Минздрава россии
Скачать 182.09 Kb.
|
Экспансивные бредовые идеиБред изобретательства выражается в том, что больной убежден, что он сделал выдающееся открытие, изобрел вечный двигатель, открыл причину рака, нашел средство для максимального продления человеческой жизни, изобрел "эликсир вечной молодости", "средство для усовершенствования человеческой породы". Близок к этому бреду и бред реформаторства, когда больной убежден, что "открыл идею преобразования мира" и совершит "гениальную реформу". Бред высокого происхождения заключается в убежденности больного, что он сын всемирно известного писателя, кинозвезды, "последний отпрыск дома Романовых" и т. д., а "те, кто считается сейчас родителями, всего лишь воспитатели", "подставные лица", "родители в условном смысле". Бред богатства заключается в убежденности больного, что он "владелец несметных сокровищ", "обладает всеми золотыми запасами на земле", "ему ничего не стоит подарить каждому студенту по золотой шубе", у него "дом в миллион комнат". Любовный, эротический (сексуальный) бред заключается в том, что больной или больная твердо убеждены в необыкновенно сильной любви к ним какого-то человека, возможно, даже и незнакомого, который "безумно любит на расстоянии". Такие больные настойчиво добиваются встречи с "возлюбленным" или "любимой", буквально преследуют их, все поведение окружающих и особенно "предмета любви", по их мнению, подтверждает правильность их мысли: "Он делает вид, что мы незнакомы, потому что оберегает меня от нападок своей нелюбимой жены", "Она специально надела красное платье, чтобы показать, как сильна ее любовь ко мне", "Он специально женился, чтобы не бросить тень на мою репутацию". Нелепый бред величия (грандиозных размеров) – так называемый мегаломанический (от греч. меgаs – большой) ("все дети на земле родились от него", "все книги, какие в мире есть, написал я, но только под разными именами", "я один могу сразу съесть десять быков") характерен для прогрессивного паралича. Депрессивные бредовые идеиБред самоуничижения, самообвинения, виновности, греховности – весьма близкие по клиническому содержанию патологические идеи о своих мнимых ошибках, несуществующих грехах, несовершенных преступлениях ("в жизни не сделано ничего хорошего", "я никуда не годный человек", "вся моя жизнь – сплошная цепь ошибок и преступлений"). Такие больные очень часто убеждены, что своими ошибками и поступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они "всем в тягость", "объедают окружающих", "не имеют никакого права даже на кусок черствого хлеба". Для них характерно также ожидание наказания, убежденность в его необходимости или неизбежности ("я – чудовище, не понимаю, как меня земля держит", "нет такой кары, которая бы соответствовала моим проступкам"). Подобные бредовые идеи особенно характерны для больных с пресенильными психозами. Ипохондрический бред выражается в ошибочных умозаключениях по поводу состояния собственного организма, болезненной убежденности в наличии заболевания (рак, сифилис, СПИД, "воспаление всех внутренностей", нарушение обмена веществ), поражения всего организма или отдельных частей тела ("кровь сгустилась, в сердце какие-то тяжи и пробки, скоро уже придет полный конец"). Иногда больные утверждают, что они уже не существуют, у них нет желудка, нет кишечника ("доктор, как я могу есть, когда у меня уже нет желудка, да и кишечник весь сгнил"). Такая разновидность ипохондрического бреда носит название бреда отрицания или нигилистического бреда (от лат. nigi1у – ничего). Реже такое бредовое отрицание касается не собственного организма, а внешнего мира: "все погибло", "солнце погасло", "земля провалилась", "мир куда-то исчез" (подобный бред так и называется – бред гибели мира). У одного и того же больного может быть либо одна бредовая идея, либо сразу несколько (например, одновременно существование бреда величия и преследования). Кроме того, один вид бредовых идей может переходить в другой (так называемая трансформация бреда). Больная, прежде спокойная и жизнерадостная, с 18-летнего возраста стала все более замкнутой, избегала общественных мест, уединялась, плакала. Через некоторое время "под строгим секретом " сообщила матери, что стоит ей где-нибудь появиться, как все тут же обращают внимание на нее, смеются над ней, считают ее дурочкой. Через некоторое время начала отказываться от еды, говорила, что ее хотят отравить, чтобы она "не мозолила всем глаза своим дурацким видом ". Больная в возрасте 45-46 лет обнаруживала большую тревогу по поводу своего здоровья, сообщала мужу, что "внутри у нее что-то переворачивается", "от подъема тяжести связки оборвались". Все чаще и чаще обращалась к врачам различных специальностей, просила "проверить ее организм ", не верила, когда ее находили здоровой. Все более утверждалась в мнении, что у нее тяжелая, неизлечимая болезнь, "рак", а врачи "просто не понимают или не хотят расстраивать ". Становилась все более подавленной, почти все время лежала в постели. С течением времени все более отчетливо выявлялся депрессивный бред отрицания (нигилистический): "Все органы отвалились, желудок высох, совсем не работает, мочевой пузырь истлел, все нервы атрофировались, кишечник прирос к позвоночнику". |