Главная страница
Навигация по странице:

  • Сознание и язык. Виды и функции языка.

  • Метафизика и диалектика. Категории диалектики. Диалектика

  • Единичное – особенное – общее

  • Содержание – форма Содержание – это совокупность элементов предмета, а форма – устойчивая связь элементов содержания.Причина – следствие

  • Возможность – действительность

  • Необходимость – случайность

  • Догматизм

  • Противоположности

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода коли­чественных изменений в качественные. Качество

  • Количество

  • "скачок". Примеры

  • Закон отрицания отрицания

  • Познание и его формы. Проблема истины. Виды истины.

  • Общественное сознание и его формы.

  • Правовое

  • Религиозное

  • философия. Философия Билеты. Мировоззрение, его исторические типы


    Скачать 115.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его исторические типы
    Анкорфилософия
    Дата07.12.2022
    Размер115.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Билеты.docx
    ТипДокументы
    #833493
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Социальная природа сознания. Сознание и мозг.

    Сознание – это социальное явление. Природа породила человека как биологическое существо, но, чтобы он приобрел черты социального существа, стал личностью, его должно воспитать общество, передав ему достижения разума и опыта предшествующих поколений.,

    Сознание есть продукт деятельности материального органа - мозга, результат его способности отражать объективный мир в идеальных образах. Психика неотделима от мозга и определяется характером происходящих в нем материальных нейрофизиологических процессов на молекулярном, клеточном и органном уровнях. Сознание – это функция мозга. Мозг – лишь одна из материальных предпосылок возникновения психики, сознания, личности, лишь необходимое условие ее рождения и существования. Сознание, личность – это явления социального происхождения. Мозг - необходимая, но не достаточная предпосылка сознания. Специфика психической деятельности людей, особенности их личности определяются не только анатомо–физиологическими свойствами человеческого тела (прежде всего, человеческого мозга), но в большей степени, условиями общественной жизни, сформированным в данном обществе общественным сознанием – признанными в обществе этическими, эстетическими, правовыми и др. нормами. Поэтому применяется формула, что «мыслит не мозг, а человек при помощи мозга». Функцию передачи индивиду накапливаемого в ходе развития общества разностороннего опыта стала выполнять культура, которая вытеснила генетический способ трансляции поведенческих программ. Поэтому, начало человеческого общества нужно искать в развитии общения и формировании внегенетических, социальных систем передачи информации, знаково-символических, языковых систем.

    Вопрос №26.

    Сознание и язык. Виды и функции языка.

    Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования.

    Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека, его сознания, общественных отношений в целом.

    Язык – это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникационную функции в процессе жизнедеятельности человека, он выступает как средство общения. Мысль представляет собой идеальное отражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения.

    Можно выделить следующие функции языка: 1) номинативная (способность языка обозначать мир вещей и процессов); 2) познавательная (помогает участвовать в познавательном процессе, в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.); 3) коммуникативная (средство общения). Аккумулятивная функция обеспечивает накопление, преемственность знаний и существование человека в истории.

    Сознание – отражает действительность, а язык обозначает ее и служит средством выражения мысли. Сознание не может существовать вне языковой оболочки. Сознание и язык органически связаны друг с другом. Но их единство не означает их тождества. Мысль, как значение слова, есть отражение объективной реальности, а слово, как знак, есть средство выражения и закрепления мысли, средство передачи ее другим людям.

    Виды языкаЕстественные языки – главное средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Естественные языки складываются в ходе коммуникации, служат средством передачи информации, выражения эмоций, мироощущения. Это язык повседневной жизни. Поэтому естественные языки - многозначны, гибки, многоплановы, красочны. 

    Искусственные языки созданы для узких потребностей:

    - служат ограниченным и специальным задачам исследования;

    - заключаются в построении выводимого знания из исходных предпосылок;

    - они – модели отдельных фрагментов естественных языков;

    - над формулами искусственных языков можно производить операции;

    введение искусственных языков позволяет науке изучать абстрактные закономерности. Искусственный язык - язык математической символики, язык физической теории, системы сигнализации, коды, шифры, формализованные языки программирования, различные архиваторы и пр.

    Вопрос №27.

    Метафизика и диалектика. Категории диалектики.

    Диалектика – учение о развитии. Возникнув изначально как понятие, обозначающее искусство вести спор, диалектика - особый философский метод познания, основанный на выявлении в целостном предмете противоречивых сторон и, в то же время, усматривающий во внешне противоположных вещах и явлениях моменты единства и взаимосвязи. Развитие является основным предметом изучения диалектики.  Диалектика как метод познания требует изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи. Главной альтернативой диалектики является метафизика. Метафизический метод познания рассматривает предметы и явления не в их взаимосвязи, а в отрыве друг от друга, односторонне, абсолютизируя какую-то одну сторону.

    Основные категории диалектики:

    Единичное – особенное – общее

    Единичное– это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное – это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее – признак, присущий всем объектам данного класса без исключения.

    Сущность – явление

    Сущность – это внутренние, недоступные чувствам свойства предмета, а явление – внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем.

    Содержание – форма

    Содержание – это совокупность элементов предмета, а форма – устойчивая связь элементов содержания.

    Причина – следствие

    Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление, предшествуя ему, а следствие – это результат действия причины.

    Возможность – действительность

    Возможность – это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же – это ставшая, реализованная возможность.

    Необходимость – случайность

    Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами, а случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

    Виды метафизики:

    Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, носящих абсолютный характер.

    Эклектика – отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; совмещение различных, зачастую разнородных точек зрения.

    Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов (софизмов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней правильностью.

    История диалектики:

    В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

    1. Стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

    2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

    3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).

    Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах - понятиях и смыслообразах.

    Вопрос №28.

    Законы диалектики.

    Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

    Противоположности — это противостоящие друг другу стороны в предмете, явлении, которые отрицают, исключают и одновременно предполагают друг друга.

    Противоречие — это взаимодействие противоположностей.

    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

    Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник развития всего сущего.

    Примеры:

    - Противоположности можно проиллюстрировать на примере взаимодействия симпатической и парасимпатической нервной системы на сердце: парасимпатическая (главный нерв вагус) ослабляет, замедляет работу сердца, симпатическая усиливает, учащает работу сердца. Адреналин надпочечников учащает сердцебиение, калий, кальций тормозят.

    - В организме человека происходит регенерация тканей, клеток. Так, кроветворный орган - красный костный мозг вырабатывает кровяные тельца, а в селезенке разрушаются («кладбище эритроцитов») лейкоциты через 137 дней, эритроциты через 7 дней. Таким образом происходит постоянное обновление крови.

    Закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

    Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

    Мера — единство количества и качества.

    Скачок – момент перехода от одного качества к другому

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Происходит "скачок".

    Примеры:

    - Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

    Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    Примеры:

    • "эстафета поколений";

    • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

    • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

    • исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

    Вопрос №29

    Познание и его формы. Проблема истины. Виды истины.

    Познание – деятельность, направленная на получение нового знания.

    Процесс познания имеет два уровня – чувственное познание и рациональное познание. Процесс познания движется через относительные истины к абсолютным – достоверному знанию.

    Познание возможно благодаря наличию трех моментов:

    1) субъекта познания, то есть носителя познавательной активности;

    2) объекта познания, то есть того, на что направлена познавательная деятельность субъекта;

    3) интенции, то есть направленности субъекта на объект.

    Формы чувственного познания:

    Ощущение – это отражение органами чувств отдельных внешних свойств предметов. 

    Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно воздействующий на органы чувств.  

    Представление – это образ предмета, хранящийся в памяти, оно базируется на ощущениях и восприятиях.

    Формы рационального познания:

    Понятие – это форма мысли, в которой фиксируются существенные свойства предметов и явлений. 

    Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо, о чем-либо. 

    Умозаключение – это форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение в виде вывода.

    Одной из важнейших проблем в теории познания является проблема истины.

    Истина – соответствие знания действительности. Истина по содержанию объективна, то есть содержание человеческих представлений соответствует объективному миру. По форме истина относительна или абсолютна.  Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это знание верное, но неполное, приблизительное, одностороннее, которое со временем уточняется. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины – это зависимость знания от условий, места и времени, в которых оно существует и развивается.

    Противоположностью истины является ложь. Ложь — это преднамеренное искажение действительности. Главным критерием истинности или ложности знаний является практика.

    Характерные черты практики: ● человек не просто наблюдает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. ● человек познает окружающий мир, чтобы использовать результаты познания в своей деятельности. ● пока какое-то положение не будет проверено на опыте оно останется всего лишь гипотезой.

    По вопросу познаваемости мира в философии сложилось два направления.

     Агностицизм (греч.-непознаваемость). Некоторые философы отрицают возможность достоверного знания и считают, что познавательные возможности человека ограничены. Ярким примером агностицизма считают учения немецкого философа XVIII в. И. Канта. Он разделил внешний мир на мир явлений и мир сущностей. Через свои ощущения человек познаёт мир явлений. А мир сущностей недоступен ощущениям. Он – непознаваем. Познавательные способности человека ограничены, сущность для него остается закрытой.

    Большинство философов и ученых утверждают, что у человека есть все возможности для познания окружающего мира и самого человека, мир познаваем. Эта концепция называется гносеологическийоптимизм. Объекты внешнего мира своими свойствами воздействуют на органы чувств человека, и в его сознании возникают образы предметов. Это и есть знание о предметах. В XVII веке сложилось два направления: эмпиризм – человек может изучать мир при помощи опытного познания (Ф.Бэкон) и рационализм – познать мир можно посредством разума, логических законов (Р.Декарт).
    Вопрос №30.

    Общественное сознание и его формы.

    Общество — это система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

    Общественное сознание – это совокупность общественных идей и теорий, политических и правовых взглядов, нравственных, религиозных, философских и иных воззрений людей.

    Уровнями общественного сознания являются: обыденное сознание (отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины), теоретическое сознание (систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий).

    Существуют следующие формы общественного сознания: правовое, нравственное, религиозное, политическое, научное, эстетическое, философское.

    Правовое – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, их представление о том, что является правомерным или неправомерным.

    Нравственное – это совокупность норм, правил и принципов, регулирующих действия людей. Их выполнение (в отличие от правовых норм) основано не на законе, а на совести и общественном мнении.

    Религиозное предполагает веру в существование высшего духовного начала и сакральных явлений в жизни людей.

    Политическое – совокупность идей, теорий, взглядов, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества.

    Наука как форма общественного сознания – это система логически непротиворечивых знаний о мире. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний о природе, обществе и человеке. Она отражает мир в понятиях, законах, истинность которых проверяется практикой.

    Искусство как форма общественного сознания основано на образном восприятии окружающего мира. Искусство является формой эстетической деятельности и составной частью духовной культуры человечества.

    Философское – объединяет в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленно на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта