Минздрава россии
Скачать 182.09 Kb.
|
Основные бредовые синдромыПаранойяльный синдром. Его еще называют, с определенной долей условности, первичным, из-за отсутствия расстройств восприятия. Этот синдром характеризуется постепенным формированием систематизированного бреда, особенно на первых порах эмоционально насыщенного и до какой-то степени правдоподобного, лишенного явных нелепостей. Как уже указывалось, при этом бреде не бывает галлюцинаций, иллюзий, метаморфопсий. В ряде случаев рассматриваемый вид бреда может формироваться на основе сверхценной идеи. По содержанию это чаще всего бред изобретательства, ревности, физического недостатка, любовный, сутяжный. Как правило, он очень стоек. Переводчик, долгие годы специализировавшийся в области технических переводов, с течением времени пришел к убеждению, что все это "ерунда", что "техника не будет совершенной до тех пор, пока не будет совершенной человеческая порода", и стал разрабатывать научную основу этого усовершенствования. Занимался этим несколько лет, настойчиво посещал ученых медиков и биологов, предлагая им "претворить его открытия в жизнь ". Всюду ходил с толстой папкой, полной справок, вырезок из газет и журналов, главным образом популярных. Предлагал создать такой научно-исследовательский институт, "где бы все сотрудники вели эксперименты на себе " и "путем перекрестного скрещивания добивались получения наилучшего потомства ". Признаков слабоумия не обнаруживал, с собеседниками был вежлив и корректен, но никаким разубеждениям не поддавался и был непоколебимо убежден в своей правоте. Несогласие же с ним (в том числе и крупных ученых) объяснял тем, что "все это слишком ново" и "не всем дано смотреть далеко вперед", а в дальнейшем и тем, что "завистники ему мешают"). Параноидный синдром. Этот синдром включает в себя нередко политематичные бредовые идеи и расстройства восприятий, чаще - галлюцинации. При данном синдроме преобладает персекуторный бред. Одной из разновидностей этого синдрома является синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма). Это галлюцинаторно-параноидный синдром, поскольку здесь значительный удельный вес приобретают галлюцинации и, прежде всего, псевдогаллюцинации. Отечественный психиатр, описавший этот синдром (Кандинский), назвал свою монографию "О псевдогаллюцинациях". Преобладающее место в нем занимают бредовые идеи воздействия (психического, физического, гипнотического) и явления психического автоматизма. Последние выражаются в чувстве неестественности, отчужденности, "сделанности" собственных чувств, ощущений, движений, поступков, собственного мышления: "Я сам себе не принадлежу", "Я как автомат, управляемый со стороны". Все симптомы, составляющие синдром Кандинского-Клерамбо, тесно между собой связаны; псевдогаллюцинации сопровождаются чувством сделанности, т. е. связаны с бредом воздействия, с ним же связаны и явления психического автоматизма, а также такие входящие в состав синдрома нарушения, как "чувство овладения" (больным "овладели", он "не принадлежит себе") и так называемый симптом внутренней открытости. Последний, обычно очень тягостный для больных, заключается в убеждении, что все помыслы (мысли) человека, в том числе и самые интимные, сейчас же становятся известны всем окружающим. Нередки и такие симптомы, как "эхо мыслей", "громкое звучание мыслей" (как только человек о чем-либо подумает, тут же слышит звучание этих мыслей и уверен, что все окружающие это обязательно слышат). Эти симптомы относятся к одной из разновидностей психического автоматизма – идеаторному, или ассоциативному. Другой разновидностью психического автоматизма является сенестопатический – "вызывают", "делают" крайне неприятные, тягостные ощущения - сенестопатии. Третьей – кинестетический автоматизм (управляют движениями, поступками). Больной сообщает, что вот уже несколько лет он находится под постоянным воздействием каких-то аппаратов, направляющих на него "лучи атомной энергии". Полагает, что это воздействие исходит от каких-то ученых, ставящих эксперимент. "Они выбрали меня, потому что у меня всегда было богатырское здоровье". "Экспериментаторы отнимают его мысли", "показывают ему какие-то образцы ", которые он видит внутри головы, в голове же "звучит голос – тоже их работа ". Внезапно во время беседы больной начинает гримасничать, кривить рот, подергивать щекой. На вопрос, зачем он это делает, отвечает: "Это вовсе не я, это они лучами жгут, направляют их на разные органы и ткани ". Жаловался также, что "эти ученые изуверы ", воздействуют и на его внутренние органы – "прижигают гениталии ", "мочу задерживают". Парафренный синдром. Этот синдром состоит из сочетания персекуторного и экспансивного бреда. Наряду с идеями преследования, воздействия развивается бред величия (обычно фантастического характера), в сопровождении явлений психического автоматизма и псевдогаллюцинаций. Нередко сочетается с повышенным настроением и конфабуляторным бредом (выдуманные, несуществующие события выдаются за реальные, случившиеся, якобы, с больным) Больная, много лет высказывающая бредовые идеи физического воздействия (существует специальная организация, которая какими-то сверхмощными аппаратами воздействует на нее, на ее психику, отдает ей мысленные приказы, жжет ее тело), стала говорить, что у нее с "этой организацией установилась двусторонняя связь ". Заявляла, что она теперь тоже может воздействовать на окружающих, "передавать им свои мысли, сплошь такие гениальные". Уверяла, что "этими передачами" способствует мировому прогрессу. Настроение приподнятое, благодушна, хотя иногда, главным образом при виде родственников, становится злобной. Другой больной заявил, что ночью в отделении "ворвались" его враги, преследователи, которых он, обладая "могущественной силой", "разорвал" на части, "было много крови, частей тел". На вопрос врача: "Куда все это исчезло?", ответил: "Персонал все успел убрать". Следующий бредовой синдром относится по содержанию к депрессивному – синдром Котара. Этот синдром развивается на фоне тяжелой депрессии. Выделяют две его разновидности: с мегаломаническими депрессивными бредовыми идеями гибели мира, отрицательного величия (злого могущества) со стойкой убежденностью, что уже само существование больного приносит всем окружающим, а то и всему миру, огромный вред, непоправимый ущерб. Наряду с такими идеями, возникает бред мучительного бессмертия – больной и, нередко, его близкие "никогда не умрут", обречены на "вечные мучения", что иногда приводит к суициду с убийством, например, детей. Например, больной упорно отказывается от еды, ибо "я и так уже объел весь мир, скоро все люди с голоду погибнут"; другая больная уверяет, что ее дыхание "зловонное и мерзкое" и может погубить на земле все живое. Второй разновидностью этого синдрома является нигилистический (отрицания) бред с заявлениями о том, что их внутренние органы "гниют" или "сгнили", "внутри ничего нет", "пустой, как бочонок", возможно с присоединением идей "мучительного бессмертия". Больная 60 лет, в состоянии глубокой депрессии, упорно отказывается от еды, объясняя это тем, что "пищеварительного тракта уже нет ", "он полностью сгнил ", "пища может попасть только в легкие", "мышцы тоже все высохли". "На веки вечные останусь таким живым трупом", "буду только мучиться ", "постоянно думаю, как было бы справедливо, если бы я умерла, да ведь смерть меня не возьмет ". Умоляет врачей помочь ей в этом, договориться, чтобы "сожгли в атомном реакторе. Синдром дисморфомании – дисморфофобии. Этот синдром характеризуется обычно триадой (М.В. Коркина), состоящий: из идей физического недостатка ("ноги такие уродливые", "нос, как у Буратино", "уши, как лопухи" и т.д.); бреда отношения ("все смотрят и смеются", "кому приятно смотреть на урода", "люди на улице пальцем показывают"); пониженного настроения, иногда вплоть до тяжелой депрессии с мыслями о самоубийстве. Сама идея физического недостатка чаще всего является бредом паранойяльного типа (когда мысли об уродстве касаются совершенно правильной части лица или тела), реже – сверхценной идеей (в этом случае небольшой дефект, например несколько искривленные ноги, воспринимается как "потрясающее уродство", "позор"). Больным с идеями физического недостатка чрезвычайно свойственно стремление к "исправлению", "коррекции" тем или иным путем своего мнимого или резко переоцениваемого физического недостатка. Особенно активно они посещают хирургов, добиваясь непоказанной им косметической операции. Значительно реже мысли о том или ином физическом дефекте носят характер навязчивых образований. Поэтому более правомерно в большинстве наблюдений говорить не о дисморфофобии (от греч.dis – приставка, означающая расстройство + morphe – форма) – навязчивом страхе по поводу неправильной формы той или иной части тела (хотя такие наблюдения тоже имеются), а о дисморфомании (от греч. мania – безумие, страсть, влечение). Больной 20 лет твердо убежден, что у него "ужасно уродливый нос ", имея в виду маленькую горбинку. Убежден, что стоит ему где-нибудь появиться, как все тотчас начинают его разглядывать и смеяться над ним. Поэтому выходит из дома только в темноте. Если же возникает крайняя необходимость выйти днем, то заклеивает нос пластырем или вызывает сильный его отек, сажая на область переносицы пчел. В таком виде чувствует себя более спокойно и может даже появляться в общественных местах: "Хотя нос и раздулся, зато все видят, что это просто отек от укуса пчелы, а уродства не видно". Очень подавлен, думает о самоубийстве. Многократно обращался к хирургам-косметологам с просьбой "убрать это безобразие ", "освободить от уродства ". В действительности же, по определению косметологов, у больного очень правильное красивое лицо, в том числе и нос). Бредовые синдромы могут возникать при различных психических заболеваниях, отдельно друг от друга или при прогредиентном процессе развиваются по типу хронического бреда поэтапно: паранойяльный синдром трансформируется в параноидный, который в свою очередь в парафренный, что нередко и бывает при параноидной шизофрении. Школьник 16 лет, до этого живой и общительный, стал все чаще уединяться. Нередко, особенно если полагал, что за ним никто не наблюдает, рассматривал свое лицо в зеркале. Часто плакал. Рассказывал близким, что его подавленное состояние связано с "ужасным уродством нижней челюсти", "непомерно большой и широкой ". Упрашивал хирургов сделать ему косметическую операцию, никак не реагировал на их заверения, что челюсть у него самая обычная. Через несколько лет "стал замечать, что между ним и окружающими существует какая-то мысленная связь ", что у него "особая работа мозга ", "способность к передаче мыслей на расстоянии". Это "воздействие извне" способно не только передавать мысли, но и оказывать различные другие действия, например, вызывать покраснение глаз, их "просветление", слезотечение и т. д. Кроме того, этой "передачей "можно "наводить прямо в голову различные зрительные образы", "видно в голове, как в туманном зеркале". О челюсти к этому времени почти не вспоминал и бредовых идей отношения в это время также не высказывал (трансформация паранойяльного синдрома в синдром Кандинского-Клерамбо). Спустя еще несколько лет можно было наблюдать трансформацию и синдрома Кандинского-Клерамбо: он постепенно сменился парафренным синдромом. В этот период больной уверял, что "мысленную связь он установил и с другими планетами, слышит голоса и звуки с других планет, из других миров". Требовал связать его с учеными-физиками, так как он "открыл величайший закон", "может выработать систему улучшения жизни во всей Вселенной" (фантастический бред величия). |