Главная страница
Навигация по странице:

  • Философская вера. Карл Ясперс

  • Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.

  • Онтология

  • Антропология

  • Социальная философия

  • Основной вопрос философии и его 2 стороны

  • Что первично – сознание или материальный мир (онтологическая)

  • Дуализм

  • Идеализм

  • Метафизический материализм

  • Агностицизм

  • Скептицизм

  • Майевтика в философии

  • Две линии античной философии: Демокрит и Платон. 1)Демокрит

  • философия. Философия Билеты. Мировоззрение, его исторические типы


    Скачать 115.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его исторические типы
    Анкорфилософия
    Дата07.12.2022
    Размер115.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Билеты.docx
    ТипДокументы
    #833493
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Вопрос №1

    Мировоззрение, его исторические типы.

    Мировоззрение – это система взглядов, теорий, представлений о мире в целом в его многообразии и о месте человека в этом мире.

    Мифология – исторически первая форма мировоззрения – форма чувственно-эмоционального отношения человека к миру, для которой характерны тотемизм, анимизм, фетишизм.

    Тотемизм –— архаичная форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) — тотемом и родовой группой. Тотем, который обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу — запретом убивать и поедать тотемное животное.

    Анимизм – вера в души и духов, влияющих на жизнь человека, животных и окружающий мир.

    Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.).

    Мифы – в переводе с греческого – «повествования», «сказания». Это была первая попытка объяснить мир, различные явления природы и общества. Мифологическое мировоззрение формировалось на основе эмоционально – ассоциативного воображения. В мифе объединялись: зачатки знаний, религиозных верований, нравственные, эстетические оценки. Миф связывал прошлое с будущим, выполнял функцию духовной связи поколений.

    Религия – тип мировоззрения, который основан на вере в Бога и божеств. Вера – принятие каких-либо положений без доказательств.

    Наука – тип мировоззрения, цель которого изучение объективных законов действительности.

    Философия – системно-рациональное мировоззрение. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, и типом мышления.

    Философия отличается от

    - науки (Ф. дает систему знаний о мире как целом; дает возможность человеку иметь целостное представление о мире)

    - религии (содержит в себе понятие – философская вера – вера человека в собственные возможности)

    Философская вера. Карл Ясперс

    Философская вера как бы находится на границе между религиозной верой и научным знанием. Философская вера отличается от религиозной тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровениях, а на опыте, доступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит разуму, а существует в единстве с ним. Для веры мыслящего человека, человека философствующего, характерно то, что она существует только в союзе со знанием: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя.

    Вопрос №2

    Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.

    Предмет философии составляет отношение человек – мир.

    Весь мир для него делится на две части: мое-«Я» и остальное «не-Я», включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру – главный. С ним соотносятся все другие философские вопросы: проблема смысла жизни; проблема счастья; возможность личного бессмертия; проблема свободы и выбора и др. Эти вопросы исходят из потребности человека осмыслить мир и свое отношение к нему. Философия – это наука о мышлении, о его всеобщих категориях и законах, это история развития человеческого мышления.

    Круг проблем философии охватывает следующие разделы философского знания:

    1.       Онтология - учение о бытии. Этот раздел философского знания изучает мир, взаимосвязь общества и природы, что такое материальное, духовное.

    2.       Гносеология – учение о познании. Этот раздел философского знания изучает: что такое знание, что представляет собой процесс познания, критерии истинного знания, виды истины и пр.

    3.       Аксиология изучает мир ценностей человека, их происхождение, специфику духовных ценностей – свобода, выбор, предназначение, смысл жизни, самореализация и т.п. и их значение для человека.

    4.       Антропология – учение о человеке, его специфике, формах его бытия.

    5.       Логика – наука о законах и принципах мышления.

    6.       Этика – наука о морали и нравственных отношениях.

    7.       Социальная философия – учение о происхождении и сущности общества.

    8. Космология – учение о космосе

    9. Эстетика – учение о чувственном восприятии мира

    Функции философии можно разделить на две группы:

    1)  мировоззренческие функции философии (создание целостной картины мира, места в нем человека):

    - гуманистическая – помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, умение ориентироваться в кризисных ситуациях

    - аксиологическая функция – формирование ценностных ориентаций и идеалов

    - культурно-воспитательная функция – заключается в распространении ценностей и идеалов гуманистического характера, что способствует адаптации человека в окружающем мире, укреплению морали и поиску смысла жизни

    - отражательно - информационная функция – связана с накоплением и углублением знаний, выявлением существенных элементов, структурных связей, закономерностей предмета философского размышления.

    -прогностическая – предсказание общего хода развития бытия (Ф. на основании знаний об окружающем мире и человеке осуществляет прогнозирование тенденций развития человека)

    2)  методологические функции философии (методы познания окружающей действительности)

    - эвристическая – содействие приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий;

    -координирующая – координирование методов в процессе научного исследования;

    -интегрирующая – объединяющая роль философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность;

    - логико-гносеологическая – заключается в поиске способов достоверного познания окружающей действительности.

    - критическая – состоит во внесении философией элементов сомнения в познание окружающего мира, а также в существующее знание. Разрушение догм приводит к расширению границ познания и увеличению достоверного знания.

    Вопрос №3.

    Основной вопрос философии и его 2 стороны

    Основной вопрос философии, вопрос о соотношении сознания и материи, мышления и бытия.

    Основной вопрос философии имеет две стороны.

    I.  Что первично – сознание или материальный мир? (онтологическая)

    В решении этой проблемы существуют 3 философских течения: дуализм, материализм и идеализм. Материалистическое мировоззрение проявляется в двух формах: диалектический материализм и метафизический материализм. Идеалистическое мировоззрение проявляется в двух формах: объективный идеализм и субъективный идеализм.

    Дуализм – учение, в котором материя и сознание существуют независимо друг от друга. (Декарт, Кант);

    Материализм – учение, в котором источником всего существующего признается материальное начало. (Гераклит, Демокрит, Маркс, Дидро)

    Идеализм – учение, в котором источником мира является идеальное начало, носящее субъективный или объективный характер.

    Диалектический материализм — это наука, изучающая отношение сознания к объективному материальному миру, наиболее общие законы движения и развития природы, общества и сознания. (Маркс, Энгельс).

    Метафизический материализм – это материализм противоположный диалектическому материализму, отрицающий качественное саморазвитие через противоречия и сводящий разнообразие форм движения к механическому движению. (Ф. Бэкон, Спиноза, Локк)

    Объективный идеализм – за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне нас — это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный разум.  (Платон, Гегель).

    Субъективный идеализм – за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое является субъективным, т.е. зависит от субъекта – это человеческая мысль, ощущения и понятия (Беркли, Фихте).
    II.  Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии представляет собой вопрос о познаваемости мира: дают ли наши знания истинную информацию о внешнем мире и о человеке? Может ли человек познать мир и самого себя? В решении этой проблемы сформировалось несколько направлений:

    1. Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость мира того, что не может быть представлено в опыте (Кант, Юм)

    2. Философский оптимизм - концепция, утверждающая, что мир абсолютно познаваем (Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс)

    3. Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению познаваемость объективной действительности (Пиррон)

    Вопрос №4.

    Античная философия: основные школы и представители

    I. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

    Фалес выдвинул идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: в положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому ясизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

    Преемник Фалеса Анаксимандр первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как
    божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

    Третий представитель Милетской школы — Анаксимен. Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

    II. Пифагорейская школа (Пифагор)

    Пифагор был тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» — вот его исходная позиция. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления Пифагорейцы одними из первых, тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени,
    а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

    III. Элейская школа (Зенон, Парменид)

    Парменид написал поэму «О природе». В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же точности нет.

    Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Парменид, считал, что Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он говорит: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется бытием.

    Вопрос №5.

    Софисты и Сократ.

    Софисты утверждали, что все в мире субъективно и относительно. Если признать эту идею справедливой, то тогда софистического искусства будет вполне достаточно для победы в любой дискуссии: побеждает не тот, кто находится на стороне истины, а тот, кто лучше владеет приемами полемики.

    Софистам идейно противостоял Сократ, который утверждал, что объективная истина есть, только неизвестно точно, какая она, что собой представляет; в силу чего задача каждого думающего человека заключается в том, чтобы искать эту единую для всех истину.

    Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при
    помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Данный прием называется майевтика. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому.

    Майевтика в философии – это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя».  Майевтика Сократа – это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге. Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена.

    Вопрос №6.

    Две линии античной философии: Демокрит и Платон.

    1)Демокрит

    Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота — единственная реальность. Атомы носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни конца, сталкиваясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Таким образом, в картине мира, по Демокриту, бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов. Демокрит различал атомы (неделимые) и амеры (не имеющие размера). Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности.

    Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо.

    Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом, и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта