; в) цивилизационный подход; г) юридическая феноменология.

2. Основатель формационного подхода к изучению правовой сферы жизни общества: а) Е. Эрлих; б) Л. Дюги; в) Г. Гуго; г) К. Маркс.

3. По мнению К. Маркса, существование политической и юридической надстройки, а также формы государства и права, методы деятельности госап­парата, способы реализации права обусловлены: а) соотношением классовых сил; б) влиянием природных факторов; в) потребностями людей; г) соотноше­нием хаоса и порядка.
К главе XV:
1. Методология юридических исследований, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, нерав­новесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменоло­гия; в) юридическая синергетика; г) юридический прагматизм.

2. Мера дезорганизации права с позиций синергетики: а) правовая энтро­пия; б) правовая экстропия; в) правовая негэнтропия; г) правовая деконструк­ция.

3. Ослабление регулятивных функций правовой системы есть с позиций синергетики: а) правовая диссипация; б) правовая экстропия; в) правовая де­конструкция; г) правовая реконструкция.


Ключи к тестам для самоконтроля


К главе I:

1. в).

2. г).

3. а).

4. в).

К главе II:

1. б).

2. б).

3. а), б), в).

4. в).

К главе III:

1. а), б), г).

2. б).

3. б).

4. а), г).

К главе IV:

1. г).

2. в).

3. а).

4. б).

5. в).

К главе V:

1. а).

2. б).

3. а).
К главе VI:

1. в).

2. а).

3. а).

К главе VII:

1. в).

2. а).

3. в).

К главе VIII:

1. г).

2. а).

3. г).

К главе IX:

1. б).

2. г).

3. б).

К главе X:

1. г).

2. а).

3. б).

К главе XI:

1. б).

2. а).

3. б).

К главе XII:

1. а).

2. г).

3. а).

К главе XIII:

1. а).

2. в), г).

3. в).

К главе XIV:

1. б).

2. г).

3. а).

К главе XV:

1. в).

2. а).

3. а).



Вопросы к зачету:




  1. Наука как форма познания мира.

  2. Наука как сфера культуры.

  3. Наука как социальный институт.

  4. Юридическая наука и иные формы познания права.

  5. Ростки юридической науки в культуре Древневосточных цивилиза­ций.

  6. Юридическая мысль Древней Греции.

  7. Наука о праве в Древнем Риме.

  8. Юридический рационализм Средневековья.

  9. Юридическая рациональность в культуре Возрождения.

  10. Классический этап развития юридической науки.

  11. Неклассический этап развития юридической науки.

  12. Постнеклассический этап развития юридической науки.

  13. Основные элементы научного познания.

  14. Основные этапы научного познания.

  15. Методология научного познания: философские, общелогические, об­щенаучные методы исследования.

  16. Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  17. Герменевтика в истории методологической мысли.

  18. Юридическая герменевтика.

  19. Основные идеи и принципы натурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  20. Исторические сложившиеся формы натурализма.

  21. Юридический натурализм.

  22. Основные идеи и принципы аксиологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  23. Аксиология в истории методологической мысли.

  24. Юридическая аксиология.

  25. Основные идеи и принципы прагматизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  26. Прагматизм в истории методологической мысли.

  27. Юридический прагматизм.

  28. Основные идеи и принципы феноменологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  29. Феноменология в истории методологической мыслию.

  30. Юридическая феноменология.

  31. Основные идеи и принципы позитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  32. Позитивизм в истории методологической мысли.

  33. Юридический позитивизм.

  34. Основные идеи и принципы неопозитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  35. Неопозитивизм в истории методологической мысли.

  36. Юридический неопозитивизм.

  37. Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  38. Постпозитивизм в истории методологической мысли.

  39. Основные идеи и принципы структурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  40. Основные идеи и принципы постструктурализма как методологии со­циально-гуманитарного познания.

  41. Структурализм и постструктурализм в истории методологической мысли.

  42. Юридический постмодернизм.

  43. Основные идеи и принципы структурного функционализма как мето­дологии социально-гуманитарного познания.

  44. Структурный функционализм в истории методологической мысли.

  45. Структурный функционализм в юриспруденции.

  46. Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизаци­онного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.

  47. Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории мето­дологической мысли.

  48. Культурно-исторический подход в юриспруденции.

  49. Основные идеи и принципы эволюционного подхода как методоло­гии социально-гуманитарного познания.

  50. Эволюционный подход в истории методологической мысли.

  51. Формационный подход в юриспруденции.

  52. Основные идеи и принципы синергетики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

  53. Синергетика в истории методологической мысли.

  54. Юридическая синергетика.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


написать администратору сайта