Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия прагматизма: основные представители и проблемы. Прагматизм

  • Философия жизни: основные представители и проблемы. Шопенгауэр

  • Состояние верблюда

  • Психоанализ и неофрейдизм: основные представители и проблемы. Психоанализ

  • Экзистенциализм: основные представители и проблемы. Экзистенциализм

  • 1) религиозный Николай Александрович Бердяев

  • философия. Философия Билеты. Мировоззрение, его исторические типы


    Скачать 115.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его исторические типы
    Анкорфилософия
    Дата07.12.2022
    Размер115.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Билеты.docx
    ТипДокументы
    #833493
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    4) русский космизм

    Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Циолковский считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

    Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре.:

    - Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).

    - Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).

    - Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).

    - Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

    Вопрос №16.

    Философия прагматизма: основные представители и проблемы.

    Прагматизм – одно из направлений философии 20 в, называемое «философией делового человека». Один из наиболее ярких представителей – Дж. Дьюи. Главная проблема данной философии – истиной является такое знание, которое приносит пользу, выгоду. Главным предметом философии выступает отдельный человек.

    В частности, Д. Дьюи:

    • выдвинул мысль о том, что центральным понятием филосо­фии является понятие опыта, вокруг изучения которого необ­ходимо построить все философские исследования;

    • под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;

    • делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче­ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе­ственный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.

    Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

    Дьюи выделил три пути совершенствования опыта:

    1) применение к опыту научных методов, "высоких технологий" (человечество совершило научно-техническую революцию благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на­учные методы, ни высокие технологии абсолютно не применя­ются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со­вершенные научные методы и высокие технологии, причем вне­дрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.)

    2) совершен­ствование мышления

    3) социальная реконструкция (совершенст­вование самого общества: борьба с бедностью, сглаживание внутренних и международных конфликтов, более справедливое распределение произведенных материаль­ных благ, Обеспечение прав человека, совершенствование демократического государства)

    Вопрос №17.

    Философия жизни: основные представители и проблемы.

    Шопенгауэр

    Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума. (Кант. «вещь в себе»)

    Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

    1. мир как воля;

    2. мир как представление.

    Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

    Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

    Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

    Ницше

    Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. Человек, по его понятию, является мостом к сверхчеловеку, а преодолеть этот мост можно путем подавления в себе животного начала и движения к атмосфере свободы.

    В работах Ницше встречается две концепции сверхчеловека. Одна из них основана на биологической теории Дарвина о постоянном развитии эволюционного процесса, ведущего к появлению нового биологического вида. В настоящее время высшей ступенью эволюционного процесса является будто бы человек. В будущем должен появиться еще более совершенный вид, который уже не будет принадлежать к роду homo sapiens, но образует особый биологический вид homo supersapiens. Но в связи с чрезвычайно долгим путем данного процесса, стремительный в своих порывах Ницше не мог так долго ждать, и в его работе предстает иная концепция, согласно которой человек представляется как нечто окончательное, а сверхчеловек выступает совершеннейшим человеческим типом.

    По пути к сверхчеловеку необходимо пройти несколько стадий развития человеческого духа:

    1. Состояние верблюда (состояние рабства – «ты должен», оказывающее давление на человека).

    2. Состояние льва

    С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю. Этот этап служит началом эволюции человека в сверхчеловека).

    1. Состояние ребенка (период творчества)

    Состояние ребенка является вершиной самоопределения. Ребенок есть символ игры, новых начинаний и иллюзии. Ведь когда ребенок играет, он пользуется в игре самообманом и тем самым свободно создает иллюзии, в которых отражает подлинную действительность, а не подражает ей. Ребенок есть свободное сознание действительности, и то, во что играет ребенок, есть сама действительность.

    Сверхчеловек Ницше – это смысл бытия. В учении Ницше сверхчеловек может прийти на смену Бога. Философ считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.

    Вечное возвращение – это философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено. Концепция вечного возвращения Ницше является одной из основополагающих идей его философии.

    Рассматривая идею вечного возвращения, Ницше выделял в ней несколько уровней и подходов к ее пониманию и содержанию:

    - Физикалистский подход, который предполагал попытку научного обоснования идеи вечного возвращения. Для его осуществления Ницше опирался на ряд предпосылок:

    Поскольку количество материи конечно, а время ее существования бесконечно, то она не способна бесконечно изменяться во времени принимая все новые и новые формы. Соответственно есть два выхода – либо нахождение некоего равновесного состояния, либо повторение уже существовавших форм реализации материи. Однако если бы такая точка равновесия была возможна, она уже установилась бы и длилась бесконечно. Поэтому остается лишь принять идею о вечном возвращении.

    Трансцендентное осмысление идеи вечного возвращения самим Ницше вступает в полное противоречие с ее физикалистическим обоснованием. Вечное возвращение с позиции трансцеденции предполагает вечное нахождение мира в состоянии хаоса, неопределенности, при котором каждое действие содержит в себе отражение всех существующих и когда-либо существовавших действий, поскольку обусловлено ими.

    Рассматривая идею вечного возвращения с экзистенциальных позиций, Ницше приходит в ужас, и предполагает, что также ее должны воспринять и другие. Прежде всего вечное возвращение означает, что для человечества разрушены все спасительные иллюзии о загробном мире, рае и аде, боге, воздаянии после смерти или хотя бы спасительном ничто и полном исчезновении личности у нерелигиозных граждан. Жизнь бесконечна, она будет повторяться вновь и вновь и человек, каждый человек никогда не обретет от нее освобождения.

    Однако Ницше формулирует и альтернативу – представление о сверхчеловеке. Сверхчеловек – тот, чья жизнь – это не противоборство с другими, а вечное творчество, преобразование себя и мира. По этой причине сверхчеловек не должен страшиться идеи вечного возвращения. Напротив, для него она означает эпоху вечного могущества, бесконечного творческого экстаза в котором он становится по настоящему великим.

    Вопрос №18.

    Психоанализ и неофрейдизм: основные представители и проблемы.

    Психоанализ – психотерапевтический метод, разработанный Зигмундом Фрейдом для лечения психоневрозов. По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

    Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

    - сознание;

    - бессознательная сфера;

    - раздел предсознания.

    В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования.

    В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки.

    Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

    Жизненная энергия – либидо.

    Агрессивная энергия – инстинкт смерти (танатос).

    Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

    «Сверх-Я» – Суперэго;

    культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека

    Я» – Эго;

    «Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми, помогает нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия.

    «Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность.

    Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности. Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социумеИными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура. Таким образом, культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида.
    Неофрейдизм – направление в современной, преимущественно американской, философии и психологии. 

    Если Фрейд занимался индивидуальным бессознательным человека, то Юнг разрабатывает теорию коллективного бессознательного, с которым индивидуальное бессознательное имеет тесную связь. Таким образом, неофрейдизм – это расширение понимания бессознательного, которое включает в себя как индивидуальное, где хранятся вытесненные желания, подавленные страхи, неосознанные негативные качества, так и общее, имеющее не только память о прошлом, но и видение настоящего и будущего. Коллективное бессознательное включает опыт человечества на протяжении всего существования, и оно едино для всех. К такому выводу Юнга привели результаты изучения сказок, мифов, преданий и т. д. разных народов мира. Сняв национальный колорит, он обнаружил поразительное сходство историй и героев. Эти герои явились первообразами многих поколений людей – Юнг назвал их архетипами.

    Архетипы, находясь в коллективном бессознательном, влияют на неосознанный выбор модели поведения в разных ситуациях. Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется:

    ● персона (от лат. “маска” — социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий; это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями)

    ● анима (бессознательная женская сторона личности мужчины);

    ● анимус (бессознательная мужская сторона личности женщины);

    ● тень (противоположна персоне, бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании; представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти)

    ● самость (наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы все другие элементы, воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности).

    Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. 

    Вопрос №19.

    Экзистенциализм: основные представители и проблемы.

    Экзистенциализм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.

    1) религиозный

    Николай Александрович Бердяев

    В центре внимания Бердяева – задача совершенствования человека. Бердяев подчеркивал, что человек – это малый бог, активный соучастник божественного миротворения, он – как бы точка, в которой пересекаются два мира – земной и божественный. Именно творчество раскрывает фундаментальное свойство человека – способность к активной созидательной деятельности в окружающем мире. Творчество представляет собой направленность человека к более совершенному бытию, оно – ответ на призыв Бога к человеку.

    Бердяев развивает идею немецких мистиков Экхарта и Беме о несотворенности свободы Богом, ее принадлежности великому Ничто, из которого сотворен мир, и которое не зависит от Творца. Бог не создал свободу, следовательно, Творец никакой ответственности за действия человека не несет. Свобода человека также происходит изнутри, от его духовности, а не даруется извне. Подлинная творческая свобода на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Такая свобода требует от человека неизмеримо больше по сравнению с требованиями традиционной морали, она заставляет человека брать на себя ответственность за все зло мира. Бердяев подчеркивал особое призвание человека в мире – участие в дальнейшем творении мира и его совершенствовании.

    Человек обречен жить в обществе, однако конфликт личности и общества неизбежен. Бердяев здесь уловил одну из неразрешимых еще пока проблему человеческого бытия: человек – цель прогресса, но общество – система, не адекватная интересам личности и XX век, век «истребления духовности», это доказал. Для человечества существует два пути, считал Бердяев, – или смерть личности, господство безличности в жизни, или «воскрешение человечества», имя которому будет Богочеловечество.

    Для Бердяева истина – это не результат познания объективного мира, но, напротив, победа над вещностью мира объектов и раскрытие в них духовных смыслов, источником которых является человек. Познание – это не погружение человека в мир объектов, а напротив, это процесс, возвышающий человека над миром, в который он вносит смысл, определяет направление развития.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта