философия. Философия Билеты. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 115.5 Kb.
|
2)Платон Идея — центральная категория в философии Платона. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи —только материальные копии идей. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея — это идея абсолютного добра.Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в мире идей. Затем она попадает на землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей – припоминается. Этим и определяется строение души. Таким образом, Душа, по Платону, — бессмертная сущность; строение души: 1) высший уровень – разумный, обращенный к миру идей, основа добродетели и мудрости; 2) низший уровень – чувственный, с помощью которого человек познает мир вещей Вопрос №7. Философия Аристотеля Аристотель — ученик Платона, материалист. Логика Аристотеля – это основное орудие человеческого разума, которое дает истинное представление о действительности, а его законы принадлежат к главным правилам разумных высказываний и не утратили своей значимости по сей день. К основным формам мышления логика Аристотеля относит суждение, понятие и умозаключение. Понятие – это простая исходная связь мыслей, отражающая основные свойства и признаки предметов. Суждение подразумевает отрицание либо утверждение связи между критериями и самим объектом. Под умозаключением понимается самая сложная мыслительная форма, которая образуется на основании выводов и анализа. Логика Аристотеля призвана учить тому, как правильно использовать понятия и аналитику, а для этого обе эти формы должны быть справедливыми. Этот фактор понятию обеспечивает определение, а суждению – доказательство. Таким образом, определение и доказательство древнегреческий философ рассматривал в качестве главных вопросов своей науки. В трактатах ученого были заложены теоретические основы, предмет дисциплины, которые изложил сам Аристотель. Логика для него была выражением собственной философской позиции. Им же были сформулированы и логические законы: тождества, непротиворечия и исключаемого третьего. Первый говорит о том, что любая мысль во время рассуждения должна до конца оставаться идентичной самой себе, то есть содержание идеи не должно меняться в процессе. Второй закон непротиворечия состоит в том, что несколько противоположных мнений не должны быть истинными одновременно, одно из них должно быть обязательно ложным. Правило исключаемого третьего содержит понятие о том, что двойственные суждения одновременно неверными быть не могут, одно из них всегда истинно. Кроме того, логика Аристотеля состояла из методов передачи полученных знаний. Её принцип в том, что частное следует из общего, и это заложено в природу вещей. Однако в это же время человеческое сознание имеет и противоположную идею о том, что достичь целостного знания можно только путем познания его частей. Важно отметить, что учение Аристотеля имело материалистический и диалектический взгляд на связь между языком и мышлением. В отличие от Платона, который говорил о размышлениях без чувственных впечатлений и слов, Аристотель считал, что мыслить без ощущений невозможно. У него чувства имели такую же роль, как и разум, ведь для контакта с реальностью интеллекту нужно осязание, он, как чистый лист, не имеет врожденных понятий, а фиксирует их через восприятие. По мнению философа, именно таким путем начинается познание, а методом своевременного абстрагирования и определения общих признаков рассудок приходит к заключению понятий. Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания. Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию принципа, который называется у Аристотеля движением. Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, то есть, когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами. Причины бытия в метафизике Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой. Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям. Заслугой Аристотеля является создание науки этики. Этика, по Аристотелю, — учение о нравственности и морали, — означала практические знания относительно того, что есть счастье и каковы способы и средства для его достижения, рекомендации о правилах поведения и образе жизни, о воспитании соответствующих деятельностно-волевых качеств. Прежде всего отмечается: жизнь — это деятельность. Вне деятельности он не мыслит назначение человека и его высшее благо, счастье, блаженство. Конечно, деятельность должна быть разумна и направлена на благо. Но ... благо одного человека, говорит он, желанно, конечно, но прекрасней и божественней — благо народа и государства. По Аристотелю, счастье — это высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие. Но понимать ли под высшим благом обладание добродетелью или применение ее, склад души или деятельность — задает он вопрос. И отвечает — в жизни благого и прекрасного достигают те, кто совершает правильные поступки. И даже сама по себе жизнь доставляет им удовольствие в таком случае. Итак, для счастья признается главным деятельность, но деятельность согласно добродетели. Главной же человеческой добродетелью, как было отмечено, он называет деятельность на благо государства, народа. Причем превыше всего он ставит добродетель не тела, а души. Среди последних Аристотель выделяет две категории: одни добродетели называет мыслительными (мудрость, сообразительность, рассудительность), другие — нравственными (щедрость, благоразумие, мужество). Таким образом, можно проследить следующую цепочку в размышлениях философа: цель жизни — благо, высшее благо — счастье, как результат служения народу, государству, его достижение осуществляется через деятельность согласно добродетели и доставляет высшее блаженство, удовольствие. В конечном счете, он призывает воспитывать соответствующие добродетели души и тела. Вопрос №8. Поздняя античность: эпикурейцы, стоики, скептики.
Вопрос №9. Средневековая философия: черты и представители. Основные предпосылки становления: 1) Неоплатонизм 2) Этические идеалы стоицизма 3) Христианский монотеизм Основные особенности: 1) Опора на христианские догматы и принципы. Тесная связь с Библией. 2) Креационизм (концепция, согласно которой, Бог сотворил мир из ничего, воздействием свой воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира) 3) Эсхатологизм (система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни) 4) Провиденциализм (система взглядов, в соответствии с которыми всеми мировыми событиями управляет божественное провидение) 5) Экзегетический характер учений (учение о толковании священного Писания) Выделяют 2 этапа Средневековой философии: 1) Патристика (4-8 в.н.э.) проблема теодицеи. 2) Схоластика (9-14 в.н.э.) поиск рациональных путей познания Бога Августин Блаженный. Теодицея Соотношение добра и зла А.Б. рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло – это отсутствие добра). Все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте: в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Зло следует воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к добру. Абсолютность добра и относительность зла снимают с Бога ответственность за зло, которое происходит в мире. В наличии зла повинен человек, так как он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека – жизнь по Богу. Зло – результат свободы воли, следствие отклонения человека от божественной воли. Фома Аквинский. Схоластика. Схоластика – этап в развитии философии, когда основные догматы были уже сформированы. Поскольку пересмотр основ вероучения не допускался, схоласты занимались главным образом их толкованием, уточнением, комментированием. Главная заслуга Ф.А. – разработка проблемы соотношения разума и веры в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Фома Аквинский создал учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. В соответствии с принципом гармонии веры и разума он разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Основная задача теологии – изложение основанных на вере «истин откровения», задача философии – сделать положения веры доступными человеческому разуму - хотя вера и разум принципиально различны, они образуют гармоничное единство, ибо служат одной конкретной цели – постижению Бога. Ф.А. создал естественную теологию, в основу которой он положил пять доводов бытия Бога. 1) Все движущееся к-либо было приведено в движение чем-то иным. Бог – первопричина всего движения. 2) Мир – совокупность взаимодействующих причин и следствий. Бог – первопричина всего сущего. 3) В мире много случайного, но также есть и необходимость, закономерность. Бог – высшая необходимость. 4) Мир – многоступенчатая пирамида, каждая из последующих ступеней которой более совершенна. Бог – высшее, абсолютное совершенство. 5) Мир един, целесообразен, одухотворен. Бог – источник целесообразности мира. Рассматривая проблему универсалий, Ф.А. считает, что универсалии (общие понятия) существую в трех разновидностях: 1) «до вещи» - в Божественном разуме до сотворения мира 2) «в вещи» - будучи воплощёнными в материю при творении мира Богом (сущность вещи) 3) «после вещи» - в виде понятий, возникающих в человеческом мышлении при изучении мира; понятия остаются даже когда сами вещи уже не существуют Вопрос №10 |